В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Главный редактор` поздравляет `Трибуну`! Назад
`Главный редактор` поздравляет `Трибуну`!
Олег КУЗИН, "Трибуна": Срок жизни печатных СМИ ограничен

Летом этого года широко известная еще с советских времен газета "Трибуна" отметила свой 41-й день рождения. О том, чем и как живет издание сегодня, а также о перспективах рынка печатных СМИ в целом в интервью "Главному редактору" рассказывает Олег КУЗИН, главный редактор "Трибуны".

- Олег Сергеевич, примите мои поздравления - 1 июля газете "Трибуна" исполнился 41 год. Расскажите историю издания. С какой целью это издание создавалось? Как шло развитие со временем?

- Мы родились сорок лет назад как газета "Социалистическая индустрия". Она создавалась с расчетом на "белых воротничков", то есть научно-техническую интеллигенцию, и должна была предоставлять ей качественную информацию о том, что происходит в стране в области науки, техники, на производстве. К тому моменту в Советском Союзе уже имелись отраслевые газеты, как, например, "Сельская жизнь", "Советская культура". Они не являлись, как газета "Правда", органами ЦК КПСС, а были просто изданиями этой структуры и отражали точку зрения, а то и формировали позицию отдельных, достаточно многочисленных категорий коммунистов.

Прошло почти двадцать лет, в стране началась перестройка, и тогда по личному указанию Горбачева "Социалистическую индустрию" переименовали в "Рабочую трибуну". Видимо, сочли необходимым, чтобы рабочие Советского Союза имели свою газету. Вполне логично, что таким стало издание, которое освещало, в числе других вопросов, и данную проблематику. Так "Социалистическая индустрия" получила второе имя - "Рабочая трибуна". Но через некоторое время уже коллектив редакции прозорливо решил, что трибуна нужна не только рабочим, но и людям самых разных социальных групп. Поэтому газета стала называться "Трибуна". Это имя она с достоинством носит последние полтора десятка лет.

"Трибуна" меняла и своих учредителей, что связано с особенностями экономической жизни 90-х годов прошлого века. Последние годы мы входим в один из крупнейших в Европе холдингов "Газпром-Медиа" и на сегодня являемся единственной газетой в его составе. Еще в составе холдинга есть телевизионные компании "НТВ", "НТВ-Плюс", "ТНТ", несколько радиостанций, в том числе "Эхо Москвы", издательский дом "Семь дней", который выпускает много интересных журналов, в частности "Итоги", "Караван историй".

- На какую аудиторию рассчитана газета? Кто является сегодня читателями "Трибуны"?

- Сегодня мы даем достаточно качественный журналистский продукт, объемом 24 полосы, позиционируем себя как общественно-политическая газета, которая интересна широкому кругу читателей. В ней могут найти материалы и любители спорта, и поклонники культуры, и те, кто занимается политикой, кому не безразличны проблемы общества, будь это наука, образование, здравоохранение.

Естественно, как издание "Газпром-Медиа", мы уделяем много внимания проблемам энергетического комплекса, в частности газовым проблемам.

- Расскажите о структуре газеты и ее редакции. Какие рубрики в "Трибуне" присутствуют? Какими силами поддерживается выход газеты?

- В закрытом акционерном обществе издательский дом "Трибуна", работает около 70 человек, причем творческие сотрудники, если говорить о журналистской составляющей, составляют меньше половины. Ключевые отделы газеты - политики, экономики, общества, международный, спорта, культуры. То есть практически все, что интересует наших читателей, наши журналистские сотрудники реализуют. У издания также есть собственные корреспонденты, как внутри России, так и за ее пределами. Кроме того мы работаем еще с рядом крупнейших регионов: Тверь, Поволжье, Санкт-Петербург, это позволяет реализовывать задачи, стоящие сегодня перед газетой.

Сегодняшняя "Трибуна" - одна газета для одной семьи, то есть она рассчитана и на взрослых людей, и на молодых, на пенсионеров и работающих, на мужчин и на женщин.

Получая одну газету форматом "берлинер", а это чуть меньше формата газеты "Правда", в течение недели вся семья сможет выбирать для себя какие-то интересные журналистские работы: интервью, очерки, журналистское расследование и т.д.

Кроме того, мы сотрудничаем, естественно, со многими внештатными журналистами. Есть у нас колумнисты - известные политики, общественные деятели. Есть экспертное сообщество, которое помогает нам отвечать на вопросы, требующие специальных знаний. Кстати, среди этого сообщества очень большое количество и ученых, кандидатов, докторов наук. Так, в частности, с нами сотрудничают депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, поэтому когда возникает необходимость прокомментировать то или иное событие - политическое, экономическое, культурное - или, скажем, дать оценку готовящемуся закону, то недостатка в экспертах у нас нет.

- Как формируется редакционная стратегия газеты в целом?

- Конечно у нас существует классическое планирование, оно делится на три части. Первая - перспективное планирование. В течение года мы стараемся реализовать те или иные задачи, провести журналистские акции. Например, в этом году это была акция, посвященная 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Рубрика так и называлась - "Великая Отечественная". Мы решили, что не закончим эту рубрику 9 мая, а будем вести ее целый год. В ней мы рассказываем о малоизвестных страницах истории Великой Отечественной, и о, может быть, подзабытых героях войны.

Есть среднесрочное планирование: каждый месяц мы обсуждаем планы на ближайший, следующий месяц, для того чтобы подготовиться к возможным событиям, памятным датам. Отталкиваясь от них, мы раскрываем интересные ситуации из жизни сегодняшней.

И естественно, есть ежедневное планирование на регулярных утренних совещаниях. В среду проходит последняя планерка, на которой мы подводим итоги, связанные с выходом ближайшего номера, а в четверг анализируем нашу деятельность: что получилось, что не получилось в уже вышедшем номере. Поэтому редакционные собрания проводятся достаточно регулярно.

Есть еще одна важная и интересная деталь - она касается формы проведения собраний. Как только в коридорах редакции раздается колокольный звон - а у нас есть специальная традиция - все знают, что начинается заседание редакционной коллегии, журналисты собираются в конференц-зал, чтобы принять участие в обсуждении журналистских материалов либо творческих планов.

- Как развивалась "Трибуна" в последнее время?

- "Трибуна" развивалась достаточно интересно, поскольку мы многие годы были газетой ежедневной, и только несколько лет назад, после приобретения нашим учредителем, холдингом "Газпром-Медиа" газеты "Известия", было сочтено нецелесообразным иметь две ежедневных общественно-политических газеты в рамках одного холдинга, и мы мигрировали в еженедельную группу газет. Это было главное изменение нашего формата, изменение подходов, поскольку газета ежедневная - все-таки информационное издание, оперативно реагирующее на все события, которые происходят в жизни страны, мира, Москвы и т.д. Еженедельная газета - больше аналитическое издание, которое должно вместе с читателями осмыслить то, что произошло в течение недели, и на основе аналитики предсказать то, что будет в ближайшую неделю, две-три, месяц и т.д.

- Сказался ли на работе газеты кризис?

- Скорее всего, кризис на нас сказался в меньшей степени, чем на других участниках рынка поскольку большая часть публикуемой у нас рекламы приходится на официальные сообщения, как ОАО "Газпром", так и его дочерних структур. А поскольку ни "Газпром", ни структуры ему подчиненные никуда не делись, объем публикации официальных сообщений, которые размещаются на правах рекламы, у нас не сократился. Вот почему с точки зрения падения доходов от рекламы мы не очень сильно пострадали.

- Можно ли назвать "Трибуну" успешным изданием - с точки зрения бизнеса?

- С точки зрения бизнеса, наверное, мы не самая прибыльная газета в мире, а вот с точки зрения имиджа, возможности приглашать известных людей в редакцию, брать у них интервью, раскрывать интересные темы - в этом, я думаю, газета все-таки заметно преуспевает.

- Как, по каким каналам, сегодня распространяется тираж газеты? Всегда ли удается найти общий язык с распространителями?

- В области распространения у нас общая проблема с остальными изданиями: на протяжении последних лет постоянно дорожает и стоимость подписки, и стоимость распространения газеты в розницу. Нам не удается найти общий язык с распространителями газетной продукции, поскольку они хотят получать примерно две трети продажной стоимости газеты. Ну согласитесь, это нелогично. Мы должны купить бумагу, оплатить услуги типографии, заработную плату журналистам, гонорары, аренду помещения и при этом получить в два раза меньше, чем структура, которая берется нас распространять. Этот вопрос для нас достаточно болезненный и актуальный, но пока никто не может найти выход.

Не является секретом, что структуры, занимающиеся распространением, создают еще и особые условия, чтобы ваша газета попала в ту или иную систему распространения. Что такое "особые условия" - можно в принципе догадаться.

В свое время, будучи главным редактором крупнейшей газеты Петербурга "Санкт-Петербургские ведомости", чтобы решить проблему распространения, мы вместе с фирмой "Курьер" создали собственную службу, и она довольно удачно работала. До той поры, пока "Почта России" не отказала фирме "Курьер" в аренде помещений, которая производилась на льготных условиях, и тем самым загубила утреннюю доставку газет подписчикам.

- Каковы перспективы развития вашей газеты на ближайшее время? Что ждет читателей и партнеров "Трибуны"?

- Я уже говорил, что мы продолжим рубрику "Великая Отечественная война", большой популярностью пользуются у нас и две другие известные рубрики - это, во-первых, "Семейный альбом": в ходе встреч с известными людьми, с членами их семьи, мы пытаемся изнутри показать жизнь той или иной звезды, политического деятеля, общественного деятеля, и так далее. Эту традицию мы будем продолжать.

Вторая рубрика - "Званый гость". Мы приглашаем в газету "Трибуна" на чашку чая интересных людей, но здесь беседа уже идет о вопросах текущей политики, проблемах экономики, культуры, социальной сферы, подробностях личной жизни. Такой откровенный разговор потом находит место на страницах нашей газеты.

- У газеты - качественный и информационный сайт. Видно, что "Трибуна" активно занимается его развитием. Насколько важно, по вашему мнению, сегодняшним печатным СМИ покорять информационное пространство? Для чего это делать, если - как говорят эксперты - печатные СМИ все равно в скором времени умрут? Кстати, о смерти печатных СМИ... Сегодня на рынке называются разные сроки - от 5 до 30 лет. Как вы считаете - когда же все-таки умрут печатные СМИ? И за каким форматом будущее информационного контента? Каким образом люди будут получать новости через, скажем, 30 лет?

- Что касается информационного пространства и надо ли печатным СМИ его покорять - думаю, что надо, поскольку леса у нас не безграничны, и многие западные газеты уже переходят на чисто электронную версию.

Умрут или не умрут печатные средства массовой информации в ближайшее время, я сказать не могу, но думаю, что все-таки срок их жизни ограничен. Сколько лет пройдет, когда произойдет всеобщая компьютеризация населения, не знаю, но вспомните: 30-40 лет назад казалось, что будет величайшим достижением технической мысли, если в каждой квартире, в каждой семье будет по телевизору.

Сегодня эта задача решена, я знаю семьи, да и у меня самого не один телевизор стоит в доме, которые эту проблему разрешили. Думаю, пройдет 5-10 лет, и точно так же будет решена проблема компьютеризации России. После этого, конечно же, пользоваться информационными потоками станет намного легче, стало быть, и на бумажном носителе газет и журналов будет все меньше. Ну, журналов это коснется в меньшей степени, все-таки они ближе к книге.

И люди начнут пользоваться электронными версиями газет. Здесь особое внимание будет уделяться качеству, контролю за тем, что за информация попадает на электронные носители, и т.д.

От 5 до 30 лет? Не знаю. Я думаю, что на мой век печатных СМИ хватит. В перспективе -30 лет звучит вполне реально.

В то же время и сегодня есть люди, которые любят читать старинные, дореволюционные книги или раритетные издания. Приятно взять в руки книгу, которую когда-то держал в руках Достоевский или Есенин, или Маяковский. Поэтому любители печатных изданий останутся, но скорее всего это станет роскошью, с учетом малотиражности печатных СМИ, а основная масса, наверное, все-таки переключится на электронную версию.

Так что через 30 лет, думаю, мы будем получать информацию либо по Интернету, либо, вполне допускаю, по каким-то новым информационным каналам, которых наука еще не придумала, но у кого-то в чернильнице это изобретение уже имеется.

"Визитная карточка":

Издательский дом "Трибуна" основан в 2008 году на базе одноименной федеральной газеты. Газета "Трибуна" издается с 1969 года. До 1990 года - "Социалистическая индустрия", затем - "Рабочая трибуна". С апреля 1998 года - "Трибуна". Тираж - 57 500 экземпляров. Еженедельник "Трибуна" выходит по четвергам. Объем газеты - 24 полосы.

Территория распространения: Россия, СНГ, страны Европы. Корреспондентская сеть: 14 корпунктов в России, 13 - в СНГ, странах Европы и Латинской Америки.

Структура распространения: розница, подписка, целевое распространение (Государственная Дума, Совет Федерации, Общественная палата и др.).

Основные темы: информация о политической, социально-экономической ситуации в России, странах СНГ, международная жизнь, события и лица культуры, медицина и семейные ценности, спорт. Специальные проекты: "Спортивная трибуна".

Вкладки: "Трибуна ТЭК России", "Трибуна: Лучшие города России", "ТрибунаExpo", "Трибуна России", "Трибуна: Туризм", "Трибуна: Образование", "Деловая Трибуна".

В 2006 году газета "Трибуна" стала информационным партнером Общественной Палаты Российской Федерации.

2006 год - диплом Союз журналистов России, грамоты Российской Федерации Национального комитета общественных наград и Московского комитета ветеранов войны.

2006 год - премия "Искра" за лучший дизайн. 2007 год - грамоты Международной Академии Наук, диплом Национальной премии общественного признания движений женщин России "Олимпия". 2008 год - международная энергетическая премия в области журналистики "Энергия пера".

По итогам 2008 года коллектив "Трибуны" награжден национальной премией в области прессы "Искра" "за значительный вклад в развитие гражданского общества, освещение деятельности некоммерческих организаций и формирование политической культуры граждан". Журналисты газеты неоднократно становились лауреатами международного журналистского конкурса на лучшую публикацию по проблемам ТЭК "ПеГАЗ" (Petroleum Energy Gas). Генеральный директор ЗАО Издательский дом "Трибуна" - Николай Васильев.

Олег Кузин родился 10 апреля 1953 года в Ленинграде. Кандидат политических наук, профессор (диссертация на тему "Классификация и причины возникновения неформальных объединений в современных условиях"). Основные места работы: 1990-1991 гг. - редактор газеты "Ленинградская правда"; 1991-2004 гг. - главный редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости"; с 2004 по н/в - главный редактор газеты "Трибуна". Коллекционер современной живописи. В 2009 году Президентом РФ удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством IV степени "За большой вклад в развитие отечественной печати и многолетнюю добросовестную работу".

http://www.panor.ru/journals/news/index.php?ELEMENT_ID=29061

Док. 637885
Перв. публик.: 05.03.10
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 0

  • Кузин Олег Сергеевич
  • Васильев Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``