В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Говорухин: Труднее всего рассказывать о простом Назад
Станислав Говорухин: Труднее всего рассказывать о простом
В конкурсной программе недавно прошедшего в Гатчине XVII Российского кинофестиваля "Литература и кино" новый фильм Станислава ГОВОРУХИНА "В стиле Jazz" собрал самый полный зал. После просмотра картины наш корреспондент встретился со знаменитым кинорежиссёром.

- Станислав Сергеевич, на одной из встреч с журналистами вы назвали фильм "В стиле Jazz" одним из своих самых легкомысленных фильмов. Что вы имели в виду?

- Действительно, от некоторых зрителей я услышал после просмотра: "Ну как же так? Режиссёр, который всегда решал такие серьёзные проблемы в своих фильмах, автор документальных лент "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы потеряли", вдруг начал снимать кино о каких-то пустяках!" Ну, не знаю, что вам ответить... С возрастом, наверное, понимаешь, что интереснее и труднее всего рассказывать о самом простом. У Пастернака есть одно стихотворение, а в нём такие строки: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту". Вот и я с возрастом почувствовал, что мне интересны не масштабные полотна, не "глобалка", а возможность рассказать историю взаимоотношений людей - парня и девушки или отца и сына, а может, историю семьи.

Как зритель тоже смотрю только "простые" картины, а сейчас таких появилось много. Но, к сожалению, даже чрезвычайно хорошие фильмы до зрителя не доходят, и прокат, честно говоря, находится в американских руках. Вот скажите, кто видел питерскую картину "Человек у окна"? Правильно - тот, кто ездит на фестивали. И, говорят, по телеканалу "Россия" её показали. Но ведь Дмитрий Месхиев не для ТВ её снимал, режиссёр и съёмочная группа рассчитывали, что люди будут приходить в кинотеатры и вместе смотреть этот фильм. Один из многих сегодня, как это ни странно.

Мне нравится и фильм Алексея Попогребского "Как я провёл этим летом". Он, может, и не для массового зрителя сделан, но это точно никакой не артхаус. Что это вообще за понятие такое?! По отдельности слова из этого словосочетания я ещё понимаю, а вместе - нет. Это обыкновенный реализм, если не сказать соцреализм - хорошее, достоверное, приятное кино, мне было очень интересно наблюдать за взаимоотношениями двух людей. Попогребский - талантливый человек, я видел его картину "Простые вещи", а до этого совместно с Хлебниковым они сняли "Коктебель". Тоже очень хорошая картина, так что Попогребский наверняка человек из будущего.

- Вы хотите сказать, что и вашу картину "В стиле Jazz" - о взаимоотношениях молодой артистки с её женихом, матерью и младшей сестрой - не будут смотреть в кинотеатрах?

- Именно так, а если учесть, что по ряду причин мы до сих пор не можем сдать свою работу в Госкино, то совсем всё становится понятным. Вот на фестивале был полный зал на просмотре, а давайте запустим картину, скажем, в 30 кинотеатрах в Москве - и увидите, что в первые два-три дня в каждом зале будет сидеть по 3-4 человека, а потом и их не будет. Просто я прошёл через это с фильмами "Артистка" и "Благословите женщину" - это совершенно провальные для проката картины. И Попогребского так же будут смотреть. К сожалению, дело не только в прокате, а ещё и в публике, которую, вы знаете, я называю "попкорновой". Она состоит из тинейджеров, которым ещё рано что-либо понимать, процентов на 15 из взрослых людей - студентов и трудящейся молодежи, образованной и культурной, и процентов на 50, извините, из абсолютных дебилов.

А что вы удивляетесь? Вы, что, не видите, как по России ходят стада молодых людей, которые живут на уровне тупого физиологического прозябания и даже не подозревают о том, что существуют какие-то духовные радости. Вы знаете, что главным мерилом качества фильма является его успех у зрителя - и давайте назовём самые качественные, по утверждению одного высокого чиновника от культуры, российские фильмы. Это "Гитлер капут", "Самый лучший фильм", "Наша Раша", "Любовь в большом городе", "Ёлки-палки". То есть "попкорновое" кино, которое пользуется успехом у зрителя. Сегодня не окупают себя даже очень хорошие фильмы, с огромной рекламой - такие, как "Край", на производство которого потрачено 20 млн долларов и 10 млн на рекламу. "Стиляги" - 7,5 млн на рекламу - смогли вернуть только эти деньги. Даже этот фильм для киноаудитории оказался сложным.

- Вы депутат Госдумы, одно время возглавляли Комитет по культуре. Скажите, собираются ли депутаты принять закон, который обезопасит национальное кино в прокате, введя квоту на зарубежные фильмы?

- Конечно, такой закон нужен. Но одним законом дело не поправишь. Посмотрите, сколько крови и насилия в нашем кино, всякой пакости, которая пробуждает низменные инстинкты в молодом зрителе. Многие американские фильмы гораздо нравственнее русских, так что порой подумаешь, что уж лучше бы их показывали. Кто-то на самом верху должен понять, что дело не в экономике, а совсем в другом - и в первую очередь в том, что если мы на таком искусстве погубим второе поколение, стране будет кирдык. Дело в духовных силах. Процитирую Солженицына: "Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное и промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит, из всех возможных свобод на первый план всё равно выйдет свобода без совести". Вот это надо понять. И, конечно, нужен строжайший контроль за духовной пищей, которой кормим молодёжь. Строжайший контроль!.. Как это сделать, я не знаю, нужна государственная программа воспитания человека с самого детства. Я об этом говорил всю жизнь, и всё - как об стенку горох... А тут несколько дней назад услышал по ТВ, как Медведев говорит: ну как же мы можем строить страну, как вообще можем здесь жить, если у нас одни юристы и экономисты?! Нет ни инженеров, ни рабочих... Как будто это двадцать лет назад не было понятно, именно об этом я тогда и говорил: "Куда вы идёте? Вы учите только юристов и экономистов, а кто будет работать учителями, кто будет управлять самолётами, стоять у станка, кто будет работать на заводах?"

- За прошедшие годы вряд ли стало меньше людей, желающих вернуться к временам Союза, просто голоса их стали звучать тише, и в возможность этого уже особо не верится. А вы что скажете?

- Конечно, не мешало бы вернуться, но как? Назад пути нет, к сожалению. Система проката у нас была идеальная, система образования - с отдельными недостатками, но кино было потрясающее! У нас была редактура, а сегодня, посмотрите, уже нет института редакторов, даже во ВГИКе этому не учат, не нужны редакторы в кино. Поэтому и видим на экранах абсолютную лажу, враньё сплошь и рядом, фальсификацию истории, передёргивание фактов. Если бы в кино можно было сделать так, как это было двадцать лет назад, когда режиссёр занимался искусством, а не поиском денег. Вот я снял картину "В стиле Jazz", а найти денег на следующий фильм не могу. Казалось бы, я в Госдуме, вокруг меня одни миллиардеры ходят, и мне надо совсем немного, я не снимаю эпохальные полотна - а не могу достать деньги.

А что было - то было. Когда вышел мой фильм "Так жить нельзя", люди по всей стране ночами стояли в очередях, чтобы попасть на утренний сеанс. Вот какая была страна - каждого заботило её будущее, надежда была у людей, вера... Вернуться в прошлое, повторяю, мы не сможем, но сможем, если сильно напряжёмся и захотим, вернуть людям надежду и веру...

Записала Нина Катаева

http://file-rf.ru/analitics/49

Док. 642477
Перв. публик.: 07.05.11
Последн. ред.: 07.09.11
Число обращений: 0

  • Говорухин Станислав Сергеевич
  • Месхиев Дмитрий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``