В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мамонтов С.А., Тихомиров А.В. Проблемы российского медицинского сообщества Назад
Мамонтов С.А., Тихомиров А.В. Проблемы российского медицинского сообщества
Резюме: показано, что существующая организация здравоохранения препятствует становлению медицинского профессионального самоуправления; revealing that existing health service system organization prevents medical professional boards formation.

Ключевые слова: медицинское сообщество, профессиональное самоуправление, организация здравоохранения; medical community, professional boards, health service system organization.

Страна лишилась медицинского сообщества в 20-е годы прошлого столетия с исчезновением частнопрактикующих врачей. В последующем врачи стали причисляться к медицинским работникам по факту трудового найма в организациях (учреждениях) отраслевого ведомства. Иных, кроме трудоустроенных при государстве, врачей не стало. Медицина перестала быть уделом свободы профессии, став исключительно работой, трудом.

Великая Отечественная война привела к значимому усовершенствованию военной медицины, по образу и подобию которой было конфигурировано и все послевоенное здравоохранение. А поскольку врачи выпускались из медицинских вузов офицерами запаса, различия штатского здравоохранения и военной медицины сохранялись минимальными. Здравоохранение сложилось по образцу военной иерархии.
В стране с тоталитарным режимом, в котором государство охватывало все общество, медицина перестала быть профессией, став образовательным условием замещения соответствующей должности. Рост в профессии утратил значение, уступив карьерному росту в должностях ведомственной иерархии. Долженствование соответствия медицинской деятельности интересам пациента (в мире происходил обратный процесс (1) постепенно сменилось долженствованием ее соответствия требованиям отраслевого ведомства. Правила медицины стали предписываться ведомственными приказами. Практическая медицина выстроилась по требованиям отраслевого ведомства.

В медицине исчез человек независимого образа мыслей, а в здравоохранении появился работник как исполнитель ведомственных предписаний. Медицина перестала быть искусством возможного, став ремеслом по трудовому найму. С течением времени врачи начали ассоциировать свою позицию не с медицинским сообществом, а с отраслевым ведомством - сместилась система координат.

Позиционирование же в профессии вообще перестало быть значимым. Стало не нужным знать и уметь больше, оказалось достаточным владеть необходимым минимумом при соблюдении обязательных формальностей. Более того, движение (не рост) в профессии стало оцениваться по преумножению формальностей - документов, степеней, званий, наград и пр. Форма получила приоритет перед содержанием.

Вместо тенденций консолидации по общности профессии сформировался устойчивый мейнстрим растворения профессии в должностных, научных и пр. различиях в единстве общественного конформизма и лояльности к публичным институтам. Независимость медицинской профессии от внешних влияний оказалась прочно утрачена.

Исторически российская медицина имела традиции сращения с властью. Так, прежде существовали придворные звания и должности лейб-медика (2)(еще ранее - архиатр): лейб-хирурги, лейб-акушеры, лейб-отиатры, лейб-педиатры, лейб-окулисты и др. Каждый из них состоял врачом или консультантом у одной из особ царствующего дома. Гоф-медиками назывались врачи, служащие в придворном ведомстве и обязанные оказывать помощь придворным чинам и служителям. Прочий люд лечился не у сановных врачей - частнопрактикующих в городах и земских в сельской местности (в крупных городах создавались медицинские конторы, которые мог возглавлять штадт-физик, т.е. городской врач (3), в земствах обходились без контор). Таким образом, некоторые врачи могли состоять на государевой военной или гражданской службе, остальные - оставаться фриленсерами.

Возникшая до революции общественная медицина обязана своим существованием становлению медицинского сообщества - через земскую медицину и врачебные общества.

В Москве 25 мая 1881 во время 50-летнего юбилея научной и общественной деятельности Н.И. Пирогова было учреждено Общество русских врачей в память Н.И. Пирогова (4), а в 1883 оформилось как Московско-Петербургское общество русских врачей. С 1885 по 1913 Пироговское общество созвало 12 Пироговских съездов. В 1905 в Москве состоялся внеочередной съезд по борьбе с холерой, принявший также политическую резолюцию, призывавшую врачей "сорганизоваться для... борьбы... против бюрократического строя до полного его устранения и за созыв Учредительного собрания". В 1914-19 Пироговское общество провело 5 чрезвычайных Пироговских съездов и 7 Пироговских совещаний в Москве, которые носили острый политический характер. На 5-м Пироговском съезде (1893-94) учрежден постоянный исполнительный орган Общества - правление с местопребыванием в Москве. При нем работали комиссии: по школьной гигиене; врачебно-продовольственная; по общественной медицине, санитарии и борьбе с эпидемиями; санитарной статистике; по изучению малярии, самоубийств, туберкулеза и др. Регулярно издавались доклады правления и комиссий, дневники и труды съездов и совещаний. Периодическим органом в 1895-1908 был "Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова" (впоследствии, с перерывами, журнал "Общественный врач").

На заседании чрезвычайного Пироговского съезда 22 ноября 1917 большинство членов правления Пироговского общества приняли политическую резолюцию, осуждавшую октябрьский переворот. В связи с декретом СНК РСФСР от 15 февраля 1918 "Об упразднении Центрального врачебно-санитарного совета" чрезвычайное Пироговское совещание по вопросам врачебно-санитарного дела (13-15 марта 1918 в Москве) признало его актом, "крайне вредно отражающимся на работе общественной медицины", и приняло резко оппозиционную политическую резолюцию. 16-17 мая 1918 состоялся Пироговский съезд по вопросам профессионального объединения врачей. В апреле 1919 чрезвычайный Пироговский съезд в Москве обсудил проблемы врачебно-санитарного дела на местах и борьбы с эпидемиями. 9 мая 1922 на Пироговском совещании в Москве председатель Ученого медицинского совета Л.А. Тарасевич отметил, что деятельность Пироговского общества все более восстанавливается.

Однако в связи с ликвидацией земских и городских самоуправлений общественная медицина и ее всероссийское представительство в виде Пироговского общества утратили свою социальную и организационную базы. Наркомздрав РСФСР лишил Пироговское общество и финансовой базы, включив все его финансы в свою смету. В результате в 1922 Пироговское общество и его журнал "Общественный врач" прекратили свое существование.

Таким образом, помимо прочего, заслугой Пироговского общества было формирование общественной медицины, консолидация медицинского сообщества и политическое противостояние сращению медицины с государством.

Новое становление российского медицинского профессионального сообщества может происходить через процессы, приводящие к профессиональному самоопределению индивидов и профессиональному самоуправлению общности.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Положение врача в качестве наемного работника учреждения здравоохранения лишает его равно свободы осуществления профессии и ответственности по своим делам (в то время, как за рубежом развиваются противоположные процессы.

Главный врач: хозяйство и право. - 2011. - N 1. - С.26-35.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Док. 637458
Перв. публик.: 28.02.11
Последн. ред.: 01.03.11
Число обращений: 0

  • Тихомиров Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``