В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Андреевич Речкалов - Люди и судьбы Назад
Григорий Андреевич Речкалов - Люди и судьбы

 

Григорий Андреевич РечкаловЛюди и судьбы


Военный летчик — дважды Герой Советского Союза. Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. И. Покрышкина: Речкалов летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка, ругался и мирился с ним. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково (ныне село Зайково) Ирбитского района Свердловской области в крестьянской семье. Когда Григорий Речкалов учился в школе его семья перехала в село Бобровку и он закончил там 6 классов в школе посёлка Большой Исток. С 14 лет начал трудовую деятельность электромонтёром на местном мельзаводе. Позднее он переехал в Свердловск и работал на Верх-Исетском заводе, там же учился в ФЗУ. Там же, на заводе, он увлекся планеризмом в местном кружке, а потом попали в городской аэроклуб. В 1938 году Речкалов был призван в армию и направлен в Пермскую военную школу лётчиков (в этой школе ранее обучался и Покрышкин). Окончив школу год спустя в звании сержанта, был направлен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде. В январе 1940 года 55-й ИАП был переведен в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Принимал участие в `освободительном` походе в Бессарабию и Молдавию и к 22 июня 1941 года дислоцировался на аэродроме у села Семеновка, на окраине города Бельцы.

За день до начала войны Речкалов проходил врачебно-лётную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако 22 июня началась война и никому (прежде всего самому Речкалову) не было дела до его медицинское заключение о негодности к службе. Речкалов летал на `Чайке` и с первых же дней участвовал в воздушных боях. На `Чайке` он сбил свой первый самолёт — уже 27 июня, попав в Me-109 реактивным снарядом. На ней же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16. Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолёты `Як-1`, но в апреле 1942 года сбежал в свой полк. К тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й Гвардейский авиационно-истебительный полк (16 гиап).

В декабре 1942 года 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й зап для переучивания на “Аэрокобры”. С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв Григорий Речкалов сбил 19 самолётов противника, причем в трех боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном — 3. Именно в небе Кубани впервые появился его прославленный позывной `РГА`. Бесшабашно храбрый, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной “Аэрокобре”, помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА на хвостовой части фюзеляжа. К маю 1943 года Речкалов становится командиром звена в группе Покрышкина. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Речкалову Григорию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали `Золотая Звезда` (N994).

Летом 1943 г. во главе восьмерки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху — в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109. Осенью 1943 г. во время знаменитой “охоты над морем”, открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолета — 2 Ю-52 в одном вылете и летающую лодку “Савойя”. Он с удовольствием летал на “охоту”, любил забираться на большую, около 6 тысяч метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными летчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев. Он вёл бои над Азовским морем, когда весной 1944 года полк действовал в составе 4-го Украинского фронта над Крымом, участвовал в Кишинёвской кампании, которая отправила его обратно в места, где он совершил свои первые вылеты в этой войне. В звании капитана он становится заместителем командира полка с богатым боевым опытом. В июле 1944 года Борис Глинка (командир полка) был серьёзно ранен и Речкалов стал временно исполнять его обязанности. 1 Июля 1944 года его наградили второй медалью `Золотая Звезда`, за 48 личных и 6 групповых побед, одержанных им в 415 боевых вылетах и 112 воздушных боях.


Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника. Однако стремление Речкалова к увеличению личного счёта, не всегда положительно сказывалось на руководстве подчинёнными (из-за этого позднее и возник конфликт между Речкаловым и Покрышкиным). Он мог выйти из боя с истребителями, хотя лётчики его группы ещё продолжали схватку, и броситься на бомбардировщики, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования. Действуя `по старинке`, посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве. Боевой счёт лётчика рос очень быстро, столь же быстро поднимался Речкалов и по командным должностям. После назначения Покрышкина заместителем командира полка, Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он был назначен командиром 16-го ГвИАП. Однако командирские должности не шли на пользу Речкалову — то, что делало его великолепным и результативным воздушным бойцом, то же мешало ему быть хорошим командиром полка. Его неоднократно снимали с командования, опять повышали и опять снимали.


Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад. К концу войны на его счету было 56 личных и 6 групповых побед, одержанных в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях. Историк авиации М. Ю. Быков в своих исследованиях боевого пути Речкалова указывает на 61 личную и 4 групповые победы, в том числе 3 личные победы, одержанные летом 1941 года, но не записанные на его боевой счёт.


После войны, в 1951 году, он окончил ВВА. В 1959 г. 39-летний генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. Раннее увольнение из рядов ВВС было связанно и с его военными ранениями, и с его непростым характером. `Хорошего` генерала из Речкалова не получилось, зато получился хороший писатель. Его книги `Дымное небо войны` и `В небе Молдавии` — одни из лучших воспоминаний о войне. Жил в Москве, в последние годы жизни — в городе Жуковский Московской области. Умер 22 декабря 1990 года. Похоронен, согласно завещанию, рядом с могилой матери на простом деревенском кладбище поселка Бобровский Сысертского района Свердловской области.

Источник: gorod.tomsk.ru

http://www.mywebs.su/blog/people/969.html



Док. 637229
Перв. публик.: 22.02.00
Последн. ред.: 22.02.11
Число обращений: 0

  • Речкалов Григорий Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``