В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юргенс-ноленс Назад
Юргенс-ноленс
03 августа 10:32

Сергей Черняховский

доктор политических наук

Интересы большинства выше "диктатуры процедур".
    



фото: © РИА "Новости"/Валерий Мельников

Вслед за пафосно-апологетической статьёй, предрекающей России неизбежную катастрофу в случае нового избрания на пост президента Владимира Путина, Игорь Юргенс повторил свои основные тезисы в интервью "Эху Москвы".

Правда, интервью это было в иной тональности. Если в статье он (вместе со своим вполне одиозным соавтором) едва ли не обличал, едва не грозил страшными последствиями в случае отказа следовать его рекомендациям, то в интервью чуть ли не оправдывался, утверждая, что ничего дурного в виду не имел. И если в статье твёрдо заявлял, что самое страшное, что может случиться с Россией - это возвращение Путина, то в интервью уже говорил, что Путин - в общем-то хороший. И нужно дать ему не просто почётную должность в будущем, но и наделить некими блокирующими функциями:

"Он как председатель парламента, который конституционно может заблокировать любое неправильное для страны решение, возглавляя партию большинства. Как человек, безусловно, прошедший большой путь... И такие случаи в Итальянской республике и других бывали. Вот возврата на пост президента не бывало нигде в цивилизованной стране".

Первое: если, по мнению Юргенса Путин, это "невозможность модернизации", то зачем ему вручать блокирующие ключи при проведении курса, который Юргенс считает модернизационным. А если ему можно доверять такие ключи, то есть он вовсе не враг модернизации, то почему ему и не возглавить этот процесс?

Второе: это какой же курс, проводимый президентом или правительством, может заблокировать наш парламент? Хотя в принципе некая подобная конструкция, пожалуй, возможна - при определённых условиях и обстоятельствах.

Третье: по поводу того, что нигде в мире не было возврата бывшего президента на тот же пост. Во всяком случае, как уточнил Юргенс (после опровержения ведущего), в странах, где ему хотелось бы жить. Значимое, надо заметить, уточнение. Ибо там, где хотелось бы жить Юргенсу, вполне возможно, не хотелось бы жить кому-то другому - например, большинству населения страны.

Строго говоря, речь скорее идёт о возвращении на пост, по факту являющийся первым в стране. Не всегда это пост президента. Но если так, Юргенс в сфере истории и политологии - просто человек малограмотный. Уинстон Черчилль, оставивший в 1945 году по итогам выборов пост премьер-министра (реально - первый пост в Англии), вновь вернулся на него в 1951 году и занимал до 1955 года. Точно так же Шарль де Голль, оставив в 1946 году пост премьера, главный тогда во Франции, в 1958 году вновь вернулся на первый пост - сначала в качестве того же премьера, а затем (после принятия новой конституции) - президента.

То есть, похоже, Юргенс вообще слабо понимает моменты и события мировой истории. Точно так же, как он умудрился отнести к 1911 году... премьерство Витте в России. А затем объявил 1611-й и 1711-й чем-то вроде годов, имеющих отношение к российскому реформаторству. По его мысли, ополчение Минина и Пожарского родилось из реформаторских идей Патриарха Гермогена, а поражение Петра Великого в Прутском походе - отправная точка петровских реформ.

Но дело, в общем-то, и не в этом. Последние новации Юргенса - лишь показатель интеллектуальной несостоятельности его группы.

Юргенс неугомонен. Он перечисляет тех, кто, по его мнению, может войти в состав "фронта-антифронта", называет те группы, которые, по его мнению, могут быть заинтересованы в возврате к политике рыночного фундаментализма и "олигархической демократии".

Проблема (для Юргенса и Ко) лишь в том, что этого хочет меньшинство общества. Большинство желает прямо противоположного. К примеру, выбирая между экономическими системами, 51% граждан предпочитает систему, "которая основана на государственном планировании и распределении", 31% - "ту, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения".

Юргенс говорит: если вы хотите воплощения провозглашённого мною - мобилизуйтесь и организуйтесь.

Но тогда и те, кто хочет иного, должны понять, что и они должны мобилизоваться и организоваться.

И если остановить возможный реванш рыночного фундаментализма может лишь Путин, то именно для этой откровенно пропутинской части общества нужна активность. Препятствующая элитно-рыночной реакции, вынуждающая эту элиту понять, что ей не доверят решать за всю страну.

Ну а внешние силы, пытающиеся сегодня добиться от Путина отказа от выдвижения, должны чётко уразуметь: большинство общества готово отбить наступление реакции, дипломатично объявляющей себя "партией прогресса", и способно заставить как здешние, так и зарубежные элиты считаться со своим мнением.

В дополнение к Общероссийскому народному фронту необходимо организовать общественную, демократическую инициативу поддержки данной кандидатуры, на сегодня выражающей ожидания большей части общества.

Первым шагом могло бы стать создание инициативного общественного комитета за это выдвижение. В него должны войти те или иные общественные деятели, учёные, представители высшей школы, медицины, производства, журналисты, которые, с одной стороны, не связаны с властью, с другой - не имеют отношения к руководству "Единой России". Например, Виталий Третьяков, Владимир Долгих, Леонид Рошаль, возможно - Жорес Алфёров, Анатолий Карпов и подобные им люди. Не молчаливые бюрократические генералы, а известные люди с активной политической позицией. Готовые встать на защиту страны от опасности возврата в 1990-е годы. Понимающие, что реальная модернизация - это не "Правое дело" в парламенте, не "парнасовцы" на телеэкранах и не буйство невменяемых правозащитников на площадях, а, как сказал один журналист, - НИОКР для нужд обороны и производства. Деньги и технологии - для промышленности, деньги и технологии - для медицины, деньги и всё необходимое - для образования. И не "десталинизация", а "дегорбачёвизация и девласовизация".

Выдвижение Путина должно осуществляться не бюрократией, а обществом, опираться не на административный ресурс, а на демократическую поддержку самых широких слоёв общества.

Потому что демократия - это вовсе не "диктатура процедур", как думает Юргенс. Это "правительство народа, руками самого народа в интересах своего народа", как говорил Авраам Линкольн. То есть - "диктатура интересов большинства".

http://file-rf.ru/context/423

viperson.ru

Док. 641471
Опублик.: 04.08.11
Число обращений: 0

  • Алферов Жорес Иванович
  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Третьяков Виталий Товиевич
  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``