В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Лайдинен: Леонид Криворучкин: `Мы делаем все возможное для скорейшей полной реабилитации пациентов` Назад
Наталья Лайдинен: Леонид Криворучкин: `Мы делаем все возможное для скорейшей полной реабилитации пациентов`

Наталья Лайдинен: Леонид Криворучкин: `Мы делаем все возможное для скорейшей полной реабилитации пациентов`О деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации обычным гражданам зачастую известно не слишком много. Еще меньше московским читателям известно о примерах успешной работы отделений Фонда в регионах. Между тем, в активе региональных отделений ФСС масса случаев оказания эффективной помощи населению в самых сложных случаях.

В структуре Омского отделения Фонда 11 отделов, 2 группы и 9 филиалов (7 - районных, 2 - городских), где трудится 356 человек. Количество зарегистрированных страхователей в Омской области - более 45,4 тысяч, численность работающих в регионе (застрахованных) граждан - более 701, 8 тысяч.

Омское отделение Фонда уделяет большее внимание вопросам реабилитации пострадавших на производстве. Активная работа в этом направлении началась с 2004 года, и ее доля в общих расходах отделения Фонда выросла с 19,1 до 27,8 %. Это произошло за счет перераспределения средств внутри бюджета Фонда без увеличения общего объема расходов, что позволило не только не увеличивать страховые тарифы, но даже несколько их снизить.

При качественной и всесторонней реабилитации пострадавший получает возможность вернуться на производство и адаптироваться в социальной среде; страхователь сохраняет работника, не неся при этом никаких затрат на его дополнительную подготовку; страховщик, вложив средства вначале, в дальнейшем экономит их за счет снижения ежемесячных выплат; государство имеет трудоспособного, в крайнем случае - включенного в социальную среду гражданина.

ЦР "Омский", куда отделение ФСС отправляет на реабилитацию пострадавших на производстве, оснащен новейшим медицинским оборудованием, на его территории создана инфраструктура для самых тяжелых спинальных и колясочных больных, реабилитация проходит в комфортных условиях, где к услугам пациентов - внимательный персонал, широкий выбор возможностей лечения и оздоровления, тренажерные залы, бассейны, различные виды терапии профессиональных заболеваний. У реабилитационного центра отличная научная база, в его отделениях часто проходят научно-исследовательские семинары и конференции.

В активе регионального отделения и центра - сотни человеческих историй выздоровления, медицинской и психологической поддержки пациентов, многочисленные примеры успешной реабилитации. Однако, в работе возникают и проблемы, решить которые, подчас, можно только на федеральном уровне.

Об организации процесса взаимодействия регионального отделения ФСС и реабилитационного центра "Омский" мы побеседовали с Леонидом Анатольевичем Криворучкиным, начальником отдела профессиональных рисков Омского отделения Фонда.

- Леонид Анатольевич, расскажите, пожалуйста, об истории работы Омского регионального отделения ФСС в области лечения и реабилитации пострадавших на производстве.

- Омской области в некотором смысле повезло: в 2003 году она попала в федеральный пилотный проект. Нам разрешили платить лечебным заведениям напрямую, то есть, пострадавший попадал в больницу, а мы напрямую оплачивали расходы. Потом эта процедура, после внесения изменений в законодательство, была закреплена, и мы развиваемся в этом направлении, используя накопленный опыт.

Наша цель - добиваться того, чтобы пациент как можно скорее полностью восстановился и приступил к работе, а не получал страховые выплаты. Поэтому сразу после больницы мы направляем его в реабилитационный центр с установкой на полное выздоровление и возвращение к труду. Конечно, эта благая цель тяжела в достижении - много тяжелых производственных травм. Но мы заинтересованы именно в возвращении человека к нормальной жизни, к труду.

- Существуют ли недоработки в федеральном законодательстве, препятствующие максимально эффективному осуществлению Вашей работы?

- Во всем мире страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний существует десятилетиями, а у нас всего-то 11 лет. Для "обкатки" настолько серьезного закона в социальной сфере - это недолгий срок.
К сожалению, в связи с бюрократическими процедурами, которые требуют изменений на федеральном уровне, у нас не получается оказать помощь всем пострадавшим на производстве, но такова ситуация по стране в целом. Информацию о пострадавших мы получаем в основном из больниц - бывают случаи, что работодатели ее скрывают. В этом году у нас произошло около 50 производственных травм, 36 человек мы отправили на реабилитацию в "Омский". Для того чтобы добиться 100%-ого охвата пострадавших последующей реабилитацией в центре, необходимо внести изменения в федеральное законодательство, особенно в постановление N73 о расследовании несчастных случаев на производстве, которое устарело.

Обязательно надо менять схему оценки тяжести травм: например, мы не можем отправлять на реабилитацию больных, у которых переломы трубчатых костей. Люди находятся на больничном полгода, год, а травма не считается тяжелой. При этом небольшое сотрясение мозга - тяжелая травма. Это неправильно. Мы считаем, что нужно реабилитировать людей со всеми травмами. Конечно, это прибавит работы, но результат-то получится совершенно другой: мы будем отправлять человека не на инвалидность, а на работу.

На мой взгляд, процедура должна быть простая: человек получил травму, его должны везти в больницу, а затем сразу в центр реабилитации. В больнице делают операцию, а в центре реабилитации проходит полный курс лечения и восстановления. Однако есть проблемы, которые мешают данной процедуре, например, пока не проведено расследование - никто не даст гарантии об оплате за оказанные услуги, а расследование может длится достаточно долго.

Нормативная база должна совершенствоваться, на сегодняшний день есть проблемы, которые мы не можем решить. Иногда люди попадают в ситуацию, когда работодатель не может оперативно расследовать причины травмы, поскольку все аварии, например, расследуются отдельно, что не дает возможности осуществить полный курс лечения и реабилитации.

- Как Вы оцениваете лечебную базу в реабилитационном центре "Омский"?

- Нам очень повезло, что реабилитационный центр "Омский" находится в центре города, это облегчает взаимодействие. В "Омском" приобрели спецтранспорт, чтобы он привозил человека из больницы прямо в центр.

Наш ЦР, по моему мнению, один из лучших реабилитационных центров в стране, особенно - с точки зрения лечения спинальных больных: для них оборудованы специальные комнаты, лечебные мощности. Мы полагаем, что нужно увеличить число комнат для таких больных в ближайшем будущем. Спинальные больные обычно приезжают на 42 дня с сопровождающим, у них есть все условия для полноценной жизни и лечения. "Омский" готов принимать людей даже с самыми тяжелыми травмами. В развитие инфраструктуры центра вкладываются огромные деньги. Человек проходит не только медицинскую, но и социальную реабилитацию.

Каждый год у нас растут расходы на раннюю реабилитацию потому, что мы применяем высокотехнологичную медицинскую помощь. Пример: у нас был случай, когда поступил человек с ожогами 90% поверхности тела. Мы потратили на его лечение миллион триста тысяч, он выжил. Скорее всего, он не выйдет на работу, но его жизнь - наше достижение!

- Как вы выстраивали сотрудничество с реабилитационным центром? Легко ли шел диалог?

- Поначалу не без проблем, но сегодня мы урегулировали почти все спорные вопросы взаимодействия. Схема взаимодействия выглядит так: сотрудник центра реабилитации, вооруженный предоставленным нами списком пострадавших едет в больницу, лично анализирует состояние каждого. Как только в конкретном случае перевод в центр становится возможным, реабилитологи нам об этом сообщают, и мы выписываем направление, по которому на спецтранспорте "Омского" его перевозят в центр. Очень важно, чтобы был хороший контакт между нами по всей цепочке.

- Какие медицинские процедуры, применяемые в Омском, наиболее востребованы в процессе реабилитации?

- Врачи разрабатывают схему реабилитации для каждого пациента индивидуально. Индивидуален и курс реабилитации, от 21 дня до 42. К нам в центр едут со всей Сибири - таковы предоставляемые возможности. Очень эффективно, например, водное лечение: даже если не движутся ноги, человек может плавать, начинает ощущать конечности, у него эмоциональный подъем, это существенно ускоряет процесс реабилитации.

- Какие другие средства реабилитации, кроме непосредственно медицинских, применяет в работе Ваше региональное отделение?

- Дополнительным средством реабилитации у нас является приобретение автомобилей. Ни в одной другой структуре инвалидам автомобилей не выдают. Инвалиды у нас учатся, сдают на права, получают медсправки, мы приобретаем им автомобили. У инвалида появляется мобильность, возникают интересы, многое в жизни становится доступнее. Недавно к нам обратился инвалид с просьбой приобрести коляску для фехтования! И мы ему не отказали, пытаемся найти возможность для того, чтобы оказать ему помощь. Ассигнования на реабилитацию растут постоянно: в этом году свыше 20 млн рублей направлено на процесс возвращения людей в общество.

- Какие специфические особенности в работе Омского регионального отделения Вы бы отметили?

- Поскольку мы участвовали в федеральном пилотном проекте об оплате тяжелых несчастных случаев на производстве, у нас есть уникальные наработки, с нами консультируются коллеги из других регионов. Многое зависит от позиции руководителя. Александр Николаевич Лось, управляющий отделением, добивается того, чтобы мы не стояли на месте, требует непрерывности развития. Он мыслит глобально, считает, что наша задача - все время повышать свой профессиональный уровень. На отдел страхования профессиональных рисков сейчас возложили новые задачи: подготовка и анализ данных для установления страховых тарифов от несчастных случаев на производстве, участие представителей регионального отделения в заседаниях медико-социальной экспертизы и т.д.. Это непросто, но интересно: мы начинаем работать с инспекциями труда, с Министерством здравоохранения Омской области, с Министерством труда Омской области. На сегодняшний день Фонд социального страхования - единственный государственный орган в Омской области, обладающий полноценной статистикой. Мы, например, знаем все, что связано с травмами и выплатами, описывает их финансово, статистически. Сегодня в понимании и анализе ситуации сделан такой шаг широкий вперед, что мы начинаем проводить анализ по видам травм.

Например, в прошлом году сумма выплат упала до девятнадцати миллионов рублей. Это связано с тем, что во время кризиса были остановлены многие стройплощадки и травматизм резко пошел вниз. Самое опасное травмопроизводство - именно строительство. Мы и дальше планируем развивать анализ баз данных.

- С базами данным - хорошо, а с охраной труда получается не очень?

Охрана труда - больное место для работодателя, если конкретней, то охраной труда для предприятий занимаются по остаточному принципу - сначала прибыль, а потом все остальное, к сожалению эти факты имеют место.

- Существует ли различие между менталитетом реабилитируемых в России и на западе?

- Конечно! За рубежом пострадавший стремится как можно скорее выйти на работу, у нас - нет. Человеку в России просто невыгодно идти на работу. Например: сотрудник имеет зарплату 50 тыс. рублей. Он получает тяжелую травму позвоночника, при этом, при установлении 100% утраты трудоспособности, он будет ежемесячно получать компенсацию в размере зарплаты. Люди быстро привыкают к "халяве" - это национальный менталитет. Человек считает, что в Фонде ему все обязаны, он не готов и не хочет переучиваться, а между тем сегодня могут работать и слепые, и люди, у которых пострадали конечности. За границей - наоборот, человек не хочет быть в статусе инвалида с ограниченными возможностями, он готов реабилитироваться и переучиваться. Вопрос профессиональной реабилитации стоит весьма остро.
Мы обязательно должны уделять больше внимания ранней реабилитации, нет смысла из года в год реабилитировать хронически больного человека, тратить средства, когда это бесполезно: пусть лучше он получает повышенную пенсию! Можно создать в Фонде комиссию, с участием врачей, чтобы самим принимать решение о необходимости реабилитации на поздних сроках. Нужно изменить подход к реабилитации: направлять повторно не в санаторий, а в центр переобучения, мотивировать людей возвращаться к активной жизни. Есть ведь успешные зарубежные примеры такого рода.

- Можно ли говорить о том, что нынешний подход к реабилитации формирует в некотором роде класс социальных иждивенцев?

- Именно так и происходит. Простой пример: пострадавшая с переломом позвоночника добивается, чтобы мы ей поставили велотренажёр, на котором она заниматься не может. У меня вопрос - зачем это делать, для того, чтобы на тренажере занималась вся семья, кроме самой пострадавшей? Или зачем беговая дорожка инвалиду, который на коляске ездит? Это все факты из нашей работы, мы разбираемся по каждому.
Многие пострадавшие не хотят слышать разумные доводы, считают, что им все обязаны. Порой пострадавшие не согласны с тем, что им нужно проходить реабилитацию в Омске, в центре, где прекрасная лечебная база для реабилитации после травм, а не в санатории в Сочи. На мой взгляд, нужна комплексная федеральная стратегия по выработке новой философии работы с пострадавшими, чтобы они возвращались к активной жизни, а не стремились быть социальными иждивенцами.

Постфактум

От травмы позвоночника - к полному выздоровлению

26 летний слесарь по ремонту автомобилей Левнадский Александр Федорович получил тяжелую производственную травму 23 сентября 2010 года. Через полчаса после начала смены Левнадского ударило стойкой передвижного подъемника, в результате чего он получил компрессионный стабильный проникающий перелом L-3 позвоночника, 2 степени, ушиб груди слева. Последствия такой травмы могли быть самыми плачевными для молодого человека.

После поступления пострадавшего в лечебное учреждение ему сразу было разработано заключение о необходимости медицинской реабилитации, которое включало в себя оперативное лечение с применением металлоконструкций для остеосинтеза позвоночника, интенсивную терапию, анестезиологическую помощь, медикаментозную помощь, лабораторные и инструментальные методы обследования (рентгенография, МРТ позвоночника), ЛФК, массажа, мануальной терапии и другие современные и высокотехнологичные методы лечения и реабилитации пострадавшего. Завершилось лечение Левнадского А.Ф. в Центре реабилитации "Омский" медицинской реабилитацией в течении 42 дней.

Лечение Левнадского А.Ф. проводилось в течении 202 дней ,за это время на лечение пострадавшего было потрачено 385984,72 рубля, все расходы были оплачены Государственным учреждением - Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Результатом лечения и реабилитации Левнадского А.Ф. явилось полное выздоровление и возвращение на рабочее место.

211 дней до полной реабилитации

 

Падерин Олег Викторович 1968 года рождения, проживающий в г. Омске, работает в ООО Домостоительная корпорация "Стройбетон" слесарем-ремонтником.

22 марта 2010 года с ним произошел несчастный случай на производстве с травмой, отнесенной к категории "тяжёлая". Травма была получена при выполнении ремонта бетоновоза, расположенного в формовочном цехе.
    
При поступлении в МУЗ Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи N 1 ему был установлен диагноз: "Закрытый перелом правой бедренной кости. Закрытый внутрисуставный перелом наружной чашечки правой большеберцовой кости. Травматический шок 1 степени.

После поступления в учреждение здравоохранения ему было разработано заключение о необходимости медицинской реабилитации, пострадавшего от тяжелого несчастного случая на производстве, которое состояло из оперативного лечения, медикаментозного лечения, применения металлоизделий, изделий медицинского назначения, физиолечения и восстановительного лечения.

Из Фонда социального страхования за проведенную медицинскую реабилитацию в количестве 23 дней по акту выполненных медицинских услуг за нахождение в травматологическом отделении МУЗ "ГК БСМП N1" было оплачено 146 тысяч рублей.

Всего пострадавший находился на лечении 211 дней. За период лечения ему также были направлены средства на оплату больничного листа из Фонда социального страхования в сумме 106 тысяч рублей.

После окончания лечения Падерин О.В. вернулся на прежнее место работы.



viperson.ru

Док. 641645
Перв. публик.: 11.08.11
Последн. ред.: 22.08.11
Число обращений: 0

  • Лайдинен Наталья Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``