В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выставка культового художника и главного концептуалиста страны собрана из почти невидимых объектов. Назад
Выставка культового художника и главного концептуалиста страны собрана из почти невидимых объектов.
Персональная выставка главного концептуалиста страны не без вызова названа просто: "Андрей Монастырский". Для тех, кто в курсе, этого достаточно, никаких пояснений не требуется: даже понятие "московский концептуализм", охватывающее почти все, что у нас было и есть в современном искусстве, как-то поменьше по размаху будет. Но и художник Монастырский тоже не равен самому себе - он растворен в бесконечных акциях и текстах группы "Коллективные действия" (КД), созданной в далеком 1976 году и существующей до сих пор. Стратегия инициированной Монастырским группы КД отличается сугубым эскапизмом - акции производились на подмосковных полях, список приглашенных зрителей всегда строго ограничен. Но эстетические переживания избранным достаются мощнейшие. Осенью 1978-го участники КД вытягивали семь километров веревки через вскопанное поле. Через полтора часа появился конец веревки, на котором ничего не было: главным сюжетом перформанса было название - "Время действия". В дальнейшем эта выверенная и отточенная простота сменилась несколько тяжеловесным изощренно-абсурдным символизмом. Но ключевым моментом деятельности КД являлось не само действо, но обсуждение, которое фиксировалось в рукописных сборниках под названием "Поездки за город", которые теперь доступны и в печатном варианте. Ранние индивидуальные работы художника Монастырского весьма редки и почти всегда отличаются каким-то отчаянным аутизмом. Например, "акционный объект" "Дышу и слышу" (1983) представляет собой черную коробку, в которую вставлены две пары трубок. Одна пара вставляется в нос, другая - в уши. И окружающего мира более не существует - юзер-акционист слышит только свое собственное дыхание. Инсталляции Монастырский начал делать только в 90-х - в тот момент, когда былое единство стало распадаться под напором рынка и прочих привходящих обстоятельств. И показывал он их в основном на Западе. Московской публике Монастырский был явлен только в 1996-м, со спартанской "Веткой", повешенной на роликах серого скотча в радикальной галерее XL - предполагалось, что кто-то потянет за кривой сучок и услышит скрипучую музыку сфер.

Для выставки воспроизводят инсталляции, восхищавшие пока что только зарубежных зрителей. В одной из них, названной "Гете", на большом белом щите находится кнопка; но если нажать на нее, то звоночек услышат в другом зале, где расположился второй щит. Это пространство между действием и реакцией на него и есть идеальное воплощение категории "пустотного центра", столь важной для всей эстетики Андрея Монастырского; то невидимое место, куда поместил себя великий и неуловимый гуру, многие десятилетия старательно избегавший публики и публичности. А теперь мы воочию можем узреть и уютную башню из слоновой кости, и величественный пустой трон Мастера.

Андрей Ковалев
19 ноября 2010
http://www.timeout.ru/exhibition/event/218451/

Док. 635584
Перв. публик.: 19.11.10
Последн. ред.: 25.01.11
Число обращений: 0

  • Монастырский Андрей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``