В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: В последнее десятилетие термин `креативный класс` прочно вошел в обиход политиков и исследователей. Это связано с реальными процессами в жизни государств... Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: В последнее десятилетие термин `креативный класс` прочно вошел в обиход политиков и исследователей. Это связано с реальными процессами в жизни государств...
Креативный класс и идеология русского социализма

Люди справедливо чувствуют себя
брошенными. Кропотливая партийная
работа... заменена попытками встроиться
в макушку власти[1].

"НГ". От редакции


В последнее десятилетие термин "креативный класс" прочно вошел в обиход политиков и исследователей. Это связано не только с появлением модных работ, получивших широкую известность, но с теми реальными процессами в экономике и социальной жизни государств, в которых творческая деятельность стала играть всё большую роль. Именно с конца прошлого века стало можно говорить о том, что эта деятельность превратилась в профессиональную деятельность, даже образ жизни отдельных социальных групп, часть которых (ученые, педагоги) существовали и раньше, а часть появилась только во второй половине ХХ века.

На мой взгляд, это связано и четко коррелируется с новым этапом (информационно-коммуникационным) научно-технической революции второй половины ХХ века, изменившим не только экономическую, но и социальную структуру общества. В XXI веке уже можно говорить как о креативной экономике, так и о креативном обществе.

В этой связи неизбежно встал вопрос о политическом отношении к новым креативным слоям как правящих элит, так и прежних слоев и классов. Прежние идеологии не дают ответа на этот вопрос, хотя некоторые авторы и связывают появление и (главное) поведение креативного класса с некими универсалистскими нормами. На мой взгляд, идеология русского социализма должна ясно ответить на этот вопрос, признав, что:

- креативный класс остается не только творческим, но и национальным классом. Более того, его творческие возможности во многом предопределяются национальными школами и традициями;

- креативный класс однозначно является собственником своего творчества и в этом смысле меняет представления о собственности и производственных отношениях;

- креативный класс в максимальной степени заинтересован в социальной справедливости и эффективной экономике (менее ресурсоемкой, экологичной и т.д.);

- креативный класс как новый субъект политической жизни имеет полное право на управление, в т.ч. руководство;

- креативный класс во все большей степени определяет темпы развития нации и ее экономики, обозначая тенденцию, когда максимальный прирост обеспечивается не за счет национальных ресурсов, а за счет творческой деятельности. Этот ресурс не только неисчерпаем, но и нарастает по мере его использования.

Данная работа представляет собой попытку связать в качестве важной цели условия развития креативного класса с опережающим национальным развитием России. Идеология русского социализма в своих важнейших положениях формирует такую систему взглядов, которая ориентируется на креативный класс как на главную силу экономического и социального развития нации.

В этом смысле идеология русского социализма - это идеология креативного класса и для креативного класса, а для нации - идеология национального опережающего развития. Для нынешней России сегодня принципиально важно четко определить роль и значение креативного класса в стратегии национального развития. На этот счет существует несколько, порой, полярных мнений. Так, некоторые эксперты полагают, что креативный класс как самостоятельный класс вообще не существует. Кто-то - что этот класс вреден. А кто-то придает ему универсально-исключительное значение, исключает национальные особенности и специфику.

Отдельно следует сказать о политической власти и креативном классе. С одной стороны, творческие люди и группы крайне дорожат личной и творческой свободой и далеко не всегда активны в политической жизни, но, с другой стороны, ведущая экономическая и социальная роль творческого класса неизбежно вынудит его участвовать в политической жизни.

Более того, в последние годы немало примеров самоорганизации творческих групп в информационном пространстве, выдвигающих порой острые социальные и политические проблемы. Эта активность в целом стала неожиданной для правящей элиты в России, которая попыталась взять ее под контроль и даже участвовать в ней. До этого в начале столетия правящая элита первой стала использовать информационные ресурсы Интернета в политических целях (Г. Павловский и портал "Страна.ру" и т.п.), формируя общественное мнение интернет-сообщества. К 2011 году сформировалась огромная интернет-аудитория, составляющая значительную часть нации. Причем быстрорастущую и, что немаловажно, активную. Социальные сети стремительно формируют целевую аудиторию, которая выходит из-под влияния электронных СМИ. Опыт стран Северной Африки и Норвегии (после зверского убийства десятков людей в июле 2011 года) показывает возможности сетевых ресурсов. Это говорит о том, что у креативного класса появляются свои медийные и политические инструменты самоорганизации и общественно-политического влияния. Те, которых прежде он был лишен. И те, о которых мы пока что еще не знаем.


______________

[1] От редакции // Независимая газета. 2011. 26 июля. С. 2.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

04.12.2011

www.allrus.info



Док. 644887
Перв. публик.: 05.12.11
Последн. ред.: 06.12.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``