В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Достоинства и недостатки законодательства стран СНГ, регламентирующего рыбоводную деятельность, с позиции Российского правоприменения Назад
Достоинства и недостатки законодательства стран СНГ, регламентирующего рыбоводную деятельность, с позиции Российского правоприменения
Шаляпин Г.П., к.б.н.

Статья посвящена аналитической оценке законодательства стран СНГ в области рыбоводства (аквакультуры) в сравнении с российским законодательством и учетом отечественных реалий правоприменения. Представленный материал может быть полезен при подготовке проекта федерального закона "Об аквакультуре..."(1)с точки зрения заимствования общих понятий, дефиниций и норм. Помимо этого, приведенная информация позволит придать правильное направление хозяйствующим субъектам, взаимодействующим с зарубежным бизнесом, в части инвестирования рыбоводной отрасли в том или ином государстве с учетом выбора более благоприятной правовой базы для развития указанной перспективной сферы деятельности.

Помимо Российской Федерации устав Союза независимых государств (СНГ) ратифицировали следующие государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Грузия. Последняя, в свете известных событий, вышла из соглашения о создании Союза. Украиной данный устав не был ратифицирован, Туркменией не ратифицировано указанное соглашение.

Вместе с тем, 9 стран - полноправных членов СНГ многое объединяет, в том числе историческое прошлое, общее экономическое и правовое пространство, особенности менталитета, сходство в подходах к ведению хозяйственной деятельности, восприятие правовых понятий. Помимо прочего эти государства сближает наличие отдельных нормативных актов, изданных еще при Советском Союзе, но сохранивших свою юридическую силу, либо используемых в качестве источника права, а также единые акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ (далее - МПА СНГ). Примером может служить Модельный закон "Об аквакультуре", принятый постановлением МПА СНГ от 04.12.2004 N 24-9 (2).

С точки зрения аквакультуры немаловажным является то, что нашу державу с указанными странами связывает сходство климатических условий (соответственно с южными государствами - аридные регионы, а с западными - средняя полоса России), как основного фактора влияния на рыбоводное производство, отсутствие языкового барьера, схожие технологические подходы и объекты культивирования и даже - научные школы и профессиональные кадры (как правило, ранее обучающиеся в единых учебных заведениях агро- и рыбохозяйственного профиля).
В тоже время каждое из вышеперечисленных государств за многие годы после развала СССР выработало методом заимствования, а также практических проб и ошибок свою нормативную базу, регламентирующую аквакультуру. Нормы законодательства этих стран содержат особую специфику, что на наш взгляд полезно оценить с позиции правоприменения в современной России. Такая работа особенно актуальна в период подготовки проекта федерального закона "Об аквакультуре...", разработка которого осуществляется в нашей стране в настоящее время.

Итак, какие плюсы и минусы прослеживаются в законодательстве стран СНГ в сравнении с нормами действующих российских правовых актов?

1. Российская Федерация. Напомним, что рыбоводство (аквакультура) в нашей стране регулируется в первую очередь аграрным законодательством. Основными законодательными актами являются: Федеральные законы "О развитии сельского хозяйства" (3), "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (4), "О племенном животноводстве" (5), "О ветеринарии" (6), а также Гражданским кодексом Российской Федерации (7) (РФ), Водным кодексом РФ (8) и Земельным кодексом РФ (9). В определенной степени данный вид деятельности регламентирован Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (10) (далее - Закон о рыболовстве), который содержит в отношении указанного вида деятельности большое количество коллизионных норм, начиная с общих понятий.

Имеется также ряд подзаконных актов Правительства РФ и различных органов исполнительной власти, регулирующих аквакультуру. Однако в данной работе не делается акцент на российское законодательство, так как оно в достаточной мере освещено в иных наших публикациях 11,12, позволяющих провести аналогию с правовой базой вышеупомянутых государств.

2.    Республика Азербайджан. Основным законодательным актом, регламентирующим рыбоводство в этой стране, является Закон Азербайджанской Республики (АзР) "О рыболовстве" (13).

Как становится понятным уже из его названия, второй вид регулируемой данным Законом деятельности - рыболовство.

В соответствии с преамбулой и статьей 1 данный Закон АзР к рыбным запасам относит не только дикие виды гидробионтов, но и объекты рыбоводства. При этом документ не содержит понятия "аквакультура" и разделяет рыбоводство от рыборазведения и рыбовыращивания (ст. 1). Если первое согласно указанной статьи трактуется как "система биологических, биотехнических, технологических и организационных мероприятий, направленных на увеличение, воспроизводство, выращивание, использование, охрану и улучшение полезных качеств рыб, иных водных животных и растений в водных бассейнах", то второе - "искусственное увеличение и воспроизводство рыбных запасов в водных бассейнах, выращивание различных видов рыб, а также изучение биологических основ технологии рыборазведения", а последнее - "интенсивное выращивание и кормление до товарного веса рыбных мальков в искусственных озерах и прудах". Приведенным понятиям, как видно из дефиниций, законодатель придал разный смысл.

Одним из основных принципов рыбохозяйственной политики государства (ст. 7) продекларирован принцип разделения функций управления в области увеличения, регулирования использования, охраны и научного обеспечения рыбных запасов и функций рыборазведения, рыболовства и производства рыбных продуктов. Подобной нормы невозможно встретить в российском законодательстве.

Несмотря на то, что Закон АзР в значительной степени регулирует вопросы рыболовства, в его общих понятиях отсутствует трактование значения "рыболовство" и ряда сопутствующих ему терминов. Нет в нем и понятий, касающихся акклиматизации и зарыбления. Вместо первого употребляется только слово "переселение" (ст. 9).
Порядок предоставления рыбопромысловых участков для целей промышленного лова упрощен до решения соответствующего органа исполнительной власти, который на основе договора выделяет данные участки юридическим и физическим лицам (ст. 10). При этом Закон АзР не предусматривает решения проблемы наделения водными объектами и их частями рыбоводные организации.

Статья 11 позволяет использовать хозяйства по рыборазведению ("могут быть использованы") для спортивного и любительского лова рыбы при соблюдении правил, определяемых законодательством. Для российских условий неприемлемо ограничение рыбоводства правилами рыболовства, особенно если речь идет о прудовых рыбоводных хозяйства, находящихся в частной собственности.

Ключевую роль с позиции регулирования рыбоводства играет статья 12 "Разведение рыбы в товарных целях", которая позволяет разведение рыб в товарных целях на основе соответствующих технологий в природных водных бассейнах и озерах, а также прудах, создаваемых на основе специальных проектов. Предусмотренная необходимость утверждения рыбоводно-технологических нормативов и технико-экономических обоснований рыбоводной деятельности возможна и для отечественного рыбоводства, хотя Закон АзР не предъявляет требований к индустриальному рыбоводству (разведению в бассейнах и прочих искусственно созданных сооружениях).

Статья 13 посвящена включению рыбных продуктов в торговый оборот. Согласно ей в Азербайджане в данный оборот могут включаться рыбные продукты, отвечающие по качеству государственным стандартам и санитарным правилам, имеющие документы о происхождении и качестве. В этом видна аналогия с советской системой регулирования оборота рыбопродукции (ГОСТы, СНиПы), вместо отечественных технических регламентов. Интересна норма данной статьи о том, что если в договорах по международному сотрудничеству не предусмотрены другие условия, то при импорте и экспорте рыбных продуктов принимаются показатели международных сертификатов. В этом (особенно при экспорте) видна логика - та страна, куда поставляется продукция, оценивает её качество на основании требований своего законодательства, так как продукты питания пойдут в употребление гражданам именно принимающего государства (что поучительно российскому законодателю и контролирующим органам).

Права субъектов рыбоводной деятельности перечислены в статье 15. Основные из них: самостоятельно осуществлять владение, пользование и распоряжение выловленными и произведенными продуктами производства в установленном законодательством порядке; приобретать мальков у предприятий рыбопитомника для выращивания в товарных целях; использовать для выращивания и лова рыбы пруды, водоемы с непроточной водой, небольшие озера, размещенные на землях, находящихся в их собственности или пользовании, а также прочие права, включая даже участие в конференциях, выставках, аукционах и иных мероприятиях (прим.: что, казалось бы, само собой разумеющееся и не требует разрешения государства).

Административная составляющая в Законе АзР видна в ряде статей. Так, например, рыбохозяйственные мелиоративные работы осуществляются в соответствии с биологическими основами только специализированными государственными рыбоводческими предприятиями, юридическими и физическими лицами, имеющими разрешение и технические возможности для ведения этих работ (ст. 19), права органов рыбоохраны расширены и позволяют её сотрудникам посещать в целях проверки соблюдения рыбохозяйственного законодательства объекты юридических и физических лиц, занимающихся разведением рыбы, размещенные на территории, обслуживаемой этими лицами, а также на промышленные, энергетические, сельскохозяйственные и иные объекты, размещенные вокруг водных бассейнов рыбоводного значения (ст. 21) и т.д.

Положения по установлению порядка утверждения норм допустимых вредных влияний на водные объекты (ст. 25), ведения рыбохозяйственного кадастра (ст. 27), осуществления рыбохозяйственной экспертизы проектных документов (ст. 28) и определения водоохранных зон (ст. 30) в значительной степени схожи с правовыми нормами российского природоохранного и рыбохозяйственного законодательства (Водный кодекс РФ, Закон о рыболовстве).

Обращает на себя внимание статья 33, согласно которой работы на водных объектах, находящихся в государственной собственности, по искусственному разведению, воспроизводству и рыбохозяйственной мелиорации финансируются из государственного бюджета; разведение и воспроизводство осетровых рыб и иных ценных видов рыб стимулируется государством, а работы на водных объектах, находящихся в обособленном пользовании, аренде, муниципальной или частной собственности, по выращиванию, разведению рыб и рыбохозяйственной мелиорации финансируются только пользователями и собственниками водных объектов.

Важно отметить, что Закон АзР не вводит монополию государства на осетровых и иных ценных видов рыб, но некоторые императивные нормы, ограничивающие частный бизнес в рыбоводстве, явно прослеживаются. Объяснением этому видимо служит ранее принятый Закон АзР "Об основах аграрной реформы" (14), согласно которому "в государственной собственности, как правило, оставляются..., племенные хозяйства, рыбоводческие предприятия, мелиоративные и водохозяйственные объекты... и другие объекты государственного значения" (ст. 4). Кроме того "крупные источники воды, мелиоративные и оросительные системы, предприятия по их эксплуатации и другие объекты оставляются в государственной собственности" (ст. 6), а аграрный сектор, включая ветеринарную деятельность, подготовку кадров, научное обеспечение и т.д. находится под государственной протекцией (ст. 13).

Из других законодательных актов, в той или иной степени регулирующих рыбоводство в Азербайджане, необходимо отметить Водный кодекс АзР , Земельный кодекс АзР , Законы АзР (15) "Об охране окружающей среды" (16) , "О ветеринарии" (17), "О селекционных достижениях" (18). Все они в той или иной степени корреспондируются с одноименными законодательными актами Российской Федерации.

3. Республика Армения. В данной стране рыбоводству отведена незначительная роль, о чем констатирует Союз рыбоводов Армении (20). Этот факт можно усмотреть даже в наличии норм права, регламентирующих указанный вид деятельности. Это сказывается на объемах рыбоводного производства, несмотря на большое количество (на относительно малой площади региона) рыбоводных хозяйств (250 шт.) (21) и благоприятные предпосылки развития отрасли, связанные в первую очередь с ранним разгосударствлением хозяйственной деятельности, предусмотренной Законом Республики Армения (РА) "О приватизации государственного имущества" (22). Специализированного закона об аквакультуре (рыбоводстве) в стране нет. Отдельные вопросы рыбоводной деятельности регулируются аграрным, водным и гражданским законодательством. Основные из них следующие: Земельный кодекс РА (23), Водный кодекс РА (24), Гражданский кодекс РА (25), Законы РА "О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах" (26), "Об экспертизе воздействия на окружающую среду" (27), "О ветеринарии" (28) , "Об охране селекционных достижений" (29) и т.д. . Их названия говорят сами за себя, а нормы затрагивают только правоотношения в узкой сфере деятельности. Не приходится выделять и каких либо значимых для российских субъектов аквакультуры нормативных подзаконных актов, направленных на урегулирование правовых отношений в рыбоводстве этой страны. Понятие "аквакультура" в законодательстве Армении также отсутствует. Закон РА "Об озере Севан" (30) не содержит положений, касающихся развития рыбоводства, несмотря на то, что кроме природоохранных целей он устанавливает правовые и экономические основы государственной политики по использованию указанного водного объекта, являющегося в стране самым крупным и значимым в хозяйственном отношении. Данный правовой акт подобен Федеральному закону "Об охране озера Байкал" (31) " , принятому в России с целью сохранения экосистемы эндемичного озера.
Из списка других актов, целесообразно обратить внимание на положения Водного кодекса РА, согласно которому все имеющиеся на территории Армении водные ресурсы признаны государственной собственностью, а распоряжение, владение ими и их использование осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством (ст. 4). При этом пользователь обязан получить разрешение на водопользование для любого вида водопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 21). Рыбоводная деятельность к такому "случаю" не относится (ст. 22), в связи с чем, рыбоводным организациям необходимо на общих основаниях получать разрешение на водопользование в органе по управлению и охране водных ресурсов или его бассейновом управлении (ст. 30). Статьей 33 установлен срок действия разрешения на водопользование с правом дальнейшей его пролонгации: "До принятия Национальной водной программы (прим.: согласно ст. 1 данная Программа - основной документ о перспективном управлении водными ресурсами и их охране) выданное на основании настоящего Кодекса разрешение на водопользование действительно на срок не более чем 3 года.". На территориях, имеющих план бассейнового управления, срок действия разрешения на водопользование не может превышать 25 лет. На территориях, не имеющих указанных планов, срок действия разрешения не может превышать 5 лет. Орган по управлению и охране водных ресурсов при положительном заключении Национального водного совета может на основании планов бассейнового управления выдать разрешение на водопользование на более длительный срок, который не может превышать 40 лет, в случае, если будут гарантированы инвестиционные расходы.
Таким образом, в процедуре предоставления водных ресурсов в Армении отчетливо виден административный подход. В целом законодательство данного государства решает правовые проблемы аквакультуры в незначительной мере, а его нормы носят преимущественно императивный характер.
4. Республика Беларусь не имеет отдельного законодательного акта в области аквакультуры. Вопросы, касающиеся рыбоводной деятельности в стране, регламентированы рядом нормативных актов, относящихся к различным отраслям права. Понятия "аквакультуры" в них не предусмотрено, а как синоним везде применяется термин "рыбоводство".
Из законодательства в первую очередь необходимо обозначить Водный кодекс Республики Беларусь (32) (РБ), Гражданский кодекс РБ (33), Кодекс РБ о земле (34), Законы РБ "О государственной экологической экспертизе" (35), "О ветеринарном деле" (36), "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (37).Водный кодекс РБ позволяет аренду водных объектов (их частей) для целей рыбоводства (ст. 28) лишь в том случае, когда они не включены в фонд рыболовных угодий (прим.: т.е. для рыболовных нужд), в порядке и на условиях, установленных Советом Министров РБ, за исключением целей, перечисленных в части 2 статьи 25 настоящего Кодекса. Глава 7 Водного кодекса РБ определяет все права и обязанности водопользователей.

Арендодателями водных объектов и их частей являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления. Арендатор не вправе сдавать в субаренду водные объекты, переданные ему по договору аренды. Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту территории. Порядок передачи водных объектов в аренду регулируется настоящим Кодексом, Законом РБ "Об аренде" (38)" и иными актами законодательства Республики Беларусь (ст. 28).

На основании Водного кодекса РБ принято постановление Совета Министров РБ от 04.10.2007 N 1260 (39), , утвердившее Положение о порядке предоставления водных объектов в аренду для рыбоводства. Суть последнего - установить процедуру передачи водоемов в аренду и определить категорию водных объектов, которые запрещено предоставлять для нужд рыбоводства. На основании п. 7 этого Положения решение о предоставлении в аренду водного объекта принимается:

- районным Советом депутатов в случае, если водоем расположен на территории одного района;

- соответствующим областным Советом депутатов, если водоем расположен на территории двух и более районов;

- совместным решением соответствующих областных Советов депутатов, при расположении водоема на территории двух и более областей.

С позиции российской действительности в этом видится жесткий административный характер управления отраслью. Вышеуказанными нормативными актами не учтена ситуация решения вопроса, при которой на один водный объект претендуют два и более заявителей одновременно. Решение этой проблемы отдано на откуп группы лиц, наделенных определенными властными полномочиями.

Срок аренды определен статьей 29 Водного кодекса РБ - до 5 лет (краткосрочный) и от 5 до 25 лет (долгосрочный). Для рыбоводства предусмотрен долгосрочный срок аренды (п. 16 Положения), с запрещением субаренды (п. 18 Положения). Конкретный срок аренды прописывается в договоре, но он также зависит исключительно от мнения депутатов. Аренда платная (п. 17) и по определенным причинам может расторгаться (п. 24), либо пролонгироваться с предоставлением преимущества традиционным пользователям (п. 19). Введение некоторых преференции для рыбоводных организаций в части водопользования становятся вполне понятными, если учесть, что основные из них имеют статус государственных предприятий.

В целях обеспечения эпизоотического благополучия рыбоводства в соответствии с Законом РБ (40) "О ветеринарном деле" и Ветеринарным уставом РБ (41), утвержденным постановлением Кабинета Министров РБ от 30.08.1995 N 475 , Минсельхозпрод РБ постановлением от 29.12.2007 N 9 (42) утвердил Ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих деятельность по разведению и выращиванию рыбы и других гидробионтов (гл. 17 Правил). Правила имеют ряд важных положений, затрагивающих различные сферы технологического и производственного процесса, включая требования к объектам строительства рыбоводных объектов, что, безусловно, является назидательным для отечественного правоприменения (особенно с учетом устаревших отечественных ветеринарных инструкций).

Декретом Президента РБ "О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции" (43) право перехода на уплату единого налога в порядке, установленном в пункте 5 настоящего Декрета, предоставляется организациям, производящим сельхозпродукцию, у которых выручка от реализации произведенной продукции рыбоводства составляет не менее 50% от общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый год. В этом документе усматривается аналогия с Налоговым кодексом РФ (44) в части отнесения отечественных рыбоводных организаций к категории сельхозтоваропроизводителей (ст. 346.2), уплачивающих единый сельхозналог. Однако для отечественных организаций указанной статьей определен объем производства не менее 70% сельхозпродукции. Таким образом, белорусские условия можно считать более приемлемыми по сравнению с российскими требованиями.

Законом РБ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (45) предусмотрены формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств, занимающихся рыбоводством (ст. 3). К ним относятся: поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельхозтехники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания, а также в иных сферах, наравне с другими производителями сельхозпродукции. Напомним, что поддержка отечественных рыбоводных организаций предусмотрена статьей 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и её формы подобны тем, что установлены белорусским законодательством.

Закон РБ "О племенном деле в животноводстве" (46) определяет правовые и экономические основы осуществления племенного дела в животноводстве, взаимоотношения государства и владельцев племенных животных и племенной продукции, а также направлен на государственное "стимулирование и регулирование деятельности по совершенствованию существующих и созданию новых пород, сохранению генофонда, размножению сельскохозяйственных животных... и рыб" (преамбула Закона). То есть нормы данного закона аналогичны положениям Федерального закона "О племенном животноводстве", который в полной мере относится к племенному рыбоводству.

(Начало. Продолжение в следующем номере)

Список библиографических источников:

1. Проект федерального закона "Об аквакультуре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Росрыболовство. 30.06.2010. URL: http://fish.gov.ru/lawbase/Documents/Проекты/prkt41.pdf (дата обращения: 18.07.2010).

2. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств участников Содружества независимых государств, 2005, N 35 (ч.2), С. 150-169.

3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27.

4. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249.

5. Федеральный закон от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве"// Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, N 32, ст. 3199.

6. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"// Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ, 17.06.1993, N 24. ст. 857.

7. Гражданский Кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.

8. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, N 23, ст. 2381.

9. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

10. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"// Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, N 52, ст. 5270.

11. Шаляпин Г.П. О концепции проекта федерального закона "Об аквакультуре"// Аквакультура: современное состояние, проблемы и перспективы развития/ Тез. Всерос. электрон. науч. конф. 05.11.09. URL: http://econf.rae.ru/article/5413 (дата обращения: 18.08.10).

12. Шаляпин Г.П. Этатизм как сдерживающий фактор правового регулирования аквакультуры в субъектах Российской Федерации// Финансовые и правовые проблемы Российской Федерации и пути их решения: теория и практика/ Тез. докл. науч. конф., Братск: БГУЭП, 12-13 мая 2010 г., С. 46-51.

13. Закон Азербайджанской Республики от 27.03.1998 N 457-IГ "О рыболовстве"// Законодательство Азербайджана. 30.06.2004. URL: http://www. zewo.ru/laws/0457-1q.html (дата обращения: 06.08.2010).

14. Закон Азербайджанской Республики от 18.02.1995 N 976 "Об основах аграрной реформы"// СоюзПравоИнформ. 25.07.2003. URL: http://base.spinform. ru/show_ doc.fwx?regnom=2793 (дата обращения: 03.08.2010).

15. Водный кодекс Азербайджанской Республики от 26.12.1997 N 418-IГ// СоюзПравоИнформ. 25.07.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=2564 (дата обращения: 03.08.2010).

16. Земельный кодекс Азербайджанской Республики от 25.06.1999// СоюзПравоИнформ. 28.08.2004. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=2588 (дата обращения: 23.07.2010).

17. Закон Азербайджанской Республики от 08.006.1999 N 678-IГ "Об охране окружающей среды"// СоюзПравоИнформ. 27.08.2004. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=2679 (дата обращения: 23.07.2010).

18. Закон Азербайджанской Республики от 31.05.2005 N 922-IIГ "О ветеринарии"// СоюзПравоИнформ. 15.07.2005. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?regnom=14994 (дата обращения: 03.08.2010).

19. Закон Азербайджанской Республики 15.11.1996 N 197-IГ "О селекционных достижениях"// СоюзПравоИнформ. 17.06.2003. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=14994 (дата обращения: 05.08.2010).

20. Сармакешян Г. Рыбоводы требуют законности// Голос Армении, N 39 (19972) от 15 апреля 2010 г., Ереван, С. 7-9.

21. Геворкян А. Кто тормозит развитие рыбоводства в Армении?// Экономическая газета Армении, от 27 апреля 2010 г., N 15 (865), С. 12-14.

22. Закон Республики Армения от 13.01.1998 N ЗР-188 "О приватизации государственного имущества"// СоюзПравоИнформ. 22.04.2003. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?Regnom =3005 (дата обращения: 05.08.2010).

23. Земельный кодекс Республики Армения от 04.06.2001 N ЗР-185// СоюзПравоИнформ. 25.05.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=8657 (дата обращения: 08.08.2010).

24. Водный кодекс Республики Армения от 29.06.2002 N ЗР-373// СоюзПравоИнформ. 18.06.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=7114 (дата обращения: 12.08.2010).

25. Гражданский кодекс Республики Армения от 17.06.1998// СоюзПравоИнформ. 22.04.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=2998 (дата обращения: 11.08.2010).

26. Закон Республики Армения от 22.01.1991 N С-0242-1 "О крестьянских и коллективных крестьянских хозяйствах"// СоюзПравоИнформ. 13.05.2003. URL:http://base.spinform.ru/showdoc.fwxregnom=2977 (дата обращения: 10.08.2010).

27. Закон Республики Армения от 12.12.1995 N 3P-21 "Об экспертизе воздействия на окружающую среду"// СоюзПравоИнформ. 17.02.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwxregnom=2987 (дата обращения: 06.08.2010).

28. Закон Республики Армения от 30.12.1999 N ЗР-16 "О ветеринарии"// СоюзПравоИнформ. 18.08.2003. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=7444 (дата обращения: 07.08.2010).

29. Закон Республики Армения от 22.12.1999 N ЗР-23 "Об охране селекционных достижений"// СоюзПравоИнформ. 16.08.2003. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=7450 (дата обращения: 09.08.2010).

30. Закон Республики Армения от 14.06.2001 N ЗР-190 "Об озере Севан"// СоюзПравоИнформ. 21.05.2004. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? regnom=10642 (дата обращения: 05.08.2010).

31. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"// Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2220.

32. Водный кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998 N 191-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001, N 2/719.

33. Гражданский кодекс Республики Беларусь// Национальный центр правовой информации, Минск, 2008. - 621 с.

34. Кодекс Республики Беларусь "О земле" от 04.01.1999 N 226-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, N 2/1.

35. Закон Республики Беларусь от 09.11.2009 N 54-З "О государственной экологической экспертизе"// Ведамасцi Вярхо?нага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993, N 24, ст. 294.

36. Закон Республики Беларусь от 02.12.1994 N 3423-XII "О ветеринарном деле"// Ведамасцi Вярхо?нага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995, N 4, ст. 11.

37. Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Ведамасцi Вярхо?нага Савета Беларускай ССР, 1991, N 12, ст. 125.

38. Закон Республики Беларусь от 12.12.1990 N 460-X╤╤ "Об аренде"// Ведамасцi Вярхо?нага Савета Беларускай ССР, 1991, N 1(3).

39. Нацыянальны рэестр прававых акта? Рэспубл╕к╕ Беларусь, 09.10.2007, N 5/25897.

40. Ветеринарный устав Республики Беларусь от 30.08.1995 N 475// Бусел. информ. портал. 09.04.2001. URL: http://busel.org/texts/cat4xs/id5twhedx.htm (дата обращения: 05.08.2010).

41. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. Минск, 1995, N 25., ст. 624.

42 . Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Минск, 27 августа 2002 г., N 8/8497.

43. Декрет Президента РБ от 13.07.1999 г. N 27 "О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции"// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс]/ ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, Минск, 2007.

44. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (Ч.II)// Собрание законодательства РФ, 2000, N 32, ст. 3340.

45. Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005, N 122, ст. 2/1141.

46. Закон Республики Беларусь от 28.09.1994 N 3244-XII "О племенном деле в животноводстве"// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001, N 2, ст. 442.

УДК 341.1/8
http://journal.ingn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=%2061&Itemid=60

Док. 631958
Перв. публик.: 15.11.10
Последн. ред.: 22.11.10
Число обращений: 0

  • Шаляпин Григорий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``