В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Личное мнение: С `Поля чудес` не возвращаются Назад
Личное мнение: С `Поля чудес` не возвращаются
Виктор Макаренко
доктор философских наук, доктор политических наук

Сколько стоит успех? Многие готовы платить за него любую цену. Ради "минуты славы" люди добровольно уходят из жизни в мир самообмана, становятся приложением к лотерейному билету, тенью телевизионной картинки. Феномен "успеха любой ценой" анализирует один из признанных философов современности.

Современная потребительская культура толкает многих в сторону самоубийства. Она обладает свойствами идолопоклонства и жестокости. Эта культура не является ни "возделыванием почвы", ни "духовными ценностями", как пишут в словарях и энциклопедиях. Современное общество создало культ использования и потребления вещей-товаров и людей-товаров. Потребительская культура насаждает идолопоклонство - пародию на религию.

Различие веры и культа известно давно. Я понимаю веру как мощное средство защиты достоинства человека. Бог аутентичной религии инициирует веру. Идолы псевдорелигии стимулируют увлечения. Вера требует сильных и постоянных чувств. Они переплетены с волей сохранить веру вопреки сомнению и неопределённости. Увлечение - инфантильное и преходящее чувство. Оно выражает неумение человека сосредоточиться, его непостоянство и потенциальное предательство. Институты масс-культуры стимулируют и репродуцируют увлечения. Так генерируется механизм карусели успеха. Метафора выдумана не мною. Хорошо помню, как после смерти Сталина отменили обязательную покупку облигаций. Взамен ввели лотерейные билеты. И нас - пионеров - заставляли их покупать. Затем вспыхнул культ "Спортлото". Его розыгрыши регулярно показывались по телевизору. Случай в одну секунду превращал серого, анонимного игрока в объект зависти миллионов. Вся его заслуга сводилась к приобретению купона, на котором он поставил несколько крестиков. И выиграл автомобиль! Сюжет был обыгран в фильме "Зигзаг удачи". Вроде бы комедия, но смеяться нечему. Раньше грабили население прямо, теперь эксплуатируют его материальную похоть.

Лотерея - прототип любого успеха, успеха как такового. Сегодня та же схема используется в телепрограммах типа "Поле чудес", "Капитал-шоу", ток-шоу... Телевидение постоянно крутит карусель.

Обычная карусель, которой мы увлекались в детстве, - это особый механизм усиления эмоций. Коловращение вызывает ложное ощущение: мир сдвинулся с места и кружится в быстром темпе. От этого кружится голова. Нередко после карусели человека тошнит. Таким образом выдернутый из естественного состояния организм мстит за нарушение законов природы... Но не все слабаки. У многих есть мощный вестибулярный аппарат. Большинство не хочет думать о машине лжи и обмана. Внутри видимой карусели скрыта невидимая. Посетители луна-парков сами не прочь побалдеть. Добровольно бросают свою судьбу в чёртово колесо.

Карусель кружится бесконечно. То в горизонтальной, то в вертикальной плоскости. Машина жребия смешивает и встряхивает шары. К каждому приклеена невидимая надежда изменить судьбу. Суть в том, что современные люди добровольно выпускают судьбы из собственных рук и доверяют их машине для жребия.

Адепты потребительской культуры считают, что успех - безусловное благо. Его следует желать и платить любую цену, включая отказ от своего Я. Ради успеха допускается предательство: можно менять цвета спортивного клуба, родину, цвет кожи, жену, друзей, подделывать биографию. Изменить родовую фамилию на легко запоминаемый псевдоним. Идолы массовых развлечений осуществляют всякие пассы, трюки, процедуры в погоне за максимальным успехом. В жертву карьере они приносят всё полученное в дар от природы: форму глаз, цвет волос и кожи - вообще тело. А также всё, что получили от своего семейного и социального наследства. Поэтому идолов масс-культуры можно назвать псевдолюдьми.

Они хотят, чтобы их покупали на любых рынках. За собственную продажность платят отсутствием идентичности. Теряют чувство постоянства и внутреннего стержня - духовного компаса, который получают через культурное наследство. Расплачиваются внутренней пустотой, которую надо заглушить. Так возникает небытие, которое ни в чём не имеет опоры, поскольку распроданы все ценности, необходимые для ощущения смысла существования. Победитель должен чем-то прикрыть сознание собственных предательств и уступок в битве за успех. Муки совести надо заглушить. Алкоголь, наркотики, секс - типичные средства. Они позволяют на краткое время прервать ленту памяти, нейтрализовать её болезненные фрагменты. Иллюзорность этих минутных средств проявляется в том, что они разрушают здоровье. Подрывают физические и психические силы, уничтожают сопротивляемость стрессам и фрустрациям, усиливая духовные страдания. Во многих случаях становятся невыносимыми. Лучшим выходом видится самоубийство.

Успех - это людоед. Он глотает не только тех, кому не уделил своей "благодати" и кто считает свою жизнь прожитой впустую. Он пожирает главным образом собственных избранников.

Всем известен гастрономический принцип: путь к сердцу лежит через желудок (женщины говорят, что это относится только к мужчинам). Потребительская культура переиначила эту мудрость: путь в желудок идёт через глаз. На сетчатке отпечатан образ того, что потенциально можно сожрать и переварить. Образ должен возбудить аппетит. Аппетит - склонить к борьбе за "средства потребления". Поэтому пространство визуальности стало всеобщей территорией захвата.

Время от времени любители острых ощущений меняются. Никто не оглядывается на тех, чьё время ушло. Толпа напирает и жаждет развлечений. Трусы комментируют взлёты и падения смельчаков. Взлёты вызывают крики одобрения и энтузиазма, падения - пренебрежительный смех. Но судьба всегда скрыта за разными именами. В культуре существуют концепты рока, фатума, провидения, фортуны, исторической необходимости, удачи и пр. За образом карусели скрывается возрожденческое представление о колесе фортуны. Но современная культура является массовой. Жертвы колеса фортуны уже не привлекают внимание драматургов ранга Шекспира. Жертвам даже не сочувствуют, поскольку они сразу исчезают в забвении. Уничтожение "проигравших" происходит посредством их сталкивания в "могилу забытья" Джорджа Оруэлла. Большинство не желает ни сосредотачиваться на чём бы то ни было, ни привязываться к чему бы то ни было. Так дитя гонится за впечатлениями. В этом проявляется его аутентичный интерес к миру. Та же черта у взрослых выражает их поверхностность, пошлость и банальность. Инфантильность растёт по мере одурения массового общества.

Большинство людей не могут и не хотят сосредотачиваться. Не могут быть стойкими в сфере человеческих связей. Я думаю, за этим скрывается социальный факт: члены массового общества анонимно согласны быть безымянными атомами. Демокрит считал, что атомы вступают во временные случайные связи с помощью "дыр" и "крючков". За этим образом можно увидеть не только общество в целом, но и современные тусовки - от политических до интеллектуальных. Их участников связывает и разлучает случай. Большинство нынешних людей - это случай в квадрате. Пристрастие ко всяким конкурсам и лотереям подтверждает, что люди давно потеряли веру в реальное влияние на форму своей жизни. Слова "предназначение" и "призвание" заброшены в чулан. Вместо них господствуют шаблоны "удачи" и "успеха". Каждый день их произносит телеведущий. Эти стереотипы заняли главное место в идеологии массового потребительского общества. Большинство хочет попасть хотя бы в шорт-лист. В итоге произошло уравнение двух разных смыслов термина "судьба": как предназначения, с которым человек борется на протяжении всей жизни, стремясь его распознать и оседлать, и как билета в лотерею, где выигрыш-проигрыш предрешает случай.

Современная масс-культура обесценила самостоятельное и независимое решение индивида о выборе цели и путей жизни. В образе Платона вожжи служат для управления телегой души. Нынешние люди бросили вожжи. Бездумно и наивно доверили их анонимному водителю. Не интересуются, куда он везет и каковы у него намерения. Зато все платят за билет - право включать телевизор и переключать каналы.

Об авторе

Виктор Макаренко - политический философ, политолог. Автор около 300 научных работ. "Ведущий философ мира-2006" по оценке Международного биографического центра Кембриджского университета. Заведующий кафедрой политической теории Южного федерального университета. Главный редактор журнала "Политическая концептология".

http://file-rf.ru/analitics/102

Док. 639256
Опублик.: 11.05.11
Число обращений: 0

  • Макаренко Виктор Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``