В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Директор Музея кино Вадим Костроменко: `Петя Тодоровский учил меня всему, не подозревая об этом ` Назад
Директор Музея кино Вадим Костроменко: `Петя Тодоровский учил меня всему, не подозревая об этом `
Я не раз, когда жизнь, бывало, загоняла в очередной глухой угол, вспоминал простую мудрость фронтовика Петра Тодоровского: - Так не война же! Он знал цену настоящей беды.

Одесскому профессору кино исполнилось 75 лет. Наш разговор - с режиссером, директором единственного Музея кино в Украине и просто хорошим человеком Вадимом Костроменко.

- Вадим Васильевич, вы наверно были увлечены кино с детства?

- Мои родители к кино не имели никакого отношения, разве что косвенно отец. Он был тапером - музыкантом, который сопровождал немые фильмы в кинотеатре. Он играл на многих инструментах. А связать себя с кино, можно сказать, я решил случайно. В школе учительница дала задание написать рецензию на фильм. Я пришел в библиотеку, чтобы почитать что-то о кино и мне попалась книга Анатолия Головни об искусстве кинооператора. И я загорелся, решил, что буду кинооператором. Поехал поступать во ВГИК, и каково было удивление, когда в экзаменационной комиссии сидел сам Головня! Поступил. Моим ВГИКовским мастером был оператор высшего класса, педагог от Бога, постоянный соавтор фильмов Михаила Ромма - Борис Израилевич Волчек. Он не мучил нас азами операторского мастерства, давал нам неограниченную свободу ошибаться, так как ошибки и были лучшей учебой. А еще он говорил: "Хочешь быть хорошим оператором, будь хотя бы наполовину режиссером". Многие мои коллеги поняли это буквально и, побыв операторами, ушли в режиссуру.

- Ну да... Вы, Тодоровский...

- Да, Петя Тодоровский тоже учился у Волчека, но он закончил учебу на операторском факультете раньше меня. На Одесской киностудии он снял как оператор-постановщик такие яркие картины, как "Весна на Заречной улице", "Два Федора" с Василием Шукшиным в главной роли (я был оператором параллельных съемок), "Жажда" с Вячеславом Тихоновым. Эти фильмы актеров сделали известными. А в свою первую режиссерскую работу "Верность" в 1965 году Тодоровский уже позвал меня оператором. До этого я успел снять в Одессе как оператор десять фильмов. Надо сказать, с Петей мы сразу нашли общий язык, сдружились. Петя учил меня всему, не подозревая об этом.

- И какой "урок" запомнился больше всего?

- Воспринимать мир таким, каков он есть. И это сталось на всю жизнь. Помню, как трудно мне было в один момент на съемках "Верности" и как себя по-дружески, по-человечески повел Тодоровский. Раз в неделю мы отправляли снятый материал в Одессу на проявку. Однажды случилась беда. Мне позвонил из Одессы мой ассистент Слава Бородай прямо в праздник 8 марта и сообщил, что пленка забракована. Брак случился из-за того, что самолет с пленками перелетал над объектами повышенного уровня радиации. Это и подсветило пленку. Когда я узнал, что случился брак, квалифицируемый как операторский, то хотел распрощаться с жизнью. Ведь я должен был всем: и актерам - за несостоявшиеся сцены, режиссеру - за сорванный дебют, Булату Окуджаве - это тоже его дебют в кинодраматургии, студии - за невыполненный квартальный план. И переснять ничего нельзя, снег растаял. Не знал, как сказать о браке Тодоровскому. Ему сказали другие люди. Помню, тогда он, меня увидев, произнес: "Ну что ты, Вадим... Не война ведь. Все остальное переживем". И таки мы пересняли! Огромные пространства плаца, улиц засыпали тоннами соли, алебастра, пеной из пожарных машин наворачивали сугробы. Строгое жюри Венецианского фестиваля подделки не заметило, про изображение фестивальная газета написала: fotografia bellissima. Тодоровский получил медаль Opera Prima за лучший дебют. Это был первый фильм Одесской киностудии, который прорвался за железный занавес... Я не раз, когда жизнь, бывало, загоняла в очередной глухой угол, вспоминал простую мудрость фронтовика Петра Тодоровского: - Так не война же! Он знал цену настоящей беды.

- Это правда, что Евстигнеев на съемках у Тодоровского придумывал на ходу реплики?

- Евгений Евстигнеев в любой роли мог находить комическое зерно. Действительно, он непроизвольно редактировал тексты, добавляя очень удачно междометия, нужные интонации. Способен был смешными деталями украсить свои роли. Тодоровский поначалу делал замечания: мол, Женя, зачем комиковать? Потом соглашался. В фильме "Никогда" это Евстигнеев придумал эпизод, когда директор завода выбивает дробь на тарелке вилками. Причем, у него это получалось профессионально. Прямо профессиональный ударник! А вообще на съемках у Тодоровского было весело! Он умел создать настроение на площадке, что, как бы ни уставали, расходиться после съемки не хотелось (а снимали без выходных - и никто не жаловался). И даже когда только вдвоем в гостиничном номере (а жили мы вместе) делали раскадровки, рисовали, чертили мизансцены, без шуток и смеха не обходилось. А еще Тодоровский не расставался с гитарой, пел и писал юморные стихи, посвящал их актерам.

- А свои впечатления от первой работы у камеры помните?

- Я с моим коллегой Колей Луканевым впервые после окончания ВГИКа заняли место у камеры на съемочной площадке Феликса Миронера, который снимал картину "Улица молодости"- о молодых строителях, выполнявших хрущевскую программу массового строительства жилья. Съемки проходили в Киеве, там начали закладывать Чоколовский массив. Первая неделя работы прошла трудно, но успешно. И погода даже была хорошей!

-А кто был актерской удачей в ваших уже режиссерских работах?

- Юрий Соломин. Я задумал сюжет о том, как в разрушенной революцией и гражданской войной стране проводилась операция по спасению раритетных инструментов, которые так и норовили вывезти за рубеж. На одну из главных ролей мне хотелось пригласить именно Соломина. Но на то, что он согласится, надежды было мало. Ведь он - звезда, а я всего лишь был начинающий режиссер! Он согласился на роль в моей картине "Квартет Гварнери". А через время я спросил, что же его подтолкнуло дать мне согласие на совместную работу. Знал, что не деньги. Соломин получал за один съемочный день 40 рублей (на них тогда можно было здорово питаться две недели. - Прим. ред.). Его ответ был прост: ему очень понравился сценарий, а остальное не главное. Когда снимали Соломина среди женской половины был ажиотаж. В связи с суперпопулярностью Юрия среди женщин на его день рождения наш оператор Коля Ильчук даже сочинил частушку: "Ой товарищ СоломИн, не тащи меня в овин, я сама к тебе приду, двух подружек приведу..." Но Соломин не отвечал взаимностью своим поклонницам. Он мне признался, когда нужно было сыграть одну сцену с девушкой, к которой вспыхивают чувства, что не умеет играть Любовь, потому что не умеет врать: он любит жену. И я его понял. Это очень порядочный человек! Я благодарен судьбе, что мне выпала честь работать с ним.

- А первая красавица советского кино Наталья Фатеева произвела на вас впечатление?

- О, это потрясающей дисциплины актриса! Она очень берегла свой организм как первый инструмент актера. Он ложилась спать строго по расписанию, вставала за три часа до съемок, выполняла зарядку, не было никаких опозданий, конечно. Выпить одну рюмочку невозможно было ее заставить. В жизни, как и на экране, она была красавицей, приятным контактным человеком.

- Вадим Васильевич, а что сейчас происходит с кино?

- По официальной статистике Франция дает на кино 535 миллионов евро, Германия- 140 миллионов, Россия - 283 миллионов долларов, Украина - 5 миллионов гривен. Во Франции находится в производстве 240 фильмов, в России- 70, в Украине - около двух. Этим все сказано. Пока не будет должного финансирования, не будет кино. Однако производство документального фильма значительно дешевле. Таки образом, самые талантливые из молодых идут в документальный кинематограф. Но спонсоры боятся вкладывать в молодое кино, как документальное, так и художественное.

- Ну вот молодому режиссеру Федору Бондарчуку дали денег. Снял он "Обитаемый остров" - широко, масштабно, красочно...И что? Разве шедевр? Значит, не только в деньгах счастье?

- Наши пытаются сделать кино под американцев. Но не получается. Вот и у Бондарчука с большими деньгами и "сине-зеленым" фильмом ничего не вышло. Мы теряем главное, то, ради чего зарождался кинематограф: сеять разумное, доброе, вечное. Есть еще один момент: диктатура продюсера, спонсора. Те, кто дают деньги на кино, выдвигают условия режиссерам насчет сценария, актеров.

- Я знаю, что вами написан сценарий исторического фильма...

- Я написал сценарий на украинском языке "Ярославна, королева Франции". Для того, чтобы снять фильм, нужны большие деньги - три миллиона долларов. Бизнесмены готовы их дать, но они задают вопрос, когда же им эти деньги вернуться. Через год-два, когда картина снимется, продастся, их это не устраивает. Шли переговоры насчет моего фильма с Президентом, но что-то не сложилось... А вот мою книгу - первый том "Одесская киностудия в фактах, документах, воспоминаниях и байках:1900 -1941 годы"- готовит к выходу в свет Московское издательство. Поспособствовал этому мой товарищ - писатель Игорь Болгарин, автор сценария к фильму "Адъютанта его превосходительства".

- А как дело обстоит с Одесской киностудией, вокруг которой столько раздора?

- Большие надежды связываем с тем, что сейчас руководит киностудией наш творческий человек - кинорежиссер Виктор Ноздрюхин-Заболотный. Но я представляю, как ему трудно, потому что перед ним стоит задача спасти киностудию. А денег нет, чтобы платить за газ, воду, электричество, выплачивать зарплаты. Но мы надеемся, что он будет бороться за киностудию и не даст ее обанкротить. С Музеем кино та же проблема: нужен срочный ремонт здания, которое уже пришло в негодность. В общем, одни надежды на кино...

Беседовала Снежана ПАВЛОВА.


Досье "ДВ"

Вадим Костроменко родился в городе Артемовск Донецкой области 26 сентября в 1934 году. Окончил ВГИК (мастерская Бориса Волчека). Режиссер, оператор, сценарист. Был председателем правления Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, сейчас директор Музея кино. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1969 г.), профессор культурологии. Член Худсовета Одесского ТЮЗа. Автор книги "В кадре и за кадром" (2007), соавтор анатированного каталога фильмов Одесской киностудии. Женат. Имеет двух сыновей - киносценариста и художника, внука.

Режисcерские работы:

Всадники - 1972

Причал-1973

Ответная мера - 1974

Наследники - 1974

Квартет Гварнери - 1978

Шкура белого медведя - 1979

Сто первый - 1982

Секретный фарватер - 1986

Дезертир - 1990

Высшая истина бомбиста Алексея - 1991

Ночь грешников - 1992

Не улетай, землянин! - 1991

http://vecher.od.ua/index.php?name=News&file=article&sid=5809

Док. 631931
Перв. публик.: 15.10.09
Последн. ред.: 15.11.10
Число обращений: 0

  • Окуджава Булат Шалвович
  • Соломин Юрий Мефодьевич
  • Тодоровский Петр Ефимович
  • Костроменко Вадим Васильевич
  • Евстигнеев Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``