В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Круг: Опиум Назад
Олег Круг: Опиум
В свои 14 лет Игорь мало отличался от тех, кого пичкали в школе разумным и вечным. По большому счёту его меньше всего интересовало, есть ли Бог вообще или его нет. Но поучать старшее поколение по этому поводу считал необходимым.

Меньше всего думалось юному строителю коммунизма, что живет в кругу людей, которые начинали земной путь тогда, когда согласно вековым традициям верили в Бога, соблюдали религиозные праздники, жили по православным канонам. Сейчас они уже были стары и не всегда понятны, но что - то особенное в их поведении отличало от людей молодых и уже не верующих, как тогда говаривали, в церковные догматы.

Тогда геройством считался тот факт, ежели кто - то из пионеров проводил антирелигиозную компанию среди бабушек и дедушек. " Пионерская правда", газета подростков, была тому примером.

Добрейший человек, тётушка Настя, каждый вечер тайком, в сумерках, подходила к иконе и что то бормотала, осеняя лицо крёстным знамением. Игорь, каникулярный гость, ворочаясь в кровати, старательно громко кашлял, отвлекая старушку от иконы. Она терпеливо закрывала рот, ожидая, пока утихнут его хрюканья, и продолжала своё дело. Закончив, она неслышно проходила в свою комнату и потом ещё что - то шептала, как бы напевая.

Одним словом, Игорь, дитя своего времени, верил в неверие и шагал по жизни согласно выученным урокам. Но однажды...

Ходил в друзьях у родителя дед Сергей. Сергей Андреевич Большенков. О ту пору ему было далеко за восемьдесят. Но, не смотря на столь зрелый возраст, здоровьем обладал крепким. Не растерял ум и логику суждения. С ним всегда было интересно. Он как бы притягивал своей житейской логикой, простотой объяснения любой ситуации. Заковыристую проблему объяснял просто и убедительно. А сближало его с отцом Игоря любовь к бахчевым культурам. Даже не сам арбуз, а процесс его выращивания. Потому, каждый год, два разных по возрасту приятеля, брал земельный участок и сажал арбузы, дыни, что то ещё. Когда подходило время охранять выращенный урожай, дед Сергей превращался в сторожа, и тогда вся бахчевая округа строила временное жилище, где он и коротал времечко.

В один из таких дней Игорю разрешили пару ночей погостить на бахчевом участке в компании сторожа.

- Пап! Давай я с дедом Сергеем побуду немного! Свежий воздух, питание... - Игорь косо стрельнул в сторону матери. - Здоровье поправлю.
- Ты и так из деревни всё лето не вылезаешь! - добродушный голос ответил на предложение и согласие было получено.

Вечером, после будничной суеты, бесцельному беганью по бахчам и сытно поужинав, Игорь устроился на топчане и предался философским мыслям. Рядом, кряхтя и жалуясь на кости, улёгся дед Сергей и внимательно стал прислушиваться к трёпу пострелёнка, как говаривал дед. Трудно сказать с какой стороны, но разговор незаметно переключился на религию.

- Бога нет! - самоуверенно школьник начал разъяснительную работу с представителем поколения людей заблудшихся, а потому нуждающихся в просветительском наставлении.
- Дед Сергей, ну посуди сам! В космосе Гагарин был, Бога не видел! Небо, это воздух. А как там может человек удержаться? Он же не шарик первомайский! Летать не может!

На разглагольствования юного атеиста дед молчал, умными глазами уставившись в дальнюю точку жилища. Игорь скосил на него взгляд, думая, что он уснул. Но нет, глаза открыты.
- Деда! Почему молчишь. Ну вот докажи, что Бог есть!
- А это не надо доказывать! - мягко он останавливает задор собеседника. - Ты только верь и всё! Тебе будет легче!
- А зачем? Верить то?
- А вот давай возьмём случай. - Сергей Андреевич приподнялся над подушкой.- Ты вот по улице идешь. Отца держишь за ручку?
- Да вот уж! Маленький что ли? - обидным голосом Игорь высказал недовольство.- Я вон даже без отца на бахчах ночую.
- Хорошо, но раньше - то, наверное, за руку его держал, когда по улице гулял?
- Я тогда маленьким был.
- Вот, не отрицаешь, что опирался на руку отца. Ты в ней видел защиту и опору. И какой бы он ни был, для тебя всегда поддержка. А у отца, наверное, так же должна быть зацепка?

Этот вопрос как то озадачил Игоря. Зачем взрослому какая то поддержка? Отец и так сильный, всё знает, всё умеет.
- А ему - то она зачем? Он и так без неё справляется!
- Вот тут ты не прав! - дед опять лег на подушку. - Это только кажется, что человек взрослый. Тебе, другому. А для Создателя он маленький и неумелый. И ему, как и тебе, нужна помощь. Ты идешь по жизни и у тебя она есть, рука отца. Ты ухватился за неё и тебе спокойно на душе. А бате так же за что то надо... - дед как бы показывая поддержку, протянул руки к потолку и пальцы стали сжиматься в кулак. Потом разжиматься. -... Ухватиться, как ты, за руку родителя. Вот это и есть вера.

Игорь вдруг представил себе отца, который ищет поддержку. Получалось неубедительно и в каком - то тумане.
- Это опиум народа!- после некоторого молчания, Игорь повторил словечко, популярное в школе.
- Грех так - то говаривать! - почему то грустно ответил дед. - Ведь и сейчас, отрицая веру, поступают по православию.
- Кто? - Игоря рассмешила последняя фраза. - Кто поступает?
- Мал ты ещё, потому не поймешь.
- Ну что ты заладил, мал-мал. Расскажи, кто поступает?

Дальше не переходя на личности, а только поминая сказки, книги, фильмы, дед Сергей как то пытался объяснять свою позицию.
- Вот ты говоришь, кто поступает? А оглянись вокруг. На праздники с какими портретами идут демонстранты?
- Ну-у, кто то из правительства.- Игорь толком и не знал, почему огромные фотографии украшали толпы людей в период всенародного шествия по городской площади. - Зато весело и музыка играет.
- Так и в наше время так - же праздники были. Так - же много радости и цветов. Только мы иконой украшали шествие! Поклонялись тому, кто даёт покой в душе. А сейчас вместо икон, портрет несут. Хвалят того, который такой же, как и все. Только должностью выше. Я мальцом был, но помню, что портретов на праздниках не носили. Единственный раз и то с черной лентой. Мне тогда уж осемнадцать стукнуло. Губернатора нашего бывшего убили. Так вот народ панихиду сотворил с крестным ходом. Жалко было человека.
- А кто это такой?
- Столыпин! Петр Аркадьевич!- Сергей Андреевич тяжело вздохнул, а Игорю фамилия показалась знакомой.
- Где то на уроке слыхал. Все равно, если губернатор, значит угнетатель народа. - как учили, так и ляпнул юный пионер.
- Не по людски всё это, -настаивал на своем дед Сергей.
- А как же война, это тоже от Бога? - ехидно спросил Игорь. - Почему твой господь не сделал так, чтобы её не было?
- А это и говорит о том, что люди где то грех непростительный сотворили, на искушение дьяволу поддались. Но и тут Господь старается вразумить, на путь истинный наставить. Думаешь, зря к церкви повернулись в военные годы?

Игорь не понимал, о чем речь и кто к кому повернулся.
- Во время войны маршал Жуков победил! И твой Господь тут не при чем.
- Может оно и так, только после того, как прошел крёстный ход, врага сломили. Ну, ничего, придёт время, образумится народ. Только...

К тому времени у Игоря пропал интерес к философским рассуждениям и он повернулся на другой бок, чтобы быстрее уснуть, одним ухом прислушиваясь к дедовым словам, не понимая их.

Прошло немало лет, прежде чем Игорь сам стал взрослым.
К тому времени поколение Сергея Андреевича незаметно покинуло грешную землю, оставив общество в одиночестве с природой и тем раем, которое пыталось построить.

Портреты, которые самозабвенно таскали на городских шествиях, уволокли на свалку истории. По традиции появились новые небожители. Потом их так же бесславно убирали, а на не выгоревших пятнах стен кабинетов вешались новые мор... пардон, фотографии.

Следом за портретами на свалку полетели учения и научные труды, над которыми потело не одно поколение студентов и школьников.

На смену коммунистическому завтра пришло сегодняшнее рыночное процветание, пустословие и беспардонное враньё. Вдруг вчерашние атеисты превратились в ярых ревнителей веры, как - то незаметно бросились возрождать порушенные храмы и церкви.

Потихоньку, но сбылось предсказание старого бахчевода. Сейчас Игорь и жалел, что не дослушал деда Сергея. Ведь он что - то говорил о возврате к церковным обрядам, куполам, вере. Что - то очень важное упустил Игорь в тот вечер. Наверное, не так видел старик возврат к вере православной. Наверное, видел ту пропасть, которая образовалась за десятилетия безбожия и отсутствия терпимости друг к другу.

И если вчерашние водители коммунистической морали как то пытались сеять добро в народе посредством кино и печати, то нынешние идеологи от политики и нравственности пустили это дело на самотёк. И получилось, что младенец, как говаривал дед Сергей, если ещё недавно имел какую - то жердочку, чтобы словно за руку отца ухватиться, пусть и с коммунистическим учением, то нынче нет и её. И топает общество под громкие призывы глобализации и модернизации туда, куда само не ведает. Словно заблудший ребёнок, отставший от ясельной группы в городском сквере.

О. Круг.
Viperson.ru

Док. 644002
Опублик.: 24.10.11
Число обращений: 0

  • Круглов Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``