В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Союзная программа общественного развития Назад
Союзная программа общественного развития

Союзная программа общественного развитияКонцепция и основные положения представленной на общественное обсуждение Программы были рассмотрены на II Съезде Международного союза общественных объединений "Союзная общественная палата" в апреле 2002 года.

СПОР знаменует собой новый этап в развитии союзного общественного движения, призванного сформировать основы гражданского общества, внедрить в повседневную жизнь принципы и ценности, которые разделяет большинство народов.
СПОР - это научно-практическое исследование процесса становления и развития двух социокультурных явлений - "союзности" и гражданского общества; это попытка рассмотреть и изложить в едином методологическом ключе вопросы, которые раскрывают суть этих явлений и изначально реализуют практическое строительство Союзного государства параллельно и во взаимосвязи со становлением его гражданского общества.

Издательство предлагает читателям проект Первой части СПОР, в которую включены научно обоснованные предпосылки создания программы, ее концепция, стратегия и тактика, основные цели и задачи. Кроме того, в Первой части обозначены приоритеты и направления общественно-политической деятельности.
Во Вторую часть Программы будет включено описание технологий реализации общественно-политических легитимных практик {СПОР-проектов), основанных на коллективно-распределительной проектной деятельности.

Преамбула

"Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь..."
(С. Михалков)

Негативные последствия распада Советского Союза, малоэффективно проведенные социально-политические и экономические реформы, исход русского населения из большинства бывших республик СССР усилили сепаратистские настроения в регионах Российской Федерации. Наспех созданный на постсоветском пространстве Союз Независимых Государств оказался недееспособным, стал своего рода "инструментом цивилизованного развода" и не способствовал разрешению постоянно возникавших межэтнических проблем. В результате появились новые политические предпосылки для продолжения центробежных тенденций, но уже применительно к самой России. Возникла необходимость найти пути изменения вектора национально-политического движения страны.

Этим судьбоносным фактором явилась реализация идеи "союзности". Таким образом, на фоне внутрироссийских центробежных тенденций в 1996 и в 1997 годах были подписаны сначала Договор о создании Сообщества, а затем - Союза Беларуси и России. Эти политические события послужили началом процесса сохранения единства и целостности Российского государства.

Однако до настоящего времени остаются открытыми вопросы "Кто и каким образом будет реализовывать идею союзности?" и "Какие принципы и методы управления должны быть положены в основу развития Союзного государства?". При этом, очевидно, что Союзное государство необходимо изначально строить как гражданское общество. Таким образом, идея союзности тесно переплелась с идеей построения Союзного гражданского общества, которое является необходимым атрибутом демократического и правового государства. В этой связи и в этом контексте решение проблем России является определяющим и обуславливающим решение подобных проблем в интеграционных проектах на постсоветском пространстве.

Определенным поводом для оптимизма в решении данной задачи является обозначившийся вектор движения России, направленный на экономическую и общественно-политическую интеграцию с мировым сообществом, что обязывает российскую власть-элиту формировать элементы реального гражданского общества.
При реализации союзного проекта необходимо учитывать, что природная реальность не соответствует реальности социальной, так как она не учитывает свободу человеческой воли (право выбора). Для человека события реальны ровно настолько, насколько реальными становятся их последствия. Поэтому реальная власть в стране принадлежит не тем, кто принимает законы (создает "правовую реальность"), а тем, кто эти законы интерпретирует {создает "идеологическую реальность"). Юридические законы, которые "придумывают" люди, всегда обусловлены обстоятельствами, которые при правоприменении этих законов не всегда учитываются. Поэтому понятия "справедливость", "правда", "истина" зависят от идеологии правящей элиты, которая часто не совпадает с пониманием этих понятий простым народом. Правящая элита - это отнюдь не вся страна, а лишь ее часть. Помимо правящей элиты есть еще общественность. Поэтому никакие административные реформы государственных структур, не учитывающие указанного принципиального обстоятельства, не смогут изменить к лучшему ситуацию в России. Только мобилизовав общественную волю и энергию на самосохранение нации, можно приступать к формированию новых, в том числе государственно-общественных институтов, призванных обеспечить безопасность и устойчивое развитие общества. Гражданское общество должно научиться демонстрировать правящей элите готовность и способность защитить свои права и свободы. До этих пор идея гражданского общества и местного самоуправления будет оставаться ширмой для власти и иллюзией для народа.

Именно эту проблему - мобилизации знаний, творчества и воли общественности и ее институтов на развитие гражданского общества и его участие в социологическом изучении, социальном проектировании, реализации и контроле основных решений - и призвана решать Союзная программа общественного развития - СПОР *.
* Диалектика (от греч. dialektike) - искусство вести беседу, то есть спор. Таким образом, искусство спорить есть диалектика жизни, метод ее познания и эффективный способ решения проблем. Спор - это социокультурное явление, занимающее центральное место между Диалогом и Конфликтом.

СПОР - это научно-практическое исследование становления и развития основ двух общественно-политических и социокультурных явлений - союзности и гражданского общества, их генезиса, исторических этапов и перспектив. Это попытка рассмотреть и изложить в едином методологическом ключе вопросы, которые раскрывают суть этих явлений и реально строят Союзное государство как союзное гражданское общество посредством реализации общественно-политических проектов.

СПОР - это практическое строительство и укрепление основ конституционного строя РФ, формирование структур гражданского общества. Программа побуждает общественность участвовать в управлении государством, в котором идея "союзности" является эталоном взаимоотношений власти и общества, где основным источником информации являются социологические исследования, а социология выступает неполитической идеологией общественного движения.

СПОР - это "советник в деле", учебное пособие по "гражданской культуре", "гражданской мудрости" и "гражданской добродетели".

СПОР - это необходимое условие для союзной гражданской интеграции и эффективный механизм общественного участия в государственном управлении.

СПОР - это гражданский Манифест союзного общественного движения; это развернутая во времени программа действий с прогнозируемым поэтапным движением к цели; это понятный большинству населения привлекательный и безопасный образ жизни; это программа, где результат достигается за счет единства мотивов и средств, где общественность имеет возможность принимать участие в управлении государственными делами через местное самоуправление - нижний уровень государственной власти
1. Предпосылки создания СПОР
Научной предпосылкой создания СПОР является недостаточность изученности темы гражданского общества. Большинство исследований этой темы обращено к традициям прошлого и процессам его становления; к теоретизированию и собиранию эмпирического материала; к анализу частных ситуаций и их прогнозированию. При этом реальные механизмы функционирования гражданского общества и условия, при которых это функционирование возможно, только упоминаются или перечисляются.

Основные элементы гражданского общества (политические партии; неправительственные и общественные организации; профсоюзы; предпринимательские объединения и т. д.) изучаются и описываются без увязки с функционированием самого гражданского общества. Как результат, отсутствует не только однозначно понимаемое определение предмета, но и определение самого понятия "гражданин", которое является основополагающим строительным логическим элементом, из которого выстраивается гражданское общество как институционализированный субъект.

"Союзность" как социокультурное явление или как основной принцип взаимоотношений рассматривается только в международном аспекте. Социологического или политологического синтеза тем союзности и гражданского общества не проводится.
Политической предпосылкой создания СПОР является обозначившийся вектор движения России, направленный на общественно-политическую и экономическую интеграцию с мировым сообществом, что вынуждает власть-элиту двух стран и союзных чиновников формировать элементы реального гражданского общества. Ближайшей перспективой наиболее полной интеграции является Союз Беларуси и России, который, постепенно расширяясь, вовлечет в свою орбиту другие страны, например Украину и Казахстан, реализуя таким образом идею нового Евразийства. По этой причине данное исследование и предлагаемые практические проекты адаптированы к процессам, целям и задачам Союзного строительства.

Юридической предпосылкой создания СПОР является Договор о создании Союзного государства от 1999 г., где определяются полномочия и предусмотрено создание наднациональных органов законодательной и исполнительной властей Союзного государства.

Идеологической основой создания СПОР являются особенности славянско-православной и тюрко-исламской культур, евразийской цивилизации, традиции русско-славянских философов и ведическое мировоззрение, основанное на стремлении к знаниям законов природы и к жизни в гармонии с ней, на Союзе православных и правоверных религий.
С учетом перечисленных особенностей определяются концепция, принципы, источники развития, стратегия, тактика, цели и задачи общественно-политических организаций, которые ставят своей целью участие в государственном управлении.

2. Концепция, принципы и источники развития СПОР
Концепция СПОР формируется в соответствии со Статьей 3 Конституции РФ, которая провозглашает, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Это означает необходимость активного участия широкой общественности в обсуждении, подготовке и принятии решений по всем основополагающим вопросам устойчивого развития и безопасности Союзного государства и его стран-участниц на основе концепции "Безопасность через эффективное управление", которую и предлагает СПОР.
Принципы СПОР являются определяющими во взаимоотношениях между всеми участниками общественно-политических проектов:
-    межсистемный подход при анализе информации;
-    здравый смысл при принятии решений;
-    эффективность при использовании ресурсов;
-    презумпция ответственности за принятые решения;
-    примат общих интересов над частными;
-    соблюдение личных интересов посредством создания систем
взаимных гарантий;
-    масштабность проектов и решаемых ими задач;
-    значимость результатов, полученных от реализации проектов;
-    массовость участников проектов;
Перечисленные принципы позволяют посредством СПОР перейти от проведения разовых мероприятий к реализации долгосрочных, масштабных, общественно значимых проектов, которые создаются на базе отдельных идей-инициатив.
Источники развития СПОР - интеллектуальная, научная и творческая гражданская инициатива и активное участие научного мира и широкой общественности в разработке, обсуждении и реализации общественно значимых решений по всем вопросам безопасности и устойчивого развития Союзного гражданского общества.
3. Структура СПОР
Программа состоит из разных по направлениям, но единых по целям проектов, которые охватывают основные стороны интеграционных процессов в обществе. Эффективность реализации отдельных СПОР-проектов основывается на их внутренней связи и взаимодополняемости:
-    проекты реализуются одновременно, параллельно и поэтапно;
-    каждый проект основывается на оригинальной идее, имеет научное обоснование, концепцию, финансирование, условия, этапы и механизм реализации;
-    каждый проект представляет собой самостоятельную модель, позволяющую достигнуть определенной цели;
-    каждый проект содержит сценарий и перечень мероприятий, необходимых для его реализации.
СПОР синтезирует алгоритмы и результаты, полученные при реализации отдельных проектов, и формирует из них основу для новых, более сложных и масштабных начинаний. Для разработки и реализации каждого проекта формируются рабочие группы, включающие в себя максимально возможное число регионов и общественных организаций.

4. Стратегия и тактика, реализуемые СПОР
Стратегия, реализуемая СПОР, - мобилизация и аккумулирование творческих и интеллектуальных ресурсов общества и преобразование их в научные, творческие и общественно-политические проекты, направленные на упреждение, защиту и восстановление общечеловеческих, экономических, социальных гражданских и политических прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Тактика, используемая СПОР, - разработать и предложить обществу развернутую во времени, прозрачную и понятную для большинства населения Программу действий, направленных на формирование, защиту и развитие элементов Союзного гражданского общества и обеспечивающих естественно-природные, социально-экономические, гражданские и политические интересы, права и свободы граждан.

5. Цели и задачи СПОР
Исходя из концепции Программы перед общественно-политическими организациями ставится задача создать необходимые и достаточные условия для того, чтобы
-    сформировать элементы и структуру "экспертного сообщества" как авангарда гражданского общества;
-    выстроить "общественный канал" прямой связи с первыми лицами Союзного государства, представителями науки, политики и бизнеса;
-    получить признание государственной значимости Программы и добиться ее финансирования из бюджетов различных уровней власти;
-    стать разработчиком и поставщиком масштабных и общественно значимых проектов Союзного государства;
-    организовать постоянный научный, правовой и общественный мониторинг основных процессов общественно-политической жизни;
-    сформировать общественный список кадрового резерва для выдвижения своих представителей в органы государственной власти;
-    в качестве экспертов принимать участие в процедуре назначения на определенные государственные должности;
-    не допускать к публичной политике и управлению дискредитировавших себя общественно-политических деятелей, чиновников и иностранцев;
-    противостоять формированию общественного "чиновничества";
-    решать проблемы, связанные с защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод граждан по месту их нарушения посредством проведения профилактики и повышения эффективности деятельности общественных и политических организаций, органов местного самоуправления и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
-    повысить эффективность деятельности этих организаций посредством создания новой системы управления гражданско-правовыми процессами, в основе которой лежит коллективно-распределительная проектная деятельность и общественно-политические легитимные практики;
-    организовать научную экспертизу принимаемых государственных решений и общественный контроль за их реализацией;
-    раскрыть незафиксированные и нераскрытые потенции общества;
-    объединить усилия научных, общественно-политических, коммерческих организаций и отдельных граждан, которые являются приверженцами идей союзности;
-    получить возможность организовывать общественную экспертизу и участвовать в процессах формирования концепций, обсуждения и принятия государственных решений на самых ранних их этапах, равно как и контролировать действия союзных чиновников;
-    разработать и предложить обществу вместо словесно-схоластических описаний и постановки проблем и путей их решения новые способы ведения политического диалога посредством модельно-графического и изотезисного методов формулирования проблем и вариантов их решения с прогнозируемыми и предсказуемыми результатами.

6. Приоритеты и направления деятельности СПОР
СПОР определяет условия, границы, элементы, связи, приоритеты и вектор деятельности последователей идей гражданского общества, определяет с его позиций качество предлагаемых властью основных документов, касающихся личной, общественной и государственной безопасности (Концепция национальной безопасности; Военная доктрина и т. д.), а также документы, определяющие сферу национальных интересов Беларуси, России, Союзного государства.
СПОР определяет, что реальными источниками угрозы являются:
-    для безопасности территории Государства: внешняя агрессия; внутренний сепаратизм; открытые для контрабанды товаров и незаконной иммиграции иностранцев границы; неэффективная эксплуатация природных ресурсов (земли, воздуха, воды, леса, недр);
-    для безопасности граждан Государства: физическое уничтожение; угроза естественно-природным общечеловеческим ценностям (чистому воздуху, чистой питьевой воде, генетически и экологически чистым продуктам питания и лекарствам); низкий уровень продолжительности жизни; низкий уровень рождаемости; низкий уровень качества жизни; жестокая эксплуатация; отсутствие условий для самовоспроизводства за счет титульной нации и коренных народов; криминальное насилие и преступность; чиновничье насилие; теневизация экономики; коррупция; низкий уровень здравоохранения; недоступность и неполнота образования; отсутствие постоянной работы; заработная плата ниже прожиточного уровня; финансовая дискриминация в собственной стране, национальная дискриминация за границей;
-    для безопасности государственного языка: его дискриминация и дискредитация в своей стране и за рубежом; засорение иностранными заимствованиями и уголовным сленгом; для России - угроза закрытия русских школ за границей;
-    для государственного суверенитета {формы государственного правления и ветвей государственной власти): отсутствие доверия или непризнание легитимности власти собственным народом; непризнание легитимности власти правительствами других государств; гуманитарные военные акции в отношении Беларуси и России со стороны других государств; экономическая и научно-техническая блокада Государства; диктат иностранных государств и международных организаций в определении его внешней, внутренней и экономической политики; приход к власти интеркарьеристов (см. Приложение);
-    для правовой безопасности Государства: коррупция и некомпетентность в законодательных органах власти; теневизация юриспруденции; низкое качество правовых документов; низкое правовое сознание граждан; отсутствие правового просвещения.
СПОР определяет приоритеты при защите и восстановлении нарушенных прав граждан по критериям и в последовательности, рассчитанной по масштабам и численности охватываемого населения:
-    природно-естественные права: право на жизнь; право дышать чистым воздухом; право пить чистую воду; право питаться экологически чистыми продуктами; право на естественное воспроизводство человека человеком;
-    социально-экономические права: право на жилье; труд; образование; здравоохранение; пенсионное обеспечение и т. д.;
-    гражданские права: личная физическая и духовная свобода; право на личную защиту со стороны государства и т. д.;
-    политические права: право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным в органы государственной власти и т.д.
Указанные направления сами по себе являются критериями обобщения, систематизации, классификации и структурирования получаемой информации, фактов, событий, гражданских инициатив и результатов реализованных общественными организациями или отдельными гражданами общественно-политических проектов.
Накопленные за время реализации СПОР-проектоа информация и опыт работы классифицируются и структурируются по следующим направлениям деятельности:
1. Традиционные аспекты деятельности:
-    ведение реестра и анализ общественных инициатив;
-    выезд рабочих групп на места реализации проектов;
-    переписка с государственными структурами, органами местного самоуправления и с должностными лицами;
-    подготовка докладов и публикаций по основным темам проектов;
-    подписание договоров и соглашений с общественно-политическими организациями и гражданами - авторами проектов;
-    проведение или участие в мероприятиях по темам проектов (форум; конференция; круглый стол; пресс-конференция; интервью);
-    подготовка и оформление экспертных заключений и законодательных инициатив;
-    участие в судебных заседаниях;
-    анкетирование и проведение социологических опросов.
2.    Научные аспекты деятельности.
Предпосылкой создания данной категории проектов является признание самой наукой проблем, связанных с неточностью и неполнотой научных знаний, параллельностью и неточностью понятийного научного аппарата. Проект обобщает и анализирует информацию и результаты, полученные по соответствующим темам из различных источников {материалы научно-практических конференций; результаты социологических исследований; публикации в СМИ, научные статьи, диссертации и монографии):
-    новые методы научного познания действительности и отказ от фрагментарного способа получения знаний;
-    переосмысление используемых заемных моделей развития человека, семьи, нации, общества, экономики, государства;
-    разработка новых эффективных методов управления государством.
3.    Гражданско-правовые аспекты деятельности.
Предпосылкой создания данной категории проектов является необходимость определить эффективность применения федеральных законов судебными и исполнительными органами власти, необходимость защитить простых граждан, которые "тонут" в юридических и правовых хитросплетениях. Проект перерабатывает, обобщает и анализирует информацию и результаты по следующим темам:
-    установление лингвистических алогизмов, несоответствий и противоречий в действующих Федеральных законах;
-    анализ судебно-правовых документов {решений и постановлений), полученных посредством инициирования судебных исков, а также при непосредственном участии в судебных заседаниях, на предмет их соответствия действующим процессуальным кодексам;
-    сбор и анализ материалов, полученных посредством опросов участников судебных процессов, свидетелей и пострадавших от судебного произвола;
-    оформление экспертных заключений, полученных по итогам проведения общественной правовой экспертизы Федеральных законов, на предмет их эффективности и пригодности для Союзного гражданского общества;
-    установление фактов, подтверждающих рост теневизации юриспруденции; криминализации властных государственных структур; неэффективность работы конкретных чиновников.
4. Социально-экономические аспекты деятельности.
Предпосылкой создания данной категории проектов является финансовая дискриминация граждан России, вызванная неэффективностью действующего трудового и налогового законодательств, безответственностью государства при контроле за деятельностью финансово-кредитных организаций, в том числе Центрального банка РФ и Сбербанка РФ, и неспособностью реально властвующих финансово-экономических, силовых и общественно-политических групп сконцентрироваться на крупных и широкомасштабных государственных проектах.
Проект обобщает и анализирует информацию и результаты по темам:
-    государство и социальная справедливость;
-    ответственность государства и чиновников за внутренние долги государства перед его гражданами;
-    общественная экспертиза рисков;
-    формирование союзного рынка труда и нелегальная миграция рабочей силы;
-    принципы формирования структуры заработной платы и доходов граждан;
-    местное самоуправление, общественное управление, общественные ресурсы, общественные финансы;
-    рынок социальных услуг неправительственных организаций.
СПОР предусматривает использование общественно-политических экспертных заключений в качестве научных обоснований, которые будут учитываться при принятии общественно значимых решений на всех уровнях государственной и местной власти. Предлагаемый подход создает условия для формирования в Союзном государстве экспертного гражданского сообщества, для расширения сферы деятельности общественных и неправительственных организаций, Уполномоченных по правам человека в регионах. В рамках Программы деятельность всех вышеперечисленных структур и организаций становится осмысленной и целенаправленной, что повышает ее эффективность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь основных понятий СПОР
<1 > Здравый смысл (здоровые, гармоничные мысли) - соответствует понятию "целомудрие" (целостное сознание) и является полярным по отношению к понятию "шизофрения" (расщепленное сознание). Некоторыми трактуется как рациональное мышление. Другие понимают его как интеллектуально-нравственную солидарность всего человечества или как интеллектуально-нравственную основу и связующее звено триады: восприятие - решение - действие.
СПОР трактует здравый смысл как способность интуитивно моделировать и создавать пространство из огромного потока информации и рационально-интуитивно устанавливать пропорции между жизнеобразующи-ми естественными противоположностями (бинарами), или диалектическими парами. Используется как аналог "золотого сечения" в геометрии, которое позволяет индивиду удержать диалектический баланс, обеспечивающий устойчивое и безопасное развитие человека.
<2> Строительство - рассматривается как создание внешней формы и внутренней структуры объекта.
<3> Развитие-действие по изменению качества содержания формы и ее внутренней структуры.
<4> Проект - центральное связующее звено между идеей-теорией и результатом-практикой, определяющее условия, правила и алгоритм реализации идеи, которая обеспечивается посредством коллективно-распределительной проектной деятельности и общественно-полити-чекими легитимными практиками.
<5> Союзность - естественно-природный принцип системы взаимоотношений между природными живыми и неживыми системами на всех уровнях бытия; это отношения, при которых союзники осознанно и добровольно принимают взаимные обязательства ради достижения тех целей, которые они разделяют. Принцип союзности проявляется в реальности как осознанная необходимость:

-    природа - как союз между живой и неживой природой;
-    человек - как высшее проявление живой природы, находящееся в
союзе с другой живой и неживой природой;
-    семья - как союз между мужчиной и женщиной;
-    нация - как союз между семьями и родами;
-    государство - как союз между нациями и народами;
-    человечество - как союз между государствами.
Союзность устанавливает границы и вектор развития взаимоотношений, определяет место и роль, права и обязанности, полномочия и ответственность каждого союзника.
<6> Славянство - система и принцип союзных отношений славянотюркских племен, исторически сложившихся в период становления Руси как Русского государства, объединившего отдельные удельные княжества на условии "жить одной судьбой". Славянство - это российская союзность, это "интеграция без поглощения", это русский ковчег, приютивший малочисленные народы России.
В основе принципа лежит презумпция здравого смысла и приоритет общих естественно-природных интересов над частными или созданными в искусственной среде обитания человека. Славянство предусматривает наличие гаранта в союзнических отношениях. В условиях формирования Союзного многонационального государства таким гарантом может выступить только самая многочисленная государство-образующая, титульная нация, которая берет на себя ответственность за судьбу государства и выступает гарантом интересов всех малочисленных народов в вопросах защиты от внешней агрессии и в решении внутрисоюзных межэтнических конфликтов.
Славянство подразумевает централизованное управление государством (высший уровень власти, обеспечивающий ее вертикаль) в сочетании с широким участием народа в управлении государством посредством местного самоуправления - Общины (нижний уровень государственной власти, обеспечивающий ее горизонталь) и принципа Соборности.

<7> Соборность (совместность, коллективность) - естественно-природная система внутригосударственного устройства и принцип управления этим государством, когда национальная элита и народ вместе и когда они "общими силами решают важные дела".
Соборность означает участие всех слоев общества в управлении делами государства посредством делегирования своих полномочий лучшим представителям Общины - органа местного самоуправления и нижнего уровня государственной власти. Делегирование полномочий исходит не только от территорий-общин, но и от наций и сословий их населяющих. Таким образом, нижним уровнем государственного управления в России призваны стать этнические и многонациональные общины, проживающие на конкретной территории без разделения их на республики и области (территориально-общинный принцип).

Союзность как принцип не осознается и не формулиуется в явном виде ни в политической теории, ни в практике. Его суррогатом выступает принцип интернационализма (международной или классовой солидарности), который не раскрывает сути взаимоотношений, что позволяет любому исследователю или политику наполнять его разным содержанием.

В свою очередь, принцип "славянства" как российской союзности подменяется принципом "федерализма", который на практике означает национально-географический принцип административного деления России - федеральный центр и регионы. При этом регионы имеют, в соответствии с Конституцией, разные статусы: от национальных республик (Татарстан - татарское государство) и до областей и районов с географическими названиями (Московская область).

Таким же образом принцип "соборности" (российского коллективизма) замещен принципом "демократии", который западными идеологами рассматривается как якобы полярный по отношению к принципу "элитаризма" (власть элиты) и который на практике содержит в себе конфликт между нижним и верхним уровнями власти, конфликт между элитой и народом.

Демократия проявляется в виде выборов, где народ голосует не за лучшего представителя общины или нации, а по партийному списку, который составили сторонники одной из существующих идеологий. И даже выборы по одномандатным округам осуществляются при поддержке кандидатов финансово-промышленными, как правило, корпоративно-аффилированными "семейными" группами.
В силу этого на принципах демократии нереально создать такую политическую партию, которая могла бы выражать интересы всего народа и всех наций. Соборность - это союзно-славянский объединяющий принцип "и-и", подмененный западным разделяющим принципом "или-или", это синтез навязываемой нам якобы альтернативности властей - или на народную (демократическую), или на элитарную (олигархическую).

Соборность - это пропорционально выверенная степень участия во власти и элиты, и народа; при этом для каждого из них определены свои функции. Принципы "союзности, славянства, соборности" подразумевают подписание многостороннего Договора между коренными народами России, на базе которого, уже потом, будут подписаны Соглашения между Федеральным центром и регионами - административными территориями.
Таким образом, в России целесообразно использовать принцип Соборности в сочетании с принципами Союзности и Славянства, отодвинув на второй план принципы "измологической" идеологии типа интернационализма, федерализма и демократизма.

<8> Гражданин (социально-психологический портрет патриота)
Гражданин - это житель страны, уверенный в том, что он всего достиг благодаря своей семье, нации и государству. Является диалектической парой понятию "интеркарьерист". Он активно и постоянно участвует в общественно-политической жизни государства независимо от его социально-экономического и общественно-политического статуса. Это, чаще всего, консерватор и национал-патриот, который любит и предпочитает, как правило, свое отечественное и вместе с тем с уважением относится к иностранному. Он никогда не уедет из России и не стремится держать свои сбережения в иностранном банке. Он считает, что государство должно быть сильным, управлять основными социально-экономическими процессами в стране и гарантировать гражданам права и свободы в области государственной и личной безопасности, здравоохранения, образования, трудоустройства и пенсионного обеспечения. Он верит в собственный путь развития России с опорой на собственные силы и не верит в успех предложенных Западом и либералами "вторичных (догоняющих, копирующих, повторяющих) моделей развития". При этом выявляются три типа гражданина:
-    первый тип "активист" - это человек, который стремится вступить в политическую партию или общественную организацию; всегда имеет свое личное мнение по большинству обсуждаемых вопросов; избирает и стремится быть избранным в коллегиальный орган управления; умеет публично выступать по волнующим общественность темам. Это человек инициативы, любящий свою Родину. Он может точно и быстро определить "кто свой, а кто чужой";
-    второй тип "участник" - это человек, который не любит вступать и выступать, но при этом всегда готов лично участвовать в любых общественно полезных мероприятиях (митинги, демонстрации, протесты); готов делать взносы на проведение этих мероприятий или ставить свою подпись под обращениями;
-    третий тип "наблюдатель" - это человек, который готов присутствовать при происходящих событиях, но ни во что не вмешиваться, а следить за событиями, используя СМИ (прессу и телевидение); при этом он добросовестный налогоплательщик и "тихий" патриот.
<9> Интеркарьерист (социально-психологический портрет)

Интеркарьерист - это житель страны, уверенный в том, что он всего достиг благодаря только своим личным качествам, способностям и труду; поэтому каких-либо обязательств перед страной не несет. Является диалектической парой понятию "гражданин-патриот". Он активно и постоянно участвует в общественно-политической, а главное, в экономической жизни страны, но степень этого участия зависит от его личного социально-экономического и общественно-политического статуса. Он считает, что государство не должно вмешиваться в управление экономикой и управлять социально-политическими процессами в стране, государство только должно обеспечивать внешнюю безопасность в размерах, определенных бюджетом страны, гарантировать гражданам их политические и гражданские права и свободы, а главное - личную безопасность. Это, как правило, радикальный либерал-интернационалист, презирающий национал-патриотов. Он любит все иностранное и с недоверием относится ко всему "совковому-советскому".

В разные времена их называли по-разному: масоны, интернационалисты, космополиты, агенты влияния, пятая колонна, граждане мира, диссиденты, тайные защитники свободы, правозащитники, глобалисты-западники, но суть всегда остается одна - они делают свою интеркарьеру. Для них важнее всего их собственный международный имидж и личные заслуги перед Западом, которые необходимы как плата за входной билет в мировую элиту, чтобы быть зачисленными в "Список золотого миллиарда" {управленцев мировыми процессами).

Они стремятся получить двойное гражданство, открыть личные счета в западных банках, приобрести недвижимость за границей и т. д. Внешне они стараются соответствовать западным стандартам как по одежде, так и по манере поведения, а внутренне - это люди, обделенные "генами совести, благодарности и сострадания". Они не уважают свою Родину, относятся к ней потребительски. Эти людей стремятся отдать внешние долги своим партнерам по интеркарьере на Западе, но при этом ничтоже сумняшеся объявляют дефолт собственному народу. Они публично хвалят все иностранное, но пренебрежительно относятся ко всему отечественному. Они считают Запад цивилизованным и культурным, а своих соотечественников - "совками", маргиналами, ленивыми, бездуховными, обреченными людьми. Они мечтают жить за границей, но при этом понимают, что только в России можно быстро заработать большие деньги.

Они признают приоритет Запада и западных ценностей перед Россией и русско-российскими ценностями. Они согласны с тем, что Россией должны управлять иностранцы через своих доверенных лиц - интеркарьеристов-менеджеров и практически ведут дело к тому, чтобы реализовать тезис "Россия - без русских".


Библиография
<1>.Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.: Прогресс, 1994. - 912 с.
<2>.Советский энциклопедический словарь, третье изд. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С 56 с.
<3>. Энциклопедический словарь-ежегодник - приложение к журналу "Безопасность Евразии". - М.: Книга и бизнес, 2003. - 540 с.
<4>. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Статья 16, пункт 3.
<5>, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Статья 38, пункт 1.
<6>. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации. Документы и комментарии. - М.: Аванти. Издательство и типография. 2003. - 48 с.
<7>. Перспективы интеграции на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Минск, 21-22 декабря 2000 г.). - Мн.: 2001.- 776 с.
<8>. Миронов О.О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. - М.: Юриспруденция. 2002.- 416 с.
<9>. Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. -- М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.
<10> Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М.: Academia, 1999. - 358 с.
<11> Яновский Р.Г. Социальная динамика гуманитарных перемен: Социология шанса для России на достойную и безопасную жизнь ее народов. - М.: Книга и бизнес, 2001. - 424 с.
<12> Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. - М.: Республика, 2002. - 367 с.
<13> Кузнецов В.Н. Геокультура: Основы геокультурной динамики безопасности в мире XXI; Культура-Сеть {ИСПИ РАН: Серия "За Нашу и Вашу безопасность". - Приложение к журналу "Безопасность Евразии"). - М.: "Книга и бизнес", 2003. - 623 с.
<14> Иванов В.Н. Научная политическая социология. - М.: Мысль, 2000. - 293 с.
<15> Иванченко А.А. Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека. - М.: Мир книги, 2002. - 440 с.

<16> Орлов А.С, Георгиев В.А. Основы курса истории России: Учебное пособие. - М.: Простор, 1997. - С.132.
<17> Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-Азиатский вектор. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 406 с.
<18> Заславская Т.И. Актуальные проблемы исследования социальных механизмов трансформационных процессов. - Журнал "Безопасность Евразии", 2003, N 1.
<19> Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. - 392 с.
<20> Качалов В.В., Чепуров В.М. Союз Белоруссии и России: желательное и возможное. - М.: ИСПИ РАН, 2001. - 123 с.
<21> Место и роль общественности в строительстве Союзного государства. - М.: СОЮЗ-ИНФО, 2002. - С.ЗЗ.
<22> Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства. - М.: СОЮЗ-ИНФО, 2003, - С.195.
<23> Россия Федеративная: проблемы и перспективы. - М.; ИСПИ РАН, 2001, -360 с.
<24> Программа Политической партии "Российская партия мира". - М., 2001. -47 с.
<25> Программа и Устав Политической партии "Аграрная партия России". - М., 2002. - 56 с.
<26> Программа и Устав Либерально-демократической партии России. - М., 2002. - 64 с.
<27> Программа политической партии "(Коммунистическая партия Российской Федерации". - М.: ИТРК, 2002. - 48 с.
<28> Программа и Устав политической партии "Народно-патриотическая партия России". - Краснодар.: Мир Кубани, 2002. - 56 с.
<29> Программа и Устав концептуальной партии "Единение" (КПЕ). - М.: Мера за меру, 2002. - 68 с.
<30> Программа и Устав Российской объединенной промышленной партии. (Промпартия). Документы и материалы. - М., 2003. - 88 с.
<31> Устав политической партии "Партия Возрождения России"
(ПВР).-М.,2003.- 32 с.
<32> Интернет-информация и материалы научно-практических конференций.

Аксенов В.А., к.э.н., сопредседатель НП "Национальный союз общественных экспертов"
Простов А.Ф., к.полит.н., главный редактор журнала "Социальная экспертиза"

Viperson

Док. 640831
Перв. публик.: 07.07.11
Последн. ред.: 03.12.14
Число обращений: 0

  • Аксенов Владимир Александрович
  • Михалков Сергей Владимирович
  • Простов Александр Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``