В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамиль Гарифуллин: Мусульманское кино или татарский Голливуд Назад
Рамиль Гарифуллин: Мусульманское кино или татарский Голливуд
На днях прочитал в интервью с режиссёром Фаридом Давлетшиным, а также письмо к премьеру от кинопродюсера Светланы Бухараевой. Фарид Давлетшин на правильном пути и не дожидается финансирования от татарстанского руководства, в отличии от Светланы Бухараевой. Поэтому начал снимать свои недорогие фильмы ("Собака") на цифры (фотоаппарат "Саnon 5D Маrk 2"), которые по качеству ничуть не уступают требованиям кинематографического искусства. Такой фотоаппарат стоит сейчас всего 70 000 рублей.

Теперь проблема в том, чтобы снятые им фильмы приобрели кинобытие (если кинолента лежит на полке, то она не бытийствует!). В современной ситуации кинобытие возможно только либо благодаря показу этих фильмов по ТВ (ведущим, кабельным каналам и т.п), либо по Интернету. Истинное же кинобытие - это успех, когда рождается массовый спрос на это кино, без искусственной рекламы и навязывания этого кинопродукта зрителям. Существует и финансовый критерий оценки кинобытия (кассовый сбор после кинопроката), но этот критерий в настоящее время, в условиях власти Интернета и телевидения, перестаёт работать. Поэтому, режиссёру Фариду Давлетшину не стоит бояться размещения своей киноленты на сайтах, типа интернет-кинотеатров, каковых сейчас множество. Именно там, он получит истинную оценку своему фильму и то самое кинобытие своих картин, о которых мечтает. Если же в Интернете частота просмотров будет относительно низкой и не произойдёт постепенного роста этого показателя, то это и будет объективной оценкой того, что представляет собой это кино. Кроме того, существует рынок продаж DVD. Это тоже показатель успеха и доход.

Если же всё-таки режиссёру Фариду Давлетшину очень желается снимать кино на "Кодак" с перспективой российского и мирового кинопроката, то ему нужно работать с кинопродюсерами, независящими от государственных управленцев, имеющими устойчивые финансовые позиции, позволяющими брать на себя риск от провала кинопроката. Таковые у нас имеются в кинопродюсерском центре "Мосфильма". Эти профессионалы изучат сценарий и сделают объективную киномаркетинговую оценку предстоящего фильма. Поэтому вешать на плечи народа эти расходы или на госбюджет нашей республики, не совсем корректно. А вот кинопродюсеры, имея свои предпринимательские мотивации, пусть рискуют. Именно поэтому, видимо, руководство республики Татарстан не рискует отдавать свои бюджетные деньги на дорогие единичные кинопроекты, которые, согласно местным киноэкспертам, вряд ли окупятся (как "Ак Барс", "Рубин", "УНИКС" и др.) Тем более есть уже негативный опыт с "Тёплыми ветрами булгар". Эти ветры так и не подули на кинозрителей.

Есть конечно не экономические, а политические аргументы за развитие татарского кино (имидж Татарстана, идея суверинитета и т.п. ), но поезд истории ушёл и мы не успели запрыгнуть, даже в последний его вагон. Хотя ранее была возможность развивать своё татарское суверенное кино. Просто так надувать имидж Татарстана, без всякой экономической пользы, с каких-то пор стало неэффективно. А примером эффективного вложения в кино является известный в мире режиссёр Милаш Форман, который снял свой фильм "Пролетая над гнездом кукушки" за 1 миллион долларов, которые взял в долг у своей родной супруги. Прибыль от фильма составила 15 миллионов. Форман знал на что делает ставки. Поэтому уважаемые Фарид Давлетшин и Светлана Бухараева, берите на себя полную финансовую ответственность в форме банковского кредита (закладывайте свою недвижимость) и делайте ставки на кино, если уверены, что фильм, на который вы ставите принесёт прибыль. А если не уверены, то видимо не стоит делать из бюджетных денег (народа) козлов отпущения. Это безнравственно. У меня тоже есть короткометражные художественные фильмы "Личина" (2002), снятые в жанре психоаналитических расследований. Фильмы были сняты на мои деньги (малобюджетный фильм - всего 50 000 рублей), но он себя, благодаря рынку DVD окупил в 8 раз. Режиссёром был я сам, оператором был экс-председатель Союза кинематографистов Татарстана Юрий Гвоздь. Он имеет относительно хороший рейтинг (можете проверить в Интернете) и продолжает себя окупать. Поэтому мне бы хотелось узнать, хотя бы на рынке DVD, отснятые уже фильмы в Татарстане, имеют ли какую-то прибыль? Если нет, то у данных лиц, нет основания просить денег у премьера!

В настоящее время в республике бродит призрак создания Татарстанской киностудии. Прежде чем это реализовать, необходимо чётко сформулировать концепцию этой киностудии. Мой диалог с руководителем киноконцерна "Мосфильм" Кареном Шахназаровым, который опубликован в Интернете (и др. СМИ) показал, что он пессимистично настроен о развитии кино. Кинопавильоны "Мосфильма" пустуют и сдаются в аренду телевизионщикам. Большинству кинокомпаниям выгоднее самим организовывать киностудии, беря в аренду амбары и цеха, закрытых заводов Москвы. Почему-то вспомнилось, высказывание Лидии Федосеевой-Шукшиной на седьмом кинофестивале мусульманского кино: "А что это у вас кинофестивали в универмаге проходят". Не важно где проходят и где снимаются, главное чтобы был кинозритель!

Одно спасение построить в республике Татарский Голливуд, только вероятнее всего, он уже никакого отношения к нашей нации не будет иметь, как и предстоящая универсиада.

А теперь приведу некоторые размышления по поводу прошедшего седьмого кинофестиваля мусульманского кино в Казани:

1. Времена, когда кино было главным местом, где хранились коды духовности нации и пропаганды давно уже прошли. Михалковские откатно-кинопрокатные потуги кинематографа наивны и смешны, как потуги задницы немца-лётчика, которая была предоставлена недавно им (Н. Михалковым) в одной из своих последних кинолент. И действительно, конкурировать с интернетом, заваленным бесплатным кино на все вкусы, всё сложнее и сложнее. Массовая киноаудитория, согласно статистике, формируется благодаря интернетовскому и телевизионному кино. Попкорновско-михалковские кинозалы пустуют. Согласно мировой статистике кинокасса главным образом собирается благодаря девчонкам и девушкам от 12 до 22 лет (средне-статистический мировой кинозритель - девушки). Это костяк аудитории мирового попкорн-кино (тоже самое в России). Зато у нас в Казани на кинофестивале мусульманского кино - главным зрителем были женщины-пенсионерки - нанятые волонтёры, спасшие кинофестиваль от отсутствия кинозрителей. Почему так произошло? Это отдельная проблема.

2. Видимо наступило время, когда не стоит игнорировать силу Интернета, который демократическим путём (частотой просмотров) определяет истинную оценку того или иного фильма и формирует киносознание мировой аудитории. Поэтому традиционные установки кинематографистов (попрошайничество на кино), снимать на киноплёнку и мечтать кинопрокате выглядят неадекватными. Тем более такое кино финансово-затратно. Именно поэтому, многие прогрессивные кинематографисты уже давно переключились на дешёвое цифровое кино и проблем а НА ЧЁМ снимать уже не стоит, знать бы только ЧТО СНИМАТЬ (проблема хороших сценариев! ) И такие кинематографисты участвовали на последнем фестивале мусульманского кино. Например, победитель кинофестиваля киргизский режиссёр Суюндуков Артыкпай. Но, увы, фестиваль не позаботился о том, чтобы достойно представить свои ленты в интернете для казанской киноаудитории. И тогда, был бы реальный кинофестиваль, а не пенсионно-волонтёрский.

3. На кинофестиваль приехала Арнелла Мути, с большим трудом с листа прочитала какие-то бездарные тривиальности по-английски, еле-еле произнесла имя и фамилию нашего министра культуры, забрала свои 80 000 евро (по слухам) и улетела. Что это было? И нужно ли это? Такая покупка Знаковых субъектов. Такова эпоха! Такова политэкономия Знака!
4. Участвовали попсово-российские звёзды: Кабо, Сафонов, Федорцов, Федосеева-Шкушина, Калниньш, Джигарханян, Орнелла Мути. Хвалили фестиваль. Хвалили Казань. Хвалили Рубин, Ак Барс, Уникс, но не наше кино. Благодарили за всё (результат финансовой стимуляции). Хвалили нас настолько, что я почувствовал, что нам ещё расти и расти... до того уровня, чтобы мы не нуждались в похвале, а занимались делом, не отвлекаясь на лечение комплекса татарской неполноценности, вызванного унижениями в советское время (имея свою киноплёнку "Тасма", не иметь своего татарского кино ).Пожалуй лишь один поп-актёр был искренен. Он прошёлся по красной дорожке, куря сигарету и выдувая дым на своих фанатов (Панин-младший). Прошёлся по анти-мусульманским канонам! Не на одном кинофестивале мира на красной дорожке никто никогда не курил.

5. В программе кинофестиваля был представлен киноколлаж из затёртых "до дыр" русско-советских фильмов. А ведь могли бы сделать киноколлаж из популярных в прошлом фильмов советских киностудий : "Казахфильм", "Узбекфильм", "Таджикфильм", "Туркменфильм" и др. И это было бы ближе к духу концепции мусульманского кино.

6. Сильно удивило невежество центральных телеканалов, которые проигнорировали этот кинофестиваль. Этот телебойкот центральных СМИ - нехороший знак.

7. Надо признать, что в республике нет профессионалов, имеющих реальное отношение к кино (исключение составляют лишь некоторые кинодокументалисты, развивающиеся на фильмах о республике и о М. Шаймиеве ), но при этом вокруг кинофестиваля вертятся и кормятся люди, не имеющие никакого отношения к кино. Но радует то, что благодаря этому кинофестивалю нам удаётся заманивать в университет культуры и искусств (факультет телевидения и кино), хоть на небольшой промежуток времени, некоторых мастеров российского кино.

8. Фестиваль МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО необходим, в силу того, что в России всё чаще и чаще обозначается РУССКОЕ КИНО, и всегда будут российские кинематографисты, которые делают НЕРУССКОЕ КИНО. Пусть живёт киновестиваль мусульманского кино! Жду восьмого!

Рамиль Гарифуллин, доцент, кандидат психологических наук, директор кинокомпании "Фрейд"

viperson.ru

Док. 643211
Опублик.: 26.09.11
Число обращений: 0

  • Михалков Никита Сергеевич
  • Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``