В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Моногорода - предложения по комплексному решению проблемы Назад
Моногорода - предложения по комплексному решению проблемы
В.А.Гамза, А.Н.Ряховская,
Финансовый университет при Правительстве РФ

Программа индустриализации страны как главная цель развития Советского Союза на определенном этапе потребовала создания компактных городов-заводов. В результате в европейской, уральской и сибирской частях России были построены сотни моногородов (более 40% всех городов) и монопрофильных поселков городского типа (более 60% всех поселков). Такой подход в тот период оказался эффективным с точки зрения решения задач индустриализации и территориального размещения производительных сил, концентрации трудовых ресурсов и социального обеспечения населения.

Однако за последние 30-40 лет в России произошли глобальные структурные общественно-политические, социально-демографические и финансово-экономические изменения. Большая часть городов-заводов, имея огромную социальную нагрузку в результате старения населения и теряя конкурентоспособность в силу запредельного износа основных средств и использования устаревших технологий, перестала быть рентабельной и не имела возможности накопить или привлечь инвестиционные ресурсы для модернизации.

Частные собственники градообразующих предприятий (как правило, их бывшие руководители), получив в 90-е годы сильно недооцененные и незагруженные предприятия, воспринимали их восстановительный рост в постдефолтный период как результат своего "эффективного" управления. На самом деле рост выпуска продукции обеспечивался экстенсивным расширением производства и значительным увеличением кредиторской задолженности, а текущая рентабельность - существенным ростом цен за счет потребительского бума, стимулируемого потребительским кредитованием, в том числе и самими предприятиями.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса большинство городов-заводов сразу же стали низкорентабельными либо убыточными в силу резкого сокращения сбыта и относительного роста накладных расходов, в том числе за счет сохранения значительной социальной нагрузки. В моногорода перестала поступать часть избыточной экспортной сырьевой ренты, которую они получали в процессе ее перераспределения в российской экономике. Кредиторская задолженность стала непомерной для обслуживания в условиях сократившейся (иногда - в несколько раз) денежной выручки предприятия. Возобновившийся в расчетах бартер, а также снижение и задержка зарплаты лишь усугубили ситуацию.

Учитывая, что монопрофильные города и поселки городского типа в докризисный период создавали около 40% ВВП и формировали более 50% региональных и муниципальных бюджетов, необходимо принятие неотложных мер по модернизации, полной реструктуризации или банкротству градообразующих предприятий. Такая колоссальная работа не может быть эффективно проведена автономно по каждому отдельному предприятию - требуется комплексный государственный подход, позволяющий решить инфраструктурные социально-экономические задачи в рамках всей страны.

Полагаем, что единую государственную программу модернизации градообразующих предприятий можно квалифицированно (на основе глубокого анализа широкого массива информации о состоянии моногородов) подготовить и системно, в сжатые сроки и эффективно реализовать путем создания специализированного государственного агентства. Данному агентству могут быть установлены следующие функции:
o    системный мониторинг социального, экономического и финансового состояния градообразующих предприятий монопрофильных городов и поселков;
o    разработка и реализация государственной программы и целевых проектов социально-экономической модернизации моногородов;
o    контроль реализации мер государственной поддержки моногородов и градообразующих предприятий;
o    организация реализации в моногородах государственных, в том числе венчурных, программ развития малого и среднего инновационного бизнеса;
o    осуществление прямого антикризисного управления моногородами;
o    санация и реструктуризация градообразующих предприятий;
o    выкуп, санация, реализация или банкротство проблемных активов градообразующих предприятий;
o    реализация процедур банкротства градообразующих предприятий с использованием механизма, подобного используемому Агентством по страхованию вкладов при банкротстве кредитных организаций.

viperson.ru

Док. 646624
Перв. публик.: 07.10.11
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``