В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Направление развития инновационной инфраструктуры в России Назад
Направление развития инновационной инфраструктуры в России

Направление развития инновационной инфраструктуры в РоссииМатериалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции "Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в посткризисный период", 24 декабря 2009 г., г. Саратов. Саратов, ИЦ "Наука", 2010, с.12-17.

Гретченко А.А.,
кандидат экономических наук,
докторант РЭА им. Г.В. Плеханова

На современном этапе, а тем более в посткризисный период становится очевидным, что важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав должна занять инновационная деятельность. Инновационная деятельность должна являться приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике будущего.

Необходимость развития инновационной инфраструктуры в РФ в посткризисный период обусловлена следующими факторами.

Во-первых, процессы глобализации и интеграции страны в мировое сообщество требуют поиска собственного места национальной экономики в мировом хозяйстве. Как свидетельствует отечественный опыт, экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки не может обеспечить стабильное положение России на мировых рынках. Выходом в данной ситуации является развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами либо не имеющей аналогов, то есть построение национальной экономики инновационного типа. Главной задачей национальной инновационной экономики является не только поставка на внутренний и внешний рынок конкурентоспособной продукции, пользующейся относительно устойчивым спросом, но и постоянное поддержание данной конкурентоспособности на высоком мировом уровне.
Во-вторых, преодоление сырьевой направленности невозможно лишь за счет привлечения на внутренний рынок иностранных инвесторов. В докризисный период экономический рост во многом был обусловлен ростом цен на основные виды экспортируемого сырья и увеличением добычи нефти, газа, руд цветных и черных металлов.

Наиболее целесообразным шагом, способным изменить отраслевую структуру национальной экономики, является развитие крупных, средних и малых инновационных предприятий. На эффективность данной меры указывает пример таких стран, как Китай, Южная Корея, Индия и другие, которые еще 20 лет назад не считались развитыми в научно-технологическом плане. Но те изменения, которые произошли в экономике этих стран в последние десятилетия, заставляют взглянуть на них по-иному. Достаточно отметить, что многие аналитики называют Китай в качестве потенциального мирового лидера в сфере практического освоения научных разработок.
В-третьих, - это научно-технический потенциал. Именно этого ресурса не было у большинства новых индустриальных стран, когда они начинали свое индустриальное развитие несколько десятилетий назад.

В ходе проводимых в России реформ удалось сохранить научно-технический потенциал, достаточный для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что влечет за собой другую проблему - отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Из-за этого труд научных работников должным образом не оплачивается, происходит отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию.

В посткризисном периоде ориентиром должен стать инновационный тип развития, в основе которого лежит непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества.

Как свидетельствует мировой опыт, необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры. В подтверждение приведем следующие факты. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений с 1885 по 1919 годы составлял 37 лет, с 1920 по 1944 годы - 24 года, с 1945 по 1964 годы - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (квантовая физика, атомная энергетика, электроника) - 3-5 лет. На современном этапе период технологического освоения научных разработок, по информации телевизионного канала EuroNews, не превышает 3-х лет, а в области мобильной связи - 1 года. При этом инновационная инфраструктура начала активно формироваться лишь с начала 50-х годов прошлого века, а максимального уровня ее развитие достигло лишь к середине 90-х годов XX века. Таким образом, на данном примере видна взаимосвязь между степенью развития инновационной инфраструктуры и скоростью освоения нововведений.

До последнего времени в РФ наблюдалось снижение инновационной активности, что связано со значительным коммерческим риском инвестирования инновационной сферы, необходимостью вложения большого объема инвестиционных ресурсов и длительным сроком окупаемости, несовершенством правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, спецификой внутреннего рынка.

Кроме того, одной из основных проблем в экономике является отсутствие эффективной связи науки с производством и действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара. А, как известно, наиболее эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и её практическим воплощением, является инновационная инфраструктура.

До настоящего времени инновационная инфраструктура создавалась лишь путем активного формирования сети бизнес-инкубаторов и технопарков. Вместе с тем, следует отметить, что большинство из этих организаций сложно отнести к элементам инновационной инфраструктуры. В основном они проходят этап становления и нечетко представляют направления своей работы. Основной сферой их деятельности становится развитие малого предпринимательства различных направлений, а не инновационных предприятий.

Таким образом, от уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества её функционирования будет зависеть не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.

Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов.

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества. Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются: преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики, сохранение и развитие научно-технического потенциала. Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.
На наш взгляд, при формировании национальной модели инновационной инфраструктуры может быть эффективно применена смешанная модель научных парков, сочетающая в себе черты традиционных американской и японской моделей и получившая широкое распространение в странах континентальной Европы и новых индустриальных странах.

Следует подчеркнуть, что при формировании отечественной инновационной инфраструктуры необходим не только эффективный синтез зарубежного опыта, но и учет особенностей факторов, влияющих на инновационное развитие - экономических, ресурсных, социальных, культурных.

На современном этапе формирование национальной инновационной системы РФ не завершено, в результате её недостатками являются линейный набор отраслевых фрагментов, отсутствие механизмов, способных сконцентрировать имеющийся научно-технический потенциал на инновационное преобразование экономики.

В будущем, при условии сохранения приоритетности инновационной деятельности в государственной экономической политике, указанные недостатки могут быть устранены в процессе планомерного развития отечественной экономики.
Далее рассмотрим основные направления развития инновационной инфраструктуры в РФ.

Важнейшим элементом формируемой в инновационной инфраструктуре должно стать производственно-технологическое направление, ядром которого будут являться небольшие инновационные центры. Применительно к отечественной экономике целесообразно использование трех моделей инновационных центров:
- национальные технопарки;
- региональные инновационные центры;
- территории высоких технологий.

Целью создания национальных технопарков является вовлечение отечественного научно-технического потенциала по приоритетным отраслям современной науки в экономические процессы и привлечение дополнительных средств в дальнейшее развитие этих отраслей путем коммерческой реализации научных разработок.

Целью создания региональных инновационных центров является активизация инновационных процессов по широкому спектру технологических направлений в регионах РФ.

Территории высоких технологий - субъекты инновационной инфраструктуры, которые функционируют на основе создания совместных предприятий с иностранными компаниями по выпуску высокотехнологичной продукции потребительского назначения. Цель создания подобных организаций - привлечение современных технологий по производству потребительских товаров в экономику РФ. Предпосылками для создания территорий высоких технологий являются выгодное географическое расположение, достаточный уровень развития производственной инфраструктуры, наличие богатых минеральных ресурсов, экономическая и политическая стабильность. Важнейшими условиями для эффективного развития территорий высоких технологий являются разработка соответствующей законодательной базы и системы льгот для потенциальных партнеров. Территории высоких технологий могут создаваться в форме ассоциации.

Развитие территорий высоких технологий будет способствовать росту доли наукоемкой продукции в ВВП в относительно небольшие сроки, привлечению отечественного научно-технического и производственного персонала в сферу высоких технологий, созданию благоприятных условий для выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией и ускорению перехода на международные стандарты качества.

Для дальнейшего развития научно-технической и инновационной сфер РФ необходимо формирование системы венчурного предпринимательства.

Следует отметить, что наибольших результатов в области развития венчурного предпринимательства можно достичь лишь при условии обеспечения тесного сотрудничества с международными и зарубежными финансовыми институтами, имеющими значительный опыт в данной сфере. Ведущую роль в процессе развития венчурного предпринимательства в должны сыграть, на наш взгляд, технопарки, Информационно-аналитический центр инновационной деятельности и Национальный инновационный фонд.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие венчурного финансирования на современном этапе, является отсутствие достаточного количества привлекательных компаний (или инновационных инициатив). Поэтому в условиях текущей экономической ситуации должна определяться не компания, привлекательная для инвестирования, а отдельный инновационный проект, что обуславливает необходимость тесного взаимодействия всех субъектов инновационной инфраструктуры. В рамках предложенной модели отечественной инновационной инфраструктуры предполагается два варианта взаимодействия венчурных инвесторов с субъектами инновационной инфраструктуры:

1) когда инициатива к сотрудничеству исходит от инновационного центра
2) когда инициатива к сотрудничеству исходит от венчурного инвестора.
В целях повышения качества оценки эффективности инновационных проектов до начала их реализации целесообразно создание трехуровневой системы экспертизы, включающей государственную экспертизу, независимую экспертизу и экспертизу инновационных проектов при субъектах инновационной инфраструктуры.
В целях развития системы продвижения научно-технической продукции на рынок необходимо создать инновационную биржу. На начальном этапе её функционирования целесообразна организация торгов посредством создания и поддержания специализированного web-сайта в глобальной компьютерной сети Internet. Этот сайт должен соответствовать современным требованиям безопасности информационных систем в области электронной торговли, а также поддерживать реализацию всего функционала биржи.

Для ускорения темпов инновационного развития к деятельности биржи необходимо привлекать как в качестве покупателей, так и в качестве продавцов научно-технической продукции иностранных предпринимателей. Определяющими критериями для регистрации зарубежных субъектов инновационной деятельности в качестве продавцов должны являться уровень технологичности разработки, степень вовлечения в реализацию проекта отечественного ресурсного потенциала, отнесение разработки к отраслям по производству готовой потребительской продукции.

Таким образом, перечисленные выше основные направления развития инновационной инфраструктуры в РФ являются основным государственной ориентиром в формировании посткризисной национальной инновационной системы.

Док. 634938
Перв. публик.: 24.12.09
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 0

  • Гретченко Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``