В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сергеев: Духовный ресурс модернизации России Назад
Олег Сергеев: Духовный ресурс модернизации России
Источником силы духа молодого поколения страны Советов был патриотизм - главный ресурс модернизации экономики первых пятилеток и технологического прорыва плана ГОЭЛРО, атомного и ракетного проектов.

Патриотизм - это труд

Патриотическое вдохновение рождается в чувстве любви, - генераторе духовных сил, творчества и нового знания. В отличие от разрушительно - импульсивной ненависти, любовь обладает эмоциональной силой выбора идеала и концентрации трудовых, созидательных действий.

Труд и патриотизм - понятия равнозначные. Любят то, над чем, и во имя чего трудятся, что достается трудом. Поэтому патриотизм не существует без труда и вне системы трудового воспитания молодежи.

Можно вспомнить о решающей роли в японском "экономическом чуде" 70-х годов молодежных рабочих "кружков контроля качества" (ККК), давших импульс высоким технологиям массового производства. И вооруженных идеей соцсоревнования, рожденного в СССР первыми пятилетками индустриализации, загубленного бюрократизмом времени эастоя.

Сегодня для России, выражаясь словами Алисы из Страны чудес, "чтобы остаться на месте, надо бежать как минимум в два раза быстрее".

Ресурс ускорения - в среде, спроектированной для труда и вдохновения.

Хай-тек родом из детства

Все великие люди вышли из детства.

Будущее страны определяют стартовые возможности, полученные в детстве, защищенном броней духовности и мечтой о высоких целях.

В детстве закрепляется врожденная потребность к труду в семье и на земле, учителя и врачевателя, строителя, защитника Отечества.

Для умножения ресурсов будущего в СССР была выстроена мощная инфраструктура воспитания. С каркасом из дворцов пионеров, музеев и театров, детских железных дорог, клубов юных техников, и многое другое.

На индустрию духа работали многочисленные печатные и электронные СМИ, библиотеки и читальные залы, служившие источником культуры и аудиторией для духовного общения молодежи с творческой элитой.

Под напором рыночной стихии эта система ускоренно разрушается.

Остаются неизменными принципы духовного воспитания ребенка: формировать его внутренний мир, зацепить духовно, вызвать живой интерес; вкладывать в ребенка не только знания, но и обратиться напрямую к его сердцу, возбудить эмоции; чтобы стать личностью молодой человек должен ощутить свое посильное участие в созидательной общественной практике; необходимости и почувствовать вкус борьбы.
Сегодня духовно-нравственный заряд трудового воспитания подрастающее поколение получает в тимуровском и волонтерском движении.

Среди учреждений образования, патриотических клубов и отрядов становится популярным шефство над домами престарелых и ветеранов, интернатами и другими социальными организациями.

В Приморском крае патриотическое воспитание рассматривается как элемент социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.

Актуальны установки на включение молодежи в исследовательскую работу в процессе интеллектуальных, развлекательно-познавательных мероприятий, при совместной творческой работе с мастерами народных промыслов, соприкосновении с историей и культурным наследием.

Для высокотехнологичного труда полезно приобрести навыки популярной сегодня исторической реконструкции - мозаичной сборки фактов, как инструмента разведки прошлого. Когда человек может ощутить себя в историческом процессе, который будет иметь продолжение и после нас.

Историческая реконструкция - неотъемлемая часть поисковой, краеведческой и музейной работы. Она обеспечивает пополнение музеев и комнат боевой славы, установку памятных знаков и мемориалов. И решает государственную задачу увековечения памяти защитников Отечество.

Работа в поисковых отрядах на полях сражений оказывает психотерапевтический эффект на людей, страдающих наркозависимостью.

Воспитание "реконструкцией" стимулирует прогресс системы микро действий, формирует способность к тонкому регулированию процессов, психологическую устойчивость и умение сосредоточиться на мелких деталях, столь необходимых в операторском труде постиндустриальной эпохи.

Гимн индустриальной эпохи

Угрозу безопасности страны всегда представляли беспризорные. Это отряд, умеющий выживать и действовать в самых суровых условиях. Отряд, ничем не обязанный породившему его обществу, хуже того - озлобленный на это общество и готовый за скромную плату стать пособником террористов.

В борьбе с беспризорностью силовые методы бессмысленны.

Главное оружие - высокая педагогике А.С.Макаренко, доказавшая свою эффективность при массовом трудовом перевоспитании детей-правонарушителей путем коллективного воздействия на личность.

Ключом к успеху такой педагогики стали соревновательность, идеологические и духовные факторы работы пионерских и комсомольских организаций. Что разбудило патриотизм, цементирующий страну вокруг центрального объекта любви и почитания. И ненависти к эксплуататорам.

Эффективным инструментом решения кадровых и технологических проблем первых пятилеток выступили культура и искусство.

Ярким гимном моно технологиям механического производства прозвучал "Марш энтузиастов" из кинофильма "Светлый путь".

Трудовое воспитание ликвидировало опасность, исходящую от миллионов беспризорных и подготовило экономику страны к войне.

Цифры впечатляют. Если все население СССР за период с 1926 по 1939 год выросло на 16%, то квалифицированные кадры рабочих выросли в несколько раз: количество токарей увеличилось в 6,8 раза, фрезеровщиков - в 13 раз, станочников - в 14 раз, инструментальщиков - в 12,3 раза, прессовщиков и штамповщиков - 6,3 раза, монтеров и электромонтеров - в 6,4 раза, рабочих механиков - в 9,5 раза. Непосредственно на производстве в годы войны рабочую квалификацию получили 5228 тыс. человек.

С 1940 года подготовка и трудовое воспитания молодежи в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) осуществлялась в системе "Трудовых резервов".

Мощным инструментом воспитания служили армия и флот. Где крестьянские массы осваивали технические средства труда. Особой популярностью пользовались крупные военные корабли - кузница рабочих кадров. Статус и авторитет красноармейца и краснофлотца, отслужившего срочную службу в те годы, был чрезвычайно высоки.
От механики к информационным технологиям

Первый спутник Земли, полет Гагарина, высадка человека на Луну, атомная энергетика и ЭВМ были символами первого этапа технологической революции середины 60-х годов прошлого столетия.

Другим символом той эпохи стала личность ученого, оператора, управляющего сложными процессами, рабочего за станком с ЧПУ.

В развернувшейся дискуссии физиков и лириков последние потерпели сокрушительное поражение с далеко идущими последствиями.

Победа физиков открыла дорогу формализации школы с освоением первоклашками алгоритмов решения простейших задач. Результат проявился в стойком отвращении у молодежи к умственному труду, а в зрелом возрасте - склонности к простым решениям сложных проблем.

Моральный кодекс строителя коммунизма изъял наказание и принуждение из арсенала методов воспитания и сделал упор на убеждение и поощрение, тем самым была создана питательная среда для вируса вседозволенности и безответственности.
Ныне этот вирус проник во все звенья управления, что служит причиной тотальной некомпетентности и неисполнительности, несовместимых с требованиями точности высоких технологий.

Вторым этапом технологической революции был синтез достижений микроэлектроники и цифровых методов обработки информации

И, если 30-е годы прошли под лозунгом: "Уголь - хлеб промышленности", то для ИТ-индустрии 80-х таким "хлебом" стало программное обеспечение и элементная база микропроцессоров.

Высочайшие точности атомной, ракетной и авиакосмической техники благодаря ИТ стали доступны сельскому хозяйству и медицине, автомобилестроению и добыче сырья. Технологическая революция изменила мышление и массовое сознание граждан "информационных держав".

В силу чрезвычайной чувствительны ИТ к малейшим неточностям, ошибка программиста в миллионные доли секунды может решить судьбу государства, а ее поиск иногда длится годы. О чем говорит череда катастроф сверх автоматизированных лайнеров корпорации Эрбас и последняя авария при выводе на орбиту трех спутников ГЛОНАСС.
Однако отказ в эпоху ИТ от культурного и педагогического опыта индустриального прошлого ограничивает познавательный ресурс молодого поколения и грозит превратить в "черную дыру" бюджета новые проекты, подобные морской ракете "Булава" и пресловутому ЕГЭ.

Упорядоченный быт, дисциплина, законопослушание во всем - вплоть до соблюдения расписания трамваев, - если трамвай отправляется в 9 часов 11 минут, ровно в это время, в 9.11, каждый день, трамвай отправляется в путь, - все это приметы стран с культом высоких технологий.

Образцом служит крошечная Ирландия, где развитие ИТ сопровождалось равным доступом граждан к бесплатному, в том числе высшему образованию и налоговой поддержкой науки. В результате треть всех компьютеров, производимых в Европе, родом из Ирландии.

Однако главное достижение Ирландии - в другом. "У нас такая маленькая страна, что мы всегда позиционируем ее как единое целое", - отметил бывший премьер этой страны Г.Фицжеральд.

Момент истины

В век информационных технологий фронт глобальной конкуренции проходит через патриотизм и труд. Где позиции воспитания нового человека без борьбы за отданы СМИ, сфокусированным на раскол духовного единства между социальными группами общества и этносами России.

Цели эти достигаются психологическим воздействием на массовое сознание, заставляя человека отказаться от исторических ценностей, чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, веры в ее будущее.

Результаты искоренения патриотизма и поощрения индивидуализма хорошо видны на примере Японии. Где в конце 80-х годов в СМИ стали обсуждать феномен "синдизунруй", - "новой породы" японцев, родившихся после 1956 года, утративших общинную психологию, питавшую "японский дух". Возродивший поколение творцов "из кружков контроля качества".

Поколение "без темы" потеряло традиционный работоголизм, перспективу, как японского общества, так и всего мира. Оно распалось на группки - "капсулы" из двух-трех человек. Апатичных к религии и уходящих от реальности в мир алкоголя, наркотиков и компьютерных грез.
Влияние заокеанской концепции "Стратегического паралича" проявилось в исключении из Закона РФ "Об образовании" понятия воспитание, в том числе трудового и патриотического.

Яростное сопротивление Минэкономики и Минфина принятию первой, "копеечной", в масштабе бюджета, госпрограммы патриотического воспитания граждан РФ, отбросило на 7 лет консолидацию страны.

Те же госорганы сделали все, чтобы затормозить принятие очередных, второй и третьей по счету госпрограмм патриотического воспитания.

Все проекты, принятые без научной проработки, под аккомпанемент демагогии чиновников, характеризует синдром дефицита целей (сокращенно - синдец), неизбежно ведущий к сбою программ реализации принятых законов.

В первую очередь это относится к новому проекту ФЗ "Об образовании". Где, как и в старом законе, отсутствует вектор духовно нравственного и культурного воспитания, интеграции образования, науки и производства, нацеленные на инновационный прорыв России,

Моментом истины остается Чернобыль - сигнал из постиндустриальной эпохи Образование, по мысли академика Легасова - участника тех событий, отражает уходящий "технический", а не наступивший "технологический" период истории: раньше думали "что сделать", а теперь "как сделать".

Приоритет воспитания в Послании 2010 Президента РФ логично продолжает лозунг "системных шагов по формированию комфортной среды для исследований и разработок мирового уровня" из Послания 2009, выстраданного учителями: "Хватит уже переставлять ударения в словах, надо заняться реальными проблемами, которых в нашей стране достаточно".

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, ветеран РВСН

viperson.ru

Док. 633560
Опублик.: 10.12.10
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``