В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Спрос на писателя не исчез Назад
Спрос на писателя не исчез
Литературный институт, который в своё время был создан А.М. Горьким для повышения образовательного уровня советских писателей, находится на пороге крупных структурных преобразований. О них рассказывает ректор института профессор Борис ТАРАСОВ.


- Борис Николаевич, на вашем юбилейном вечере в Центральном доме литераторов некоторые известные политики пообещали, что они помогут вам защитить Литературный ин-сти-тут "от всяких посягательств". Значит, есть не-которые проблемы, если тре-бу-ется по-мощь по-ли-ти-ков в за-щите вуза, уникаль-ного, можно ска-зать, един-ст-вен-но-го во всём ми-ре?

- Здесь речь идёт вот о чём. Во-пер-вых, мы со-би-ра-ем-ся ре-с-та-в-ри-ро-вать наше здание. Оно су-ще-ст-ву-ет вот уже 200 с лиш-ним лет без ка-пи-таль-но-го ремонта, к то-му же яв-ля-ет-ся па-мят-ни-ком ар-хи-тек-ту-ры. Кро-ме то-го, мы собираемся стро-ить не-боль-шой учеб-ный кор-пус во дво-ре ин-сти-ту-та, для то-го что-бы рас-ши-рить на-шу учеб-ную и куль-тур-ную де-ятель-ность. Сей-час ин-сти-тут су-ще-ст-ву-ет в стес-нён-ных ус-ло-ви-ях. Во-вто-рых, ме-с-то, где мы рас-по-ла-га-ем-ся в Моск-ве (Тверской бульвар, 25), нас ко мно-го-му обя-зы-ва-ет. Это, ес-ли мож-но так вы-ра-зить-ся, на-ли-те-ра-ту-рен-ное ме-с-то. Здесь про-те-ка-ла ис-то-рия рус-ской ду-хов-ной куль-ту-ры XIX ве-ка. В этом зда-нии встре-ча-лись и сла-вя-но-фи-лы, и за-пад-ни-ки: Ча-а-да-ев, Хо-мя-ков, Го-голь, Щеп-кин, Ак-са-ко-вы. А в XX ве-ке с этим ме-с-том свя-за-на жизнь Пла-то-но-ва, Ман-дель-ш-та-ма, Да-ни-и-ла Ан-д-ре-е-ва. Здесь не раз вы-сту-па-ли Есе-нин, Блок, мно-го дру-гих пи-са-те-лей. Ро-ман Бул-га-ко-ва "Ма-с-тер и Мар-га-ри-та" то-же свя-зан с на-шим ме-с-том. И этот куль-тур-ный за-пас, ко-то-рым мы об-ла-да-ем, эта па-мять о про-шлом яв-ля-ют-ся ос-но-ва-ни-ем для пло-до-твор-ной де-я-тель-но-с-ти в бу-ду-щем. И эта па-мять предпо-ла-га-ет ук-реп-ле-ние на-шей де-я-тель-но-с-ти и рас-ши-ре-ние её.
- Что кон-крет-но вы пла-ни-ру-е-те сде-лать?

- В на-ших пла-нах со-зда-ние куль-тур-но-про-све-ти-тель-ско-го цен-т-ра для твор-че-с-кой мо-ло-дё-жи. Край-не важ-но, что-бы она чув-ст-во-ва-ла, пе-ре-жи-ва-ла и во-пло-ща-ла по-но-во-му в сво-ём твор-че-ст-ве ве-ли-кие ли-те-ра-тур-ные тра-ди-ции. Это - с од-ной сто-ро-ны. С дру-гой сто-ро-ны, у нас есть за-дум-ка со-зда-ния на-уч-но-ис-сле-до-ва-тель-ско-го цен-т-ра, ин-сти-ту-та рус-ской куль-ту-ры, в ко-то-ром рус-ская куль-ту-ра рас-сма-т-ри-ва-лась бы в сво-ём уни-каль-ном един-ст-ве - и ис-то-ри-че-с-ком, и те-ма-ти-че-с-ком, и пред-мет-ном. Важ-но, что-бы и ре-ли-гия, и со-ци-о-ло-гия, и фи-ло-со-фия, и ис-кус-ст-во, и ар-хи-тек-ту-ра, и ли-те-ра-ту-ра рас-сма-т-ри-ва-лись в еди-ной це-ло-ст-но-с-ти, ко-то-рая на про-тя-же-нии ве-ков со-хра-ня-ет своё сущ-но-ст-ное ду-хов-ное яд-ро. Это важ-но для пи-са-тель-ско-го твор-че-ст-ва, для при-об-ре-те-ния ос-т-ро-ты ху-до-же-ст-вен-но-го зре-ния, без ко-то-рой пи-са-тель не мо-жет смо-т-реть на про-ис-хо-дя-щее во-круг. А с дру-гой сто-ро-ны, это очень важ-но для со-хра-не-ния и раз-ви-тия на-ци-о-наль-ной иден-тич-но-с-ти рус-ской куль-ту-ры, рус-ско-го на-ро-да. По-те-ряв свой ис-то-ри-че-с-кий об-лик, нель-зя пло-до-твор-но раз-ви-вать-ся в бу-ду-щем.

- В своё вре-мя твор-че-с-кий кон-курс в Ли-тин-сти-тут до-хо-дил до не-сколь-ких де-сят-ков, а то и со-тен че-ло-век на од-но ме-с-то. Вот сколь-ко лю-дей хо-те-ли стать пи-са-те-ля-ми! Кста-ти, я то-же в те го-ды два ра-за ус-пеш-но про-хо-дил твор-че-с-кий кон-курс на от-де-ле-ние рус-ской по-эзии, но в Ли-тин-сти-тут так и не при-ехал. А се-го-дня ста-тус пи-са-те-ля в об-ще-ст-ве по-ни-зил-ся. Или же роль пи-са-те-ля из-ме-ни-лась в но-вую эпо-ху?

- Вре-мя рын-ка и гло-ба-ли-за-ции спо-соб-ст-ву-ет раз-ви-тию мас-со-вой куль-ту-ры, ко-то-рая бла-го-да-ря сво-е-му на-по-ру, не-смо-т-ря на не-вы-со-кое ка-че-ст-во, фи-зи-че-с-ки за-ни-ма-ет боль-шое ме-с-то в куль-ту-ре, осо-бен-но в те-ле-ви-зи-он-ных сред-ст-вах мас-со-вой ин-фор-ма-ции. В этих ус-ло-ви-ях ни роль пи-са-те-ля, ни его зна-че-ние по су-ще-ст-ву не ме-ня-ют-ся, а в си-лу конъ-юнк-тур-ных об-сто-я-тельств ото-дви-га-ют-ся на зад-ний план. Ес-ли го-во-рить о сни-же-нии ста-ту-са, то толь-ко ис-хо-дя из тех об-сто-я-тельств, ко-то-рые скла-ды-ва-ют-ся в свя-зи с из-ме-не-ни-ем цен-но-с-тей, в свя-зи с из-ме-не-ни-ем раз-ных сил в куль-ту-ре, в свя-зи с до-ми-ни-ро-ва-ни-ем ви-зу-аль-ных СМИ. Но для то-го, что-бы се-рь-ёз-ная ли-те-ра-ту-ра мог-ла за-ни-мать ме-с-то, хо-тя бы рав-но-ве-ли-кое мас-со-вой куль-ту-ре, долж-на быть про-яв-ле-на по-ли-ти-че-с-кая во-ля. В том чис-ле и со сто-ро-ны на-ше-го пар-ла-мен-та. Да, за-си-лье по-ш-ло-с-ти и без-дар-ных ар-ти-с-тов на те-ле-эк-ра-не объ-яс-ня-ют, па-мя-туя все ры-ноч-ные ме-ха-низ-мы, тем, что это име-ет мас-со-вый спрос. А на са-мом де-ле си-ту-а-ция не-сколь-ко иная. Пред-ло-же-ние, ко-то-рое да-ёт-ся, и рож-да-ет та-кой спрос. Ес-ли го-во-рить о ро-ли пи-са-те-ля и ро-ли клас-си-ки, то они долж-ны по-вы-шать-ся, по-то-му что в клас-си-че-с-кой ли-те-ра-ту-ре по-став-ле-ны глу-бо-чай-шие ду-хов-ные и по-ли-ти-че-с-кие про-бле-мы, они ак-ту-аль-ны се-го-дня и бу-дут ак-ту-аль-ны за-в-т-ра. И До-сто-ев-ский, и Пуш-кин, и Тол-стой, и Тют-чев - все они пи-са-те-ли и на-сто-я-ще-го, и бу-ду-ще-го, про-сто нуж-но ос-мыс-лить их твор-че-ст-во в кон-тек-с-те со-вре-менном. Посморите, какая была ре-ак-ция на со-вре-мен-ную эк-ра-ни-зацию рома-на "Идиот", какие рейтинги! Или взять фильм "Ос-т-ров", по-бив-ший все рей-тин-ги, или фильм "Ге-рой на-ше-го вре-ме-ни". На та-кую куль-ту-ру су-ще-ст-ву-ет боль-шой спрос. Во-прос в том, как этот спрос офор-мить.

- То есть долж-но по-явить-ся по-ли-ти-че-с-кое пред-ло-же-ние на се-рь-ёз-ную, ка-че-ст-вен-ную куль-ту-ру.

- Да, нуж-на имен-но по-ли-ти-че-с-кая во-ля. Ес-ли го-су-дар-ст-вен-ная по-ли-ти-ка бу-дет рас-сма-т-ри-вать рус-скую ли-те-ра-ту-ру как важ-ную часть дер-жав-но-го ус-т-ро-е-ния, тог-да со-зна-ние лю-дей бу-дет ме-нять-ся не в низ-шую, а в выс-шую сто-ро-ну.

- При-мер с "Иди-о-том", ко-то-рый вы при-ве-ли, сви-де-тель-ст-ву-ет о том, что ни-че-го не про-па-ло в на-шем на-ро-де, и не-воз-мож-ность жить без оте-че-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры по-преж-не-му ха-рак-те-ри-зу-ет Рос-сию. Свое-вре-мен-но при-шёл к нам в но-вой те-ле-ви-зи-он-ной вер-сии, на-при-мер, и лер-мон-тов-ский Пе-чо-рин. Он, об-ра-ща-ясь к княж-не Ме-ри, про-из-но-сит и в ро-ма-не, и в филь-ме при-ме-ча-тель-ные сло-ва: "Я был го-тов по-лю-бить весь мир, - ме-ня ни-кто не по-нял: и я вы-учил-ся не-на-ви-деть...>>. Не так же ли и Рос-сия до сих пор не по-ня-та ми-ром, сле-до-ва-тель-но - вы-зы-ва-ет ка-кую-то мно-го-ве-ко-вую на-сто-ро-жен-ность не толь-ко за Ат-лан-ти-че-с-ким оке-а-ном, не толь-ко в Ев-ро-пе, но да-же в тех ре-с-пуб-ли-ках, вме-с-те с ко-то-ры-ми лишь вче-ра вхо-ди-ла в "не-ру-ши-мый" со-юз, с ко-то-ры-ми де-ли-лась по-след-ним ку-с-ком хле-ба и по-след-ней ру-ба-хой? Но се-го-дня для Рос-сии очень важ-но вновь най-ти си-лы на при-су-щее ей ве-ли-ко-ду-шие, что-бы не стать Пе-чо-ри-ным, что-бы не воз-не-на-ви-деть в ми-ре всё без раз-бо-ру. Что-бы не воз-не-на-ви-деть всю Аме-ри-ку, всю Ев-ро-пу, всю При-бал-ти-ку и весь Вос-ток, что-бы не воз-не-на-ви-деть свой род-ной Кав-каз. Что-бы не ока-зать-ся в ми-ре "лиш-ней" стра-ной так же, как "лиш-ним" че-ло-ве-ком ока-зал-ся Пе-чо-рин. От это-го Рос-сию ос-та-нав-ли-ва-ет её ве-ли-кая ли-те-ра-ту-ра.
- Ко-неч-но, ни-че-го в уни-каль-ной сущ-но-с-ти Рос-сии не про-па-ло, про-сто ис-кус-ст-вен-но ото-дви-ну-то в тень. И так-же мо-жет быть вы-дви-ну-то при оп-ре-де-лён-ной по-ли-ти-че-с-кой во-ле.
- Ка-ко-ва роль твор-че-с-кой ин-тел-ли-ген-ции в дер-жав-ном ус-т-ро-е-нии Рос-сии? Тют-чев ре-аль-но вли-ял на по-ли-ти-ку в Рос-сии - и как по-эт, и как пуб-ли-цист, и как фи-ло-соф. Мо-жет ли се-го-дня по-эт ре-аль-но вли-ять на го-су-дар-ст-вен-ную по-ли-ти-ку? И хо-ро-шо ли, ког-да по-эт вли-я-ет на по-ли-ти-ку?

- Во-прос в том, ка-кая по-ли-ти-ка...

- Зна-чит, в то вре-мя ког-да вли-ял Тют-чев, это бы-ла та-кая по-ли-ти-ка, ко-то-рая при-слу-ши-ва-лась к по-эту. Зна-чит, это бы-ла по-ли-ти-ка, в ос-но-ве ко-то-рой на-хо-ди-лись ис-тин-ные на-ци-о-наль-ные ин-те-ре-сы на-ше-го го-су-дар-ст-ва и на-ро-да. Зна-чит, это бы-ла ду-хов-ная, твор-че-с-кая по-ли-ти-ка, ко-то-рая упор-но не хо-те-ла быть "де-лом гряз-ным".

- Да, она име-ла по-зи-тив-ный ха-рак-тер, по-то-му и вли-я-ние по-эта бы-ло по-зи-тив-ным. В раз-го-во-рах с Гор-ча-ко-вым яр-ко про-яви-лось по-ни-ма-ние Тют-че-вым те-ку-щей по-ли-ти-ки в све-те все-го ис-то-ри-че-с-ко-го опы-та. А та-кое ос-мыс-ле-ние по-ли-ти-ки и поз-во-ля-ет мыс-ли-те-лю и пи-са-те-лю быть пред-ска-за-те-лем, в ка-ком-то смыс-ле про-ро-ком. На-при-мер, До-сто-ев-ский в "Бе-сах" очень мно-гое пред-ска-зал, по этой мо-де-ли очень мно-гое про-ис-хо-дит и в на-ши дни. Тот же Тют-чев го-во-рил о слож-ных вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях Рос-сии и За-па-да и то-же пред-ска-зы-вал оп-ре-де-лён-ные ис-то-ри-че-с-кие фак-ты и со-бы-тия, свя-зан-ные с по-ли-ти-кой и дей-ст-ви-я-ми Гер-ма-нии, Би-с-мар-ка. И да-же пред-ска-зы-вал гря-ду-щее вар-вар-ст-во че-рез по-ли-ти-ку, ко-то-рое на-сту-пи-ло в XX ве-ке. Ко-неч-но, вза-и-мо-дей-ст-вие ли-те-ра-ту-ры и по-ли-ти-ки пло-до-твор-но и по-лез-но.

- Се-го-дня мно-гие из по-ли-ти-ков и де-пу-та-тов вы-пу-с-ка-ют кни-ги. Быть ав-то-ром кни-ги, пусть ино-гда и не са-мим на-пи-сан-ной, для со-вре-мен-но-го по-ли-ти-ка - всё рав-но что для дво-ря-ни-на XVIII ве-ка быть об-ла-да-те-лем шпа-ги. Это как-то вли-я-ет на куль-ту-ру, обо-га-ща-ет её?

- Всё опять-таки очень конкретно. Ес-ли, ска-жем, ве-с-ти речь о кни-гах ис-то-ри-ка и об-ще-ст-вен-ного де-я-те-ля На-та-льи На-роч-ниц-кой, то они, ко-неч-но, яв-ля-ют-ся достойным вкла-дом в со-вре-мен-ную на-уку и куль-ту-ру.

Беседовал Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ
Оригинал здесь: http://www.litrossia.ru/2009/15/04012.html

Док. 643871
Перв. публик.: 18.01.11
Последн. ред.: 18.10.11
Число обращений: 0

  • Тарасов Борис Николаевич
  • Тарасов Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``