В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с генеральным директор и владелец РR-агентства `Международник` Анатолием Баташевым Назад
Интервью с генеральным директор и владелец РR-агентства `Международник` Анатолием Баташевым
- Анатолий Геннадьевич, можно только позавидовать Вашей энергии! После окончания МГИМО у Вас сложилась очень разносторонняя карьера. Вы - редактор ведущих информационно-аналитических программ "Первого канала", заместитель генерального директора ИД "Провинция", руководитель пресс-службы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а сейчас Вы - генеральный директор PR-агентства "Международник". Параллельно проводите масштабные PR-акции. И все это Вы! Как Вам это удается? Наверное, помогают какие-то космические силы.

- Нет, ничего сверхъестественного в этом нет. В какой-то момент я решил для себя, что буду работать исключительно там, где мне интересно. То есть не ради банального зарабатывания денег, а там, где чувствуешь свою востребованность, возможность максимально реализовать свой потенциал. Хотя, как показывает практика, где интересно, там и прибыльно. Так шаг за шагом я пришел к созданию своего дела, имея за плечами интереснейший опыт и немалые связи в медиа-сообществе.

Специфика работы журналиста и пиарщика - все время находиться в эпицентре событий. С каждым проектом многое узнаешь. Результат работы ожидаешь с нетерпением, приближаешь его, как можешь, всеми силами. И успеху радуешься как ребенок. Но в нашей профессии, к сожалению, нет никакой возможности почивать на лаврах и расслабляться. Прежде всего, побуждает к активности и то, что мне необходимо кормить не только себя, но и обеспечивать работой и выплачивать зарплату своим сотрудникам, выбивать заказы субподрядчикам, помогать партнерам. Нужно готовить новые мероприятия, постоянно создавать инфоповоды и концепции. Как журналисту, важно как можно раньше узнавать новости и лучше всех донести их до читателя. Интересных событий много, а качественной аналитики никогда не бывает достаточно.

Я хочу еще очень многое успеть сделать. Есть PR-форматы, которые проработаны и обкатаны мною до мелочей - вроде организации концертов в Кремле, масштабных фестивалей под открытым небом и отраслевых выставок, создание документальных видеофильмов, сайтов. И конечно, ведение корпоративных коммуникаций под ключ. Реализация каждого нового проекта - законный повод для гордости. Но есть и творческие задумки, писательские и аналитические. Есть несколько перспективных проектов в области общественной деятельности. Главное, конечно, идеи по расширению собственного бизнеса. Захвату новых ниш рынка. Но любым гениальным идеям требуется стратегический инвестор, в одиночку серьезные миллионные проекты поднять трудно. Рынок сейчас развивается с космической скоростью, и сидеть на печи ни в коем случае нельзя.

- Остановитесь подробнее на "Международнике.Ру". Мне известно, что точно такое же название и у газеты, издающейся в МГИМО. Вполне логичным представляется вопрос: не возникает ли у Вас конфликтов? Или это взаимовыгодное сотрудничество?

- Знаете, нет никакого сотрудничества, но и конфронтации тоже нет. Это два независимых, непересекающихся, абсолютно разных проекта и формата. "Международник.ру" - это информационный ресурс о международных отношениях вообще (мы даем порядка 15-20 новостей из мировой практики ежедневно). Он также в себя включает дипломатический словарь, обзоры прессы, аналитический журнал. У меня есть и другие медийные проекты.

Подчеркну, что задачей газеты "Международник" является осветить жизнь нашего дорогого Университета. Это корпоративная газета МГИМО. Качественное, очень красивое, с богатой историей и традициями - это одно из лучших корпоративных изданий России. Целевая аудитория газеты студенты, ими же создается часть материалов. Есть ряд вещей, которые на мой взгляд человека со стороны, можно улучшить. Обязательно нужен профессиональный дизайнер, газета должна выходить чаще и регулярно - хотя бы раз в две недели (как это было в прежние годы). Не хватает смычки между профессионалами с кафедр журналистики и факультета МЖ, а также пресс-службы МГИМО с газетой. На мой взгляд, газете все-таки стоит стать больше студенческой, менее формальной, легкой для восприятия. Плюс у газеты нет сайта, нет официальной регистрации в Росохранкультуре и подписки (т.е. она недоступна выпускникам). На мой взгляд, мгимовский "Международник" - достаточно привлекательное издание для рекламодателей и спонсоров, реклама и объявления тоже нужны.

Что касается "Международник.Ру" - это независимое общественно-политическое электронное СМИ, рассчитанное на профессиональное и экспертное сообщество. Поскольку мы пишем о внешней политике, то мы больше освещаем новости МИД РФ, зарубежные визиты Путина, международное сотрудничество в рамках министерств, крупнейших корпораций, авторитетных организаций. По характеру, "Международник.Ру" - официозное издание. Наша редакция старается работать в русле тех ценностей и идейных установок, которые продвигает российская дипломатия.

История создания "Международник.Ру" - весьма занимательна. Был период в моей жизни, когда я не был в Институте целых четыре года! И вот, наконец, я переступил порог Alma Mater. Я был поражен, как он изменился за это время! И мне стало интересно: я посмотрел сайт МГИМО - он оказался пустой, бессодержательный. Не секрет, что в 2002 году сайт Университета был любительской презентацией. Сейчас положение изменилось - можно только порадоваться за сегодняшний сайт. Потом я попытался найти газету "Международник" в Интернете. Однако мои поиски потерпели фиаско. И тогда я решил зарегистрировать домен Mezhdunarodnik.Ru. Я не встретил никаких препятствий на этом пути. Так было положено начало созданию портала.

Вы знаете, у меня есть мечта - отсканировать и разместить в Интернете весь архив газеты "Международник", начиная с 1968 года. Ведь это уникальное издание, которое мы должны сохранить для следующих поколений. В нем прописана вся история нашего Университета. Над ним в разное время работало огромное количество талантливых и умных людей, которые добились многого в своей жизни. Не сомневаюсь, что они с удовольствием вспомнили бы свою молодость. Большая часть номеров "Международника" сохранилась в одном экземпляре, т.е. в любой момент это собрание может попросту исчезнуть, погибнуть. Сканирование и заливка одного номера занимает примерно 12 часов работы специалиста. Оцифровать 700 номеров - титанический труд, но его нужно проделать.

Сначала я хотел просто создать портал для газеты "Международник". На общественных началах. Меня попросили написать концепцию, я беседовал со многими людьми, возникали идеи и пожелания. В итоге задумка разрослась до грандиозных размеров. Но те, кто делают газету сегодня - далеки от Интернета. Так что, когда редакция убедительно попросила меня ничего не сканировать и не выкладывать архив в сеть, я был очень удивлен. Впрочем, я бесконечно уважаю главного редактора газеты Владимира Васильевича Соколова. Он - умница, эрудит, настоящий подвижник и патриот родного института.

Впрочем, согласования и уговоры шли долго, за это время мои программисты создали потрясающий веб-интерфейс для институтской газеты с учетом всех пожеланий мгимовцев, сообщества международников и моего опыта работы в сетевых СМИ. Созданное мне настолько нравилось, заряжало энтузиазмом, что проект начал жить своей жизнью. Но ориентирован он был теперь на международные отношения вообще. Столько людей меня морально поддержали, что я решил продолжить и развивать его самостоятельно. Было создано юридическое лицо, образовалась редакция, появились авторы, корреспонденты, в том числе за рубежом...

Сейчас электронный журнал "Международник.Ру" ежемесячно публикует порядка двадцати научных и публицистических статей о международных отношениях. Я все больше задумываюсь о том, чтобы создать на основе наших публикаций полноценный бумажный журнал формата "Полиса" или "МЭиМО". Надеюсь до конца года, с божьей помощью, это реализовать.

- Из "агентурных" источников была получена информация о том, что Вы участник гуманитарной олимпиады "Умники и умницы". А после окончания МГИМО стали одним из учредителей Клуба Умников и умниц. Расскажите, как зародилась такая идея? Что нового? Какие планы на будущее?

- На самом деле первый призыв умников, в котором я участвовал, открыл для меня МГИМО. К сожалению, на передаче я не прошел все испытания. Позже я поступил в МГИМО сам. В первые годы мы, конечно же, знали всех других умников в лицо и по имени. Однако со временем их, то есть нас, становилось все больше и больше. И через пять лет после создания программы состоялась первая встреча умников, в ней приняло участие свыше пятидесяти человек. Сейчас программе "Умники и умницы" - пятнадцать лет, и через нее прошло уже больше тысячи участников.

Шесть лет назад Владимиром Романовичем Легойдой был создан сайт передачи - umniki.ru. Помимо множества интересных материалов там имеется форум, который дал возможность для общения умников разных лет. Идея создать Клуб умников и умниц возникла в июне 2005 года и нашла поддержку у огромного количества умников. Мотором в деле создания Клуба выступила Иветта Герасимчук, она проделала титаническую организационную работу, смогла воодушевить, а потом и координировать работу десятков активистов. Ректор Анатолий Васильевич Торкунов и создатель программы "Умники и Умницы" Юрий Павлович Вяземский морально поддержали эти начинания. Помимо общения мы привлекаем участников Клуба к различным мероприятиям.
- А поподробнее.

- К примеру, мы организовали поездки в Великий Новгород, в Киев. Выступали организаторами научных конференций. Каждую субботу проходит тренинг "Что? Где? Когда?" для умников и умниц. Это великолепная гимнастика для мозгов, развитие коммуникационных навыков. Здесь нам огромную помощь оказывает обладательница "Хрустальной Совы" Валентина Голубева...

Особенность клуба, что он объединяет очень разных людей. Первые поколения умников - это те, кто сейчас находится на пике профессионального роста. Они работают в различных организациях, компаниях - имеют за плечами определенный жизненный опыт. И этот опыт может ой как пригодиться умникам-новичкам, нынешним студентам. В жизни всегда так бывает: путь из пункта А в пункт Б лежит по прямой, а мы обычно двигаемся зигзагами, то удаляясь, то приближаясь к конечной цели. А совет умных людей помогает выправить этот путь.

Когда обсуждались стратегические цели и задачи клуба, Юрий Павлович высказал замечательную идею - поддержка умных людей. Мы - умники - получили огромный эмоциональный заряд и поддержку от создателей программы. А также от тех людей в МГИМО и на центральном телевидении, которые поверили в дело умников и поддержали его. Передаче удалось наглядно показать, что быть умным человеком - это модно и престижно. Что это под силу каждому, даже подростку из глубинки. Передать этот заряд дальше, помочь ближним, использовать опыт и силы для созидания, для общественной пользы - такова цель клуба.

Сейчас клуб объединяет около трехсот человек, мы продолжаем активный поиск участников программы и призываем их откликнуться. Но Клуб умников и умниц - это больше, чем просто сообщество участников передачи. Мы открыты для тех, кто желает принять участие в нашей работе.

- Еще Вы активно сотрудничаете с отечественными дипломатами. Дань традициям МГИМО?

- По долгу службы я общаюсь с дипломатами. Ведь дипломаты - это умнейшие люди, концентрированно выражающие внешнюю политику страны. А если дипломаты будут делиться своим мнением, особенно после возвращения из загранкомандировок, то мы, граждане нашей страны, создадим целостную картину о том, что необходимо улучшить в нашей внешней политике.

Писать о дипломатии очень интересно. Особенно, когда собираешь воедино, в рамках цельной концепции новости из очень разных источников - сайтов МИДа, посольств, зарубежных МИДов, международных организаций, информационных агентств. У меня мечта создать на базе "Международник.Ру" - многофункциональный портал для сообщества международников и дипломатов. Чтобы все профессиональные новости можно было найти в одном месте.

С другой стороны, общаясь с политиками, дипломатами, экспертами, я понимаю, что мы - россияне - почти ничего не знаем о внешней политике наших соседей. Информацией обладает лишь узкий круг экспертов, но даже там она не всегда полная. Множество интереснейших событий в мире дипломатии оказываются далеко за обочиной информационного поля. Поэтому остаются незамеченными ни экспертным сообществом, ни властью, ни широкой общественностью. Отсюда - ширится непонимание, происходит взаимное отторжение, упускается масса выгод.

Для отечественной дипломатии и внешнеполитических акторов очень важно иметь полную, объективную картину. Так у меня есть задумка - создать информационный субпортал в рамках "Международник.Ру" о событиях, происходящих на пространстве СНГ. Что мы знаем об Украине, Узбекистане, к примеру? Об их повседневной внешней политике, о том, как работает там дипломатическая служба, как принимаются решения, кто есть кто в их дипломатии? Буквально ничего. А это наши ближайшие соседи!!! Информацией в лучшем случае обладает узкий круг специалистов. Но ситуация постоянно меняется и разобраться в ней непосвященному человеку, даже опытному журналисту или эксперту очень и очень непросто.

Ну, а если опыт будет успешным - создать такие субпорталы по каждой из стран "Большой восьмерки", ЕС, ЦВЕ, арабским государствам, Индии и Китаю... Это трудоемкий и затратный процесс. И я приглашаю выпускников МГИМО присоединяться к этой интересной работе. Вместе мы сможем многое!
ДОСЬЕ:

Родился 18 января 1976г. во Владивостоке в семье журналистов. В 1997 году окончил факультет международных отношений МГИМО (У) МИД РФ. 1995-1998гг. - один из создателей Студенческого центра политических и экономических исследований МГИМО (У) МИД РФ. 1993-1999гг. - социолог, полевой агент кафедры социологии Академии Госслужбы при Президенте РФ. 1998г. - PR-аналитик агентства "Обратная связь". 1999-2000г. - PR-агентство "КРОС". Ведущий аналитик, администратор баз данных электронной публичной библиотеки Public.Ru (агентство "Вектор-инфо"). 2000-2002 - ОРТ ("Первый канал") - редактор, шеф-редактор программы "Здесь и сейчас"; - редактор еженедельной итоговой информационно-аналитической программы "Времена"; - начальник аналитического отдела телекомпании "ВИД"; - шеф-редактор сайта "Медиа-союза". 2002-2003гг. - Менеджер по региональному развитию в "PRP Group - a Weber Shandwick worldwide affiliate". 2003-2004гг. - Заместитель генерального директора (по PR и региональному развитию) в издательском доме "Провинция". 2004-2005гг. - Руководитель пресс-службы в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. С 2005г. - генеральный директор и владелец PR-агентства "Международник".

Владеет английским, французским, немецким, румынским языками. В ходе карьеры консультировал порядка 40 предвыборных кампаний разного уровня. Автор более 200 публикаций и 9 документальных фильмов. Увлечения - фитнес, краеведение. Женат. Имеет сына.

http://alumni-mgimo.ru/grata/94/

Док. 633990
Перв. публик.: 15.12.09
Последн. ред.: 15.12.10
Число обращений: 0

  • Баташев Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``