В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как живешь, РОСТО? Назад
Как живешь, РОСТО?

Как живешь, РОСТО?

 
          Об ОСОАВИАХИМе когда-то знал каждый парнишка. ДОСААФ немногим уступал в популярности своему предшественнику. А что мы знаем о РОСТО, преемнице ДОСААФ? Если опросить на улице 100 прохожих, 99 наверняка пожмут плечами. Мы решили хотя бы частично исправить эту несправедливость.
         Предлагаем вниманию читателей материалы "круглого стола", организованного Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации и редакцией "РФ сегодня".

 

 

 

 

Юрий ХРЕНОВ
Юрий ХРЕНОВ
Юрий ХРЕНОВ,

главный редактор журнала "РФ сегодня":

        - Мы собрались, чтобы обсудить проблемы РОСТО - Российской оборонной спортивно-технической организации, созданной в 1991 году, на основе объединения республиканских, краевых и областных организаций ДОСААФ на территории Российской Федерации. Жаль, что наименование одной и той же, по сути, организации почему-то изменили. Но, может быть, содержание от этого не страдает? Итак, что же представляет собой РОСТО?

Алексей АНОХИН,

председатель Центрального совета РОСТО:

        -  РОСТО располагает учебно-материальной базой, бывшей до 1991 года в распоряжении ДОСААФ. Это 450 школ разных профилей, свыше 13 тысяч единиц автомобильной и специальной техники, более 50 судов, около 1,5 тысячи средств связи и радиолокации, более 9 тысяч объектов различного назначения.

       РОСТО решает несколько задач. Во-первых, выполняет государственный заказ на обучение призывников 39 военно-учетным специальностям. Только в 2001/02 учебном году нами подготовлено к службе в армии 98 538 человек. Эти молодые люди гораздо легче адаптируются к условиям армейской службы, быстрее становятся умелыми воинами. Ежегодно в 143 аэроклубах, на 118 аэродромах РОСТО готовятся более 200 летчиков, свыше 11 тысяч парашютистов, которые затем идут служить в ВДВ и авиацию, а затем становятся их резервом. А всего за прошедшие 11 лет подготовлено 1 миллион 100 тысяч водителей автотранспортных средств, более 16 тысяч морских специалистов, свыше 60 тысяч специалистов связи и радиолокации, более 55 тысяч специалистов электротехнических средств.
Алексей АНОХИН
Алексей АНОХИН

         Во-вторых, на спортивной базе РОСТО действуют свыше 1,2 тысячи спортивных и спортивно-технических клубов разного профиля. В них ежегодно готовятся около 400 тысяч спортсменов-разрядников. Подготовленные РОСТО сборные команды России по парашютному, самолетному, вертолетному, планерному, подводному, авиа- и судомодельному, водно-моторному и радиоспорту, летнему биатлону, мотогонкам на льду и мотоболу удерживают в мире лидирующие позиции. Только за последние 5 лет спортсмены РОСТО завоевали 2440 медалей, из них 1087 золотых, установили 71 мировой и 89 европейских рекордов, дважды заняли первое командное место на Всемирных авиационных играх.

        В-третьих, в системе РОСТО действуют 90 детско-юношеских спортивно-технических школ, более тысячи детских и юношеских клубов "Юный моряк", "Юный автомобилист", "Юный десантник", "Юный летчик", всевозможные поисковые отряды и военно-патриотические объединения. А в целом в рядах РОСТО состоит более 3 миллионов человек, с которыми занимаются более 53 тысяч штатных работников, включая 430 прикомандированных офицеров.

         Юрий Хренов:

         - Сообщение о масштабах работы РОСТО, даже в таком сжатом виде, вызывает уважение. Но и удивление. Почему мы не слышим об этом по телевидению? Почему организация, призванная готовить молодежь к защите Отечества, действует в условиях информационного вакуума? Такое отношение к ней само по себе показывает, какое место в наших СМИ занимает тема служения граждан своей Родине. Само это слово последние годы почти не употребляется. При таком отношении к РОСТО нам никогда не добиться и того, чего добились в 30-е годы. Ведь ОСОАВИАХИМ был не просто общественной оборонной организацией с ограниченным числом участников. Он был массовым, общенародным оборонно-патриотическим движением. Понятно, что в 30-е годы у страны было много внешних угроз. Но разве мы застрахованы от них в будущем?
Леонид БАЛЫБЕРДИН
Леонид БАЛЫБЕРДИН

        Леонид БАЛЫБЕРДИН,

заместитель начальника административного департамента правительства РФ:

        - Последние два года Минобороны финансируется неплохо. Почему же РОСТО получает от Минобороны на подготовку военных специалистов всего 22,9 процента от необходимой суммы? Да потому, что столько было запланировано. Можно ли попросить, чтобы запланировали больше? Попросить - можно. Только едва ли просьба будет удовлетворена. Минобороны после стольких лет пребывания на голодном пайке мало даже сегодняшних средств. Пытаться увеличить долю РОСТО в военном бюджете - бесперспективно. Предлагают нужды этой организации прописать отдельной строкой. Но и это ничего не даст. По Бюджетному кодексу РОСТО не может быть прямым бюджетополучателем. В таком же положении, между прочим, оказалась сегодня Академия наук, раньше финансировавшаяся из бюджета напрямую. Президент РАН академик Осипов на это отреагировал так: "Академия наук существует 300 лет, а Бюджетный кодекс - три года. Догадайтесь, что нужно исправить". Безусловно, РОСТО существует не так долго. Вместе с ОСОАВИАХИМом и ДОСААФ - 76 лет. Но ведь все равно намного дольше Бюджетного кодекса. Так почему бы в государственных интересах его не подправить?

 

Руслан ГОСТЕВ
Руслан ГОСТЕВ

         Руслан ГОСТЕВ,

член Комитета Государственной Думы

по охране здоровья и спорту:

        - РОСТО давно уже должна работать по написанному специально для нее федеральному закону и финансироваться по отдельной строке бюджета. Как раньше Академия наук, МГУ, Большой театр, Эрмитаж, ДОСААФ... Соответствующий законопроект давно нами подготовлен. С ним согласился Совет Федерации. Осталось получить "добро" на Старой площади. Но на этом этапе какие-то умники поставили рогатки. В неофициальных разговорах советуют успокоиться и забыть. Сказывается общая тенденция в работе правительства: под разными предлогами отказать в финансировании. Мол, ищите источники сами. Предлагаю материалы нашего "круглого стола" направить лично Президенту В. Путину. Думаю, он поймет, что негоже РОСТО готовить молодежь к службе в армии почти на голом энтузиазме.

       Леонид Балыбердин:

      - Здесь говорилось о 430 прикомандированных к РОСТО офицерах. Нужно отметить, что на них держатся самые ответственные участки работы. А получают они гораздо меньше, чем их сослуживцы таких же званий, находящиеся на службе в Вооруженных силах. То есть тоже в определенной степени работают на энтузиазме. Между тем Минфин выдвигает предложение оптимизировать бюджетные расходы на РОСТО. То есть сократить их. Наверняка это сокращение ущемит материально и прикомандированных офицеров. Многие в этом случае вернутся в армию. Кто их заменит?

       Юрий Хренов:

       - Здесь пора, наверное, перейти к тому негативному, с чем сталкивается армия, принимая призывников не от РОСТО, а минуя эту организацию.
Евгений БУРДИНСКИЙ
Евгений БУРДИНСКИЙ

       Евгений БУРДИНСКИЙ,

начальник отдела вневойсковой подготовки Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба:

       - Число юношей, не желающих проходить военную службу, возросло за последние годы в 10 раз. В Санкт-Петербурге идут служить всего 5-6 процентов молодых людей призывного возраста. В среднем по стране в 2003 году число уклонистов составило 38 тысяч человек. То есть около 19 процентов от всех призванных в армию. Почему это происходит? Самое распространенное объяснение: мол, призывники и их родители как огня боятся армейской "дедовщины". Никто не спорит, это безобразное явление существует, и с ним мы боремся. Но его масштабы явно раздуты СМИ. И тут правильно говорилось: готовность молодежи к защите своей Родины снижается путем выхолащивания чувства уважения и любви к своей стране. А "дедовщина" для многих - только предлог.

       Но давайте прямо скажем, что представляют собой те, кто идет служить. Половина - с ослабленным здоровьем и недостатком веса. Причем чаще всего не по причине плохого питания в семьях, хотя и это имеет место. 60 процентов не могут выполнить физических нормативов. Очень мало молодых людей, которые бы развивали себя физически, имели к этому вкус. Большинство увлекается другим - курением, спиртным, наркотиками. У 38 процентов, проходивших медкомиссию в военкоматах Московской и Ленинградской областей, выявлены психические отклонения. Число призывников, имеющих судимость, увеличилось за последние 10 лет в 3 раза и составляет сегодня 18,8 процента от всех призванных. Сорок процентов нигде не учились и не работали. Четверть - не имеют среднего образования. Некоторые воинские части уже вынуждены открывать вечерние школы. ВДВ, ВМФ, РВСН и другие рода войск сталкиваются с проблемой неполного укомплектования. История учит: в самые бесконфликтные времена страна должна быть готова ко всему. С этой мыслью мы должны жить. С этой мыслью - относиться к армии и РОСТО. Если не так - расплата почти неминуема. Патриотизм, который был одной из главных добродетелей советских людей, сегодня не в ходу у нас, зато стал главной добродетелью американского народа. Когда-то США были нашим идеологическим противником и многому у нас научились. Почему же мы не делаем выводы даже из этого очевидного факта?
Юрий ФИЛИПЬЕВ
Юрий ФИЛИПЬЕВ

         Юрий ФИЛИПЬЕВ,

командир атомной подводной лодки,

Герой Советского Союза:

         - Скоро будем отмечать 60-летие суворовских и нахимовских училищ, созданных в годы Великой Отечественной. Тогда туда принимали чуть ли не с детсадовского возраста. Зато вырабатывалась военная косточка, каста преданных Отечеству воинов в лучшем смысле этого слова. Сегодня принимают с 8-го класса. И армия это уже чувствует. К чему веду: чем раньше придут молодые люди в РОСТО, тем лучше. Самый подходящий возраст - 12 лет. Психологи называют его неучебным. В смысле - в этом возрасте интерес к школьной учебе временно пропадает. Он вернется через два года. Эту особенность и надо учитывать. Тогда и результат будет другой. Подросткам не нужны беседы о патриотизме. Разговорный жанр тут неуместен. Им нужно воспитание в испытаниях. В освоении основ воинских специальностей. Только в этом случае они будут становиться сослуживцами задолго до срочной службы. А это значит - никакой "дедовщины", никакого страха перед армией.

        Алексей Анохин:

       - Учебная база РОСТО к дополнительному приему детей и подростков готова. Но не мешало бы достроить сотни спортивных сооружений, не введенных в эксплуатацию с советских времен. Давно пора бы закрыть барахолки на многих стадионах и вернуть арены спортсменам.
Анатолий СТАРОДУБЕЦ
Анатолий СТАРОДУБЕЦ

        Анатолий СТАРОДУБЕЦ,

статс-секретарь, первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту:

        - Как известно, президент высказал идею форсированного развития спорта в стране. В самом деле, что может быть важнее для физического и морального здоровья нации? И вот одному уважаемому губернатору поручено выступать с докладом по этому вопросу на президентском совете. Спрашиваю его: как идет работа? "А как в советское время, - отвечает он, - когда поручали вопрос о положении в сельском хозяйстве. Все вроде понимают, как это важно, но никому это по-настоящему неинтересно". Обсудили в кругу губернаторов, надо ли возрождать ГТО. Все в один голос: надо возрождать! Но что в этом смысле делается в регионах? Практически ничего. А ведь для этого особого благословения центра не требуется. Между тем поделюсь одним наблюдением: в других странах тоже есть что-то вроде нормативов ГТО. И грамоты там есть, и значки. И даже пожилые люди очень ими гордятся. Почему же мы считаем это пережитком, отрыжкой прошлого? Госкомспорт нацелен сегодня на то, чтобы возродить все доброе, что было в недавние времена. Согласен с коллегами: наш комитет в основном ориентирован на высшие достижения в спорте. Но не менее важно для нас сегодня и насаждение культа здорового образа жизни. Еще в 1986 году правительство вынесло решение построить в стране 4600 физкультурно-оздоровительных комплексов. Этот "долгострой" мы в ближайшие годы осилим, что даст нам возможность работать с РОСТО рука об руку.
Виктор БУСЛОВСКИЙ
Виктор БУСЛОВСКИЙ

       Виктор БУСЛОВСКИЙ,

заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ

       - Когда-то в средних школах были уроки начальной военной подготовки. Кто-то считал их бесполезными. Кому-то они не нравились. Их действительно нужно было улучшить. Вместо этого они были отменены. Не надо, мол, заниматься милитаризацией молодежи. Ну и что получили? Равнодушие парней к военной службе. Сегодня все настойчивее звучат голоса: начальную военную подготовку в школах нужно восстановить. Придумано даже новое название - основы военной службы. Но Минобразования против: нет преподавателей. И ведь действительно проблема. Военные пенсионеры, которые чаще всего преподавали раньше, сегодня уже не годятся. Этот предмет должен быть интересным. Нужно научить ребят и стрелять, и машину водить, и раны перевязывать, и на рации работать, и марш-броски совершать, и морально готовить к предстоящей службе. А это по силам только молодым офицерам, пусть даже тем, кто в запасе. Но ведь им нужно нормально платить. Опять все упирается в средства, которых нет.

        Мы сегодня говорим о проблемах РОСТО. Но, как видим, эта организация просто обречена на самое тесное договорное сотрудничество с Госкомспортом и Минобразования. У РОСТО мало своих денег, у министерств они есть. И то же Минобразования, надо признать, чутко улавливает перемены в приоритетах детей и молодежи. Интерес к военной службе сегодня растет. В семьях с любым достатком. Даже среди среднего класса. И даже среди богатых. Не будем пускаться в объяснения, отчего это происходит. Скажем другое. В структуре Минобороны сегодня 16 детских военных учебных заведений, включая кадетские корпуса. А в недрах Минобразования кадетских корпусов более 400! А кадетских классов в школах вообще не счесть. Так что, повторюсь, перспективы участия РОСТО в работе этих кадетских корпусов просто безграничны.

          Руслан Гостев:

         - Умонастроения в детской и молодежной среде в самом деле меняются. Казалось бы, еще недавно социологические опросы показывали, что многие подростки мечтают стать рэкетирами и киллерами, а девчонки - валютными девицами. Сегодня же исследования показывают, что молодежь в основной своей массе с отвращением смотрит боевики. Значит, надоело. Хотят быть героями собственной жизни. И не фальшивыми, а настоящими. Имеем ли мы право пропустить этот момент?
Ефим КЕРПЕЛЬМАН
Ефим КЕРПЕЛЬМАН

         Ефим КЕРПЕЛЬМАН,

председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта:

         - Наша комиссия участвовала в разработке доктрины государственной молодежной политики. Свое важное место занимает в ней и военно-патриотическое воспитание. По существу, РОСТО - только часть той огромной работы, которую мы должны проводить с нашей молодежью. Но тут правильно отмечалось: решение этой важнейшей проблемы упирается в деньги. Или они находятся не в тех руках. (Убей, не могу понять, почему финансированием воспитания детей у нас занимается Министерство по труду и социальным вопросам.) Или в правительстве считают, что есть расходы поважнее. Не устану повторять: скупой платит дважды. А в том, что касается детей и юношества, то тут возможна и другая степень расплаты за скупость, куда более высокая. В сущности, не финансируется само будущее страны. Складывается впечатление, что нет четкого видения самого этого будущего и того, какую молодежь, нашу смену, мы хотим вырастить. Пока мы не ответим самим себе на эти два главных вопроса, ничего, по большому счету, у нас, пожалуй, не получится. 

Записал Виталий ЕРЕМИН,

"РФ сегодня"

Фото автора

http://www.rostort.ru/index.php?cat=aea&filter[0][type]=4&filter[0][value]=7



Док. 632481
Перв. публик.: 01.12.07
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Керпельман Ефим Львович
  • Гостев Руслан Георгиевич
  • Анохин Алексей Иванович
  • Стародубец Анатолий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``