В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил ГРАНИН: `У совести нет мерила!` Назад
Даниил ГРАНИН: `У совести нет мерила!`
Пожалуй, Петербург, тем более с приставкой Санкт, - город, который может говорить с Россией и даже с миром о совести. Со всем миром о совести вот уже второе столетие говорит петербуржец Федор Достоевский. В наши дни о совести говорит другой петербургский писатель - Даниил Гранин.

Даниил ГРАНИН: "У совести нет мерила!"

- Даниил Александрович, многие говорят, размышляют о роли Петербурга. Каков Петербург сегодня, на ваш взгляд?

- Думаю, у каждого города есть свои возможности, ресурсы стать более значимым. И Петербург не исключение. Но Петербург имеет преимущество морского порта. Сейчас Россия лишилась многих портов, и в этом смысле Петербург должен возобновить свое родоначальное назначение. Он ведь и рождался как выход России к европейскому морю. Он может стать большим портом, чем есть, и пассажирским, и торговым, включая для этих целей и свои окрестности. Да и внутри города реки, каналы пока не служат транспортными магистралями, тогда как на старых гравюрах видим по ним очень большое движение: яхты, лодки, баржи.

Второе, Петербург может и должен стать крупным туристским центром. Это ведь красивейший город Европы, где сохранился почти не тронутым исторический центр. Здесь свыше пятисот дворцов и особняков, которые представляют художественную ценность, плюс прекрасное пригородное окружение Петербурга, которого не имеет ни один город в мире: Петергоф, Пушкин, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, а теперь еще и Стрельна. Это ведь великолепные дворцово-парковые ансамбли. Да еще Эрмитаж и Русский музей, которые разрослись в большие комплексы. Русский музей сейчас стал крупнейшим музеем в мире. В него кроме основного здания - Михайловского дворца - входят теперь еще и Михайловский замок, Мраморный дворец и Строгановский дворец. И еще десятки и десятки самых разных музеев. Сейчас вот открылся после реконструкции замечательный Музей связи. А сколько мемориальных квартир - Достоевского, Пушкина, Некрасова, Блока, Шаляпина... Туризм в ближайшее время может быть главным направлением деятельности Петербурга. Что такое Париж, Рим? Это прежде всего туристские центры, не промышленные. Петербург, с этой точки зрения, имеет большое всемирное будущее.

- Идею переноса столицы в Петербург вы бы поддержали?

- Не обязательно. Много чиновников - это не очень хорошо.

- А переноса каких-то столичных функций?

- Я не вижу в этом ничего ни "за", ни "против". Это вопрос не принципиальный - будут здесь какие-то столичные учреждения или нет. Это не определяет будущего Петербурга.

- Что мог бы еще Петербург сделать к своему 300-летию?

- Конечно, не удалось сделать многое. Например, заняться коммуналками. Это ведь весьма тяжелое наследство от советской жизни. Очень тяжело, когда люди не могут почувствовать себя отдельно от навязанного сообщества. Я сам долго жил в коммуналке. Такого нет нигде. В Африке этого нет.

Надо и дворами-колодцами старого города заняться. Их можно превратить в прекрасные уголки. Несколько десятков таких дворов уже сделали. Их недостатки превращают в преимущества - закрытые, уютные, безопасные для детей места отдыха, игр. Они изолированы от городского шума. Их можно сделать очень красивыми. Такие дворы могут оказаться даже своеобразным преимуществом Петербурга.

Надо и уличные мостовые приводить в порядок. А то обновили к юбилею только улицы для проезда начальства, чтоб его не трясло. А боковые улицы остались как есть, в ямах. Боюсь, что деньги, потраченные на юбилей, могли бы быть потрачены с большей пользой для города.

- А что больше всего вам понравилось в городе из происшедших в последние годы преобразований?

- Нравится, что половину Невского замостили плиткой, как отремонтировали Петропавловский собор, Александровскую колонну. Константиновский дворец из руин подняли. И теперь там все очень красиво.

- Какие самые дорогие вашему сердцу места Петербурга, где вы любите бывать?

- Люблю Петропавловскую крепость, набережные Невы, Новую Голландию.

- В вашей последней книге "Неизвестный человек" вы касаетесь темы совести, страха. Сегодня на Западе, прежде всего в США, существуют новые психологические науки и практики, которые освобождают человека от совести, ее страданий. И вообще, сегодня порой людям кажется, что нация, которая менее рефлексирует, менее копается в себе, более развита как цивилизация, живет богаче. Что вы об этом думаете?

- Про эти психологические науки я не слышал. А вообще, не посмею обвинять какой-то народ, что он бессовестный, не страдает муками совести. Там что ж, совесть как-то заглушили, усыпили? Люди живут без совести? Я так не могу ни про кого сказать.

- Стало быть, русские не более и не менее совестливые, чем другие народы?

- А как можно это измерять?

- Ну, скажем, изучая культуру, наблюдая их современный способ мышления, поведения.

- Это, знаете ли, хитрые вещи какие-то. И это находится в опасной близости к расизму: мы - совестливые, а они - не совестливые... Конечно, понимаю, кто-то скажет: а вот у нас, мол, Достоевский, а вот Толстой!.. Но Достоевский ведь не русский писатель. Это всемирный писатель. Почему это мы более совестливые? Когда Америка воевала с Вьетнамом, какие там были протесты, демонстрации! А мы вот столько лет воюем в Чечне, где наши протесты, демонстрации?

- То же, видимо, касается и войны в Ираке?

- Да. Ведь в каждом народе есть совестливые люди, и где их больше или меньше, я не берусь сказать. Наоборот, скажу, что наша нравственность за последние 10 - 15 лет сильно пострадала. Мы действительно обладали какими-то нравственными качествами, а теперь все сводится к погоне за деньгами. Не гнушаются на каждом шагу брать взятки, заниматься воровством, казнокрадством. И чем дальше - больше. Так как уж говорить, что наш народ более совестливый?!

- О чем сегодня прежде всего должен, на ваш взгляд, говорить художник?

- О чем хочет, о том пусть и говорит. Он ничего не должен. Художник говорит о том, что у него болит, что он считает важным, о чем не может молчать.

- То есть брать на себя, как когда-то было, роль лидера, трибуна, властителя дум - сегодня это нереально?

- Нет. Это тогда было навязано - создавать положительного героя, поддерживать решение партии и правительства. Художник должен существовать совершенно свободно.

- А вот Солженицын, он ведь не был под влиянием партии, ему не навязывали, а он постепенно попытался выйти на уровень трибуна, властителя народных дум?

- Это дело его совести, взглядов. Он боролся за то, что считал важным для себя. И это прекрасно.

- Вы думаете, однако, сегодня его время ушло? Он объективно потерялся в поле зрения российского народа, читателя?

- Солженицын не остановился, он по-прежнему пишет о том, о чем хочет. Другое дело, что читается он сегодня меньше, чем тогда, когда читатель в нем находил ответы на какие-то острые вопросы времени.

- Вы оказались народным депутатом СССР на том съезде в 1989 году, который считался первым частично демократически избранным съездом. Однако вы прошли туда в знаменитой "красной сотне", по списку КПСС. Как это получилось?

- Я тогда организовал общество "Милосердие", и это привлекло внимание партийного начальства. Ведь и сегодня партии стремятся привлекать людей популярных.

- Какое впечатление от тех съездовских дней?

- Очень хорошее. Это было время становления новых парламентских порядков. Была замечательная межрегиональная группа московских и ленинградских депутатов, в которой были ученые, писатели, деятели искусств, духовные лица. Были большие надежды.

- Вы сами участвовали в парламентских дебатах?

- С трибуны я не выступал, но позицию свою выражал в обсуждениях, в голосовании.

- Как вы оцениваете деятельность губернатора Яковлева? Скоро он покинет свой пост, кого вы видите следующим возможным губернатором?

- Избирательной кампании еще нет. Не знаю, кто будет выдвигаться. А что касается деятельности Яковлева... скажу, что бросать камни вслед уходящему неприлично.

Из досье "МК" в Питере"

Даниил Александрович Гранин (Герман) родился 1 января 1919 года.

В 1941 году окончил Ленинградский политехнический институт.

В начале Великой Отечественной войны ушел в народное ополчение, окончил войну командиром танковой роты в звании капитана.

В 1949 году в журнале "Звезда" был опубликован его первый рассказ "Вариант второй".

Наиболее известные романы: "Искатели", "Иду на грозу", "Зубр", "Блокадная книга"

(в соавторстве с Алесем Адамовичем).

Лауреат Государственной премии СССР и премии Гейне. Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства.

Герой Социалистического Труда.

Сопредседатель ООД "Конгресс интеллигенции РФ".

Павел ЯБЛОНСКИЙ

http://www.mk-piter.ru/2003/06/11/018/

Док. 637356
Перв. публик.: 11.06.03
Последн. ред.: 24.02.11
Число обращений: 0

  • Гранин Даниил Александрович (Герман)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``