В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Число ядерных государств будет расти, но России есть чем ответить Назад
Число ядерных государств будет расти, но России есть чем ответить
Корреспондент "Ярославских страниц" побеседовал с депутатом Госдумы ФС РФ, экс-секретарем Совета безопасности РФ А.А. Кокошиным о проблемах обеспечения национальной безопасности России в стратегической ядерной сфере.

яс: Недавно вы были одним из авторов принятых Госдумой и Советом Федерации поправок к закону "О ратификации договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений". В чем вы видите предназначение этих поправок? Как проходило их обсуждение? Были ли они приняты полностью или частично?
Андрей Кокошин: Этот договор и соответствующий законопроект с нашими поправками вызвал довольно оживленную дискуссию в Государственной думе. Несколько раз довелось выступать перед депутатами министру обороны, министру иностранных дел, начальнику Генерального штаба наших Вооруженных сил.
Наши поправки были полностью приняты и стали составной частью федерального закона "О ратификации договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений", подписанного президентом России Дмитрием Медведевым.
Эти поправки были подготовлены на основе понимания долгосрочных интересов нашей национальной безопасности в военной сфере, прежде всего в ракетно-ядерной области. Они ориентируют государственное руководство России, высшее военное командование на решение ряда конкретных вопросов развития нашей ракетно-ядерной мощи на обозримую перспективу.
В статье 1 этого закона в соответствии с этими поправками, в частности, говорится о том, что "реализация нового договора по СНВ осуществляется при соблюдении конкретных условий поддержания потенциала стратегических ядерных сил России". Это предполагает деятельность по разработке, испытанию, производству и развертыванию новых типов и видов стратегических наступательных вооружений, причем таких, которые имеют "преимущества по преодолению противоракетной обороны".
В этой же статье данного закона предлагаемая поправка предусматривает учет взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений.
В статье 3 определяется роль президента России и роль правительства РФ в процессе выполнения нового договора об СНВ. Президент, в том числе после вступления в силу договора, утверждает программу развития стратегических ядерных сил Российской Федерации и информирует об этом обе палаты Федерального собрания РФ.

яс: Говорится ли что-либо в этом законе о развитии соответствующего сегмента нашего оборонно-промышленного комплекса?

Кокошин: В нем имеется специальное положение о том, что правительство РФ обеспечивает сохранение и развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей, необходимых для поддержания ядерного потенциала и боевой готовности стратегических ядерных сил России. При этом правительство РФ должно обеспечивать приоритетное финансирование развития стратегических ядерных сил Российской Федерации, что предполагает значительные заказы предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса.

яс: Как вы оцениваете в целом роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности России? Что нужно делать, на ваш взгляд, для поддержания на должном уровне нашего ядерного потенциала?

Кокошин: Для России ядерное оружие играет сегодня особую политическую и оборонную роль. Имеющаяся у нас система ядерного сдерживания - это краеугольный камень нашей национальной безопасности. Необходимо делать все возможное, чтобы обеспечивать нашу национальную безопасность, стратегическую стабильность, преимущественно используя асимметричные меры, поддерживать должный военно-стратегический баланс, и прежде всего в его центральном российско-американском сегменте, не давая втянуть себя в разорительную гонку вооружений.
Надо при этом иметь в виду, что стратегический ядерный баланс оценивается отнюдь не только количеством средств доставки и ядерных боезарядов. Исключительно важны качественные показатели, в том числе способность к преодолению системы противоракетной обороны, боевая устойчивость группировок стратегических ядерных сил, качество систем боевого управления, системы предупреждения о ракетном нападении, системы контроля космического пространства и ряд других компонентов.
Ядерное сдерживание прежде всего базируется на способности к ответным действиям с мощным поражающим эффектом даже в самых тяжелых условиях, в которых оказалась подвергшаяся нападению сторона. Речь идет о возможности нанести ответный удар с разрушениями такого масштаба, который сделает невыгодной любую агрессию против тебя, причинит противнику то, что оценивается как неприемлемый ущерб. Нам необходимо сохранять и развивать трехкомпонентную структуру стратегических ядерных сил, имея в виду их наземную, морскую и авиационную, воздушную составляющие.

яс: Как вы оцениваете перспективы появления новых ядерных держав? Какова острота проблемы распространения ядерного оружия?

Кокошин: С высокой степенью вероятности можно предположить, что в обозримой перспективе число ядерных государств будет возрастать. Могут возникать сложные "ядерные конфигурации" с неотработанными "правилами игры" внутри этих конфигураций. В результате может быть серьезно нарушена складывавшаяся на протяжении десятилетий стратегическая стабильность. В силу этого весьма важную роль играют политические и политико-военные меры по предотвращению распространения ядерного оружия, средств его доставки, расщепляющихся материалов.

яс: В своих выступлениях, в деятельности в Госдуме вы, как известно, немало внимания уделяете неядерным вооружениям, силам и средствам общего назначения. На что, вы считаете, особенно важно обратить внимание в этой области?

Кокошин: Действительно, ядерное сдерживание не дает возможности парировать все военные угрозы безопасности России. Мировой и отечественный опыт говорит о том, что ядерное оружие оказывается малоэффективным политическим средством для сдерживания разного рода ограниченных войн и вооруженных конфликтов, особенно конфликтов низкой интенсивности.
В рамках этого направления исключительно важное значение имеет весь комплекс информационных средств - связи, разведки, наблюдения, целеуказания, боевого управления, контроля за выполнением приказов и др., с соответствующим высоким уровнем обеспечения информационной безопасности. Здесь не могу не отметить, что в этой области успешно работает ряд предприятий Ярославской области.

яс: Как вы оцениваете имеющиеся в России научно-технические заделы под развитие сил и средств ядерного сдерживания?

Кокошин: У нашей страны накоплен большой опыт, имеется целый комплекс разнообразных военно-технических решений, технологий, ноу-хау в области стратегических ядерных вооружений. Многое из этого реализовано в таких ракетных системах стратегического назначения, как "Тополь-М", "Синева", "Ярс", в средствах предупреждения о ракетном нападении, в подводных стратегических ракетоносцах. В России имеется и серьезная научно-теоретическая база по вопросам обеспечения стратегической стабильности как в политико-военном, так и в военно-стратегическом отношении.
В целом у меня нет сомнения в том, что при реализации тех программ, которые уже заложены в недавно принятую Государственную программу вооружения России на период 2011 - 2020 годов, мы обеспечили потенциал обеспечения ответного удара для наших стратегических ядерных средств, в том числе при самых неблагоприятных для нас обстоятельствах.
При этом необходимо опираться на богатый отечественный опыт в разработке разного рода "асимметричных мер" (например, "асимметричного ответа" на американскую программу "Стратегической оборонной инициативы" 1980-х годов, формулы нейтрализации авианосных ударных групп (АУГ) за счет комбинации разнородных сил и средств ВМФ и др.).

яс: В своей книге "Обеспечение стратегической стабильности в прошлом и настоящем" вы предложили ряд конкретных мер по развитию российских стратегических ядерных сил. Реагировали ли на эти предложения соответствующие должностные лица нашей страны, Министерства обороны?
Кокошин: Эта книга представляет собой лишь видимую часть тех разработок, которые были сделаны по этой проблематике мной и моими коллегами, среди которых видные ученые и специалисты, военачальники, обладающие огромным опытом и знаниями. Могу сказать, что все эти разработки, рекомендации с большим вниманием, с заинтересованностью были рассмотрены руководством Минобороны, послужили предметом плодотворного диалога по этим вопросам. Оценки параметров обеспечения нашей безопасности в ее военном, в том числе ядерном измерении, обеспечения стратегической стабильности восприняты положительно. Позитивно воспринят и ряд конкретных предложений военно-технического характера.

Из досье "ЯС"

Андрей Кокошин - депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, избранный по списку "Единой России" от Ярославской области. В прошлом занимал посты первого заместителя министра обороны, секретаря Совета обороны, секретаря Совета безопасности России. Курировал создание целого ряда новейших отечественных систем вооружений, среди которых тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М", бомбардировщик "Су-34", ракетный комплекс оперативно-тактического назначения "Искандер" и др. Академик Российской академии наук, Российской академии ракетно-артиллерийских наук, Академии военных наук России. Автор многих трудов по проблемам национальной безопасности, по военно-промышленным вопросам.

Автор: Анна Федорова 06-04-2011

Источник: "Ярославские страницы": http://idvv.ru/articles/536

viperson.ru

Док. 639493
Перв. публик.: 06.04.11
Последн. ред.: 19.05.11
Число обращений: 0

  • Кокошин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``