В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законодательство о стоянках для автомобилей инвалидов Назад
Законодательство о стоянках для автомобилей инвалидов
15 лет назад принято законодательство, обязывающее повсеместно иметь парковки для автомобилей инвалидов независимо от форм собственности организаций, держателей стоянок, и принадлежности земельного участка.

Гаражи инвалидам должны выделяться около их жилых домов - по потребности. Все эти нормы вступили в силу в середине 90-х годов и повторены в СНиПах и ГОСТах вступивших в силу в новом тысячелетии.

После 2000 года введены административные наказания за нарушения этих правил.
Следить за соблюдением ниженазванных норм согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (составлять протоколы об административных правонарушениях в форме действия или чаще -бездействия) должны милиция и органы социальной защиты населения, но не следят.

Напомню, основные законодательные акты и судебную практику на заданную тему.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями ... 9 декабря 2010 г.)

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
...
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449
"О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов
к информации и объектам социальной инфраструктуры"

6. Ввести в действие статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 января 1998 г., статьи 15 и 16 - с 1 января 1999 г.
7. Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить эффективное выполнение мероприятий федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 59 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 416), способствующих своевременному введению в действие статей Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления.

Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы"

Статья 4. ...
На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан

Органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе.

Гаражи около домов инвалидов предусмотрены:

Постановление Правительства Москвы от 25 января 2000 г. N 49
"Об утверждении Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99"
(с изменениями ... 26 сентября 2006 г.)

9.3.7. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91* (1), следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае, если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл.9.3.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проходиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки.

Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001
"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
(приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73)

Настоящий нормативный документ разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы". Он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Нормативный документ выполнен в соответствии с положениями статьи 15 (пункт 1) и статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069), статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) (с изменениями и дополнениями) и Федерального закона "О защите прав потребителей" от 07.02.92 г. N 2300-1 (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992 г., N 15, ст. 766) с изменениями в редакции Федерального закона от 09.01.96 г. N 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140).

СНиП 35-01-2001 является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве "Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения". Он разработан в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 на базе действующих нормативов по доступности зданий и сооружений для инвалидов, с учетом зарубежных норм, стандартов и рекомендаций и не содержит противоречий положениям СНиП 2.08.02-89* (раздел 4), СНиП 2.08.01-89*, СНиП 31-03-2001 и СНиП 2.09.04-87*.

Работа выполнена авторским коллективом: ГУП "Институт общественных зданий" (руководитель темы, научный редактор, ответственный исполнитель - канд. архитектуры А.М. Гарнец, ответственный исполнитель Н.П. Малиночка); ЗАО "АПИО-Центр"; ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева" (канд. архитектуры Н.Б. Мезенцева); Академия Государственной противопожарной службы МВД России (канд. техн. наук Е.Т. Шурин, А.В. Апаков, Д.А. Самошин); ФНТЦ "Стройсертификация" (канд. архитектуры Л.А. Викторова); Московский государственный строительный университет (д-р. техн. наук В.В. Холщевников); Главгосэкспертиза России (канд.архитектуры С.В. Кролевец); ОАО "МосОтис" (С.М. Ройтбурд); Ю.В. Колосов при участии Всероссийского общества инвалидов (А.В. Ломакин-Румянцев).

Внесены: Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В. Лебедев, А.Е. Лысенко).

Представлены к утверждению: Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В. Тишенко, Н.Н. Поляков, Л.А. Викторова), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А. Шевченко, В.Г. Хахулин, Н.Н. Якимова).

Согласованы: Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

Лестницы и пандусы

3.27 Ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. При расчетной ширине марша лестницы 2,5 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.

Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней. Допускается изменять рисунок проступей нижних ступеней первого марша открытых лестниц.

3.28 Ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней - не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2.

Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

3.29 Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

3.30 Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.

3.31. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
3.32. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 .

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

3.33. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м.

Санитарно-гигиенические помещения

3.63 В общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях (кроме указанных в 3.51 СНиП 2.08.02), необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.

3.68 Размеры в плане санитарно-гигиенических помещений для индивидуального пользования в жилых зданиях должны быть не менее, м:

*    ванной комнаты или совмещенного санитарного узла 2,2х2,2;
*    уборной с умывальником (рукомойником)1,6х2,2;
*    уборной без умывальника 1,2х1,6.

4.10. В гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и т.п., как правило, 10% жилых мест должны проектироваться универсальными, с учетом расселения любых категорий посетителей (если в задании на проектирование не оговорено количество помещений, оборудованных по универсальному или специализированному принципу).

_________________

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил:
СП (Свод Правил) 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям"; СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".
СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения", одобренный постановлением Госстроя РФ от 19 июля 2002 г. N 89
СП 35-106-2003 "Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей", одобренный постановлением Госстроя РФ от 22 сентября 2003 г. N 166
СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей", одобренный постановлением Госстроя РФ от 15 сентября 2003 г. N 165
СП 35-112-2004 "Дома-интернаты", одобренный письмом Госстроя РФ от 30 апреля 2004 г. N ЛБ-323/9


КоАП РФ

Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий: Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение ранее перечисленных требований законодательства.

С субъективной стороны - умышленно или по неосторожности.
К административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за совершение следующих правонарушений:
1) невыполнение обязанности по выделению мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, в порядке, установленном законодательством;
2) использование этих мест не по назначению, т.е. для других автотранспортных средств;
3) предоставление инвалидам мест для их специальных автотранспортных средств за плату.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3), рассматриваются мировыми судьями.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий: Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся: все виды транспорта; здания, строения, сооружения, организации, обеспечивающие оказание транспортных услуг; транспортное оборудование и устройства; средства связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (с изм. и доп.), в других федеральных законах (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).

Нормативные правовые акты по вопросам обеспечения доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, другими федеральными органами исполнительной власти (см., например, Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"; постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" (с изм. и доп.)).

В порядке, установленном законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов.
Федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. N 36, были заложены основы развития реабилитационной индустрии по обеспечению доступности для инвалидов названных объектов.

Основной целью Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 (с изм. и доп.), является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и рассматриваются мировыми судьями.

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на водителя в размере двухсот рублей.

Комментарий: остановка или стоянка в местах обозначенных знаками - 6.4 ("Место стоянки"), 8.17 ("Инвалиды") и 8.18 ("Кроме инвалидов"); Контроль ГИБДД.

Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами
Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий: Объективная сторона правонарушения заключается в отказе изготовителя выполнять установленную законом обязанность по постановке на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов. Эта обязанность изготовителя предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Согласно ч. 6 ст. 15 названного Закона организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования такими средствами.
Отказ изготовителя может выражаться в бездействии, т.е. в непринятии им мер, направленных на исполнение данного требования законодательства, или в действиях, нарушающих это требование.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3), рассматриваются мировыми судьями.

Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий: Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3), рассматриваются мировыми судьями.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А22-2693/2009 (извлечение)

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Между тем государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Федеральное законодательство предусмотрело отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней.

В своем предписании управление возложило на общество обязанность по устранению нарушения, выразившегося в отсутствии условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Однако в предписании не содержится конкретного вида нарушения, которое должно быть устранено в установленный срок, и не исследован вопрос о наличии реальной возможности осуществления такого доступа.

С учетом анализа рассмотренных норм права суд правомерно сделал вывод о недействительности предписания административного органа в связи с невозможностью его исполнения.

Адвокат Федор Куприянов,
руководитель фирмы "Адвокатская контора Ф.Куприянова" АПМО
кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
www.kupriyanov.org

Viperson

viperson.ru

Док. 638460
Перв. публик.: 01.04.11
Последн. ред.: 20.11.12
Число обращений: 0

  • Куприянов Федор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``