Пролог.
Еще несколько штрихов, и образ готов. Под профессиональным взглядом одного из лучших стилистов Москвы Руслана Татьянина всенародно любимая актриса Светлана Светличная изо дня в день расцветает в своем новом образе.
Светлана: Между прочим, это не парик, чтобы вы знали, это дело мастера боится. Из моих волосиков делается совершенно потрясающая головка. Я такой себя видела, наверное, лет 30 тому назад, когда у меня были длинные волосы.
Секс-символ 70-х, и в 21 веке она соответствует этому, лестному каждой женщине, званию. И может быть, даже немного больше, чем раньше: за последние годы на ее долю выпало немало бед – потеря мужа, а позже и сына, но она выстояла. А вернуться к жизни помогла случайная встреча с Русланом. Да-да! Именно он показал ей, что она может и должна быть красивой.
Глава 1. Детство перемен.
Афродиты. Как они появляются на нашей земле? Думаете, спускаются с Олимпов? Нет! Богини рождаются здесь. Яркий тому пример – актриса Светлана Светличная, на свет она появилась там, где много солнца, света и тепла, в армянском городе Ленинакан. Жаркий Восток, прохладная Прибалтика – ее детство было богато на всевозможные перемены: смена климата, друзей, школ. Семья надолго нигде не задерживалась, а следовала за отцом, Афанасием Михайловичем, от одного места его службы до другого.
Светлана: Семьи военных не сидят на месте, поэтому из Армении поехали туда-туда, мы были в Австрии, я пошла в первый класс в русской школе, там, за рубежом. Потом были в Венгрии, знала модерский даже язык, как мама говорила, сейчас я только знаю `эге шеге дре нем тудом`, вот это осталось…
KM TV: А как переводится?
Светлана: `Эге шеге дре`? `Нем тудом` – `не понимаю`, `эге шеге дре` – это какое-то приветствие, вот оно у меня запечатлелось в памяти. У наших родителей было трое детей, старший брат Валерий, через год и два месяца родилась я, а через 13 лет после меня родился младший. Валерий, Светлана и Олег, и самое удивительное, что Олег, младший брат, родился через 13 лет, но в один день со мной, 15 мая, мы майские с ним. Старшего брата уже нет, к сожалению, а мой младший брат пошел по стопам отца, он военный, сейчас он в отставке и живет в Пензе, занимается своим делом. В общем, семья обычная, но можно сказать, благодаря маме, творческая.
Марию Федоровну, маму Светланы, внешне сравнивали с Любовью Орловой, это было очень лестно, тем более что она всегда тянулась к сцене, участвовала в художественной самодеятельности, играла в спектаклях в Доме офицеров. Так что закулисье довольно рано вошло в жизнь маленькой Светы.
Светлана: На 9-ое Мая, на День Победы, мама сама, как автор, писала художественный монтаж, и она брала воинов, солдат, одевала их в накидки, автоматы вешала, вот у мамы была такая фантазия, и всегда поздравляли всех солдат, военных. А в основном, конечно, на меня подействовала моя жизнь в Прибалтике, я люблю Прибалтику, люблю Калининградскую область, люблю город, бывший Тильзит, который ныне Советск, вот там я оканчивала школу, там я проявляла себя, и там мне пророчили актерское будущее. Так вот оно и получилось.
Но если бы не мамина настойчивость, закомплексованная, во многом застенчивая, Света никогда не рискнула бы поступать во ВГИК.
Светлана: Наше поколение все же более застенчивое, более робкое. Может, потому что мама всегда, если я что-то не так делала, говорила: `Светлана, как тебе не стыдно?` И вот у меня это чувство — `как не стыдно` — оно сидело. И, несмотря на то, что Советск — город небольшой, да еще я была дочкой коменданта города, то есть мы были всегда на виду, все верили в то, что я буду актрисой. Но когда я получила аттестат зрелости, я испугалась… Это сейчас опасно отпускать детей самостоятельно в город… А тогда мы сами выезжали поступать в институт и выбирали города, выбирали профессию себе, и я поняла, что завтра или через пару дней я должна поехать самостоятельно в Москву, найти театральный вуз или кинематографический, я очень хотела сниматься в кино, и я испугалась. Я сказала: `Мама, а может быть, я еще год позанимаюсь, может быть, на следующий год поеду?` Она сказала: `Нет, дочь, ты поедешь в этом году, как будет, так и будет`.
И купила дочери билет до Москвы. Света ехать боялась, тем более что прежде она в столице никогда не была, но в поезде девушка увидела сон, в котором поймала прекрасного белого аиста. Света успокоилась и поняла — сон вещий.
Глава 2. Очаровательный воробушек.
И во снах, и наяву грезила актерством. Кстати, поступать юная Светличная ехала только во ВГИК, театр не прельщал девушку, ибо там, полагала она, нужно много трудиться. Кинематограф же был страстью, взрывом, а люди с экрана небожителями. И вот, на вступительных экзаменах все эти небожители были перед ней, сидели и оценивающе выжидали, что же выдаст им эта робкая, испуганная девчушка?
Светлана: Я на первый тур пришла. Лил проливной дождь, у меня было серенькое платьице, которое я очень любила, которое какая-то мастерица мне сшила, но я промокла вообще до нитки. И когда я вошла в аудиторию, у меня волосы торчали в разные стороны, платье было мокрое, и Михаил Ильич Ромм, профессор, у которого я училась, сказал: `Как она похожа на воробья в луже`. И вот эти слова, сказанные с добром, я считаю, меня вдохновили и дали уверенность, что я им нравлюсь.
И этот воробушек, почувствовав, что симпатичен членам жюри, распушил перышки, забыл свои страхи и выдал Горьковскую `Сказку об Италии` на ура.
Светлана: `…о матерях можно рассказывать бесконечно, уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо…`,— вот примерно так я в те свои 17 лет читала. Басни я не умела, поэтому взяла ворону, изображала ворону, изображала лисицу, все. И потом мне кто-то из членов жюри сказал: `Светочка, вы знаете, нам не надо изображать, а вы расскажите, как будто вы были очевидцем, вы видели`,— и это так было вовремя сказано, что я не изображала, а действительно рассказывала: `Вороне бог послал кусочек сыра`. Понимаете, сразу это идет совсем по-другому.
И Светличную приняли, теперь она была ученицей выдающегося Ромма, их курс был экспериментальным, вместе занимались будущие режиссеры и актеры. Сокурсниками Светличной стали Галина Польских, Андрон Кончаловский, Владимир Носик.
Светлана: Иногда не знали, куда идти дальше. Что значит `мастер`… Допустим, были дни, когда мы знали, что сегодня у нас будет общая мастерская, сегодня приходит наш Михаил Ильич Ромм, и мы будем все собраны вместе, будем слушать о том, что такое киномонтаж, и потом мы показывали свои работы. У Михаила Ильича было качество необыкновенное: он так подсказывал и так менял и помогал, чтобы двинуться дальше, тем, что он предлагал, и вам казалось, что это вы сами догадались.
Светлана быстро стала любимицей мэтра, к тому же первокурсница прекрасно проявила себя в хореографии. Всевозможные па она выделывала так, что весь институт ходил на нее посмотреть.
Светлана: Начинали мы с простых каких-то па и т. д., а потом Маргарита Арестовна, наш педагог по танцу, увидела во мне то, что я могу танцевать вальс Бостон, то есть мою женственность и т. д. Но еще она увидела, что мой танец — это испанский танец, и когда она мне сказала: `Светлана, ты будешь танцевать и защищать диплом испанским танцем`,— я ответила: `Да вы что, Маргарита Арэстовна, я не смогу никогда, я даже не знаю`,— и вы знаете, благодаря ей я знаю и люблю музыку и Испанию, Барселону, я там была, и у меня возникло такое чувство, что я в прежней жизни, может быть, и жила там.
Испанской страсти Светланы было суждено проявиться не только в танце, но и в сумасшедшей юношеской любви.
Глава 3. Любовь.
Избранником юной Светличной стал Владимир Ивашов, его как раз перевели на курс, где училась Светлана. Ивашов уже был знаменит, вышла картина `Баллада о солдате`, где он исполнил главную роль Алеши Скворцова.
Кадр из фильма `Баллада о солдате`: `Скворцов, к генералу! Вот он, товарищ генерал`.
После выхода картины на экран, Ивашов стал первым парнем в союзе, Света даже не надеялась, что сможет обратить на себя внимание столь популярного сокурсника.
Светлана: Я, приехавшая из Советска, очень отличалась, на мне не было никакой косметики никогда, и я вообще не знала, как ею пользоваться и т. д. А москвичи уже приходили в макияже, и я думала: `Боже мой, какие они красивые, куда мне?` И Володя с Жанной осели у нас, и так получилось, что, наверное, героиней на курсе с моей внешностью была я основной, и во всех отрывках всех режиссеров — и Кончаловского, и Смирнова — попадала я, и была целая композиция `Казаки`, где героем был Володя Ивашов. И там были и поцелуи по роли во время репетиций, там мы были вместе очень много, репетировали допоздна. Я-то влюбилась сразу, но я не верила, что Володя может обратить на меня внимание.
Ивашов же, в свою очередь, тоже страдал, не зная, как подступиться к очаровавшей его девушке.
Светлана: Я не надеялась, но когда Володя в один из дней во время репетиции поцеловал меня, и я поняла, что это поцелуй не репетиционный, я поверила, и еще через пару, может быть, чуть больше, он мне сказал такую фразу: `Светка, мне кажется, я тебя люблю`,— и такие губки… И тут все, конечно, понеслась я. И телеграммы, и телефонный звонок: `Я выхожу замуж!` — За кого, когда, чего?` То есть я уже решила, что завтра выхожу замуж. Ну, и вот так получилось, что действительно… И родителям я сказала, смотрите `Балладу о солдате`, скоро будет идти эта картина.
Свадьбу сыграли через полгода, зимой, а через год у молодой пары родился сын Алеша, названный в честь главного героя `Баллады о солдате`. Говорят, любовь живет три года, а потом наступает первый серьезный кризис: взаимная ревность, непонимание, обиды. Подобная ситуация наступила и в союзе Светличная-Ивашов. Был момент, когда их брак висел на волоске, ходили всевозможные слухи о романах Светличной, Ивашов терпел.
Светлана: Может быть, и была ревность, но он умел ее скрывать, потому что поводы были, я давала поводы. Мне приписывают какие-то романы. У меня был один поцелуй с Мироновым Андрюхой, когда мы в `Бриллиантовой руке` снимались. После застолья мы пошли плавать, и когда я чуть там не утонула, Андрей мне помог выйти из моря, я его поцеловала, может быть, он меня еще поцеловал, но это не значит, что с этого момента начался роман. Вот мы отснялись, через пару дней я уехала, и больше мы не встречались, мы только на дубляже встретились опять с Андреем Мироновым, а мне уже говорят: `А правда, а правда?` Кто-то где-то даже написал, что `больше всех Андрей любил Светлану Светличную`. Конечно, лестно, но это неправда.
Сегодня Светлана Афанасьевна признается, что, если бы не Володя, их брак не продлился бы так долго, более 30-ти лет. Это только его заслуга.
Глава 4. Кино.
Но в отличие от семейной, творческая жизнь актерской пары складывалась успешно. В 1961 году Светличная получила главную роль в фильме режиссера Татьяны Лиозновой `Им покоряется небо`, о первом реактивном самолете.
Светлана: Где Рыбников, Евстигнеев, Жаков Олег. Представляете, маститые какие? И я.
KM TV: А терялись в таком окружении?
Светлана: Нет, я не терялась благодаря Татьяне Михайловне Лиозновой. Вы знаете, у нее способность. Во-первых, она сама актриса потрясающая, но еще она мудрая очень была, есть и будет. Она понимала, что эта девочка может нервничать, она так все обставляла, что мне казалось, что все, что я делаю, я делаю так, как она хочет. Там есть сцена, когда моя Нина Колчина приходит к главному конструктору этого самолета, главного конструктора играл Женя Евстигнеев, и я до сих пор поражаюсь, как точно сыграла это, в общем-то, девочка, что мне было – 23 года, наверное… Нет, 21! И когда случилась беда настоящая, когда я потеряла сына, я поняла, что беда молчалива… В ней очень мало жестов, в ней мало голоса, мало всего, там была сцена, когда она возвращалась домой, это я придумала, Татьяна Михайловна хотела иначе, я говорю: `Татьяна Михайловна, а мне кажется, что вот она когда шла-шла-шла, калитка дома, и вот тут она поняла, что нет уже мужа, что она сейчас войдет в пустой дом…` Знаете, как предметы действуют потом, когда теряешь человека? И она отходит, отходит, она не может войти, моя Нина Колчина, садится на лавочку, и такая вся согбенная вдруг слышит звук мотоцикла, а Колчин всегда на мотоцикле на работу и с работы, и тут она не выдержала и зарыдала.
После кинокритики напишут: `Роль Нади Колчиной программная в творчестве актрисы. Дальше были не менее интересные работы, на съемках популярной комедии Эдмонда Кеосаяна `Стряпуха` Светличная познакомилась с Высоцким.
Светлана: И я должна сказать, что Эдик Кеосаян умница, что он взял Володю Высоцкого, когда у него ничего не клеилось, мне кажется, у него даже не было денег на хлеб, соль и воду. Но мы же в хуторе жили, поэтому жили в одном доме, Володя Высоцкий — в другом. Он приходил к нам, мы все умели готовить и Люся Марченко там была, и я, Жора Юматов выписал в совхозе цыплят, у нас был курятник, были абрикосы, мы варили компоты, там было очень вкусное вино `Изабелла Лидия`. Конечно, мы там роскошно жили, и Володя к нам приходил и питался, пел свои новые произведения.
Самой большой успех актрисы пришелся на комедию Гайдая `Бриллиантовая рука`. Светличная вошла в историю советского кино в качестве первой актрисы, показавшей стриптиз.
Светлана: Настолько яркая эта аферистка получилась, и даже скажу больше, вот уберите ее, `Бриллиантовая рука` потеряет. Но на сегодняшний день, я хочу поблагодарить Гайдая и тот случай, что кого-то убрали с этой роли, потому что вместо меня кто-то работал, и слава богу, кто-то погорел. Обычно я всегда `горю` на чем-то, мне всегда чего-то не достает и роли не хватает. `Ой, съели все, ой, цветы все отдали`,— или еще что-то, я уже это знаю, меня проверяет господь, чтобы я нормально к этому относилась. Сейчас могу сказать, хорошо, что есть `Бриллиантовая рука`, до сих пор узнают школьники и пожилые люди, мои ровесники, пенсионеры: `Ой, Светлана Светличная, ой, какая она`,— только отталкиваются в первый момент от `Бриллиантовой`, а потом кто-то: `А я ее люблю там-то, в такой-то роли`.
Еще одна запомнившаяся зрителям роль, конечно же, Габби в легендарной картине `17 мгновений весны`. Кстати, во время съемок актриса была беременна вторым сыном. Фильм вышел на экраны в 1973 году, после этой работы Светличной было присвоено звание Заслуженной артистки РФСР.
Светлана: Я знаю, что когда этот фильм посмотрели, то женщины очень многие говорили, что они увидели, что тайная любовь была. Мы же не говорили о любви, и что Габби какое-то такое светлое существо было среди этих фашистов и т. д., то есть она запомнилась не меньше, чем Штирлиц. И это, опять же, Татьяна Михайловна Лиознова, она даже Юлиана Семенова попросила, чтобы он мне написал еще какую-нибудь сцену, но почему-то мне не дописали. Но я думаю, что очень хорошо, лучше вовремя уходить со сцены, чтобы жалели. И Габби получилась.
Таких ролей у Светличной больше не было, а если и были, то фильмы оставались лежать на полке, как было с картиной `Держись за облака`. В 80-х Светличную и Ивашова все реже можно было увидеть на экранах, а в 90-х они и вовсе пропали. Кризис в стране, кризис в творчестве, настали нелегкие времена. Светлана Афанасьевна посвятила себя семье, детям, Владимир Сергеевич работал где придется, тогда он уже болел – язва желудка. А в 1995-ом его не стало. Жизнь полна испытаний, Светлана Афанасьевна выдержала это.
Эпилог.
Женщина. Женщина, во взгляде которой есть все – любовь, надежда, мудрость, игривость, способность удивлять и удивляться. Красивая женщина, талантливая и неистово любящая жизнь, а еще Светличная муза, муза другого талантливого и тонкого человека, и их творческий союз радует глаз и душу настоящей красотой.
Светлана: Он вдохнул в меня очень много и надежды, и уверенности, и веры в то, что я действительно могу быть красивой, и внутренне я сама работаю над своей душой. А внешность – это, конечно, стилист, я не подозревала и никогда не думала, что у меня может быть вот такой преданный и такой настоящий, необыкновенный мальчик.