В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Кузьмина. Часть 3 Назад
Интервью Владимира Кузьмина. Часть 3
Сегодня мы публикуем заключительную часть интервью Владимира Кузьмина, которое состоит из ответов на вопросы любителей его творчества.

От имени артиста благодарим всех поклонников, приславших свои вопросы. Надеемся, что это общение доставило удовольствие всем.

VyacheslavAvs

56. Привет из Днепропетровска. Планируются ли гастроли в нашу сторону?

- Да, скоро тур по Украине. В Днепропетровске мы будем через несколько дней.

57. И когда выйдет долгожданный 4-хтомник?

- Уже ответил.

Лайло

58. Ваши литературные пристрастия: любимые поэты, писатели?

- Это самый простой вопрос. Мои самые любимые писатели - Достоевский, Гоголь... Я буду пока только русских перечислять. Поэты - естественно, Пушкин, Лермонтов, также Маяковский, Есенин, Мандельштам.

- А Бродский?..

- Частично да. Из иностранных - люблю Поля Верлена, Артюра Рембо. Иностранных писателей у меня тоже очень много. Все дело ведь в переводе, поэтому трудно сказать... Я уже говорил, что читаю много, в том числе легкую литературу. Так что в ряд любимых можно поставить и Франсуазу Саган. Может, кому-то это покажется нелепым, но мне кажется, она пишет гениально.

59. Если бы у Вас была возможность, то в каком веке Вы бы хотели жить и почему?

- Там, где я живу - там и хотел бы.

60. Главный музыкальный инструмент эпохи?

- Электрогитара.

61. Музыкальный гений эпохи?

- Одного не могу, гениев-то много было. Для меня гении изначально - Чарли Паркер - саксофонист, Стен Гетц - тенор-саксофонист, Майлз Дэвис, который создал модальный джаз после бип-бопа, Маклафлин - гитарист, Битлз, Роллинг Стоунз, Хендрикс, Криденс, Шокин Блю, Лед Зеппелин, Дженезис, Блэк Саббат, Дип Перпл, Юрая Хип. Возможно, я не далеко ушел от общих пристрастий. Но мы ведь на одной музыке выросли, и я, в общем, такой же, как все.

62. Отношение к киноискусству. Какой художественный фильм Вы могли бы выделить? И почему?

- Мне очень нравится французский фильм 60-х годов "Три мушкетера". Там описано настоящее благородство. Фильм настолько поучительный, с колоссальным юмором. Наш фильм - это какая-то пародия на мушкетеров.
Вообще, конечно, мне нравится очень много фильмов. Если я все буду сейчас перечислять, то это надолго. Опять же, можно сказать, я ничем никого не удивлю. Все эти фильмы знают. А самый свой сокровенный фильм я предлагаю самому себе не разглашать.

63. Сергей Рахманинов говорил о себе: "Я русский композитор и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". Что наложило отпечаток на Вас? Почему Вы стали писать музыку? Как зарождается музыка в человеке? Из чего она складывается - внутренние ли переживания или внешние факторы, прежде всего, влияют?

- В этом отношении очень многие подобное говорят. Вот и Тургенев был русским писателем, хотя все время торчал за границей, и так далее. У меня другая ситуация. Я родился в Москве, а все детство провел в военных гарнизонах, потому что папа был морским пехотинцем. Поэтому я слушал все время иностранную музыку. Советскую я вообще никак не воспринимал. Думаю, что это и отложило отпечаток на все мое творчество. При этом у меня была великолепная учительница по литературе, которая мне прививала любовь именно к Пушкину, Лермонтову. В какой-то момент, когда повзрослел, я начал сочетать иностранную музыку с русской поэзией. Вначале это тяжело давалось, а потом стало постепенно получаться. Я, естественно, русский автор-исполнитель, сочинитель. К сожалению, у нас в России не было ансамблей лучше Битлз или Лед Зеппелин. Я не космополит, а патриот. Но мой патриотизм как раз и заключается в том, чтобы брать лучшее на Западе и прививать его на нашу почву. Даже коммунисты, по-моему, так советовали делать.

Зарождение музыки - самая большая загадка для меня самого. Тут бы я вспомнил Баха, который столько всего насочинял. И настолько гениального. То, что мы играем сейчас на инструментах - только благодаря ему, тому, что он изобрел темперированный клавир. Он, к тому же, еще был математиком и сделал так, чтобы органы и клавесины звучали более-менее стройно, в математическом порядке. Он, скорее, музыку упорядочил. А вопрос о ее зарождении надо, наверное, отправить древним людям. Когда-то же она впервые зародилась? В душе человека зарождались какие-то чувства, а вслед за ними и потребность их как-то выразить в пении, в звуке. Появились дудочки, палочки, по камням чем-то там стучали, терли. То есть со средствами выражения все яснее, но как зарождается - это к Богу, не ко мне.

64. Что рождается прежде - тексты или музыка?

- Я уже ответил на подобный вопрос. (См. Часть 1)

65. Для написания текста песен Вам бывает нужно "начитаться" поэзии или процесс создания собственных стихов совершенно отдельно "взятый" продукт?

- Обычно не надо ничем начитываться. Потому что в голове, как в хард-диске, столько уже всего начитано. Самое главное, чтобы память была начеку и не позволила бы что-то у кого-то случайно содрать. Надо ведь делать что-то свое, оригинальное. Перед тем, как ты собираешься что-то писать, лучше ничего не читать и не слушать.

66. Ходасевич говорил о серебряном веке поэзии: "Лихорадочная погоня за эмоциями, безразлично за какими. Все "переживания" почитались благом, лишь бы их было много и они были сильны. В свою очередь, отсюда вытекало безразличное отношение к их последовательности и целесообразности. "Личность" становилась копилкой переживаний, мешком, куда ссыпались накопленные без разбора эмоции - "миги", по выражению Брюсова: "Берем мы миги, их губя". Был ли в Вашей жизни подобный опыт?

- Сама эта строчка повторяет предыдущие, все остальные. Поэтическая игра слов. Как можно губить миги? Я понимаю, как губили МИГ-3, МИГ-5 немецкие "Юнкерсы"... Не знаю, кто там что губит в процессе творчества. Я хочу повторить, что Вдохновение нам дает Бог, а мы всего лишь его писари. А потом это стараемся передать народу.

67. Ваше отношение к современному телевидению?

- Современное телевидение - это психотропное оружие, которое совершенно забивает нам мозги и превращает большинство людей в зомбиков. Мы смотрим ТВ очень мало, нас так просто не возьмешь. Поэтому есть время для... наслаждения весной. Вон цветочки появились - красота... (Взглянув из беседки на лужайку. Ред.) Одуванчики, к сожалению, уже не желтые, в пушинки превратились... Солнышко, природа - чем это хуже телевидения?

68. Работы какого театрального режиссера на Вас произвели наиболее сильное впечатление? И каково вообще отношение к театру?

- Я живу в последние годы в постоянном дефиците времени и не так часто бываю в театре, чтобы запоминать фамилии режиссеров. Пусть они не сердятся на меня.

69. С чего начинается Ваше творчество? С музыки, найденного слова, образа?

- Бывает по-разному. Причем по-разному у всех. Единой технологии нет ни у кого. Повторюсь, я всегда хожу с диктофоном или с записной книжкой. Каждая мысль, вспышка, образ, строчка, идея оседают там. И одного этого уже достаточно, чтобы родилась песня.

70. Вы довольны своим творчеством?

- Процессом творчества - да. Обожаю его. Им я живу.

71. Какие чувства Вас охватывают, когда Вы слышите, например, по телевизору Ваши песни?

- Чувство негодования. Там постоянно что-то обрежут, что-то перемонтируют, не так скажут, короче. Или экран расширят так, что невозможно сузить. Это вообще больная тема - расширенные экраны. Все сейчас крутят изображение в разных форматах: одни толстые, другие худые. А больше всего меня ТВ раздражает тем, что ты смотришь на нарисованный там кружок, а он там вовсе не кружок, а эллипс. Мне жалко режиссеров, актеров. Они там, бедные, стараются, худеют килограммов на 20... А на экране потом - раз! - включили полный формат - и из 60-ти кг он превращается в 120. Режиссер ловит каждую капельку, цветочек-уголочек... а что толку потом, если все меняет форму? Самый яркий пример - с Солнцем. Солнце круглое, а не яйцеобразное. Запомните это, ребята-производители из дальних азиатских стран! А нашим детям вообще нельзя давать смотреть ТВ в расширенном формате, чтобы не было деформации сознания и психических травм. Я уверен, извращенные телеформаты - это вообще одна из самых серьезных проблем человечества, наряду с терроризмом, цунами, тайфунами и т. д. Люди, верните детям Солнце! Круглое!!!

72. Что такое "Современный театр" в Вашем понимании?

- Современный театр развивается очень успешно в последнее время. И это очень радует, потому что несмотря на засилье сериалов по 200 серий в каждом, в Москве в театр сейчас очень трудно попасть. Практически все театры работают сейчас рентабельно, очень интересно. Я считаю, что сейчас вообще благодатное время для театров. Сужу не только по Москве, мы ездим по другим городам. Там всегда висит много театральных афиш и все театры - битком.

73. У Вас очень плотный график гастролей. Наверняка, жить все время в переездах тяжело. Вас не тяготит такой график?

- У меня нет другого выбора. Мое призвание - развлекать, как я уже сказал. Я должен доносить до людей теплые чувства радости, любви, дружбы, приятной ностальгии, веры в будущее. Мне важно видеть улыбки. Раз уж мне так суждено с 6-го класса играть в ансамбле, в рок-группе, так сказать, то, я думаю, так и придется до конца играть.

74. Не хотели бы Вы сняться в каком-нибудь художественном фильме? И если да, то какую роль Вы бы себе выбрали?

- Мне это предлагали раньше. Теперь, правда, уже не предлагают. Нет доступа. И вообще... я всегда отказывался. Потому что я не актер. А каждый человек должен заниматься своим делом. Актер должен окончить театральный институт или студию, иметь определенное образование, а самое главное - иметь любовь к этому. Настоящий актер - он фанатик. Ради роли он должен быть готов на всё. Не есть, не пить, похудеть на 20-ть килограммов или потолстеть на столько же. У меня очень много друзей актеров. И мы совершенно разные. Я не хочу быть актером. Не могу сидеть на гриме по 6 часов, чтобы потом выйти на 2 минуты, что-то сказать, а после смотреть на себя в кино и понимать, какой же ты придурок, непонятно кого играющий. Актеры - это определенная каста людей. Я их очень уважаю. Они не могут делать то, что я делаю, многие завидуют. Это для них прикладное. Они все хотят петь, выступать, но у них ничего не получается. А я не хочу делать то, что они делают.

75. Вы часто выступаете в разных городах и странах. Какой город нравится Вам больше всего?

- МОСКВА!

76. Что Вы любите делать в свободное время?

- Играть на гитаре.

77. У Вас есть мечта?

- Не играть на гитаре.

78. У Вас есть свои поклонники, которые следуют за Вами из города в город?

- Есть, но их все меньше и меньше. Раньше их были тысячи. Потом сотни. Сейчас многие уже повзрослели, да и билеты, наверное, дорогие. Хотя, по-моему, не это является критерием признания в искусстве. И вообще у меня к этому неоднозначное отношение. Когда в 80-е у меня был пик популярности, было просто невозможно жить. Нельзя зайти в подъезд, нельзя из него выйти. За тобой едет куча машин, такси, в основном. Я оказался таким человеком, которому это не только не льстило, но даже жутко раздражало и мешало. Сейчас к нам на концерты приходят люди, которые знают, куда они приходят, сколько они платят, что они услышат - всё логично. А беготня за поклонниками, от поклонников - это дело молодых артистов. Они приходят и уходят, то есть... убегают. За Маккартни ведь сейчас не бегают толпы, как во времена битломании. Ему гораздо спокойнее живется.

79. А вообще ради чего Вы сегодня выходите на сцену? Ради удовольствия? Нового качества? Или чтобы понять, что все по-прежнему хорошо и Вы, значит, можете быть спокойны?

- Иначе я, во-первых, не могу. Это моя работа, моя жизнь. Во-вторых, чтобы принести радость людям.

80. Интернет сегодня занимает все большее место в жизни людей. По Вашему мнению, интернет больше во благо или нет?

- Об этом тоже сегодня говорили. Если в меру и с умом-то благо.

81. Как Вы считаете, есть ли необходимость создания интернет-телевидения отдельного от ТВ?

- А чем оно будет отличаться, интересно? Я не знаю, какой в этом смысл. Можно любой существующий канал пустить через интернет - и чем это будет отличаться от того, что было?

- Ну, может, Солнце там станет круглым?

- Не факт.

82. В СМИ достаточно легко можно найти упоминания о том, что Дмитрий Анатольевич Медведев любит рок и Вашу музыку в частности (например: http://h.ua/story/90924/). Владислав Юрьевич Сурков (первый заместитель руководителя Администрации президента России) также не чужд любви к року. Было ли такое понимание со стороны властей при СССР?

- Слово "Рок" - это примерно такое слово, как... хотел сказать, но не скажу. В общем, настолько широкое понятие, что всех в одну рок-колею запускать нельзя. То, что крутят на "Нашем Радио" я вообще не считаю никаким роком. Там им и не пахнет. Это КСП - Клуб Самодеятельной Песни. Я люблю далеко не всякий рок. Может быть, из всего рока, который выходит, я люблю всего 10 процентов. А о внимании властей... Есть такой факт. В этом году я - единственный из музыкантов, кто был удостоен звания Народного Артиста, несмотря на то, что я не тусуюсь на ТВ. Просто кто-то из руководителей побывал на моем концерте и тут же был издан указ, причем как бы в подарок на Рождество. Поэтому я думаю, что к моей музыке уважаемые мной люди относятся с уважением. А в Советском Союзе главное, что мне не мешали. А это по тем временам было тоже очень много.

saba2040

83. Спросить, может он выпустит хотя бы один альбом в этом году... Уже четыре не ждем. Хотя бы один.

Артём

84. Самый главный вопрос - это когда выйдут в свет новые песни или когда они будут исполняться на концертах? Или хотя бы как-то решить этот вопрос - издать малое количество дисков и распространять их через интернет или на концертах? Понятна сегодняшняя ситуация с дисками, но надо что-то решать. Поклонники "изголодались"...

- Ответы на эти вопросы прозвучали ранее.

http://vladimirkuzmin.org/

viperson.ru

Док. 639848
Перв. публик.: 03.06.11
Последн. ред.: 04.07.11
Число обращений: 0

  • Кузьмин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``