В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тенгиз Бегишвили: Какие задачи и цели должны стоят перед руководством грузинского государства! Назад
Тенгиз Бегишвили: Какие задачи и цели должны стоят перед руководством грузинского государства!
Грузия находится перед историческим выбором: развиваться как демократическая государства или принять статус страны третьего мира.

Режим Саакашвили и все политические организации современной Грузии видят перспективы развития государств исключительно через экономические механизмы: рост ВВП на душу населения, снижение уровня инфляции и т.д. Такой подход основан на западной идеологии общества потребления, которая внедрилась в политические платформы и левых, и правых, и социал-демократов, и либералов.

Руководство Грузии должна опирается на грузинскую духовную и культурную традицию, знать своих духовных и идейных учителей. Главным ресурсом развития Грузии должно является грузинская нация, характеризующаяся сложившимся жизненным укладом с особыми нравственными категориями, обладающая высокой духовностью.

Представители грузинской цивилизации - грузины - это те, кто говорит и думает на грузинском языке, воспитан на грузинской культуре, кто считает Грузию своей Родиной, кто искренне желает ей мира и процветания, независимо от национальной принадлежности.

Цель должно заключаться - в благополучие граждан через духовное возрождение нации. Только при таком подходе возможно полноценное и эффективное экономическое развитие страны, построение будущего.

В новом тысячелетии истинное могущество государства определятся способностью аккумулировать дух нации в культурные, научные и технические достижения. Атрибутами страны станут в первую очередь достоинство и образование граждан страны, их духовное и физическое здоровье, их величие.

Дух нации надо восстанавливать вместе со страной, ибо он вытравлен идеологическими догмами: коммунистическими, либеральными, псевдодемократическими. Кризис поразил Дух нации больше, чем экономику или социальную структуру грузинского общества.

Дух нации нематериальная, но могущественная сила:

- это системообразующая основа государства, которая позволяет согражданам ощущать себя единым целым;

- Дух нации, формирует чувство общности, является основой гражданского общества;

- Дух нации не дает общности распасться на частные индивидуальные интересы, мобилизует нацию на достижение общих исторических задач;

- Дух нации формирует волю народа, его стремление к будущему, создает духовную основу для преодоления кризисов и национальных катастроф.

Чем сильнее Дух нации, тем легче преодолеваются жизненные испытания. Ослабление Духа нации ведет к разрушению государства, деградации граждан, забвению себя, своей истории и культуры.

Возрождение Духа нации означает использование мощного мобилизационного ресурса, раскрывающего всю полноту потенциала наших граждан: высоких волевых, моральных и духовных качеств.

Главная задача руководство Грузии должно заключаться - построение в Грузии справедливого, безопасного и нравственного общества.

Для решения этой задачи должно быть провозглашено смена приоритетов государственной политики, которые должны быть направлены, не только на рост объема внутреннего валового продукта, и на борьбу с инфляцией, но и, прежде всего, на духовное возрождение нации.

Развитие рыночной экономики не самоцель, а лишь средство достижения общественного благополучия, которое составляет высшую цель общества.

Это не означает, что экономический подъем имеет второстепенное значение, но надо полагать, что основой экономического развития Грузии является ее возрождение духовное.

Для обеспечения поставленной цели - надо решить ряд конкретных задач:

Добиться единства грузинской нации.

Надо восстановить культурные и национальные традиции, элементы бытового и семейного уклада. Надо уйти от космополитических стереотипов и традиций и вернуться к национальным.

Грузины как граждане Грузии, ответственные за судьбу своей Родины, должны заново осознать себя и свое место среди других мировых цивилизаций.

поднять эмоционально-волевое состояние граждан, чувство национального оптимизма.

Опыт Грузии и многих других высокоразвитых стран говорит, что начинать выход из экономической депрессии надо с поднятия оптимистических настроений граждан и это должно стать делом государства.

Экономика

Экономика Грузии должна опирается на два базовых принципа - грузинскую традицию и идеологию модернизации.

Грузинская традиция включает кадровый потенциал страны, общий образовательный уровень и национальные особенности, где важную роль играет сопричастность со своим трудовым коллективом, и исторические корни, сам дух и характер грузинского народа.

Стратегия, которую предлагают власти - опасна для общества. Опасность заключается в том, что эта стратегия оказывает депрессивное и негативно-подавляющее воздействие на людей, подчеркивая, что ничего хорошего в обозримом будущем у них уже не будет.

Экономическая программа должна позволять раскрыть духовную энергию граждан как главный ресурс социально-экономических преобразований в стране. Экономическая программа должна быть направлена на создание экономических предпосылок возрождения Духа нации.

Основой современного экономического развития должен стать человек. Вложения в человека, например, в развитых странах, значительно превышают вложения в оборудование, недвижимость, в Грузии пока все наоборот.

Идеология модернизации подразумевает опору на современные достижения науки, техники и мысли в Грузии и за рубежом.

Грузинский народ может долго терпеть трудности и лишения. Но за это время происходит накопление его энергии для осуществления прорыва.

Этого понять и принять нынешние реформаторы не в состоянии - в долготерпении грузин они видят моральную деградацию. Здоровые силы в Грузии и за рубежом видят в этом неиспользованный резерв для осуществления масштабных научных и технических планов по модернизации экономического потенциала Грузии.

Мы считаем, что пришло время использовать этот ресурс!

Приоритетом должно стать сокращение фискального бремени налогов, расширение их регулирующей и социальной функции.

Легальность бизнеса должна стать более выгодной по сравнению с пребыванием "в тени".

Сокращение налоговой экзекуции должно начаться немедленно.

Расширить налогообложение личного имущества по прогрессивным дифференцированным ставкам. Все другие налоги отменить.

Выход экономики из тени - плацдарм для развития прорыва.

Главными направлениями его должны стать конкретные системообразующие проекты:

Реальная экономика

Резервы социально-ориентированной экономики

Свободный труд

Реформа армии

Трудовые резервы

От виртуальной к реальной экономике

Что делать? Развивать реальную экономику, приносящую добавленную стоимость. При неработающем отечественном производстве нет "вложений в человека", не может быть и увеличения бюджетного финансирования в социальной сфере, ни роста доходов населения.

Грузия должна иметь программу промышленной политики на срок не менее 10 лет, причем на основе новых технологий, новых производств.

Программа должна соответствовать национальным интересам и обеспечить как минимум трехкратный рост оплаты труда в течение ближайших 5 лет.

С другой стороны, рост личных доходов и сбережений граждан станет основой растущего массового спроса, без которого нет инвестиций.

Локомотивом экономического роста должна стать разработка новых технологий в сфере новых материалов, новых энергий, нового транспорта, наукоемких отраслей.

Государство обязано осуществить прорыв в становлении таких финансовых институтов, которые работают на развитие производства через инвестиционные кредиты, фондовый рынок, дедолларизацию экономики.

Перелома в сложившейся ситуации надо достигать путем выделения ограниченного круга инновационных проектов, имеющих стратегическую значимость для страны и отвечающих следующим критериям:

функционирование вновь создаваемых производств должно основываться на принципиально новых и не разработанных в других странах экологических технологиях.

Производства должны развиваться на базе имеющихся в Грузии производственных мощностей, с активным вовлечением отечественных ученых уже "сегодня", не дожидаясь благоприятного инвестиционного и инновационного климата.

Производства должны представлять собою "точку роста", т.е. стимулировать развитие большого количества иных производств,

Быстрая окупаемость вложений в развитие производств с минимальным и/или отсутствием бюджетного финансирования.

К этим проектам относятся:

создание принципиально новой быстрой, экологически чистой, экономичной и безопасной транспортно-коммуникационной системы.

Резервы социально ориентированной экономики

Построение в Грузии справедливого, безопасного и нравственного общества требует финансовых ресурсов. Бюджет страны, формирующийся сегодня из налоговых отчислений, не может обеспечить решение социальных вопросов в полной мере.

Дополнительные резервы социально-ориентированной экономики:

Финансовая амнистия через Фонд Будущих Поколений

Процесс неконтролируемого накопления капитала привел к расслоению общества по имущественному признаку, к бегству капитала из страны. Что делать в такой ситуации? Государство должно амнистировать данный капитал, но с учетом главной задачи современности - возрождения страны, Возрождения Духа Нации.

Капитал амнистируется при условии перечисления 50% в "Фонд Будущих Поколений". Из средств данного фонда финансируются конкретные программы.

Ренту с природных богатств Грузии, - на справедливое выравнивание социальных возможностей.

Природные богатства Грузии принадлежат ее народу.

Это означает - промышленные и сырьевые капиталисты, получившие возможность доступа к национальным богатствам Грузии, принадлежащих народу, должны на законном основании отчислять часть прибыли на возрождение нации.

Надо стремиться не к переделу собственности, а к справедливому перераспределению сверхприбыли. Грузинский олигарх не будет чувствовать себя уверенно пока его окружают бедные и голодные, ставшие таковыми не по своей вине.

Государственная политика

Государственная политика Грузии должна способствовать сплочению нации как единого целого.

Механизмами, обеспечивающими сплочение нации являются: политическая система страны, основанная на возрастающей роли сословного (профессионального) представительства в его современной форме;

сильные провинции, формирующие патриотизм и любовь к "малой Родине", способные обеспечить равные условия жизни гражданам, не зависимо от места проживания;

государственная программа духовного сплочения и развития нации мобилизационные экономико-стратегические государственные программы, обеспечивающие единое общегосударственное коммуникативное пространство (новый транспорт, новая связь, новые дома, новое производство).

Политическая система Грузии - "От партийного раздора к

консолидации нации"

Отмирание партий - это путь исторической эволюции.

В мире появляются новые общественные образования, которые, не ставя политических целей, влияют на глобальные мировые процессы. Структурируясь на иных, нежели чем политическая партия, основаниях, новые массовые общественные объединения по своим ресурсам и масштабу деятельности оставляют традиционные партии далеко позади себя.

Политические партии на современном этапе развития являются препятствием на пути консолидации общества:

партийная система предусматривает рекрутирование кадров в политическую власть по партийно-идеологическому принципу, а не по принципу отбора лучших людей, служащих государству;

современные партии Грузии вместо того, чтобы быть институтом и инструментом волеизъявления народа, выражают интересы небольшой кучки партийных лидеров, и их олигархов-спонсоров. Партии не выражают даже интересы своих рядовых членов, не говоря уже о народе в целом.

Роль партий в современной Грузии должна быть снижена, а в исторической перспективе не исключается отмена партий вообще.

Главное требование к властной элите и к обществу, должно стать - честность.

Общество

Социальные программы не должны ограничиваться традиционными направлениями деятельности. Чтобы укрепить духовную общность страны надо принять новые социальные программы, как на государственном, так и на региональном уровне:

в качестве базовой государственной социальной программы должна быть принята программа духовного возрождения нации;

должен быть разработан комплекс региональных программ, возрождающих традиции грузинской нации. Возвращение к историческим истокам должно начинаться от самих истоков.

Не исчерпан еще резерв укрепления духовного единства нации, заложенный в традиционных направлениях социальной деятельности государства.

Совершенствование пенсионной системы

Надо по новому взглянуть на пенсии. Сегодня пенсия - должна стать вознаграждением за труд, а не быть подачкой на бедность. Труд старших поколений овеществлен в имуществе, инфраструктуре, освоенных природных ресурсах, олицетворен в образовательном, профессиональном и интеллектуальном потенциале нашего поколения. Государственные пенсии - это не социальная поддержка, а законная плата за фонды. Источником её выплаты должны стать налог на имущество и фонды, рентные и ресурсные платежи.

Помочь престарелым родителям могут и дети, взяв на себя ответственность за распределение пенсионных накоплений в государственные или коммерческие пенсионные фонды.

Недоработкой действующего пенсионного законодательства является отсутствие разъяснений, каким образом ближайшие родственники могут участвовать в этом процессе. Необходимо предусмотреть норму, когда пенсионный счет родителя может пополняться за счет взносов детей и внуков, а также, возможно, поступать в доверительное управление детей. Пенсионный фонд может стать операционной финансовой системой каждой конкретной семьи.

Пенсионный фонд пытается вести разъяснительную работу о новых правилах пенсионных накоплений только с самими пенсионерами. Надо развернуть мощную кампанию среди широких слоев населения по привлечению внимания к Пенсионному фонду, как операционной финансовой системе, важному инструменту стабильной общественной жизни.

Совершенствование системы образования

Все многочисленные реформы образования последнего десятилетия касались организационных вопросов обучения: количество учеников в классе, количество лет обучения в начальной школе, предметов, изучаемых в школе и т.д., а также вопросов содержания образования как в целом, так и отдельной дисциплины.

Однако все реформы себя не оправдали, потому что не решался главный вопрос - финансовое обеспечение системы образования.

Назрела необходимость провести финансовую реформу образования.

Дать хорошее образование детям можно только в том случае, если деньги, выделяемые из бюджета государства на образование, будут следовать за конкретным учеником, а не поступать в органы народного образования.

Известна базовая стоимость обучения одного ученика за четверть, за год, за цикл начальной школы или средней. В бюджете государства статья расходов на образование является "защищенной", т.е. при любых катаклизмах или дефолтах она будет полностью исполнена. Так и происходит.

Но бюджетные деньги до школы не доходят, потому что ими местные власти затыкают более срочные "дыры" в своем хозяйстве. В результате учителя месяцами не получают зарплату, а ученики не получают качественных знаний.

В системе народного образования следует ввести прямое финансирование в виде зачисления средств на индивидуальный счет ученика в образовательных учреждениях.

Совершенствование системы здравоохранения

В настоящее время вся система здравоохранения ориентирована на болезнь, а не на поддержание здоровья. Забыта народная мудрость "в здоровом теле - здоровый дух".

Должна быть разработана единая государственная программа здорового образа жизни совместно с органами здравоохранения, спортивными организациями, исполнительными органами власти. Программа должна быть поддержана на законодательном уровне:

Должно быть внесено в трудовое законодательство поправки, гарантирующие предоставление в ходе рабочего дня времени для организации спортивно-оздоровительных мероприятий для сотрудников.

в школах и институтах должна быть введена массовая, обязательная спортивная подготовка;

должна быть принята государственная программа развития спорта и физкультуры по месту жительства. Спортивная площадка - в каждом дворе, спортивный центр - в каждом районе, стадион - в каждом малом городе;

Должно быть обязательные спортивно-оздоровительные программы для людей всех поколений, за полный запрет рекламы табачной и алкогольной продукции.

Разработка и реализация государственной программы здорового образа жизни не терпит отлагательства. Стремительный и беспрецедентный рост алкоголизма и наркомании в Грузии выдвигает проблему обеспечения здоровья нации на первый план.

Государственная программа "Семья"

В настоящее время гражданам Грузии навязываются идеи индивидуализма и социального эгоизма чуждые семье. Пропагандируются иные жизненные цели: вместо создания семьи и воспитания детей - личный карьерный рост и достижение финансового успеха. Более того, навязываются дискуссии о том, что изжил себя институт семьи.

Необходима широкая пропаганда семейных ценностей на государственном уровне. Необходимо сместить акцент освещения в СМИ семейных вопросов с проблем и трудностей на освещение того положительного и конструктивного, что дает человеку семья.

Одновременно с пропагандой культа семьи должна быть разработана государственная программа сохранения, поддержания и развития семьи как социального института.

Семья есть традиционная основа жития. От сохранения и развития института семьи зависит преодоление демографического кризиса.

Система образования и воспитания с самых начальных классов школы должна быть ориентирована на пропаганду большой (многодетной) семьи, семейных ценностей и традиций.

Надо принципиально изменить систему государственной поддержки рождаемости - она должна стимулировать стремление и желание семьи иметь детей. Государственная политика должна звучать так - мы поможем выносить и родить ребенка: пособие должно выплачиваться не после, а еще до его рождения, увеличиваясь на порядок от месяца к месяцу, от года к году.

Трудовой резерв Грузии

Демографический кризис ощущается в нехватке квалифицированных кадров в отечественном производстве. Вывод - страна должна изменить свою миграционную политику и стать метрополией для всего грузинского этноса. Это отвечает двум нашим задачам:

преодолению демографического кризиса

решению проблемы трудового резерва

При этом в кратчайшие сроки должен быть принят жесткий закон по пресечению незаконной миграции. Однако миграционная политика не должна привести к обострению межэтнических отношений в стране.

Основным мотивом для получения гражданства должны стать заслуги перед отечеством, желание и способность трудиться на благо страны, знание грузинского языка, грузинской истории и грузинской культуры.

Внутренняя миграция может стать эффективным механизмом решения многих социальных вопросов, например жилищной проблемы и создания новых рабочих мест.

Надо осуществить Программу экономического стимулирования переселения желающих граждан из густонаселенных, но экономически малоперспективных регионов, на территорию быстроразвивающихся регионов, испытывающих нехватку рабочей силы.

О религии и церкви

Во все времена вера религия была главной защитой и опорой существования, единства и мощи государства, ведущей духовной силой, объединяющей народы всей Грузии в войнах, бедах и лихолетьях, для достижения победы, душевного покоя, достоинства и достатка.

У государства должна быть позиция свободы и таинства вероисповедания, равенства всех основных религиозных конфессий перед законом.

Надо исходить из того, что основой политического сотрудничества в обществе могут и должны стать те ценности и заповеди, которые разделяются всеми ведущими религиями на территории Грузии.

В современных условиях перед религиями стоят одни и те же задачи - сохранение единой страны, возвращение людям веры и воли к достойной жизни, преодоление уныния.

Геополитика

Геополитические проблемы должны быть предметом внутренней и внешней политики государства.

Необходимо расширить сферу международных геополитических интересов Грузии в направлении духовной сферы.

Образец навязывания миру "американского образа жизни" должен побудить все европейские страны к пропаганде иных цивилизационных ценностей. Грузия, с ее богатой культурной традицией, в этом процессе могла бы занять особую роль.

Место Грузии в мире, как носителя духовной культуры, обеспечено ее географическим положением. В современном мире Грузия играет уникальную роль буфера и моста между Востоком и Западом. Ее культура впитала и европейские ценности и традиции Востока. При этом многоэтническое население Грузии есть та питательная среда, которая поддерживает баланс духовных традиций.

К великому сожалению режиму Саакашвили не под силу решить эти задачи, при нынешних отношениях с Россией, Абхазией и Юго Осетией.

Было бы разумно, если нынешнее руководство Грузии подало бы в отставку, и дало бы возможность вновь избранным руководителям страны выполнить перед государством стоящие задачи.

Генеральный директор
Института Исследований Конфликтных Ситуаций
Тенгиз Бегишвили
15.02.2011 г.


viperson.ru

Док. 636900
Перв. публик.: 15.02.11
Последн. ред.: 17.02.11
Число обращений: 0

  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Бегишвили Тенгиз Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``