В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы ведем розыск на уровне информации - интервью с М. Оразовым. Назад
Мы ведем розыск на уровне информации - интервью с М. Оразовым.
УП. Михаил! Расскажите о вашей компании?
Нашу компанию мы решили назвать "Служба корпоративной и частной безопасности "Помогите", потому что главная наша задача - это оказание помощи конкретным людям.
Безопасность нужна не только тогда, когда нам что-то угрожает. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, не всегда нужен частный охранник. В понятие "безопасность" с нашей точки зрения входит все, что касается нормальной жизнедеятельности человека, человек может чувствовать себя более-менее в безопасности тогда, когда он хотя бы мало-мальски защищен. Для этого мы разрабатываем определенные программы безопасности, которые касаются граждан всех возрастов - от школьников до людей преклонного возраста.
Воспользоваться услугами частных охранных агентств, по разным причинам, может далеко не каждый. Во-первых, потому, как я уже сказал ранее, не всегда нужна персональная охрана, а во-вторых, не каждый может оплатить услуги в силу их дороговизны. В связи с этим не так давно с нашими американскими партнерами мы решили ввести на российский рынок пластиковые карты по дисконтной программе "Экстренная помощь". Смысл программы заключается в том, что владелец этой карточки, кроме того, что получает быструю юридическую помощь, а также помощь в области безопасности и защиты, к тому же получает возможность оплатить услуги со скидкой до 30 % в России и за рубежом.

УП. Не могли бы вы рассказать случай из вашей практики?
Интересный случай у нас был совсем недавно. К нам обратились сотрудники РУБОП одного из регионов России за помощью в выявлении местонахождения людей, которые похитили 7 млн. долларов бюджетных денег(!). Так как сотрудники этого ведомства не могли обратиться к нам сами, посредниками между нами выступили сотрудники службы безопасности одного из банков России. У нас кроме штатных сотрудников есть большое количество и внештатных работников, с помощью которых мы выполняем, на мой взгляд, достаточно эффективно, задачи в области международного розыска. Собственно, именно по этой причине они и обратились к нам. На тот момент РУБОП того региона уже полгода проводил розыск преступников, мы же в течение трех дней имели необходимую информацию о том, в какой стране находятся преступники и под какими фамилиями. Обо всем этом мы сообщили сотрудникам того ведомства, в результате чего, в декабре 2000 года, они были арестованы. Удивительно, но 7 млн. долл. эти люди вывезли в чемоданах. Это вообще нереально, но у нас в России это возможно.

УП. Как вы полагаете, почему это стало возможным?
Данную преступную группу прикрывали некоторые служащие банков и правительства той республики. Поэтому понятно, что к ним было доверие. Более того, известно, кто эти покровители и некоторые из них, насколько мне известно, уже арестованы. В преступной группе работали высококвалифицированные профессионалы, которые выполняли в том числе и роль курьеров. Если сейчас остановить человека, ему достаточно показать удостоверение сотрудника милиции, чтобы его не досматривали. В группе были курьеры, которые имели такую возможность. Результатом нашей работы стало то, что через две недели преступники, которые были под другими именами, были арестованы сотрудниками милиции.

УП. Вы сказали, что сотрудники РУБОП не могли решить эту задачу в течение полугода. Вы же с этим справились достаточно быстро. За счет чего?
Не то чтобы не могли справиться. Они просто полгода проводили оперативное следственное мероприятие.
Во-первых, оперативные сотрудники лишены некоторой информационной поддержки из-за рубежа, в большей части из-за действующей бюрократической системы.
Во-вторых, возможно, не каждый сотрудник заинтересован в финансовом плане в раскрытии того или иного дела. Я думаю, что это не секрет для тех, кто сталкивается с милицией, что никто не станет сейчас работать над раскрытием того или иного дела, если нет материального интереса. Маленький пример: совершена банальная квартирная кража. Сотрудники уголовного розыска местного отделения милиции предложили расследовать дело частным образом. А это значит - кто-то будет получать вознаграждение. Такие случаи бывают очень часто.
В-третьих, сейчас не так много, к сожалению, высококвалифицированных профессионалов. Достаточно просто понять, как сейчас идет набор сотрудников в милицию.

УП. Куда же делись профессионалы?
Профессионалы все-таки есть, и они работают, но, к сожалению, их не хватает. Многие из них уходят в частные структуры. А это очень опасная вещь, потому что иногда частные структуры бывают тесно связаны с преступными группами. Многие позиции в преступных группах занимают люди, которые раньше были в спецслужбах. Есть даже и действующие сотрудники, которые тесно связаны с криминалом.
Поэтому менее квалифицированные люди, которые приходят вместо ушедших профессионалов, часто не справляются со своими задачами.

УП. Вы также сказали, что одно из преимуществ частного сыска - это не обязательное следование многочисленным бюрократическим процедурам, инструкциям, подведомственным актам. В таком случае возникает вопрос, что является законодательной основой для вашей деятельности? Ведь вы же не можете действовать антиконституционно?
Мы не можем искать человека, получать на него информацию по просьбе частных лиц. Мы этого не делаем.
В том, что мы сами ищем, возможно, есть нарушение. Но мы не проводим задержания. Мы ведем розыск на уровне информации. Единственное нарушение здесь в том, как мы добываем информацию. Понятно, что часть информации закрыта, ее не должны давать, особенно частным компаниям. Но мы ее получаем.

УП. Считаете ли вы, что несовершенство существующего законодательства лишает вас важных преимуществ по сравнению с работой соответствующих государственных органов?
Мне кажется, одна из главных проблем - ограничение законом возможности сотрудничать создающимся частным охранным структурам с государственными структурами. Часть документов, которые находятся в распоряжении, например, милиции не может выдаваться частным детективным агентствам. Если бы частный сыск был в более тесном взаимодействии с государственными органами: милицией, налоговой инспекцией, ФСБ, думаю, это был бы очень важный шаг в пользу государства.
В Америке мы готовим к изданию книгу под рабочим названием "Мародеры". Главная ее тема - как уходят деньги за границу и что уходит за границу кроме денег. Этим занимаются многие бизнесмены. Это большие деньги. Это тоже мародерство, только на высоком уровне.
Мы уже сегодня можем сказать, куда и по каким схемам уходят деньги. Но спецслужбы также прекрасно об этом знают. К сожалению, и в спецслужбах тоже существует такое понятие, как заказ. Все уже известно о людях, достаточно только получить заказ.

УП. Вы сказали о новом направлении деятельности - поиске денег, которые уходят. Очевидно, что все эти операции подчиняются определенному алгоритму. Занимались ли вы подобными вещами раньше? Известны ли вам хотя бы некоторые алгоритмы того, как это происходит?
Мы занимались подобными вещами, и поэтому я говорю, что мы знаем, по каким схемам отправляют деньги некоторые компании, в том числе некоторые издательства и компании шоу-бизнеса.

УП. В СМИ описывается довольно много историй, связанных с коррумпированностью государственных чиновников, в том числе работников силовых ведомств. А коррумпированность в частных охранных предприятиях есть?
Есть, конечно.

УП. С чем она связана?
Я убежден, что проблема взяток состоит не только в том, что кто-то мало получает денег. Очень многое зависит от нравственной культуры человека.
Простейшая схема может быть такой. Одна частная охранная компания нанимает другую компанию, которая имеет лицензию на обслуживание в области безопасности. Некоторые частные охранные предприятия, которые могу быть связаны с преступными группировками, являются наводчиками. Они добывают информацию, передают ее "криминалу".
С помощью некоторых частных охранных предприятий разрушаются крупные фирмы. Их тоже как бы "заказывают". Не знаю, можно ли это назвать коррумпированностью, но это некий подкуп, когда мы доверяем охраннику, а он передает информацию, которая должна быть закрыта.
Среди юристов тоже имеются случаи подкупа. Есть примеры, когда при рассмотрении договора о некой сделке, адвоката подкупает противоположная сторона. И он, в свою очередь, рекомендует клиенту поставить свою подпись под документом, который составлен не в пользу его доверителя.

УП. Но масштабы этих явлений более скромные по сравнению с государственными органами?
Сведений у меня таких нет. Но могу представить, что они меньше.

УП. Насколько сильна специализация в частных охранных предприятиях? Или вы за универсального сотрудника?
Нельзя ответить однозначно. Думаю, не должно быть универсального сотрудника, потому что некоторые задачи уникальны и требуют высокой квалификации и опыта. Решение некоторых задач нельзя поручить любому.

УП. Какие качества личности неприемлемы для того, чтобы успешно работать в частных охранных структурах?
Относительно частных охранных структур лучше спросить у тех, кто их организовывает. А в нашей ситуации человек, кроме того, что имеет опыт, должен быть обязательным. У любого человека есть некоторые психологические черты, которые не совсем просто сформулировать, но которые настораживают. Например, неуверенность или растерянность в ответах.
Здесь должны быть более хладнокровные, обязательные люди, которым можно доверять.

УП. Каковы основные направления Службы корпоративной и частной безопасности "Помогите", одним из сотрудников которой вы являетесь?
Одна из главных задач - создать координационный центр, куда за помощью может обратиться любой человек. Это может быть физическое лицо, частная либо государственная компания. И мы должны будем оказать любую помощь, связанную с организацией безопасности.
Для этого мы вводим пластиковые карточки, которые определяют тот или иной пакет услуг. По международной карточке человек может получить помощь, находясь в другой стране. Случаи могут быть разные - и трагические, и самые банальные. Например, проблема с медицинским страхованием во время пребывания за границей.
Для юридических структур также существуют карточки абонентского обслуживания. Имея такую карточку, компания может в любое время обратиться к нам либо за консультацией, либо за конкретной помощью.

УП. И самое последнее. Если возможно, расскажите, как состоялась ваша карьера?
Она еще не состоялась


Источник: ``Управление персоналом`` #3, 2001
http://magazine.hrm.ru/db/hrm/5381028283A1BD10C3256AAB0042E31D/category.html

Док. 645911
Перв. публик.: 29.03.01
Последн. ред.: 19.01.12
Число обращений: 0

  • Оразов Михаил Кемальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``