В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Книжное обозрение N 50, 2008 Назад
Книжное обозрение N 50, 2008
Тверской бульвар, 25

Тарасов Борис Николаевич - доктор филологических наук, профессор, ректор Литературного института с 2006 года. Автор книг о Паскале, Чаадаеве и Достоевском. 3 декабря в Центральном Доме литераторов состоится юбилейное собрание и съезд выпускников разных поколений.

- Над самой идеей Литературного института много иронизировали: и цитируя булгаковскую фразу о писателях, будто ананасах, вызревающих в оранжерее, и серьёзно - говоря, что литературная ситуация сейчас изменилась, и на дворе не тридцатые годы. Какую уникальную функцию сейчас может выполнить Литературный институт, какими свойствами он должен обладать?

- Вы знаете, все можно подвергнуть иронии. Но посудите сами. Хотя Литинститут задумывался 75 лет назад как кузница писательских кадров для пролетарской литературы, его история свидетельствует о том, что здесь создавалась особая творческая атмосфера, не вмещавшаяся в это прокрустово ложе. И в 30-е, и в 40-ые, и в 50-ые, и в 60-ые годы, несмотря на сложность и превратности идеологического давления, задававшего определённые условия писательского поведения и ломавшего отдельные судьбы, в Литинституте не искусственно насаждалась, а органически вырастала особенная среда, высокопрофессиональные и личностно заинтересованные отношения между учителями и студентами, между самими студентами. Об этом можно много узнать из подготовленного нами к юбилею трёхтомника "Воспоминаний выпускников Литературного института им. А. М. Горького". И о какой оранжерее можно говорить, называя имена В. Бокова, С. Михалкова, Б. Слуцкого, Н. Глазкова, Л. Зорина, В.Розова, А. Межирова, Н. Коржавина, Ю. Трифонова, Р. Гамзатова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Солоухина, В.Тендрякова, В. Соколова, В.Карпова, Ф.Искандера, Ю.Казакова, Р. Рождественского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, Г. Айги, М. Рощина, А. Гладилина, Ю. Мориц, А.Приставкина, Г.Семёнова, Т. Зульфикарова, О.Сулейменова, А. Эбаноидзе, И.Шкляревского, В. Белова, Ю. Кузнецова, Н.Рубцова и многих других... А если вспомнить имена слушателей ВЛК Ч. Айтматова, М. Карима, Д. Кугультинова, В. Астафьева, Н. Матвеевой, Е.Носова, А.Вампилова, М.Алексеева, И. Друцэ, В. Кострова, Н. Тряпкина, Р. Казаковой, В. Личутина и др.
Выпускники Литинститута составляют значительную (и количественно, и качественно) часть отечественной словесности ХХ века в ее самых разных мировоззренческих и эстетических ориентациях и проявлениях. Это важно отметить не только в связи с юбилеем и упомянутыми иронизированиями, но и в контексте изменившейся литературной и - шире - социокультурной ситуации. Сейчас на дворе, действительно, другое время, когда новизна, острота, яркость, занимательность, необычность (иногда патологичность) темы, сюжета, персонажей нередко заменяют глубинное художественное осмысление окружающей жизни и фундаментальных противоречий человеческой природы, калейдоскопическим и клиповым мельтешением дагерротипических, по сути, картинок, несмотря на порою изощрённые эстетические приёмы и формы.

Если добавить сюда групповые и политико-идеологические пристрастия ("либеральные", "патриотические" и т.п.) к "своим", полное отсутствие целостного анализа современного литературного процесса и ценностно значимого места в нём творчества того или иного писателя, замену такого анализа виртуальной реальностью, простым присутствием в информационном (прежде всего телевизионном) пространстве, то можно представить себе, насколько трудны и одновременно насколько важны функции Литинститута. Необходимо, как и прежде, но уже в гораздо более сложных условиях торговой несвободы, растерять область духовной, интеллектуальной, психологической свободы творчества, сохранять атмосферу высокопрофессионального и личностного отношения литинститутовцев друг к другу, о чём речь шла выше, укреплять критерии настоящего искусства слова.
Полученные знания, включая основы экономики и права, социологию и политологию, издательское дело, редакторские и корректорские курсы, помогают выпускникам - и это ещё одна важная функция Литинститута в изменяющихся обстоятельствах - находить своё место в самых разных сферах, помимо собственно творческой литературной работы, - политической, административной, научной, журналистской, в редакциях и издательствах, на радио и телевидении, в фирмах и банках...
- Как вы думаете, каковы сейчас главные проблемы института?

- Проблемы Литинститута связаны с его задачами, часть которых была обозначена выше. У нас есть планы воссоздания кафедры перевода с языков народов СНГ. До 90-х годов в Литинституте была похожая кафедра. Сейчас у нас изучаются западные и некоторые восточные языки. Теперь мы хотели бы восстановить прежнее культурное пространство, потребность в котором всё более ощущается. Мы также собираемся открыть Высшую школу художественного перевода, поскольку у нас преподают переводчики с мировым именем В. Голышев, А. Ревич, Е. Солонович... В таком месте естественно создать мемориальный и культурно-просветительский центр для молодёжи, тем более что мы придаём большое значение работе с нашими потенциальными абитуриентами и студентами не только в лицее и на подготовительных курсах. Для этого нам необходимо довести до конца план строительства на территории института, на месте обветшалых хозяйственных построек двухэтажного учебного корпуса, органично вписывающегося в окружающий архитектурный ландшафт. Благодаря поручению ещё президента В.В.Путина, этот план обрёл конкретные очертания: проведены архитектурно-изыскательские исследования, утверждены проектные предложения, получены разрешения Россвязиохранкультуры и Москомнаследия. В результате Рособразование и Минобрнауки включили нас в Федеральную целевую программу развития образования и в трёхлетний бюджет с конкретными цифрами на проектирование и строительство этого корпуса. Минэкономразвития поддержало проект, правда, на последнем этапе в Минфине нас притормозили, и теперь нужно добиваться, чтобы поручение президента было реализовано до конца. Другая проблема заключается в незначительных зарплатах наших преподавателей и сотрудников, даже при удвоении выделяемых сумм за счёт платного обучения и представления образовательных услуг иностранным гражданам. Поэтому они вынуждены работать где-то ещё.

- Скоро (а после Нового года - это скоро) начнётся новый круг творческого конкурса, потенциальные студенты пришлют свои тексты... Расскажите, как сейчас человек может поступить в институт - какова, собственно, процедура и её сроки?
- Да, потенциальные студенты до 15 мая 2009 года могут присылать свои тексты на новый творческий конкурс, который в последние два года составлял у нас, несмотря на демографический кризис, 9-10 человек на место. Затем эти тексты анализируются набирающими семинары писателями и другими преподавателями кафедры литературного мастерства, чтобы составить точную и объёмную картину способностей их авторов. На данном этапе происходит наибольший отсев. Отсекаются, например, хотя и грамотные, гладко написанные, сочинения подражательного характера, отвлечённые от жизни, фентэзи с искусственно придуманными Джонами и Майклами и их сражениями с духами зла или плоские выражения, особенно в стихах, обуревающих юношу или девушку мыслей и чувств. Предпочтение отдаётся самобытным индивидуальностям, с собственным, пусть иногда и "непричёсанным", языком, а также тем, кто при этом демонстрирует и основательную культурную, литературную подготовку. Последних, к сожалению, становится меньше. После конкурсного отбора текстов наступают экзаменационные испытания (для очников в июле, для заочников в августе): пишется этюд на заданную тему, который даёт возможность проверить у абитуриента способности творческого воображения и самостоятельного мышления, языковую палитру и т.п. Затем проводятся экзамены по русскому языку и литературе, а разрешение возможных сомнений, спорных вопросов, подведение итогов и окончательный выбор по сумме всех результатов осуществляется на заключительном собеседовании.
- Литературный институт всегда был интересен своим преподавательским составом. Я имею в виду не только руководителей творческих семинаров, но и преподавателей "общего курса" филологических дисциплин. Расскажите, пожалуйста, о сегодняшней ситуации - особенно интересны новые в ваших стенах люди.

- Если говорить о руководителях творческих семинаров, то их возглавляют уже многие годы такие разные по мировоззренческим и эстетическим предпочтениям писатели, как С. Есин, А. Рекемчук, В. Орлов, Р. Киреев, А. Королёв, Р. Сеф, А. Торопцев, И. Вишневская, Е.Сидоров, В.Гусев, М.Лобанов, В.Костров, Е. Рейн, Э. Балашов, О.Николаева, С. Куняев, И. Волгин, В. Голышев, Е. Солонович, А. Ревич и др. В самое последнее время к ним добавились И.Ростовцева, А.Варламов, Г.Красников. Это всё известные в нашей литературе имена, почитаемые и коллегами, и учениками. Большую пользу, по отзывам студентов, приносят им лекции наших профессоров, крупных учёных, специалистов по русскому языку А. И. Горшкова и Л. И. Скворцова, по древнерусской литературе А. С. Дёмина и А. Н. Ужанкова, по истории русской литературы Ю. И. Минералова, по отечественной истории А.С.Орлова. Они не только интересные лекторы, но и авторы авторитетных учебников и научных трудов в своей области. Недавно кафедру русского языка и стилистики возглавил такой же крупный учёный А. М. Камчатнов. Из упомянутых выше "Воспоминаний выпускников Литературного института им. А. М. Горького", из повседневного общения со студентами и преподавателями видно, как признательно они относятся к лекциям и семинарам профессоров и доцентов В. П. Смирнова, М.В.Ивановой, С.Б.Джимбинова, И. И. Карабутенко, Е. А. Кешоковой, Г. И. Седых, С. В. Молчановой, И. И. Болычева, С. Р. Федякина, Е. В. Дьячковой и других преподавателей Литинститута. Примечательно, что немалая часть среди них ранее являлась нашими студентами и аспирантами, что по-своему воплощает живую связь времён. Если говорить о новых преподавателях, то недавно к нам приглашены читать спецкурсы известные специалисты по литературному авангарду и творчеству А.Блока В.Н.Терёхина и С.С.Лесневский.

Беседовал Владимир Березин

http://www.litinstitut.ru/index.php?showlink=1&fid=131&p=links&area=1&categ=44
viperson.ru

viperson.ru

Док. 643874
Перв. публик.: 18.10.00
Последн. ред.: 12.04.12
Число обращений: 0

  • Айги Геннадий Николаевич (Лисин)
  • Айтматов Чингиз Торекулович
  • Ахмадулина Белла (Изабелла Ахатовна)
  • Казакова Римма Федоровна
  • Куняев Станислав Юрьевич
  • Михалков Сергей Владимирович
  • Приставкин Анатолий Игнатьевич
  • Искандер Фазиль Абдулович
  • Евтушенко Евгений Александрович
  • Есин Сергей Николаевич
  • Рекемчук Александр Евсеевич
  • Гусев Владимир Иванович
  • Лобанов Михаил Петрович
  • Волгин Игорь Леонидович
  • Николаева Олеся Александровна
  • Тарасов Борис Николаевич
  • Агаев Самид Сахибович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``