В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова: `Мне виден горизонт` Назад
Рената Литвинова: `Мне виден горизонт`
Рената Литвинова давно стала фигурой культовой. Она бесподобна в каждой роли, в каждом движении, в каждом жесте.

Беседовал Феликс Грозданов

Странная, с легко узнаваемыми манерами и интонациями, похожая на героиню немого кино. Одни называют её "богиней", по аналогии с её же фильмом, другие пародируют. Какая же она - настоящая?

- Рената Муратовна, что радует вас сегодня, какими надеждами живёте?
- Недавно, в связи с работой над моей коллекцией одежды совместно с брендом Zarina, мы провели фотосессию со знаменитым французским фотографом Али Махдави. Съёмка проходила в Питере, в Доме учёных, а как известно, это дворец, принадлежавший императорской фамилии. Интерьеры там сохранены практически в нетронутом виде, что сейчас редкость, особенно в Москве. Али - настоящий художник, в каком-то смысле я назвала бы его Жаном Кокто нынешнего времени, настолько творчество их созвучно. А в планах у меня - сделать выставку фотографий "о времени". Я пять лет являюсь лицом часов RADO и когда-то уже сняла "про время" маленький фильм, а теперь буду готовить выставку фотографий. И это будет история в замеревших стоп-кадрах.

- Вы успели реализоваться в разных жанрах - модельер, сценарист, режиссёр, продюсер, монтажёр, кино- и театральная актриса. А новыми ролями скоро порадуете?
- Я сейчас доснимаюсь в фильме "Волшебный кубок", где играю роль злой колдуньи, которая вселилась в тело милейшей дамы. Это проект режиссёра Кати Гроховской - я испытываю настоящее счастье работать с ней, с этим сказочным материалом. Я видела ещё пока частями смонтированный материал, это очень талантливо и красиво. Роль, о которой можно только мечтать! Как продолжение меня - некая ведьма, которая говорит всем только то, что думает. И это такое счастье - не притворяться положительной, а быть настоящей. Моя героиня, на самом деле, самый человечный персонаж в фильме. Кроме того, сейчас буду сама снимать фильм как режиссёр по своему сценарию. Совершенно независимо, сама по себе, буду накапливать материал - сейчас и такие формы съёмок для меня допустимы. Это как некий эксперимент, как когда-то был с фильмом "Зелёный театр в Земфире", который мы с Земфирой сделали практически вдвоём. И сейчас я хочу снять такой же фильм, только игровой. Он не будет бюджетным, но таким, как я хочу. Не буду пока рассказывать ни про сюжет, ни про актёров, хотя процесс уже запущен.

- Часто ли вы смотрите дома фильмы со своим участием и насколько критичны к себе на экране?
- Я вообще не смотрю фильмы со своим участием. Это душеранимый для меня процесс. Кроме "Зелёного театра в Земфире". Но это, наверное, потому, что там меня нет. Там - большая звезда, на мой взгляд, близкая к гениальности, Земфира. Я воспринимаю этот фильм как фильм-документ, запечатлевший её в данной форме на данный отрезок времени. И это большая удача, что это удалось, ведь стольких больших артистов так и не сняли!

"Моя мама - жертва кинематографа"
- А если бы маленькая Рената увидела сегодняшнюю Ренату, понравилась бы она сама себе, как считаете?
- Да, думаю. Правда, в детстве я считала, что у меня так себе внешность. Но, кстати, я особенно не страдала, удивительная наглость была, конечно, уверенность. Просто шла к цели, и если во ВГИКе меня критиковали, я всегда не соглашалась, настаивала на своей манере. Меня пытались править - стилистику, но я отстаивала каждое слово, запятую, потому что если меня редактировать, то уходит смысл, индивидуальность. А другие, когда их правят, - соглашаются. Им ставили "пятерки", а мне даже поставили однажды "два". Но где теперь они, все эти покладистые отличники?..

- Как складывались у вас отношения с одноклассниками, однокурсниками? Дружите ли вы с кем-нибудь из той поры?
- Я очень страдала, учась в школе, и пребывала в полном счастье, попав во ВГИК. Посему я не общаюсь со своими одноклассниками и никогда не была на сайте одноимённом, кстати. Но люблю свой институт. Это самый лучший институт, на мой взгляд. Мои профессора были интеллигентными, образованными, творческими людьми. Я как будто попала в оазис - на актёрских факультетах учились красавцы и красавицы, на операторских - настоящие парни, на режиссёрских - тонкие страдающие души, и прочее, и прочее. Счастливое было время.

- Ваша мама по профессии - врач. А кем она хотела видеть свою дочь, что советовала в плане выбора профессии?
- Моя мама - сама жертва кинематографа, ходила всё время в кино на вечерние сеансы, а так как меня не с кем было оставить - водила с собой. Я умирала там от тоски, но вот так с юных лет была приобщена к кино.

- Вы говорили, что в детстве ещё читали запоем. От Чехова и Цвейга до медицинской энциклопедии. А сегодня и сами пишете очень необычную, яркую, эмоциональную прозу. Когда впервые рука потянулась к перу, а перо к бумаге?
- В школе я просто сочиняла истории, записывая их исключительно для солидности, ведь, читая по бумажке, имеешь "больше веса", чем устно. Потом зачитывала свои тексты на переменах, но говорила, что это написал писатель Рытхэу - "псевдоним" взяла за эффектность фамилии из взятой наугад книги с полки у моей мамы. Я не знала, что это чукотская фамилия, и в школе "лечила" всех, что это американский писатель. Все верили. Кстати, мои рассказы имели успех, и одноклассники требовали продолжения.

- Вас часто спрашивают о том, какая вы в быту. Наверное, потому, что вас невозможно представить на кухне или занятой какими-то домашними делами. А действительно, какая вы дома?
- Я вообще противник того, чтобы кого-то впускать в свой быт и тем более - на кухню. Меня это никогда не интересует по отношению к другим известным личностям, более того, расстраивают все эти съёмки в мохнатых розовых тапках на фоне кровати. Зачем это? Это никак не помогает моему делу - например, продвижению фильма, который я сделала, моей роли, в которой снялась. Лично мне это не близко.

- Как много времени вам удаётся проводить с дочерью? Помогаете ли ей готовить домашние задания?
- Конечно, помогаю. Но мне, как старорежимной маме, довольно непривычны нынешние учебники. Кстати, ни разу не встретила знаменитую фразу ни в одном учебнике по русскому: мама мыла раму. Сейчас все другое.

- Знают ли одноклассники вашей Ульяны, чья она дочь?
- Мне бы хотелось надеяться на тактичность родителей детей и на воспитанность тех же одноклассников, но бывает всякое. Конечно, к ней подходят, спрашивают - дети же транслируют, о чём говорят их родители.

"Не хочу убивать в себе способность удивляться"
- Вы считаете себя состоявшимся, счастливым человеком?
- Я не обольщаюсь на тот счёт, что человек прислан сюда пребывать в счастье. Это же некий наивный эгоизм - требовать постоянного счастья. Даже глупость. Мое счастье - это временное обладание любимыми людьми, и я отдаю себе отчёт, что все эти отрезки общения в любой момент могут прерваться. Я нахожусь в том возрасте, когда мне виден горизонт, и я к нему всё-таки приближаюсь. И в этом моём возрасте я не хочу воспринимать другого человека ни как врага, ни как жертву. Я стала видеть в людях прежде всего ребёнка, ведь взрослый человек - это бывший ребёнок. И будущий (кстати, в любую секунду) мертвец. И промежуток между тем и этим очень ограниченный.



- Чего вы боитесь больше всего?
- Я не желаю формулировать свои страхи, иначе они непременно тебе пошлются как урок, как испытание. Я принимаю цепь событий и делаю выводы, не загадывая и не страшась наперёд. Не хочу убивать в себе способность удивляться, как у детей. Не ожидая - сразу испугаться, сострадать, закричать, рассердиться, заплакать, засмеяться или испытать благодарность и счастье. Если эта острота покидает человека, зачем тогда проживать далее? Меня так удручают малоэмоциональные, вялые граждане! Они не то что страдающих глаз своих детей не способны увидеть, они первым делом бегут к холодильнику - поесть, пожевать, потом про утехи свои подумать, щелкануть телевизором... Я не могу на них обижаться. Как не могу обижаться на тех, у кого нет ноги. Так у них нет горячего сердца.

- По какому поводу вы в последний раз плакали?
- Когда умер мой друг Давид Саркисян - директор музея архитектуры. Мне ещё это было сообщено в такой жёсткой форме: "Сегодня умер Давид"... Я ведь ему звонила, а в тот день, когда его не стало (он неожиданно для всех заболел), позвонила, и вдруг телефон оказался отключённым. И через час - такая смс. Это был удар. Когда-то именно он меня познакомил с Рустамом Хамдамовым, а потом все вместе, практически семьёй, мы снимали фильм "Вокальные параллели", на котором Давид был и соратником, и вторым режиссёром, и вообще всем сразу, так как проект был арт-хаусным. Денег - ноль, снимали 8 лет, а получился шедевр.

"Пресса на восторги не бывает особенно щедра"
- Аллу Пугачёву называют "примадонной", а вас - "богиней". Вы сознательно культивируете этот образ - неземной, недоступной, отрешенной?
- Это бессознательно.

- Вас считают эталоном вкуса, женственности, стиля. А насколько вы критичны к себе? Нравится ли собственное отражение в зеркале?
- Я постоянно полна к себе претензий. Может, это как психзаболевание? Я вечно недовольна собой. Пытаюсь контролировать себя, даже достигаю переменного успеха, но... С другой стороны, можно на эту мою "болезнь" посмотреть по-другому. Может, именно эта требовательность к себе не даёт мне шансов опуститься, перестать работать над собой. Я вообще склонна из своих комплексов высекать положительные моменты.

- Как вы относитесь к своей популярности? Нравится ли вам внимание поклонников, прессы или докучает?
- Пресса на восторги не бывает особенно щедра. А внимание хорошо только как следствие твоих дел, когда фильм выходит, когда премьера, роль, выставка, выход новой коллекции... А когда это основано на интересе жёлтой прессы или бесконечных пародиях, - это достаёт. Ведь есть масса персонажей, которые готовы и хотят играть по этим правилам. Мне же это чуждо. Зачем втравлять меня?.. Посему я в этом вижу негатив, неуважение, использование, и мне не приносит это никакой радости.

- Рената Муратовна, вы болезненно воспринимаете "откровения" таблоидов о себе?
- Я понимаю, что отчасти это - условия публичности, но хотелось бы больше такта, ответственности прессы за то, что они множат и публикуют как "правду". За всё есть ответ: за ту боль, которую они наносят своим вторжением в жизнь других, за намеренный негатив, за ложь. Всё вернётся, я не устану это повторять. И вдруг меня сейчас кто-то услышит из "жёлтых" изданий и уволится?

http://interviewmg.ru/1049/

Док. 643623
Перв. публик.: 06.09.11
Последн. ред.: 06.10.11
Число обращений: 0

  • Пугачева Алла Борисовна
  • Литвинова Рената Муратовна
  • Земфира (Рамазанова Земфира Талгатовна)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``