В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Мир в XXI веке находится в состоянии фазового перехода из прежнего состояния международных отношений, общества и экономики в качественно новое, пока что не известное, не изученное и даже не предполагаемое... Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Мир в XXI веке находится в состоянии фазового перехода из прежнего состояния международных отношений, общества и экономики в качественно новое, пока что не известное, не изученное и даже не предполагаемое...
Новые международные реалии безопасности в период "фазового перехода"[1]

Фазовый переход, в широком смысле - переход вещества из одной фазы в другую при изменении внешних условий[2].

Л. Ландау, Е. Лившиц


То, что некоторые народы Европы
проходили за долгие столетия ..., иные
страны, вынужденные обращаться
к догоняющим моделям должны
проходить за краткие отрезки ...,
сосредотачиваясь в основном на
технологической стороне дела (подч. А.П.)[3].

Н. Симония


Мир в XXI веке находится в состоянии фазового перехода из прежнего состояния международных отношений, общества и экономики в качественно новое, пока что не известное, не изученное и даже не предполагаемое.

Все элементы мировой системы в XXI веке переживают состояние фазового перехода из одного состояния международных отношений, общества и экономики в качественно новое, пока что не известное и не изученной. Более того, мало кто берется прогнозировать, в какое. С.П. Капица и ряд других авторов - естественников и обществоведов - заметили все признаки такого фазового перехода еще на рубеже нового тысячелетия. Так, говоря о человечестве как системе, С.П. Капица отмечает сложность ее анализа при "... переходе от сложного к сумме более простых и, казалось бы, независимых элементов" - от стран к регионам, сословиям, общинам, отдельному человеку. Такой путь, отмечает ученый, "... часто ничем не заканчивается, поскольку не ясно, что считать элементарной составляющей общества". При этом, справедливо замечает он, - "В сложной системе, по определению, необходимо учитывать взаимодействие всех составляющих ее частей"[4].

В качестве альтернативы он предлагает "путь обобщений, когда в сложной системе выделяют самое главное... Именно такой подход использован при описании роста человечества как динамической системы, единственной характеристикой которой становится численность населения Земли[5].

Подобный переход порождает многочисленные проблемы и угрозы, о которых философы и политологи пишут в начале XXI века немало. В агрегированном виде, эти вызовы, на мой взгляд, их наиболее удачно изложил профессор В.Е. Ленский на одном из заседаний Экспертного Совета Федерации по международным делам.

Первый - управление мировым сообществом в интересах отдельных субъектов через финансовый механизм. Этот механизм понятен - деривативные пирамиды, доллар, который не подкреплен материальными и нематериальными активами. Это ясно.

Второй вызов - массовое разрушение субъектности развития стран, которые пытаются выйти на курс развивающихся стран. Устранение конкурентов в сфере развития высоких технологий. Это четкий процесс, в котором участвуют прежде всего Соединенные Штаты Америки и ряд других стран.

Третий вызов - нарастание тенденции организованного сокращения численности населения в странах, не включенных в круг избранных.

Четвертый - снижение социокультурного разнообразия мирового сообщества.

Пятый вызов - слабая защищенность от технологических вызовов XXI века

Шестой - низкая степень субъектности развития человечества для решения проблем, которые возникают перед человечеством.

Вот шесть вызовов, которые, на мой взгляд, являются одними из ключевых сегодня и на которые надо искать ответы[6].

Действительно, подобный подход многое объясняет. В том числе и феномен "сжатия исторического времени", когда вся история, весь исторический процесс являют признаки закономерного экспоненциального ускорения: 1-ая фаза - 30 тыс лет; 2-ая - 7 тыс; 3-я - около 2 тыс лет; 4-ая - около 1,5 лет; 5-ая - около тысячи лет; 6-ая - около 300 лет; 7-ая фаза - немногим более 100 лет. Продолжительность 8-ой фазы пока определить невозможно. Но ясно, что поэкспоненциальному графику развивается как демографический процесс, так и научно-техническая революция, которые неизбежно должны перейти к вертикальной линии, равносильной бесконечности. С.П. Капица, ссылаясь на петербургского историка И.М. Дьяконова, говорит, что "если не предвидеть катастрофы ... хочется верить, что премудрый Home sapiens сумеет ее предотвратить"[7].

К сожалению, сегодня политики мало озабочены решением этой проблемы, которую я бы назвал как проблема фазового перехода всей системы международных отношений и всего человечества. Она кажется слишком абстрактной и далекой. Более того, пытаются решить ее традиционными, заранее негодными средствами. Так, в июле 2011 года США обнародовали новую Стратегию оперативных действий в киберпространстве, предусматривающую превентивное использование военной силы против государств, заподозренных в намерениях использовать киберугрозу[8].

Получается, что чем сложнее становится мир и проблемы, стоящие перед человечеством, тем проще выглядят способы их решения. Правящие элиты развитых стран и прежде всего США не хотят замечать это противоречие, игнорируют предостережения по этому поводу. Более того они пытаются воспользоваться этими изменениями для того, чтобы переформатировать мир по-новому в угоду своим интересам, сделать модель управления более изощренной и эффективной. Можно согласиться с мнением заместителя Секретаря Совбеза Казахстана М. Шайхутдиновым, который полагает, что "Переформатирование глобального геополитического ландшафта является, по сути, новейшей модификацией передела мира, имеющей ряд отличительных особенностей. Важным признаком нового раунда становится не буквальный захват и присоединение территорий в духе колониальных империй, а установление долгосрочного контроля над странами, регионами и мировыми коммуникациями. На первый план выходит не прямое подчинение, а формирование вассальных отношений; не опора на конкретных лидеров, а пестование компрадорских элит. Преследуя свои интересы, сильные мира сего не останавливаются перед насильственной сменой неугодных режимов, используя как реальные, так и надуманные предлоги. Как результат - некоторые государства приходят к выводу, что лучшей гарантией от внешнего вмешательства является наличие ядерного оружия"[9].

Иными словами мы видим сознательное игнорирование правящими элитами ведущих государств реалий фазового перехода и появления качественно новых угроз, на которые спешат обратить внимание лишь тогда и в той степени, когда это совпадает с пониманием ими своих интересов.

Между тем происходит именно фазовый, качественный переход, требующий таких же качественно новых мер реагирования. К которым правящие элиты не готовы. Самые первые признаки перехода в такое качественно новое состояние заметил еще В.Н. Вернадский в начале 40-х годов XX века, назвав его "ноосферой", "сферой разума". К сожалению (и я писал об этом еще в 80-е годы), "сфера разума" отнюдь не означает "разумность". Это, скорее, констатация того, что влияние человека, его интеллектуальной деятельности на биосферу стало критическим. Причем сегодня, к сожалению, до конца неизвестен знак этого влияния - минус или плюс. Ясно, что определяющими будут две мировые тенденции, развивающиеся по экспоненте - научно-технический прогресс и демография, - но каковы будут последствия для других областей? Прежде всего какова будет проблема обеспечения мировой (именно мировой, а не международной) безопасности, которую можно разделить в свою очередь на многие подпроблемы.

К сожалению, складывается впечатление, что сегодня "сфера разума" не тождественна "разумности", в частности, разумному поведению правящих элит, которые сохраняют старые алгоритмы. Понятно и очевидно, что при качественных изменениях такие алгоритмы работать не будут и принесут новые и новые проблемы. Вопрос только в том, останется ли время, чтобы потребности "сферы разума" соответствовали уровню "разумности" в поведении элит?


____________

[1] Фазовый переход - зд. качественный переход в экономике, науке, обществе.

[2] Ландау Л., Лившиц Е. Статистическая физика, 2 изд., М., 1964 (Теоретическая физика т. 5).

[3] Судьбы ученого, судьбы науки. В кн.: Восток-Запад-Россия. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 23.

[4] Капица С.П. Об ускорении исторического времени. В кн.: История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Отв. ред. Л.Е. Грипин и др. М.: КомКнига, 2006. С. 15.

[5] Капица С.П. Об ускорении исторического времени. В кн.: История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Отв. ред. Л.Е. Грипин и др. М.: КомКнига, 2006. С. 15.

[6] Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение. М.: Совет Федерации. 2011. С. 312, 313.

[7] Капица С.П. Об ускорении исторического времени. В кн.: История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов / Отв. ред. Л.Е. Грипин и др. М.: КомКнига, 2006. С. 19.

[8] Зубков К. Пентагон объявил киберпространство полем боя // Известия. 2011. 18 июля. С. 6.

[9] Шайхутдинов М. Запоздалый полет совы // Россия в глобальной политике. Т. 9. 2011. N 5. С. 85


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

10.02.2012

www.allrus.info



Док. 646794
Перв. публик.: 10.02.12
Последн. ред.: 11.02.12
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Симония Нодари Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``