В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из любимого театра со скандалом Назад
Из любимого театра со скандалом
Андрей Ефремов

Знаменитый режиссёр, основатель театра "На Таганке" Юрий Любимов заявил, что покидает свой театр.

Новость, благодаря скандальной сенсационности, стала одной из самых громких. Причину ухода 93-летний режиссёр объяснил (для РИА "Новости") так:

"Я ещё раз подтверждаю своё окончательное решение - оставить театр. Я не намерен больше работать с этим коллективом. Пускай ими руководит профсоюз, с меня хватит этого безобразия, унижений, желания не работать, а лишь получать деньги. Таким позором закончилась эта гастроль "Таганки", причём случилось всё это за границей, перед глазами возмущенных чехов, которые говорили, что если бы они не видели это сами, то никогда бы не поверили, что актёры "Таганки" так могут себя вести".

В чём выразились "безобразия, унижения, позор" et cetera?

Ну, скажем, "перед глазами возмущённых чехов", если подразумевать под таковыми многочисленную публику, пришедшую в Градце Кралове и Праге посмотреть спектакль "Добрый человек из Сезуана", ничего экстраординарного не случилось.

Зрители получили то, что хотели - качественную постановку, весьма приличную игру актёров и, как следствие, добрые эмоции-чувства. За что не преминули отблагодарить "таганскую" труппу бурными аплодисментами. О каком-то возмущении и позоре в этом плане не может быть и речи.

Просто Юрий Петрович как человек творческий прибегнул к некой художественной гиперболе, а как личность, над чьей головой наша пресса давным-давно подвесила сияющий нимб, высказался в духе формулы: "Есть только одно правильное мнение - моё!".

Что же касается негативных эмоций, которые группы чехов - студентов и волонтёров - действительно испытали, то относится это отнюдь не к спектаклю, показанному во время гастролей. Но исключительно к тому, что произошло на генеральной репетиции ("открытом мастер-классе") перед завершающим показом "Доброго человека из Сезуана".

И вот как описывает эту своеобразную прелюдию её свидетельница, живущая в Чехии Анна Евсина (цит. по газете "Пражский экспресс"):

"Во время генеральной репетиции в зале было немало народу, мы все всё слышали и видели, из чего получили информацию о причинах конфликта:

Не был выдан гонорар за спектакль в Градце Кралове.

Не были выданы суточные на время пребывания в Праге.

В связи с тем, что это было не в первый раз, труппа написала заявление, находясь на гастролях, не дожидаясь приезда в Москву.

Итак, хроника событий.

Репетиция задержалась, т.к. ждали Ю.П., все артисты были на месте в 15.00.

Потом артисты пригласили Любимова, вежливо обратились с заявлением, и репетиция, если этот поток оскорблений можно назвать так, началась сразу после того, как артистам выдали градецкий гонорар и пообещали пражский.

Спектакль начался вовремя и имел огромный успех.

Ультиматума не было - артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар за спектакли, не угрожая срывом репетиции или спектакля, также не предъявляли ультиматум и устно, не проявляли грубости.

Деньги-гонорар - разделили после спектакля поровну между всеми работниками на собрании труппы.

Коллектив труппы обратился со своими требованиями корректно и интеллигентно. Мы находились с ними и после спектакля, и утром провожали в аэропорт - никто не говорил грубостей в адрес режиссёра, несмотря на нанесённые им оскорбления...

В Градце Кралове г-жа Любимова оскорбляла волонтёров и была груба с работниками Клицперова театра. Так же высокомерно вела себя и в Праге...

Когда я подошла выполнить поручение менеджера театра, в мой адрес г-жа Любимова на весь зал грубо заявила, что это я организовала заговор (!). Коллеги и студенты в шоке - мы уже давно не сталкивались ни с чем подобным. В адрес русских людей неслись оскорбления. Если эта дама так презирает русских - что она делает в России?

В присутствии чешских студентов, журналистов, телевидения во время репетиции через каждое предложение cлышались оскорбления от г-на Любимова в адрес работающих на сцене артистов, их называли "быдлом" и прочими словами...

Для нас было дико видеть, как оскорбляют людей, а многие из них - заслуженные и народные артисты, и именно в чужой стране, в Чехии. В микрофон на репетиции в адрес артистов звучали слова: "Оккупанты, нас не любят, вы - позор", - и прочие оскорбления, при всём этом люди продолжали работать...".

Общую картину скандала чрезвычайно выразительно дополняет высказывание для "Эха Москвы" супруги режиссёра Каталин Любимовой:

"Дальше будет управлять театром коллектив и профком. Всё! С нас хватит. Это - уже неуправляемая банда, которая хочет только деньги, а работать не хочет. Больше с такой стадой (видимо, имеется в виду "таким стадом", Каталин - уроженка Венгрии, русским владеет, мягко говоря, не вполне идеально) управлять нет смысла, потому что они не хотят работать".

В общем, конфликт в наших театральных кругах разгорелся действительно нешуточный, и досконально разобраться в его перипетиях людям, в него не вовлечённым, совсем не просто.

С одной стороны доносилась площадная брань с изощрёнными оскорблениями, с другой - робкие требования положенной по закону (и справедливости) оплаты за актёрский труд.

Наверное, режиссёра с неформальным титулом "общепризнанного гения" в этом инциденте следовало было бы в какой-то мере морально поддержать, если бы не одно "но".

Общепризнанный гений все последние десятилетия, практически с тех самых пор, как вернулся на Родину в конце 80-х, неустанно боролся за перевод отечественного театра "на капиталистические рельсы". Он давно выступает за контрактную систему трудовых отношений в театральной жизни вообще и во вверенном ему театре в частности.

Какие же трудовые контракты Юрий Петрович, а равно и его дражайшая супруга, сочли бы для себя оптимальными? Те, которые предполагают работу за спасибо, за похвалу из уст гения, исключительно за зрительские симпатии?

Но такое даже при социализме не практиковалось. Даже в СССР артистам гонорары выплачивали. При капитализме же на моральные стимулы-вознаграждения, право, и намекать как-то неприлично.

Однако Любимов делиться гонорарными деньгами, выделенными устроителями гастролей в Чехии, ни с кем, по-видимому, не собирался.

Спрашивается, за что много лет боролся-то? И не на то ли самое напоролся? Ведь рыночные отношения, контрактная система, наём работников жёстко связаны с необходимостью адекватной оплаты наёмного труда. И никак иначе.

Актёры, конечно, всё ещё говорят о себе, что они-де не работают в театре, а служат. Однако с армейской службой по призыву их деятельность имеет ничтожно мало общего.

Посему не стоило бы прославленному режиссёру уподобляться злому дембелю и ассоциировать артистов с бесплотными, бессловесными "духами".

А главное, если и уходить из родного ему во всех отношениях театра, то лучше бы, наверное, в лучистом ореоле мирской славы, а не в грязноватых брызгах громкого, сугубо утилитарного скандала.

http://file-rf.ru/context/272

Док. 642467
Перв. публик.: 27.06.11
Последн. ред.: 07.09.11
Число обращений: 0

  • Любимов Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``