В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Авиапром: через тернии к звездам Назад
Авиапром: через тернии к звездам
Будущее видится издалека, поэтому достоверность долгосрочного прогноза, как правило, оказывается выше, чем у краткосрочного.

Эйфория близкого результата сменяется разочарованием при столкновении с тупиком проекта в случае выбора ложного приоритета развития.

Сегодня наблюдается упадок госкорпораций, подобных ОАК, настроенных на монетарный подход к получению конечного продукта производства.

Отказ главы МЭРТ Германа Грефа от приоритета энергосберегающих технологий, закрытие ФЦП "Энергоэффективная экономика" разрушило вектор инновационного развития производств, таких как ОАО "НПО "Сатурн".

Ныне авантюризм сценария за один год перестроить авиапром рассматривается при реорганизации ракетно-космической отрасли.

Статья была опубликована в марте 2006 года в газете "ФельдПочта".

Свершилось! Первый шаг во спасение гибнущей авиационной промышленности России ознаменован февральским Указом Президента РФ N 140 о слиянии к 1 апреля 2007 г. ведущих отечественных авиационных заводов и компаний в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК). Где доля государственных акций составит не менее 75%.

Тем самым признана неэффективность федеральных целевых программ (ФЦП) поддержки авиапрома 1992-2005 годов. Не обеспечивших концентрацию ресурсов в интересах развития высокотехнологичной отрасли.
Родившаяся в 1999 году идея объединить в авиахолдинг ведущие российские самолетостроительные заводы, ныне претерпела существенные изменения.
До авиационного салона МАКС-2005 в Жуковском считалось достаточным создать субхолдинги по образцам авиационной техники и территориально объединить все КБ. Позже возникло понимание главных направлений деятельности ОАК: разработка, производство, продажа, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники. При этом ОАК будет заниматься внедрением новых технологий с использованием внешних заимствований и международной кооперацией в авиастроительных проектах - гражданских и военных
По мнению создателей ОАК, это позволит занять место в пятерке крупнейших авиастроительных компаний мира. Что, однако, произойдет не ранее осознания принадлежности самолета к единой "большой" системе, сотканной из сложнейшего оборудования "борта", средств навигации, наведения, управления, связи, а также служб технического обслуживания и подготовки кадров.
Развитие таких систем происходит через этапы "жизненного цикла", что требует "сквозного" проектирования, где последний этап - утилизации зачастую определяет облик системы в целом. Проектирование "наоборот", когда "хвост виляет собакой", позволяет выбрать наиболее эффективные конструктивные решения. Например, нашумевшего в 70-х годах американского бинарного химического оружия (ХО), приводимого в боевое положение соединением двух безопасных компонентов, что сняло проблему утилизации. Напротив, традиционное ХО требует для этой цели специального производства.
Не менее показательна разработка аэрокосмическими компаниями Локхид и Боинг систем оружия "Трайдент" и "Минитмен", оснащенных твердотопливными ракетами. Одним из главных преимуществ которых, по сравнению с жидкостными, была простота утилизации. Напротив, отечественные конструктора оказались в плену сиюминутных преимуществ стартовых систем жидкостных ракет и с опозданием пришли к пониманию американского подхода.
В отличие от "сквозного", отечественные авиастроители под системным проектированием понимают выбор из сотни эскизов одного-двух типов самолетов заданной конфигурации, над которыми начинается углубленная работа. Результатом которой служит подновленный образец, рассчитанный на потребности, технологическую и элементную базу вчерашнего дня.
С учетом 8-10 летнего цикла исследований и разработок, сертификации и организации серийного производства, закономерна утрата эксплуатационной конкурентоспособности. Что произошло с отечественными гражданскими самолетами. Сохранивших черты военных и военно-транспортных собратьев.
Долгосрочная конкурентоспособность при сквозном проектировании достигается разработкой базовой модели - платформы с оптимальными модернизационными запасами, необходимыми для планомерного совершенствования конструкции, замены морально устаревших приборов и агрегатов, математического обеспечения, внедрения перспективных технологий.
Главное здесь - стратегия мобилизации новых научных знаний, материальных и кадровых ресурсов по всем этапам жизненного цикла. Для чего американцы применяют методы CALS/PLM (Continuous Acquisition and Life-Circle Support и Product Life-Circle Management). Рекорд долголетия принадлежит стратегическому бомбардировщику В-52, что обеспечено модернизацией. С утилизацией устаревшего оборудования и оружия.
Мировым достоянием служит классический в постановке цели, последовательности этапов сохранения облика вождя, организации исследований и разработок, проект Мавзолея В.И.Ленина, - образец прогнозирования, накопления и передачи научных знаний и технологий (эффект "спин-офф") в косметику, биологию, медицину и АСУ технологическими процессами.
Благодаря отечественным "системным" проектантам в числе перспективных остался один средне-магистральный самолет RRJ корпорации "Сухой".
Напротив, наличие платформы и организация прогнозных исследований создают информационную базу сотен модификаций различного назначения. По оценкам компании Боинг в регионах Азии имеется спрос на 400 пассажирских и грузовых версий ее самолетов. Проработка которых российскими методами потребует не менее 40 тысяч эскизов и армию инженеров-конструкторов.
Коренным отличием современных "системно центрических" методов служит ориентация не на состав продуктового ряда финишных изделий, а на их технологическую конкурентоспособность.
Сделав ставку на высокие технологии, США стали мировым потребителем "софта" - программного обеспечения, - основы индустрии информационных технологий (ИТ). Которые никогда не были самоцелью, а выполняли сервисную функцию. В первую очередь в авиа космической и автомобильной отраслях.
Ни одна страна в мире не сделала столько для своей ИТ- индустрии, как США, стимулируя ее прямыми инвестициями в рамках программ ВПК и, в первую очередь, Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Исключая из налогооблагаемой базы средства предприятий, потраченные на ИТ.
Приоритет ныне отдается человеческому интеллекту, синтезирующему всю информацию, выявляющему противоречия, уточняющему и производящему доработку проектов при поддержке информационно-поисковых систем. При этом судьба проекта зависит от того, удастся ли менеджменту и специалистам "нащупать слабые сигналы" точек роста.
И от того, сможет ли руководство персоналом (HR-менеджмент) выстроить систему мотиваций специалистов заданной квалификации по этапам проекта. Что несовместимо с алгоритмом: "уволить нельзя повысить". Породившим в Отечестве проблему номенклатуры, чья некомпетентность по управленческой вертикали открывает дорогу невежеству на исполнительском уровне.
Подтверждением служит разрушение административной реформой удачно сложившейся диверсифицированной структуры - Росавиакосмоса, потерявшей авиационную составляющую, растворенную в Роспроме. И отраслевую науку, призванную доводить идеи и инновационные решения до производства. Когда основой достижений западных авиакосмических корпораций служат синтез и взаимное обогащение авиационных и ракетно-космических технологий, административное рвение реформаторов трудно объяснить только невежеством.
Апробированные в ракетостроении композиционные материалы, углепластики (кевлар) используются в модели "Боинг - 787" для изготовления фюзеляжа. Лайнер будет более прочным и легким. Помимо экономии топлива это важно и при расчете с аэропортами, где взимается плата исходя из веса самолета. А после 10 лет эксплуатации он потеряет в цене меньше, чем конкуренты.

Для России, отстающей от передовых стран по расходу электроэнергии на человека, но опережающей их в 3-4 раза по энергоемкости затрат на 1000 долл. произведенной продукции, энергосбережение - национальный приоритет. Где передовые аэрокосмические технологии позволят удвоить сроки службы спутников системы Глонасс, а, соответственно, снизить частоту пусков ракет для их выведения на орбиту, что эквивалентно энергозатратам целого города.

Например, используя критическую технологию микропроцессоров Yonah корпорации Intal с пониженным на 28% энергопотреблением, позволяющие продлить срок службы, отказаться от мощной системы охлаждения и на 68 % повысить производительность компьютера.

Достижению мирового уровня технологий способствует система аутсорсинга, где конкуренцию России составляют развивающиеся страны. По качеству товаров и услуг не уступающие продукции ведущих стран. При дешевизне из-за низких социально-трудовых стандартов. Что позволяет авиационной отрасли Китая уже 33 года производить узлы и компоненты для многих моделей гражданских самолетов Боинга.
Технологическая революция 60-х годов прошлого века трансформировала инструментарий производства конечного продукта в систему, сфокусированную на непрерывное удовлетворение потребностей человека.

Желая принципиально изменить в свою пользу мировую конкурентную ситуацию, ОАК оставляет без внимания потребности внутреннего авиационного рынка. Как части мирового. Отдаваемого конкурентам без боя. Вопреки довоенной заповеди: "Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей врагу не отдадим!".

На замену Як-40, надежной, но медленной и прожорливой машины, бразильская авиастроительная компания сертифицирует более совершенный Embraer - 120 аналогичного класса. На очереди обеспечение зарубежными корпорациями транспортной безопасности России, единого экономического пространства, когда 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичного доступа к наземным транспортным коммуникациям.

Инерционность старого мышления: стоит дать денег - и успех обеспечен, реанимирует бухгалтерский подход к отраслевому управлению авиапромом, выносит на "уровень некомпетентности" руководителей, без специального, а порой и законченного высшего образования. Мыслящих одной категорией: "У вас еще есть деньги? - Тогда они идут к нам". Что резко снижает восприимчивость системы к инновациям. Массирование заместителей, помощников и советников, когда на каждого рядового исполнителя приходится от 2 до 5 начальников - фактор утраты согласованности и оперативности управления авиапромом.

Инфраструктурной площадкой для инвестиций должны служить перспективные точки технологического роста и отраслевой консолидации. Где выигрывает не самый сильный или умный, а самый восприимчивый к переменам.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия,117574

Док. 638673
Перв. публик.: 11.04.06
Последн. ред.: 11.04.11
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``