В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Никита Михалков: Я не мистик и не предсказатель, но мы должны попытаться внутренне остановиться Назад
Никита Михалков: Я не мистик и не предсказатель, но мы должны попытаться внутренне остановиться
5 мая в преддверии Дня Великой Победы на наши экраны выходит вторая часть военно-патриотического фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Цитадель". На встрече в Доме кино со студентами Никита Сергеевич говорил, что "Цитадель" ответит на все вопросы, которые возникли после первой части "Утомленных солнцем-2" - "Предстояния". Он, конечно, маг и шаман. Он завораживает любую аудиторию своей бешеной энергетикой. Даже после сокрушительной критики "Предстояния" он снова в бою.

- Сегодня мы видим огромное количество сериалов. Все там органичные, актеры раскованные, и так все катится из одного сериала в другой. Мы привыкаем к этим лицам. Уже этим актерам никуда дороги больше нет. С одной стороны, это прибыльно и на улицах узнают. Медийное лицо, это называется. А с другой - это страшное внутреннее актерское обнищание. Потому что: отсутствие времени на репетиции, отсутствие необходимости в репетиции, потому что репетировать в этом материале нечего. И наконец, беспомощность режиссуры, когда даже эти актеры должны были бы устраивать пробы режиссеру, а не он им. Сегодня актер отпущен на волю волн. Слабость режиссуры сегодня заключается в том, что режиссер говорит про актера: "Лишь бы его не трогать. Он играет как играет". А артисту только этого и надо, и он начинает играть по буфету. Зато фамилия, медийное лицо. Это надо контролировать, и надо этим не управлять. Настоящее художественное произведение - когда ты не ешь поп-корн и не говоришь по телефону во время спектакля или фильма, а ты - Там. Я знаю цену "Предстоянию" и как нам эта картина досталась и думаю, что соединение "Предстояния" и "Цитадели" даст ощущение того, что мы хотели сказать. Но я понимаю, откуда какое отношение к "Предстоянию". Зрителю не хочется работать. Ему неприятно работать. Тем более, когда разговор идет о чем-то страшном и тяжелом. Ты можешь ругать фильм, но если у тебя были моменты, когда то, что происходило на экране, совпадало с тем, что происходило в тебе, это победа. Слово не значит ничего. Значит только та энергия, которая рождает слово. И если эта энергия правильна, то слово можно и не произносить, потому что энергия сказала это слово за тебя.

- Вы испытываете культурный шок?

- Была такая ведущая на телевидении, она делала зарисовки про провинцию - Саша Ливанская. Она как-то пришла на склад, где стояли сто бюстов Ленина. Утро, лето, такой дежурный в синем халате, в хорошем состоянии, поправился с утра. Она его спрашивает: "А покупают у вас эти бюсты?" Он отвечает: "Ну...". - "А вы когда-нибудь покупали эти бюсты?" Он сделал паузу и сказал (изображает пьяного): "Па-ссс-таянно..." Поэтому на вопрос, испытываю ли я культурный шок, я отвечаю: "Па-ссс-таянно..."

- Верите ли вы, что в конце 2012 года произойдет событие, которое изменит привычное течение жизни?

- Это уже происходит. Безбожие внутреннее. Отсутствие представления, что ты не один живешь. Отсутствие внутреннего самоограничения. Когда вопрос "Как жить?" бежит впереди вопроса "Зачем?" Как сказал гениальный Ильин: "Жить надо ради того, за что можно умереть". Гениально! Я не мистик и не предсказатель, но мы должны попытаться внутренне остановиться. Почитайте Интернет. Как анонимность порождает безнаказанность. Возможность ударить любого, да еще побольнее, зная, что никто никогда не узнает, кто ты. Тебя нельзя схватить за руку. Это приводит к дальнейшим сдвигам. Я очень уважаю Аллу Борисовну Пугачеву и Максима Галкина. Но ведь ничего не остается в жизни людей для себя сокровенного, куда никто не должен влезть. Все выплескивается, дается на пожирание - моя жизнь, мои зубы, моя печень. Ты теряешь зерно, которое является твоей душой, тебе одному Богом данным. Беззастенчивость, анонимность, безнаказанность, все на продажу - это вымывает из людей волю жить. Что ты сделал, чтобы так разговаривать? Какое право имеешь? "А мне твоего права не надо. Ты никогда меня не узнаешь. Я назову тебя тварью, швалью, мерзавцем, которому хочу плюнуть в могилу, и ты не узнаешь, кто я. А я знаю, что я тебе это сказал". Безнаказанность это - катастрофа.

- Вы можете своим авторитетом вмешаться в жульническую систему конкурсов-тендеров, где заранее известны все победители?

Утомленные солнцем -2. Цитадель
- Если говорить о документальном кино, то там ситуация катастрофическая. Документальное кино в русской провинции умирает. Гранты получают одни и те же люди. И, как правило, в центрах. Вся информационная телевизионная жизнь сосредоточена на определенных людях, а остальное - комедийные программы, когда рассказывают, что на концерте Петросяна произошло чудо - двенадцатилетний парализованный мальчик посередине концерта встал и вышел. Когда все прохахатывается, то совершенно естественно, что реальная жизнь огромной страны находится вне рамок интересов. Я не вижу, честно говоря, выхода. Сравните Кино и кино, во времени. Кино десять, двадцать лет назад и кино сегодня. Зрители не хотят смотреть отечественное кино. И очень много сделано, чтобы его не хотели смотреть. Нищее, неталантливое, унижающее достоинство кино, которое не хочется смотреть не только второй раз, но и первый, объявляется арт-хаусом, становится священной коровой и получает "Слона" от кинокритиков. Одна чудная женщина написала, что настоящее искусство, когда его хочется обсудить, прочесть или посмотреть еще раз. Тебе больше не хочется это видеть, это вызвало у тебя внутреннее отторжение, но ты вынужден говорить, что это вкусно, иначе ты будешь белой вороной, тебя выгонят из дома, сказав: "Ты ничего не понимаешь в арт-хаусе. Ретроград! Тебе бы только Озерова с Михалковым подавать. Вон отсюда!" Существуют объективные факты - в кино не ходят. Вы спросите: "А "Предстояние"?" А вы думаете, что это не результат того, о чем я сейчас говорю? Я не говорю о том: нравится - не нравится, поняли - не поняли, правда - неправда. Но когда изначально ты ставишь границу между тобой и фильмом? Это отбивает желание что-то делать. Чтобы поднять отечественный кинематограф, нужно на него потратить сейчас миллиард долларов. Тут же начинают говорить, что Путин дал мне сто миллионов. Бред!

- Можете ли вы работать с людьми, которых не можете терпеть?

- Актер - мир ранимый, женский. Невеста, каким бы он ни был Шварценеггером. Актер, которого ты перестаешь снимать, чувствует себя как брошенная жена, какие бы мышцы он себе не нарастил. Гениальный артист в любом случае человек, который создает мир. И если он этот мир создает и втягивает в него других людей, он должен сделать этот мир любимым теми, кого он туда втягивает. И в этом случае подонком быть трудно. Если он плохой человек, я его все равно должен любить. Я его, кем он есть, полюблю. А он - меня. Но работать с людьми, которых ты не терпишь, невозможно. Кино - это семья, одна кровь. Мне хочется создать свою Академию. Не для абитуриентов, а для тех, кто уже имеет образование. Для повышения квалификации. И строить работу именно на воспитании творческой семьи. Не папа, мама, дочь и сын, а того организма, который называется "творческая группа" или "съемочная площадка". Когда вы летите вместе.

- Как вы относитесь к критике ваших кинолент?

- Меня интересует не столько критика, сколько задача критики. Для чего ты это пишешь? Чтобы унизить меня, оскорбить? Ты меня не унизишь, не оскорбишь. Если ты пишешь, чтобы мне помочь, самому понять, о чем я хотел сказать, или поговорить со мной, я тебе за любую критику благодарен. Критика должна быть созидательной. Наша критика истребительная. Кинокритика России - на пять метров закопать и посадить цветок сверху. В ней нет трепетного отношения к тому, что это соотечественники работают. Они могут не уметь, могут ошибиться, но они работают. Когда картина "Предстояние" не получает в Каннах приза, и провал для наших критиков огромный, а люди в Каннах двадцать минут стоят со слезами на глазах и аплодируют - что наши критики размещают на своих сайтах? "Ура, мы сделали это!" Ребята, вы что, больные? Вы не любите Михалкова? Бог с ним, с Михалковым. Но это отечественное кино, там написано "Россия", там замечательные русские актеры, там русские деньги, все оставшиеся в стране. На эти деньги люди получали зарплату, работали, восемь лет существовала организация, которая обеспечивала рабочие места, - все деньги на экране! Хотите верьте - хотите не верьте. Ни одной копейки, кроме зарплаты, никто из нас не получил. Зарплата и - все! Но нам интересно это делать. Потому что это Большой стиль, возможность работать с пятитысячной массовкой. И когда вы двадцатиминутную овацию называете полным провалом, вы - ненормальные люди. Туда и - цветок!

- Сложно работать с родней?

- Работать с родными тяжело родным. Они получают больше всех. Но не денег, а испытаний. С Надей, а в "Цитадели" и Аня снималась, ощущение, что ты бы не сделал это с другой актрисой. Ты бы ее пожалел. А здесь одно сознание, что ты ее пожалел, потому что она твоя дочь, ее заставляет делать все. Зима, ночь, "ветродуи", минус двадцать семь градусов... А "ветродуи" дуют не снегом, к сожалению, у нас такая технология, а цементом. И вот под этими "ветродуями" девочка, которая задыхается от цемента, тащит то одного раненого, то второго. На третьем дубле я вижу, что у нее просто нет сил, но я не могу ее остановить. Потому что она внутренне понимает, что если она остановится, все решат, что она остановилась, потому что ее пожалели. Это мужественно? Да. Достойно уважения? Достойно. Мучительно? Мучительно. Для всех. Но результат достигнут. Да, еще о деньгах... Пятьдесят миллионов якобы налогоплательщики заплатили за фильм. Государственных денег и у первой серии миллион, и у второй серии миллион, как у всех остальных, включая арт-хаус. Остальные деньги - это деньги инвесторов и спонсоров. И ни копейки там нет денег налогоплательщиков. Мало того - "провал в прокате"! Военно-патриотическая картина, которая идет почти три часа, собирает 260 миллионов рублей. Это провал? Если жить все время на "Яйцах судьбы" - потратили два миллиона и получили пятнадцать, то можно подумать, какое у нас хорошее кино, какая классная индустрия. Это говорит только о том, что это кино нравится смотреть, потому что оно ничего не стоит. Ты можешь есть поп-корн и похахатывать. Больше - ничего... На эти деньги снята первая картина "Утомленных солнцем-2", вторая картина - огромная - и тринадцать телевизионных серий. Каждая серия на сегодняшний день приблизительно миллион двести тысяч евро. Кто-то сказал гениально, что наука - это удовлетворение своего любопытства за чужой счет. Для меня кино - это удовлетворение своих эмоциональных задач за чужой счет, но я отвечаю за то, что я делаю. Я подписываюсь под каждым своим словом. А уж Бог рассудит, так все это или не так.

- Кто, по-вашему, герой нашего времени? О ком надо снимать кино?

- Я не знаю, о ком надо снимать кино. Я думаю, что надо снимать кино о том, кого любишь. Герой нашего времени для каждого из нас тот, кого ты любишь. Я сам удивлен, что после восьмилетней работы нал "Утомленными солнцем" и всего того, что я нахлебался и начитался, у меня есть желание работать. Это мое величайшее счастье. Фильм создан на соединении первой части и второй. Первая часть это - метафизика разрушения. Вторая - метафизика созидания. Через все, что моему герою в результате пришлось пройти. Хорошо сказано: "Бытие только тогда и есть бытие, когда ему грозит небытие". Мне в фильме очень важно - как прорастает эта сила, этот дух, который зиждется на любви и на прощении.

- Когда приходит отчаяние, где вы черпаете силы?

- Только в вере. Можно пошло меня понять: "Вот он опять про православие". Дело в том, что это действительно так. Ты не один. Кто-то замечательно сказал: "Никогда не требуй справедливости у Бога, ибо, если бы он был справедлив, он бы тебя давно наказал". Само отчаяние претит православию. Может быть плохо, тяжело, но отчаяние и уныние для русского человека?! Были бы мы в отчаянии и унынии, мы бы в веке тринадцатом закончились. Мне думается, что ощущение, что ты не один, очень важно, и я знаю, что не по силам Господь креста не дает. Надо спокойно тащить. А у монахов там вообще замечательно: "Господи, ни войны, ни глада, ни мора, ни противника, ни болезни, ни наводнения! Господи, ты забыл нас!?" Вы представляете, когда у русского человека все хорошо веками, что бы из него получилось? А так его держат в нормальном состоянии. Вот и я беру пример.

Записала Наталья РТИЩЕВА

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=25&tek=27335&issue=441

Док. 639154
Опублик.: 04.05.11
Число обращений: 0

  • Михалков Никита Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``