В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правда вымысла Назад
Правда вымысла
Из детдомовской жизни ему помнятся больше всего драки да тяжелая работа. Ему было три года, когда разбились на машине родители. Мальчика увезла из Парголова, местечка под Ленинградом, к себе в Оренбургскую область бабушка, но через два года и она умерла. Чужие люди отдали ребенка в детдом. Убегал он из него семь раз, из них три раза беглеца ловила милиция, четырежды возвращался сам. Как ни плохо было в казенном доме, там кормили.

После детдома отправили парня в поселок Чебеньки, в СПТУ получать нужную профессию тракториста. До сих пор хранит он документ, удостоверяющий право работать трактористом-машинистом широкого профиля. Не так давно местное телевидение показало, как главный режиссер театра кукол "Сказ" заслуженный деятель искусств Республики Крым, заслуженный артист России Юрий Самойлов в одном из дворов вывозил мусор на тракторе. Мода сейчас такая у телевизионщиков - показывать известных людей в роли рабочих. Самойлов с заданием справился.

Но вернемся к его творческой биографии. Закончив СПТУ, Юра поехал не в то село, куда направили трактор водить, а в поселок Неженка, где жили родители его дружка.

Дело в том, что в детдоме Юрий не только научился драться и всему другому, в жизни необходимому, от чистки картошки до слесарных работ, но и на трубе в оркестре играть. А также на гитаре, гармошке, балалайке и даже на фортепиано. Причем, как правило, песни исполнял, им же сочиненные. За эти художественные умения и взяли его в Дом культуры, где как раз нужен был гитарист-вокалист развлекать молодежь на танцах. Через год нетрудного, можно сказать, приятного занятия призвали парня в армию. Там, в тридцати километрах от китайской границы, назначили его командиром автоотделения. Но зря учился он трактор водить. Как оказалось, талант трубача более редкий, чем талант тракториста. И он опять играл на трубе в оркестре, также выдумывал концертные номера, которые сам же и исполнял. В армии-то и посоветовали ему пойти в театральный.

С театром он был не слишком знаком. Но спектакль "Том Сойер", привозили который артисты в детский дом, перевернул душу мальчика, страдавшего от чувства несправедливости. Вот где правда, решил он. И действительно, разве не замечали вы, что справедливость торжествует лишь в художественных произведениях, где добро побеждает зло, и, если иначе, мы злимся на автора.

В Киевском институте театра и кино он просуществовал... два дня, выяснив, что отделение, на которое попал, готовит режиссеров не художественного, а научно-популярного кино. Как раз в это время друг поступал в ЛГИТМиК, и Юра рванул в Питер поддержать дружка. За день до экзаменов им посчастливилось сходить на итальянскую оперу, все арии в которой исполняли куклы.

Вот то, что ему надо в жизни, - понял потрясенный Юра Самойлов и пошел на экзамен не с целью поддержать товарища, а поступить самому, причем именно туда, где учат работать с куклой.

Друг не прошел конкурс, а Самойлова приняли на экспериментальный курс, где студентов учили и кукловождению, и игре на музыкальных инструментах, и клоунаде.

- Думал, что учиться будет легко. Но занятия забирали уйму времени. Стипендии не хватало. Приходилось подрабатывать в четырех-пяти местах. Не было уже ни сил, ни терпения. Хотелось бросить учебу и сесть за трактор. Но однажды мастер сказал, что у меня другой склад мышления, не актерский. И я стал потихоньку упражняться в режиссуре с товарищами по курсу, - вспоминает Самойлов.

Тем не менее актерский факультет он окончил и работал по направлению в Челябинском театре кукол, хорошо зарекомендовавшем себя на фестивале в Москве. Именно в этом театре он близко познакомился с разными системами кукол. Желание самому ставить спектакли крепло, и Самойлов поступил на режиссерский факультет родного ЛГИТМиКа, на заочное отделение. Из Челябинска переехал во Псков, где стал главным режиссером театра кукол. Затем были Курган, Пермь. Не получал он большого удовлетворения от работы. Директора не позволяли ставить то, что хотел. Возможно, мешал ему характер. Взрывной, неуемный, неусидчивый.

Четырнадцать лет назад Самойлов приехал в Новокузнецк. Вышел на Привокзальную площадь - три проспекта разбегались прямыми лучами. Город напомнил ему Ленинград и сразу приглянулся. Но театр кукол, оказавшийся в жилом доме с маленькой, неудобной сценой, крохотными гримерками испугал так, что всю ночь (он ночевал в отведенном ему кабинете) ждал утра, чтобы уехать из этого города. Но пришло утро, и, познакомившись с труппой, он начал репетицию.

Плоды просвещения

- Так, начали распевку. На выдохе: а-а-а-а, у-у-у-у, - скомандовал Юрий Алексеевич актрисам и растянул меха двухрядки. Распевались под музыку. Порой мне кажется, что Самойлов больше премьер любит сам процесс репетиций, ведь он репетирует, постоянно видоизменяя мизансцены, голосовые краски, не только в период подготовки спектакля, но и после выхода его. И это не блажь, хотя я знаю режиссеров, которые после премьеры не смотрят своих спектаклей.

В "Ване Датском" из трех участников двое - студентки училища искусств, где он руководит отделением "артист театра кукол". Я удивлялась на премьере, как он сумел научить совсем неопытных так слаженно действовать, как смог сделать спектакль таким цельным. Если бы я не присутствовала на репетициях, когда мне казалось, они все не так делают, как он требует от них. И вот уже позади несколько премьерных спектаклей, а он снова репетирует эту же пьесу и начинает с распевки. И словно ничего не было, никакого хорошего результата.

- Ты "пустая", не в форме, - высказывал свое недовольство режиссер.

- Я знаю. Я пустая, - опустив голову, соглашалась девушка. Я боялась, что она сейчас расплачется и убежит за кулисы.

За четырнадцать лет знакомства с Самойловым я ни разу не слышала жалоб на него от актеров, потому что рождение спектакля - процесс совместный.

- Ты любишь артистов, податливых, как глина, чтобы лепить из них, что тебе нужно? - спрашиваю Самойлова в перерыве между репетициями двух разных спектаклей.

- Я люблю актеров умных, но не философов. Когда у актера горит глаз, когда он и сам что-то интересное предлагает. Меня учили: актер - художник своей роли. Я многому учусь у актеров, - объяснял мне свою позицию Юрий. И такие репетиции, в которых режиссер и артисты понимали друг друга с полуслова, я видела не однажды.

В тот день, когда присутствовала при распевке, я заметила (или показалось), что каждое движение, каждый жест он выстраивает по музыкальным тактам.

- Говорят - музыка легла на спектакль. Очень важно, насколько актер может работать с ней. Но музыка задает тон, а актер развивает событие, - продолжал посвящать меня в свою профессию Юрий.

Его отношение к музыкальному оформлению поражает даже музыкантов-профессионалов. У Самойлова богатая фонотека, как и фильмотека. Помню, как к простенькой новогодней сказке "Снежные человечки" он взял Вивальди, и сказка заискрилась солнечными бликами. В "Демоне" звучит грузинское многоголосие, а в "Ване Датском" - старинные русские песни в исполнении театра Покровского.

- Представляешь, спросил в магазине старые записи Покровского, а мне продавец приносит диск "Ногу свело", - рассказывает курьезный случай Самойлов.

У него, человека, чья связь с искусством началась с музыки, музыкальное оформление должно бы довлеть над другими выразительными средствами. Но он не меньше внимания уделяет изобразительному ряду, выбору кукол. Нередко он выступает и в роли художника, и, как правило, не имеет в этой области провалов. Но лучшие свои спектакли зовет оформлять Владимира Осколкова, замечательного художника из Тюмени.

- Знаешь, "Сказ о том, как Кощей к Яге свататься ходил" - единственный спектакль, в котором я смог воплотить все, что задумал, - сказал как-то Юрий Алексеевич, и горечь его признания была скрыта под жесткой самооценкой.

- Что значит это все? - спросила его.

- Сценография, костюмы, мизансцены, куклы, музыка, в общем, все, что составляет спектакль, - пояснил Юрий Алексеевич.

"Сказ"... - первый спектакль, который он здесь сделал и который произвел на "Кузбассе театральном" самое яркое впечатление на критиков. Не однажды на различных фестивалях, в том числе международных, Самойлов получал призы за свои спектакли.

- Ты несправедлив к себе, - возразила я и начала перечислять лучшие его спектакли. И "Дюймовочка", и "Петрушка", и "Нос", и "Демон", и "Ваня Датский", в последнем Самойлов нашел новое выразительное средство - танцующие переплетающиеся руки в перчатках изображали волны, и этот прием поразил московского режиссера Фридмана, мэтра кукольного театра. Юрий Александрович Фридман, сорок лет ставящий спектакли в театрах нашей страны, удивлялся выдумке и изобретательности новокузнецкого режиссера. "Самойлов - гений, вот только характер у него скверный", - сказал он директору театра Алексею Разукову. Мне обе части этой оценки показались слишком сильными. И не потому, что нет пророка в своем отечестве. Просто в творческой среде относятся к понятию "гений" не как к абсолютному. Тем не менее я высоко ценю режиссерский талант Юрия Алексеевича. А характер? Ну, не подлаживается он, порой оправдывает свою ершистость детдомовским прошлым. Но с резкостью уживаются в нем и сердечность и теплота, в общем, любовь к людям. Артистов своих ценит, о девчонках-студентках заботится, словно отец родной. По дочери, которая выросла без него, скучает.

Как-то я пришла к нему после долгого перерыва. "А к нам втихушку Вовка Машков приезжал", - сообщил мне Самойлов. Для тех, кто не знает, скажу, что родители знаменитого артиста работали в этом театре, и место это для Владимира Машкова теперь родное до тех пор, пока здесь есть люди, помнящие его отца с матерью. И на могилу устанавливать новый памятник вместе с Владимиром поехали Галина Романова, Валентина Нефедова и Самойлов с Разуковым. Романова с Нефедовой с благодарностью помнят своего первого режиссера мать кинозвезды Наталью Ивановну Никифорову, а с Разуковым и Самойловым Машков подружился. Полдня пробыл он в театре, посмотрел репетицию "Каштанки", которая будет готова к осени. Затея ему понравилась. Говорили о сегодняшней жизни в искусстве. Да мало ли о чем могли говорить люди, если они говорят на одном языке.

Ещё не вечер

- Мне дорого мое прошлое здесь, но с появлением Юрия Алексеевича у нашего театра, конечно, начался новый этап - мы вышли на очень высокий уровень. Я это говорю не как жена режиссера, а как актриса, - делилась со мной заслуженная артистка России Галина Романова. - Как-то все сошлось. И театр на новые рубежи вышел. И у Самойлова все самое удачное в его творчестве произошло здесь, в Новокузнецке. "Я благодарен и этому театру, и этому городу", - признался Юрий Алексеевич. Видимо, не такая уж и долгая дорога к справедливости.

Татьяна Тюрина.

"Кузнецкий рабочий"

http://www.kuzpress.ru/culture/24-06-2008/994.html

Док. 639918
Перв. публик.: 24.06.08
Последн. ред.: 07.06.11
Число обращений: 0

  • Машков Владимир Львович
  • Фридман Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``