В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Достоинства и недостатки законодательства стран СНГ, регламентирующего рыбоводную деятельность, с позиции Российского правоприменения Назад
Достоинства и недостатки законодательства стран СНГ, регламентирующего рыбоводную деятельность, с позиции Российского правоприменения
УДК 341.1/8
Шаляпин Г.П., к.б.н.

    
(Окончание. Начало в предыдущем номере)

5. Республика Казахстан. Отдельные вопросы, касающиеся рыбоводной деятельности в этой стране регулируются следующими законодательными актами: Водным кодексом Республики Казахстан1 (РКз), Земельным кодексом РКз , Экологическим кодексом РКз , Законами РКз "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О ветеринарии" и т.д.
Но в б?льшей степени аквакультура регламентирована Законом РКз "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" . Основным достоинством данного акта на наш взгляд является следующее:

Статья 1 содержит основные понятия, используемые в Законе. В ней предусмотрены понятия и дефиниции, которые отсутствуют в российском законодательстве, несмотря на их практическую значимость. Так в пункте 2 приводится понятие "замороопасный водоем и (или) участок - рыбохозяйственный водоем и (или) участок, подверженный периодическим заморам", далее даны определения: "замор" (п. 19), "рыбохозяйственная мелиорация водных объектов" (п. 57). Логическим продолжением придания особого статуса водоемам указанной категории, как и определения сопутствующих ему терминов, служит упрощенный порядок сохранения и эксплуатации заморных водных объектов (части 3, 4 ст. 21), позволяющий вовремя оценить чрезвычайную ситуацию и эффективно использовать данные водоемы в хозяйственных целях, включая рыбоводство.

Введение понятия "зарыбление водоемов" (п.п. 56 п. 48 ст. 1), а также отделение указанной деятельности от "акклиматизации рыб" (ст. 20-1) позволяет регулировать пастбищную аквакультуру с учетом специфики этих разных по своим целям видов рыбоводства. Российское законодательство не предусматривает зарыбления водоемов, а Закон о рыболовстве содержит только нормы, касающиеся акклиматизации, что ограничивает работу рыбоводных хозяйств, действующих в режиме выращивания гидробионтов на нагуле в естественных водных объектах.

Поучителен тот факт, что рыбохозяйственные водоемы (аналог рыбопромыловых участков в российском законодательстве) разбиты на категории по их расположению и значению на международные, республиканские и местные (части 2 и 3 ст. 39). При этом последние имеют упрощенный порядок предоставления в собственность (ст. 40). Традиционные рыбоводные хозяйства в некоторых случаях (п. 3. ст. 40) наделяются рыбохозяйственными водоемами и (или) участками без конкурса, а срок закрепления водоемов составляет от 5 до 49 лет (п. 2 ст. 40). Принятия подобных норм добиваются много лет отдельные субъекты Российской Федерации, а также отечественные рыбоводные союзы и ассоциации.

Рассматриваемым Законом РКз закреплены полномочия общественного контроля в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (включая объекты рыбоводства) за общественными объединениями (ст. 57), чего, по сути, лишены аквакультурные общественные союзы и ассоциации в России.

Особое внимание Закона РКз уделено госмонополии (ст. 8) осетроводства (прим.: что на наш взгляд является не вполне подходящей нормой для товарного рыбоводства в России, входящей в противоречие с антимонопольным законодательством), а также недопустимости совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира (п. 3 ст. 6). Последний принцип напротив не учитывается российским законодательством, позволяющим совмещать указанные виды деятельности.
В качестве неприемлемых норм с позиции российских реалий необходимо отметить правила ведения рыбного хозяйства (в применении к рыбоводным хозяйствам), утверждаемые правительством страны (п. 10 ст. 8), как дополнительный административный барьер для хозяйствующих субъектов. Понятие "аквакультура" дистанцирована от понятия "рыбоводство" и при этом распространяется только на рыб и иных водных животных. Упущение возможности культивирования водных растений, включая водоросли, возможно произведено законодателем сознательно с учетом республиканской специфики аквакультуры.

Пункт 1 ст. 1 вводит в заблуждение в вопросе собственности объектов аквакультуры. В нем однозначно сказано, что животный мир (к которому, согласно Закона РКз, относятся культивируемые гидробионты) находится в государственной собственности. Однако п. 2 данной статьи предусматривает собственность физических и юридических лиц на разводимые (выращиваемые) ими объекты животного мира. Таким образом, более точной представляется следующая редакция первого пункта: "1.Животный мир находится в государственной собственности, если иное не предусмотрено настоящим Законом". Принимая во внимание то, что "иное" установлено следующим пунктом 2.
В целом законодательство Республики Казахстан в части регулирования аквакультуры имеет значительную административную составляющую, что не характерно для российской практики. Несмотря на отсутствие в данной республике отдельного закона об аквакультуре многие нормы её законодательства было бы целесообразно учесть в правотворческой работе российских органов государственной власти.

6. Кыргызская Республика. В условиях отсутствия спецзакона об аквакультуре, основными законодательными актами, регулирующими рыбоводную деятельность в этой стране являются Гражданский кодекс Кыргызской Республики (КР), Земельный кодекс КР , Водный кодекс КР (но более всего - Закон КР "О воде" ), Законы КР "О рыбном хозяйстве" , "Об охране окружающей среды" , "О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики" , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О ветеринарии" . Понятие "аквакультура" ни в одном из перечисленных нормативных актов не используется, а применяется слово "рыбоводство" и его производные.
Закон КР "О рыбном хозяйстве" регулирует правовые, экономические и организационные основы рыбного хозяйства республики в целях "всемерного его развития, сохранения и увеличения рыбных запасов, повышения рыбопродуктивности водоемов и прудов, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в рыбной продукции" (преамбула настоящего Закона).

К понятию "рыбное хозяйство" (ст. 2) относится "система рыбоводства, рыболовства, воспроизводства и охраны рыбных запасов, направленная на улучшение видового состава рыбных запасов водоемов и прудов, а также обеспечение деятельности рыбохозяйствующих субъектов, независимо от их форм собственности, по выращиванию товарной рыбы, посадочного и племенного материала, добыче, ее охране и переработке". На основании данной статьи к рыбным запасам отнесены как естественные, так и искусственные рыбные запасы, т.е. объекты рыбоводства, при этом только первые провозглашены собственностью государства. Рыбоводство и рыборазведение являются словами - синонимами (ст. 3).

К рыбохозяйственным водоемам отнесены все водные объекты, включая "сооруженные специально для рыбоводства", а к водоемам общего пользования кроме естественных водоемов причислены пруды и водохранилища (ст. 2 "Объекты регулирования настоящего закона"), что может вызвать недоумение у российских собственников прудового фонда.

На основании ст. 3 рыбохозяйствующими субъектами независимо от форм собственности при ведении рыбного хозяйства должны обеспечиваться, помимо прочего, эффективное и рациональное использование прудовых площадей для выращивания товарной рыбы, посадочного и племенного материала. Это требование по существу возведено в ранг императивной нормы, т.е. носит обязательный характер, что на наш взгляд немаловажно и для российской практики правоприменения.

И главное - на основании ст. 4 "запасами рыбы в водоемах, находящихся в негосударственной собственности, распоряжается собственник водоема", хотя не до конца остается ясным: кто распоряжается гидробионтами, культивируемыми в садках, установленных на оз.Иссык-Куль и прочих водоемах, являющихся собственностью государства в соответствии со статьей 3. Для решения данного вопроса, по всей видимости, необходимо руководствоваться гражданским законодательством и главным образом - Гражданским кодексом КР, определяющим вещные права.

Отдельная статья Закона КР (ст. 5) посвящена учету рыбных запасов, включая рыбу, выращенную в искусственных водоемах. Она обязывает субъекты, занимающиеся рыбным хозяйством, ежегодно предоставлять государственным органам управления рыбным хозяйством информацию о запасах рыбных ресурсов, таким образом делая указанную процедуру строго обязательной, а не добровольной в отличие от ведомственной рыбоводной статотчетности в России (по форме 1-п (рыба), касающейся объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, а также ПР (аквакультура) и РППР (аквакультура) по производству и реализации рыбоводной продукции).

На основании ст. 7 Закона КР рыбохозяйственные водоемы или их участки могут быть предоставлены в целях рыбоводства в пользование юридическим и физическим лицам в порядке и на условиях, определенных Правительством Кыргызской Республики. Постановлением Правительства КР "О рыбохозяйственном освоении и использовании естественных и искусственных водоемов в Кыргызской Республике" утверждены порядок предоставления в пользование естественных и искусственных водоемов для целей рыбоводства и перечень указанных водных объектов (п. 1), а также даны поручения уполномоченным органам: провести инвентаризацию водоемов, включая неиспользуемые, но возможные к эксплуатации в рыбоводных целях, и обеспечить активное развитие садкового и фермерского товарного рыбоводства на водоемах всех видов (п. 2). Суть указанного порядка - предоставление права пользования водным объектом по усмотрению Департамента рыбного хозяйства при Минсельхозводхозе КР.

Вместе с тем, Закон КР предусматривает (ст. 9) преимущественное право на получение водоема или его участков в пользование для рыбохозяйственной деятельности специализированными субъектами, занимающимися добычей и выращиванием рыбы. Такая норма входит в разногласие с антимонопольным законодательством России и ограничивает вход в рыбоводный бизнес вновь создаваемым хозяйствующим субъектам, ставя их в неравное положение с традиционными водопользователями.
Несмотря на существующие нормы Закона КР о предоставлении водоемов в пользование, статья 13 предусматривает отсылочную норму в части, касающейся водопользования искусственными водоемами: "При ведении рыбного хозяйства в искусственных водоемах, сооруженных специально для рыбоводства и использующих для заполнения водный потенциал, отношения с органами, обеспечивающими охрану водного государственного фонда, регулируются статьями 15, 31 и 41 Закона КР "О воде" (прим.: не путать с Законом КР "О питьевой воде" и Водным кодексом КР!). На основании данного закона водопользование, осуществляемое без применения сооружений или технических устройств, не влияющих на состояние вод, не требует получения юридическими и физическими лицами лицензии на право водопользования при условии соблюдения требований, установленных специально уполномоченным органом. В противном случае становится обязательным необходимость получения указанной лицензии (ст. 15), в том числе и при ведении рыбоводства. Статья 31 непосредственно посвящена пользованию водными объектами для нужд рыбного хозяйства, вводя ограничение иного водопользования на отдельных водоемах (по перечню Правительства КР) в пользу рыбохозяйственной деятельности. Таким образом, в определенном случае водные правоотношения регулируются отдельными законодательными актами.

Особое внимание в Законе КР "О рыбном хозяйстве" уделено созданию Фонда развития рыбного хозяйства. Данное понятие не тождественно термину "рыбный запас". В части VI настоящего Закона речь идет о государственных и негосударственных финансовых институтах (ст. 19), создаваемых для консолидации средств, используемых с целью воспроизводства и охраны рыбных запасов, а также производства рыбы (т.е. рыбоводства) в Кыргызской Республике (ст. 18). Создание подобного фонда в России, закрепление его статуса на законодательном уровне, при условии реального целевого функционирования, может оказать значительную поддержку отечественным рыбоводным хозяйствам.

По-своему интересен Закон КР "О запрещении добычи, транспортировки, приобретения, реализации и вывоза особо ценных и эндемичных видов рыб, обитающих в озерах Иссык-Куль и Сон-Куль" , который, запрещая перечисленные в его названии виды деятельности, делает исключение для воспроизводства рыбных запасов и выращивания рыбы садковым методом (ст. 1).

Административный характер управления народным хозяйством в Кыргызстане отчетливо виден, что прослеживается и в императивных нормах законодательства, регулирующего рыбоводство в этой стране. По существу содержания нормативных актов заметна приоритетная направленность руководства страны к созданию и освоению прудового фонда с некоторым ограничением озерно-товарного рыбоводства по причине экологической целесообразности.

7. Республика Молдова. Законодательство страны, затрагивающее вопросы рыбоводства, относятся к различным отраслям права: Гражданский кодекс Республики Молдова (РМ), Земельный кодекс РМ , Водный кодекс РМ , Законы РМ "О животноводстве" , "Об охране окружающей среды" , "Об экологическом сельскохозяйственном производстве" , "О ветеринарно-санитарной деятельности" и т.д. Однако основным является Закон РМ "О рыбном фонде, рыболовстве и рыбоводстве" . Несмотря на его прямую направленность по регулированию рыболовства, рыбоводство в нем представлено как "отрасль животноводческого сектора сельского хозяйства, включающая работу по выращиванию, селекции и воспроизводству рыбы в рыбохозяйственных объектах посредством применения специальных технологий" (ст. 2). На основании этой же статьи к рыбному фонду отнесены все популяции рыб и других водных организмов. Необходимо заметить, что в законодательстве разных стран понятия "рыбный/рыбохозяйственный фонд" применяются в различной смысловой импропритации. В одних случаях речь идет о финансовом институте поддержки рыбоводства, а в других, как в рассматриваемом Законе РМ, - в качестве синонима понятию "рыбные ресурсы (запасы)/запасы водных биоресурсов".
Настоящий Закон РМ регулирует порядок и условия создания и охраны рыбного фонда, воспроизводства, выращивания и вылова гидробионтов, мелиорации рыбохозяйственных водных объектов, развития рыбоводства, определяет принципы деятельности органов публичной власти, наделенных полномочиями по управлению водными биоресурсами (ст. 2). Использование обобщающего понятия "гидробионты" является примером удачного применения емкого общераспространенного термина, к которому отнесены естественные водные биоресурсы и объекты рыбоводства. Положительным является и введение понятий (ст. 3): "рыбоводческая ферма - основная функциональная единица в рыбоводстве, состоящая из одного или нескольких рыбохозяйственных объектов, где выращивается рыбопосадочный материал или товарная рыба", "рыбоприемный пункт - оборудованное в соответствии с санитарными нормами помещение для приемки и хранения рыб и других водных организмов", "мелиоративный лов - вылов определенных видов рыб и других водных организмов в целях оптимизации их количественного и качественного состава, а также улучшения состояния водных экосистем". Все они в определенном смысле успешно применены в основном тексте Закона РМ, а для российского законодательства могут являться новеллой.
На основании п. "g" ст. 5 Закона РМ к основным принципам управления водными биоресурсами, помимо прочего, отнесено развитие рыбоводства. Глава II Закона РМ полностью посвящена компетенции органов публичной власти и учреждений в рыбохозяйственной деятельности. В ней определены полномочия не только государственных органов, но и Академии наук Молдовы, а также профильных учреждений (например, по разработке научных исследований и выработке практических рекомендаций (ст. 8). Назидательным является предоставление широких полномочий в области рыбоводства органам местного публичного управления (ст. 9), которые могут даже приостанавливать несанкционированную деятельность по использованию водных биоресурсов в природных рыбохозяйственных водоемах (п. "f" ст. 9).
Помимо этого Законом РМ определено статусное формирование Ихтиологического совета, как органа при центральном управлении природными ресурсами и охраны окружающей среды, по координации рыбохозяйственных и научно-исследовательских работ (ст. 10). Это скорее подобие Межведомственной ихтиологической комиссии (ФГУ "МИК") при Росрыболовстве, которая, к сожалению, не имеет столь сильной правовой основы создания, в связи с чем, с каждым годом становится все менее "межведомственной". Придание ей подобного статуса на уровне закона может повысить значимость данной организации, объединяющей именитых ученых-практиков, и заставит считаться с её мнением.
Глава V Закона РМ регулирует вопросы воспроизводства и акклиматизации гидробионтов, а также мелиорацию рыбохозяйственных водоемов. При этом она, в отличие от норм российского законодательства, позволяет искусственное воспроизводство гидробионтов только владельцами искусственных рыбохозяйственных водоемов из собственных финансовых средств с включением затрат в стоимость выловленных водных биологических продуктов (п. 1 ст. 2), а искусственное воспроизводство гидробионтов в целях восстановления находящихся под угрозой исчезновения, уязвимых и редких видов в природных водных экосистемах осуществляется при финансировании за счет средств экологических фондов, а также других законно полученных средств (п. 2. ст. 2). Акклиматизация гидробионтов допустима лишь отраслевыми НИИ (ст. 23), а предпринимательская деятельность, связанная с производством племенного рыбного биологического материала в коммерческих целях, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с национальным законодательством (ст. 24). Как известно, лицензирование племенной деятельности в России отменено как излишне обременяющее хозяйственную деятельность. Статьей 26 Закона РМ предусмотрен ихтиопатологический контроль, проводимый государственной ветеринарной службой и службой рыбоохраны. В нашей стране указанный контроль отнесен к полномочиям одного органа - ветнадзора, но не рыбнадзора, а в Молдавии служба рыбоохраны имеет более расширенные рамки компетенции, хотя только в границах естественных водных объектов (ст. 33).
И, наконец, Глава VI полностью посвящена вопросам рыбоводства: обеспечению его развития (ст. 27); определения разрешенной деятельности в отрасли (ст. 28), включая предоставление исключительного права пользования водным объектом и прилегающего к нему земельного фонда владельцам гидротехнических сооружений на соответствующем водоеме (п. 7 ст. 28). Нет необходимости пояснять важность этой нормы и для российского законодательства. Данная глава также содержит положения о профилактике, лечении заболеваний рыб и перевозке рыбы (ст. 29), несмотря на наличие Закона РМ "О ветеринарно-санитарной деятельности"; о научных исследованиях и профессиональной подготовке (ст. 30), чему отводится важная роль, а рыбовод даже признан человеком "особенной специальности", проходящий обязательную аттестацию (ст. 3). Статьи 31 и 32 придают особую значимость и статус ассоциациям рыбоводов, наделяя их важными отраслевыми полномочиями, что в российском законодательстве отчасти предусмотрено Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства". Остальная часть Закона РМ посвящена правилам рыболовства и к рыбоводству имеет косвенное отношение.
Большое значение в решении вопросов водопользования играет Водный кодекс РМ. На его основании водопользование является платным и разделено на общее и специальное, к которым относится рыбоводная деятельность, в зависимости от применения сооружений и (или) технических устройств, влияющих на состояние вод (ст. 20). В обособленное пользование выделяются водоемы на основании разрешения, выданного уполномоченными органами по решению (ст. 27) Правительства РМ, или органов самоуправления в зависимости от статуса водоемов (ст. 24). Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении водных объектов в обособленное пользование устанавливается Правительством РМ (ст. 25). Водные объекты предоставляются в постоянное (бессрочное) или временное (на определенный срок) пользование. Во втором случае срок водопользования ограничен до 3 лет (краткосрочное пользование) либо от 3 до 25 лет (долгосрочное пользование) с правом пролонгации.
В целом законодательство Молдавии создает благоприятное впечатление о нем с позиции создания благоприятных условий развития рыбоводства. Отечественным правотворческим субъектам есть что заимствовать из правовой базы данной страны, хотя водные правоотношения в ней более обременительные в отличие от таковых, установленных российским законодательством.
8. Республика Таджикистан имеет отдельный законодательный акт, регламентирующий рыбоводство, который вступил в действие в начале 2007 года, - Закон Республики Таджикистан (РТ) "О рыбоводстве" . Это, безусловно, является поразительным фактом, если учесть место расположения данного государства, наличие ограниченного водного фонда и приоритеты экономического развития южной аграрной страны.
Указанный акт не предусматривает понятия "аквакультура", используя более традиционный термин "рыбоводство". Несмотря на емкость и лаконичность Закона РТ, в нем, на наш взгляд, не учтен ряд вопросов, важных для российских рыбоводов, хотя это наверняка является следствием специфики производства и государственно-административного устройства страны. Вместе с тем, наличие спецзакона уже говорит о значимости данной отрасли для Таджикистана.
В первую очередь в указанном Законе РТ обращает на себя внимание понятие "пруды для рыбоводства" (ст. 1), которое излагается как "специальные сооружения, где выполняется весь процесс производства от размножения рыб до получения товарной продукции". Водный кодекс РФ в отличие от этого относит пруды к водоемам (ст. 5), с чем в значительной части не согласны наши отечественные рыбоводы исходя из понимания понятий о гидротехнических сооружениях ("нет ГТС, т.е. дамб и плотин - нет и пруда"). К товарной рыбе указанная выше статья относит только "двухлетнюю рыбу, пригодную к реализации". При этом возникает вопрос: а к чему относится товарная рыба старших возрастов и рыбопосадочный материал, включая племенной, который также подлежит реализации?
Процесс рыборазведения основан на технологических нормах разведения и производства рыбопродукции, установленных и контролируемых уполномоченным органом (ст. 4) что определено в духе нормативного регулирования отрасли, сложившемся ранее в Советском Союзе (прим.: Отраслевой сборник нормативно-технологической документации по товарному рыбоводству был утвержден в 1985 году приказом Минрыбхоза СССР и, несмотря на срок его издания, не отменен в установленном порядке и продолжает оставаться действующим).
Экологические требования к рыбоводству изложены в ст. 5 и 8 Закона РТ, в отличие от того, что в российском законодательстве они изложены в актах природоохранного права, таких как Федеральные законы: "Об охране окружающей среды" , "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и т.д.
Объекты разведения в рыбоводстве перечислены конкретно в ст. 6, что не учитывается в законопроектах об аквакультуре, разработанных в России. Вместе с тем, Закон РТ не предусматривает понятия "естественный рыбный запас", ставя под сомнение принадлежность объектов рыбоводства к данному виду ресурсов. Кроме того, в глоссарии данного законодательного акта, несмотря на его название, отсутствуют понятия и дефиниции, касающиеся рыболовства (за исключением: "рыболовных средств" и "акклиматизации"), хотя указанным видам деятельности полностью посвящены главы 3 и 4.
Порядок, правила и условия управления рыбоводством, а также предоставления рыбохозяйственных водоемов в пользование, упрощены в отличие от таковых в российском законодательстве, а в части их реализации являются компетенцией уполномоченного органа (ст. 8). При этом преимущественное право на использование водоемов и их участков для рыбохозяйственной деятельности имеют специализированные рыбохозяйственные субъекты, занимающиеся разведением рыбы.
Особое внимание Закон РТ уделяет созданию Фонда развития рыбоводных хозяйств (глава 5), предусматривающего источники поступления средств в указанный Фонд (статьи 16, 17), а также целям его использования (прим.: по аналогии с российскими экофондами, которые существовали в нашей стране ранее и возрождаются в настоящее время). Важной деталью является возможность использования средств от компенсации ущербов, нанесенных водным биоресурсам негативной хозяйственной деятельностью, не только воспроизводственным рыбоводным хозяйствам, но и организациям товарного рыбоводства (ст. 17), что, к сожалению, не предусмотрено российским законодательством.
Помимо основного закона, отдельные сферы рыбоводства в Республике Таджикистан регулируются как и в России иными законодательными актами, такими как Водный кодекс РТ , Земельный кодекс РТ , Законы РТ "Об экологической экспертизе" , "О дехканском (фермерском) хозяйстве" , "О ветеринарии" и т.д.
9. Республика Узбекистан. Правовое регулирование рыбоводной деятельности в этой стране осуществляется на основании Гражданского кодекса Республики Узбекистан (РУз), Земельного кодекса РУз , Законов РУз "О воде и водопользовании" , "О фермерском хозяйстве" , "О селекционных достижениях" , "Об экологической экспертизе" , "О ветеринарии" . Отдельного закона, регулирующего только указанную отрасль, нет, также как и не встречается в нормативных актах понятие "аквакультура" (везде используется традиционные термины "рыбоводство" и "рыборазведение").
Особое значение для аквакультуры имеет постановление Кабинета Министров РУз "Об усилении контроля за рациональным использованием биологических ресурсов, ввозом и вывозом их за пределы Республики Узбекистан" , которое в приложении 2 содержит Положение о порядке пользования, ввоза и вывоза объектов животного мира за пределы Республики и ведения охотничье-рыболовного хозяйства.
В соответствии с Законом РУз "О воде и водопользовании" к водным объектам отнесены не только естественные водоемы, но и искусственные водные объекты, такие как открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети, водохранилища, селехранилища, пруды и т.д. (ст. 2.1). На основании этой статьи водопользованием считается только использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд, а пруды и прочие искусственные рыбоводные водоемы при этом отнесены к водохозяйственным объектам. Право на пользование водами из трансграничных водных объектов, таких как реки Амударья, Сырдарья, Зарафшан, Аральское море и прочих, устанавливается исключительно международными договорами Республики Узбекистан (ст. 4).
Использование водных ресурсов рыбоводными организациями является видом специального водопотребления, осуществляемого юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов, либо, в отдельных случаях, без применения указанных сооружений и устройств, но оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов (ст. 21.1). При этом оно может быть обособленным пользованием, при котором водные объекты предоставляются полностью или частично Кабинетом Министров РУз, либо иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленном законодательством (ст. 26). В данном случае водные объекты предоставляются в обособленное пользование при обязательном оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление.
В соответствии со статьей 27 Закона РУз разрешение на специальное водопользование или водопотребление из поверхностных естественных водоемов выдается органом по охране природы на основе предложений органов сельского и водного хозяйства, из подземных вод - органом по геологии и минеральным ресурсам, а из термальных источников - органом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.
Разрешение на специальное водопользование или водопотребление выдается следующими организациями:
Министерством сельского и водного хозяйства РУз для бассейновых управлений ирригационных и магистральных систем, эксплуатации водохранилищ, а также организациям, эксплуатирующим трансграничные водные объекты - водные объекты межобластного значения, крупные и особо важные водохозяйственные объекты; управлениям насосных станций, мелиоративным экспедициям, а также другим водопользователям - из водных объектов республиканского или межобластного значения;
бассейновыми управлениями ирригационных систем для управлений ирригационных систем, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов областного или межрайонного значения;
управлениями ирригационных систем для ассоциаций водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов районного значения;
ассоциациями водопотребителей для фермерских и дехканских хозяйств, органам самоуправления граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания - из водных объектов для сельскохозяйственных нужд по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства.
Порядок выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление устанавливается Кабинетом Министров РУз.
Таким образом, закон конкретизирует и ранжирует в зависимости от значимости водного объекта соответствующие органы власти и иные организации, участвующие в предоставлении водоемов в пользование. Как следует из указанной статьи, значительную роль в этом играют общественные ассоциации, что говорит об определенной демократичности правовых решений в стране, где водные ресурсы "на вес золота" и чего на наш взгляд недостает для российской практики.
Постоянным признается водопользование без заранее установленного срока, краткосрочным - до 3 лет, а долгосрочным - до 20 лет (ст. 31). Т.е. максимальный срок пользования законодательно определен по аналогии с Водным кодексом РФ. Главы ХIII и ХV Закона РУз посвящены порядку предоставления водных ресурсов для нужд сельского и рыбного хозяйства, включая рыбоводство. Согласно статьи 62 этого закона водопользователи обязаны осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и восстановление ирригационных мелиоративных сетей, искусственных прудов и других рыбохозяйственных сооружений, а также содержать их в технически исправном состоянии. Все эти условия корреспондируется с требованиями российского водного законодательства.
    
Выводы
О плюсах и минусах правовой базы стран СНГ, регулирующей аквакультуру, наглядно говорят экономические показатели этих государств. Объемы производства (в тыс.тонн/тыс.амер.долл.) стран-участников СНГ по последним данным ФАО в 2007 году распределились следующим образом в порядке убывания: Россия - 105,803/326,118; Молдавия - 4,700/5,757; Белоруссия - 4,150/10,805; Армения - 1,566/4,459; Казахстан - 0,386/0,876; Азербайджан - 0,113/0,112; Киргизия - 0,107/0,286; Таджикистан - 0,026/0,064.
Специализированный общегосударственный закон о рыбоводстве принят только в Таджикистане, что не послужило стимулом для роста производства рыбопродукции в этой стране. В нормативных актах всех стран применяется понятие "рыбоводство" и только в России и Казахстане помимо этого традиционного термина встречается слово "аквакультура". Отдельные направления рыбоводной деятельности везде регулируются аграрным (селекционно-племенная работа, противоэпизоотические и мелиоративные мероприятия и т.д.) и гражданским (вещные права, вопросы собственности) законодательством.
Многие понятия и нормы права, встречающиеся в законодательстве стран СНГ, могут быть заимствованы в практике российского правотворчества (в том числе при подготовке законопроекта "Об аквакультуре..."), так как в полной мере подходят для российской действительности, но не встречаются в правовых актах нашего государства. Особенно интересными представляются положения актов отдельных стран, касающиеся общих подходов к управлению отраслью, определения в них прав собственности на объекты культивирования, а также процедур предоставления земельных и водных ресурсов в пользование для нужд рыбоводства.


Список библиографических источников:

1 Водный кодекс Республики Казахстан от 09.07.2003 N 481-II// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003, N 17, ст.141.

2. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003, N 13, ст.99.

3. Экологический кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007, N 1, ст.1.

4. Закон Республики Казахстан от 31.03.1998 N 214 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998, N 2-3, ст.26.

5. Закон Республики Казахстан от 10.07.2002 N 339 "О ветеринарии"// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002, N 16, ст.148.

6. Закон Республики Казахстан от 09.07.2004 N 593 "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира"// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004, N 18, ст.107.

7. Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 08.05.1996 N 15. Ч. I., от 05.01.1998 N 1; Ч. II.// Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1996, N 6, ст.80; 1998, N 6, ст.226.

8. Земельный кодекс Кыргызской Республики от 02.06.1999 N 45// Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1999, N 9, ст.440.

9. Водный кодекс Кыргызской Республики от 12.01.2005 N 8// Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2005, N 4, ст.241.

10. Закон Кыргызской Республики от 14.01.1994 N 1422-XII "О воде"// Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1994, N 2, ст.64.

11. Закон Кыргызской Республики от 25.06.1997 N 39 "О рыбном хозяйстве"// Эркин-Тоо, от 20 июля 1997 г., N 49.

12. Закон Кыргызской Республики от 16.06.1999 N 53 "Об охране окружающей среды"// Эркин-Тоо, от 7 июля 1999 г. N 54-55.

13. Закон Кыргызской Республики от 26.05.2009 N 166 "О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики"// СоюзПравоИнформ. 27.06.2009. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?regnom=27987 (дата обращения: 23.07.2010).

14. Закон Кыргызской Республики от 03.06.1999 N 47 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Эркин-Тоо, 16 июня 1999 г., N 47-48.

15. Закон Кыргызской Республики от 12.04.2005 N 61 "О ветеринарии"// Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2005, N 5, ст.124.

16. Постановление Правительства КР от 07.09.2009 N 561 "О рыбохозяйственном освоении и использовании естественных и искусственных водоемов в Кыргызской Республике"// СоюзПравоИнформ. 25.10.2009. URL: http://www.base.spinform.ru/showdoc.fwxregnom=28964 (дата обращения: 23.07.10).

17. Закон Кыргызской Республики от 25.03.1999 N 33 "О питьевой воде"// Эркин-Тоо, от 2 апреля 1999 г. N 25.

18. Закон Кыргызской Республики от 04.08.2008 N 191 "О запрещении добычи, транспортировки, приобретения, реализации и вывоза особо ценных и эндемичных видов рыб, обитающих в озерах Иссык-Куль и Сон-Куль"// Эркин-Тоо, от 12 августа 2008 г. N 59-60.

19. Гражданский кодекс Республики Молдова от 06.06.2002 N 1107-XV// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 22.06.2002, N 82-86, ст.661.

20. Земельный кодекс Республики Молдова от 25.12.1991 N 828-XII// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 04.09.2001, N 107, ст.817.

21. Водный кодекс Республики Молдова от 22.06.1993 N 1532// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 10.09.1993, N 10, ст.287.

22. Закон Республики Молдова "О животноводстве" от 27.05.1999 N 412-XIV// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 15.07.1999, N 73-77, ст.347.

23. Закон Республики Молдова от 16.06.1993 N 1515-XII "Об охране окружающей среды"// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 30.10.1993, N 10, ст.283.

24. Закон Республики Молдова от 09.06.2005 N 115-XVI "Об экологическом сельскохозяйственном производстве"// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 15.08.2005, N 95, ст.446.

25. Закон Республики Молдова от 19.10.2007 N 221 "О ветеринарно-санитарной деятельности"// Мониторул Офичиал Р.Молдова, 14.03.2008, N 51-54, ст.153.

26. Закон Республики Молдова от 08.06.2006 N 149 "О рыбном фонде, рыболовстве и рыбоводстве"// Мониторул Офичиал Р.Молдова,11.08.2006, N 126-130, ст.597.

27. Закон Республики Таджикистан от 22.12.2006 N 220 "О рыбоводстве"// Ахбори Маджлиси Оли РК, 2007, N 1, ст.28.

28. Приказ Минрыбхоза СССР от 24.03.1985 N 241 "Об утверждении Отраслевого сборника нормативно-технологической документации по товарному рыбоводству"// в II томах. 1986, М.: Агропромиздат, (1 том) 260 с.; (2 том) 317с.

29. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст.133.

30. Водный кодекс Республики Таджикистан от 29.11.2000 N 34// СоюзПравоИнформ. 25.10.2003. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?regnom=2127 (дата обращения: 25.07.2010).

31. Земельный кодекс Республики Таджикистан от 13.12.1996 N 327// СоюзПравоИнформ. 07.05.2003. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?regnom=2150 (дата обращения: 28.07.2010).

32. Закон Республики Таджикистан от 22.04.2003 N 20 "Об экологической экспертизе"// СоюзПравоИнформ. 07.05.2003. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?regnom=5216 (дата обращения: 26.07.2010).

33. Закон Республики Таджикистан от 19.05.2009 N 526 "О дехканском (фермерском) хозяйстве"// СоюзПравоИнформ. 11.08.2009. URL: http://www. base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=28112 (дата обращения: 22.07.2010).

34. Закон Республики Таджикистан от 8 декабря 2003 года N 73 "О ветеринарии"// СоюзПравоИнформ. 10.03.2004. URL: http://www.base.spinform. ru/ show_doc.fwx?regnom=5839 (дата обращения: 19.07.2010).

35. Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 21.12.1995 N 163-I (Ч.I); от 29.08.1996 N 256-I (Ч.II) // Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1996, N 11-12, ст.1; 1997, N 2, ст.56.

36. Земельный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.1998 N 598-I// Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1998., N 5-6, ст.82.

37. Закон Республики Узбекистан от 06.05.1993 N 837-XII "О воде и водопользовании"// Ведомости Верховного Совета РУз, 1993, N 5, ст.221.

38. Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 N 602-I "О фермерском хозяйстве"// Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1998, N 5-6, ст.86.

39. Закон Республики Узбекистан от 30.08.1996 N 270-I "О селекционных достижениях"// Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1996, N 9, ст.133.

40. Закон Республики Узбекистан от 25.05.2000 N 73-II "Об экологической экспертизе"// Ведомости Олий Мажлиса РУз, 2000, N 5-6, ст.144.

41. Закон Республики Узбекистан от 03.09.1993 N 935-XII "О ветеринарии"// Ведомости Верховного Совета РУз, 1993, N 9, ст.335.

42. Постановление Кабинета Министров РУз от 28.10.2004 N 508 "Об усилении контроля за рациональным использованием биологических ресурсов, ввозом и вывозом их за пределы Республики Узбекистан"// СоюзПравоИнформ. 07.05.2003. URL: http://www.base.spinform.ru/show_ doc.fwx?regnom=19736 (дата обращения: 26.07.2010).

43. Yearbook of fishery statistics, Aquaculture production, Vol.94/4, FAO, Rim, 2007, р.189.


http://journal.ingn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=%2061&Itemid=60
Полная версия статьи в приложении

Док. 632106
Перв. публик.: 15.11.10
Последн. ред.: 22.11.10
Число обращений: 0

  • Шаляпин Григорий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``