В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства Назад
Правовые аспекты первичного размещения: особенности российского законодательства
Интервью с Партнером Коллегии адвокатов г. Москвы <Барщевский и Партнеры>, канд. юрид. наук Наталией Барщевской
Многие профучастники ожидают, что большинство российских компаний будут проводить первичное размещение акций на российском рынке, а не за рубежом. Но развитие IPO в России пока тормозит ряд нерешенных законодательных и структурных проблем. Усилия в этом направлении предпринимает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), а также Госдума РФ. На эту тему ответственный редактор <БО> Владислав Савин беседует с Партнером Коллегии адвокатов <Барщевский и Партнеры> Наталией Барщевской.

В. С. Наталия Михайловна, как Вы полагаете, повысился ли в последнее время интерес российских компаний к проведению IPO?

Н. М. На мой взгляд, действительно, в настоящее время возможность проведения IPO рассматривает все больше российских компаний. И, несмотря на то, что ожидаемого в прошлом году бума первичных размещений так и не произошло, в целом наблюдается положительная динамика. Многие компании, если и не собираются размещать акции в ближайшее время, то, по крайней мере детально изучают процедуру IPO, приводят в соответствие с требованиями законодательства как структуру бизнеса, так и финансовую отчетность компании за последние годы. О повышении интереса к первичному размещению говорит и тот факт, что только в 2005 году более десяти компаний планируют провести IPO, а также внимание ФСФР к ситуации на отечественном фондовом рынке. А, главное, что вселяет оптимизм - реальное желание регулятора внести столь ожидаемые всеми изменения в действующее законодательство, которые позволят ускорить процедуру проведения IPO и повысить конкурентоспособность российского фондового рынка.

В. С. Каковы, по-вашему, основные причины столь повышенного интереса российских компаний к IPO в последнее время?

Н. М. В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой увеличилось число юридических лиц, достигших необходимого уровня развития для проведения IPO. Ведь для успешного выхода на этот рынок компания объективно должна удовлетворять некоторым обязательным требованиям, в частности, иметь устойчивую позицию на рынке, достаточный размер бизнеса, рентабельность не ниже средней по отрасли, современную организацию управления, финансовую отчетность по международным стандартам, и, не в последнюю очередь, четкую стратегию развития. Одновременно с этим, возрастающая конкуренция приводит к тому, что многие компании ищут новые источники финансирования, нуждаются в долгосрочных инвестициях. Уже сам выход на IPO свидетельствует о том, что компания двигается в правильном направлении, повышая уровень корпоративного управления и <прозрачности> бизнеса. IPO крайне благоприятно сказывается и на имидже компании. На мой взгляд, удачное размещение - это своего рода <знак качества>, поскольку, по сути, является проверкой юридического лица на его жизнеспособность. Большая открытость компании приводит к росту доверия к ее бизнесу, и не только у инвестора.

В. С. Многие российские компании при планировании IPO стремятся на западные рынки. Где процедура проведения IPO российскими эмитентами юридически выгоднее?

Н. М. Стремление российских компаний на западные рынки зачастую было связано с невозможностью привлечь необходимые ресурсы в России. Однако, количество денежных средств на российском рынке растет, в связи с чем становится возможным проведение IPO на площадках в РФ.

Мне представляется, и здесь я повторю мнение большинства участников Первого Всероссийского IPO Конгресса, что крупные холдинги, планирующие привлечь в результате IPO 1,5-2 млрд. долларов все равно пойдут на Лондонскую или Нью-Йоркскую биржи, на отечественных - привлечь такие ресурсы пока невозможно. А вот средние компании, ориентирующиеся на 200-300 млн. долларов, вполне <съедобны> для российского рынка уже сейчас.
В настоящее время осуществление IPO в РФ для российских компаний с юридической точки зрения довольно трудоемко и связано с множеством ограничений действующего законодательства, что и вызвало некий спад активности выхода на IPO и озадаченность ФСФР перспективами развития российского фондового рынка.
В то же время, на западе существуют более жесткие требования к раскрытию информации о компании, ее отчетности и финансовой деятельности. Кроме того, желающим попасть в международный листинг, в соответствии с российским законодательством, необходимо будет прежде продавать свои акции на отечественной бирже. И, проведение IPO - уже очевидно обойдется компании гораздо дороже, чем аналогичная процедура в России. Также, затрудняет выход на западные биржи сложность рыночной оценки российской компании с точки зрения западных стандартов, а также непредсказуемость экономической ситуации в России.
На мой взгляд, выбор площадки определяет скорее не то, что юридически выгоднее, а соответствие той или иной биржи ожиданиям от IPO - возможность привлечь необходимые финансовые ресурсы, затраты, которые компания может себе позволить, соответствие круга инвесторов интересам и уровню компании.

В. С. Достаточна ли нормативно-правовая база для массового первичного размещения российскими эмитентами и какие изменения могут сделать IPO более привлекательным источником финансирования?

Н. М. Нормативно-правовое регулирование IPO в России требует доработки и совершенствования. В частности, назрела необходимость в упрощении процедуры проведения и регистрации IPO, сокращении сроков отдельных этапов. Например, следует предусмотреть возможность акционерам компании одновременно принимать решение о размещении и об участии в размещении, сократить срок на подтверждение решения, отменить обязательное подписание проспекта эмиссии финансовым консультантом. Необходимо разрешить подписание отчета об итогах эмиссии генеральным директором компании и сделать процедуру регистрации отчета в ФСФР уведомительной. Вторичное обращение в таком случае будет возможно сразу после завершения размещения. Отмена обязательного подписания проспекта ЦБ финансовым консультантом также способствовала бы ускорению процедуры.
Для существенного увеличения доли IPO на фондовом рынке необходим комплексный подход к решению проблем, сдерживающих развитие данного механизма финансирования и привлечения потенциального инвестора. Так, определение цены размещаемых акций за 45 дней до начала размещения и преимущественное право выкупа, действующее в течение этого периода, не позволяет выпустить акции на рынок. Это значительно повышает риски, не только эмитента и андеррайтера, но и инвестора.
До сих пор остались нерешенными вопросы о возможных периодах проведения проверок и сроке исковой давности (подобный запрос сейчас находится на рассмотрении в Конституционном Суде). В действующем Налоговом Кодексе нет прямого запрета на предъявление компании новых налоговых претензий по уже проведенной ранее проверке, а с учетом возможной отмены трехлетнего срока исковой давности свобода действий налоговой инспекции в этом вопросе еще больше возрастет.
Также существует проблема законодательных ограничений на участие инвестиционных и пенсионных фондов в IPO. Для сравнения: на Западе пенсионные фонды, обладающие огромными ресурсами, - крупнейшие портфельные инвесторы на фондовом рынке. Таким образом, мировая практика позволяет утверждать, что предоставление такой возможности фондам в России повысило бы эффективность IPO на отечественных биржах, значительно увеличив приток <длинных денег>.
В настоящее время в России, по моему мнению, недостаточно развит институт страхования ответственности директоров и иных руководящих должностных лиц компаний, организаторов торгов и иных участников рынка ценных бумаг. В принципе, общие положения о такой ответственности предусмотрены действующим законодательством РФ (Законом <Об акционерных обществах>, Законом <О рынке ценных бумаг>). Однако, практика показывает, что в данном вопросе требуется соблюдение баланса между защитой интересов инвесторов, компании-эмитента, директоров и иных руководящих сотрудником компании-эмитента и других участников процедуры IPO, например, банков. Представляется, что данное направление страхования еще будет развиваться и потребует более полного урегулирования на законодательном уровне.

В. С. По Вашему мнению, какие перспективы у IPO в России?

Н. М. На мой взгляд, экономическая ситуация для IPO на российском рынке в настоящее время вполне благоприятна. Недавнее присвоение России инвестиционного рейтинга ведущими рейтинговыми агентствами поможет поддержанию интереса инвесторов, в том числе иностранных, к отечественному рынку, это повысит их доверие к российскому бизнесу, и увеличит шансы самих компаний на успешное размещение.
Предложенные ФСФР изменения могут быть достаточно эффективны, особенно в комплексе мер, направленных на повышение привлекательности IPO на российском рынке. В этой связи важно отметить, что совершенствование законодательной базы и судебной системы является необходимым условием для привлечения дополнительных инвестиций на российский рынок через IPO.
В случае, если изменения в законодательстве, как минимум, поправки ФСФР, будут приняты в ближайшее время полагаю, что собственники бизнеса охотно будут рассматривать IPO как реальную возможность привлечения капитала, и таким образом значительно увеличится число компаний, проводящих IPO на российском фондовом рынке. А пока, крупные холдинги стремятся за <большими деньгами> на Запад, а средние компании выжидают.

Май 2005
http://www.rcb.ru/rcb/2005-09/6861/

Док. 640802
Перв. публик.: 07.05.05
Последн. ред.: 07.07.11
Число обращений: 0

  • Барщевская Наталия Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``