В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чудак-человек Назад
Чудак-человек
"Без культуры людям плохо даже в кризис. В театрах и сейчас полно народу, едва ли не больше, чем обычно", - сказал гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин
             
Чеховский фестиваль - cамое главное событие театрального года - продлится c 26 мая по 2 августа. Москвичам покажут новые спектакли Робера Лепажа, Мэтью Боурна, Пины Бауш, Матса Эка, конного театра "Зингаро" и сразу несколько цирковых представлений, аналогов которым в нашей стране просто нет. А как удалось собрать все это в кризисные времена, "Итогам" рассказал генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин.

- Валерий Иванович, может, не вовремя сейчас Чеховский фестиваль, в разгар кризиса?

- Знаешь, когда мы только начинали в 1992 году, в стране тоже был кризис, да что там кризис - перелом судьбы. Мне со всех сторон говорили: "Ты что, с ума сошел, в такое время фестиваль организовывать?" А мы все-таки сделали его и оказались правы. Привезли в Москву лучшие спектакли со всего света, показали публике, что такое настоящий театр для людей, и они к нам потянулась. Думаю, и сейчас мы окажемся правы. Да, в тяжелые времена руководству страны не до культуры, но простым людям без нее плохо даже в кризис. Посмотрите, в театрах и сейчас полно народу, едва ли не больше, чем обычно.

- В других странах дорогостоящие фестивали не отменяются ли?

- Ну вот я только что был в Испании на премьере спектакля "Платонов" по Чехову в Центре драматического искусства Мадрида. Три часа идет спектакль, непростой текст, а публика смотрит, затаив дыхание. Авиньон будет, Эдинбург будет, Берлин прошел только что. Ничего нигде не сворачивается, везде правительства понимают их важность. Слава богу, понимают и у нас. Москва всегда нас поддерживала, поддер-жало и федеральное правительство. Наш бюджет состоит из трех частей. Треть - от Минкультуры (правда, их мы до сих пор не получили), треть - от московских властей, а треть - наши. Это и спонсоры - у нас уже появились постоянные партнеры, - и выручка от билетов.

- Неужто никто не отказал?

- Нет, как ни удивительно. Но все-таки вынужден констатировать: на кризис мы попали, точнее, попали на курсовую разницу. Договоры с иностранными театрами мы, естественно, заключаем в валюте, а деньги нам выделяют в рублях. Так и образовался у нас дефицит в 15 миллионов. Гигантская сумма на самом деле, и взять нам ее неоткуда. Мы и так все, что могли, поджали. Сократили количество спектаклей конного театра "Зингаро", уж очень дорого он нам стоит. Шатер в "Коломенском" строить надо, корабль на прикол рядом ставить (там живут участники), электричество безумно подорожало... Короче, все театры привезем непременно, а как из дефицита выбираться, не знаю. Если мы сможем продать максимум билетов, будет уже хорошо. А с другой стороны, у нас нет денег на рекламу. Правда, есть сарафанное радио, на него и будем надеяться.

- Цены на билеты поднимаете?

- Мы всего лишь немножечко их скорректируем. Если установили на какой-то спектакль самые дорогие билеты в 3 тысячи, то так они и будут стоить. Внутри этих рамок, да, чуть-чуть увеличим. Прекрасно понимаю, что наши постоянные зрители не так уж богаты, а для нас очень важно, чтобы эти люди пришли в театр. Так что коренного изменения цен не будет. Да, ситуация у нас непростая. Кризис, казалось бы, только краем нас зацепил, но в следующем году 150-летие со дня рождения Чехова, и мы уже сейчас к нему готовимся (около 15 совместных постановок), так что попасть в долговую яму очень бы не хотелось.

- Откуда этот предел в три тысячи? Сейчас на многие хитовые спектакли в Москве цены взвинчены до пяти...

- Понимаешь, какая штука, у нашего фестиваля иная публика. У нас тоже есть несколько билетов по пять тысяч на спектакль "Дориан Грей" Мэтью Боурна, он считается главным хитом этих летних месяцев. И еще по этой же цене совсем чуть-чуть билетов (четыре или пять) на Пину Бауш. Очень уж дорогие для нас эти спектакли. Но несколько билетов, легко догадаться, ни на что не влияют, в общем масштабе они - ничего, мелочь. Поднять цены на все остальное было бы неправильно. А потом, "Рассказы Шукшина", которые вы, наверное, имели в виду, играли в зале на 200-300 мест. Да и показывают его три раза в месяц. А мы играем спектакли десять раз подряд - много ли найдется желающих выложить такие деньги? Знаю, есть спекулянты, которые уже сейчас покупают билеты на Мэтью Боурна по три - пять тысяч, а продают за 10. Но, говорю вам, это маленькая прослойка наших зрителей. Поэтому средняя цена на наши билеты - тысяча рублей. Совершенно демократичная, нормальная цена.

- Получается, все у вас хорошо... Чудак вы, ей-богу.

- А почему должно быть плохо? Ну да, дефицит пугающий, но выберемся, я надеюсь. Не в первый раз с проблемами сталкиваемся. Может, это авантюризм мой, может, оптимизм неумеренный, но я уверен - все будет хорошо. По крайней мере в этом году. А вот что будет на следующий год, я пока не знаю. Фестивали мы проводим раз в два года, но следующий год - юбилейный для Чехова, и должен состояться, так сказать, внеочередной фестиваль, мы давно представили свои сметы, но теперь мне говорят, что все будет заново рассчитываться. Вот по какому поводу я по-настоящему волнуюсь. У нас заделана колоссальная программа, проводить ее мы должны были в разных городах, и в Питере, и в Екатеринбурге, и в Париже. Это и совместные постановки, и привозные спектакли. Словом, в январе следующего года в юбилейные дни покажем в Москве четыре спектакля: "Тарарабумбия" Дмитрия Крымова, "Скучная история" - ее будет делать Дмитрий Черняков, "Свадьбу" Владимира Панкова, которую он сделал при нашем участии в Минске, и "Донку" - фантазию Даниэле Финци Паска по мотивам жизни и творчества Чехова. А летом должен пройти внеочередной фестиваль, привезем только чеховские спектакли. Впрочем, что будет в итоге, сказать трудно. Ведь наши столичные театры тоже в кризис попали, денег им на постановочные расходы гораздо меньше переводят, а кое-где и вовсе перестали. Так они взвинтили цену на аренду. Сижу и думаю: где теперь играть? Полагаю, пришло время идти к Лужкову, просить для фестиваля свое помещение. Раньше я как-то спокойно к этому относился, а теперь жизнь подсказывает: надо. Сейчас, конечно, не время, но, если переживем этот кризис, с протянутой рукой пойду просить какой-то театр мест на 450-500, театр-трансформер на манер западных. Иначе не знаю даже, как дальше строить свою работу.

http://www.itogi.ru/iskus/2009/22/140619.html

Док. 646666
Перв. публик.: 25.05.09
Последн. ред.: 08.02.12
Число обращений: 0

  • Шадрин Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``