В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О проблеме честных выборов и судеб классического либерализма Назад
О проблеме честных выборов и судеб классического либерализма
Накал предвыборных страстей, сопровождающих призывы к честным и "прозрачным" выборам продолжается. Очевидным достижением российских политиков является переход оппозиции от жесткой конфронтации к демонстрации достойной истинной элиты способности к диалогу. Действительно: "Мир меняется",1 - именно так начинается очередная статья В.В. Путина "Быть сильными: гарантия национальной безопасности страны", опубликованная 20 февраля в "Российской газете". Сомнений не вызывает правота автора в том, что "мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью".2 Однако, не останавливаясь на бесспорности необходимости должного уровня оборонительной мощи, следует признать, что решение этой проблемы непосредственно зависит не только от уровня техники и социальной политики по отношению к военным. Это зависит от качества социальной политики в целом. Основные положения стратегии в области социальной политики кандидата в президенты представлены в статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России", опубликованной 13 февраля в "Комсомольской правде".
Отмеченное оппозицией сходство социальных программ дает повод для надежды на возможность диалога всех политических сил, представляющих интересы социального многообразия общества. Верным тестом состоятельности государства, его силы и жизнеспособности является демографическое положение. Общая озабоченность элиты подтверждается и тревогой В.В.Путина перспективой превращения страны "в пустое поле",3 что определяет в качестве приоритетной задачи социальной политики решение демографической проблемы. Однако сегодня эта проблема не относится к исключительно российским. Реалии современной эпохи свидетельствуют, что общая для европейской цивилизации демографическая проблема чревата плавным переходом из разряда стареющих в вымирающую культуру, что заставляет задуматься об общности истоков проблемы.

Классический либерализм
в политической практике

В названном контексте особый интерес вызывает опыт реализации в политической теории Нового и Старого Света идей классического либерализма, определившей содержание политической жизни Соединенных Штатов Америки и стран Западной Европы, начиная с конца XVIIIв. и до начала ХХIв. Следует заметить, что интерес к этой проблеме обусловлен и тем, что человечество получило опыт реализации этих идей государствами, заложившими основы противоположных политических систем -капитализма и социализма. Антагонизм этих систем определил содержание всего ХХ в. и не утратил остроты и после распада СССР.

Конституция США

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в Филадельфии в 1787г., как известно, представила первый в истории человечества опыт реализации идей классического либерализма. Знаменитая первая поправка к Конституции США, которая начинается торжественным заявлением: "Сongress shall make no law...>>,. 4 - стала для американцев одновременно и чем-то вроде "звезды пленительного счастья", определившей стратегию развития демократической традиции, и поводом острой головной боли для практикующих юристов и теоретиков от права. Начиная с У. Блекстоуна, впервые снабдившего поправку авторским толкованием, и по сей день остается актуальной проблема соотношения личной свободы и ответственности перед обществом, которая привычно подменяется толкователями ответственностью перед властью.
Созданный в Новом Свете прецедент обусловил естественность превращения демократии в предмет повышенного исследовательского интереса англо-американской научной традиции, подготовившей тома фундаментальных трудов, посвященных различным аспектам названной проблемы5

О проблеме истоков
современных "цивилизованных" демократий:

Великая хартия вольностей
и политическая традиция Нового Света

Конституция США представляется исследователями логическим результатом эволюционной цепочки, начиная с принятия Иоанном Безземельным "Великой хартии вольностей" в 1215г., величие которой определено включением в разряд допущенных для участия в общем совете, решающем вопросы финансирования короля, старших баронов. Тем не менее, этот документ послужил поводом для создания мифа о древности истоков свободы слова в Англии, политическая традиция которой рассматривается в качестве исходной традиции Нового Света.6

Ренессанс и проект
просвещенной монархии

Думается, весьма перспективным для установления причинно-следственных связей процесса, завершившегося принятием Конституции США и ратификацией первой поправки, является принятие во внимание принципиальных изменений в христианской социальной теории, начатых эпохой Возрождения. Особо значительными событиями, связанными с отказом от социальной теории средневековья, представляются последовавшие за опытами переводов Священных текстов Эразма Роттердамского публикации "Трактата о бессмертии души" Помпонацци и "Утопии" Т.Мора в 1516г.
Гуманисты, как известно, связывали возможность реализации своих идей с будущим королем Англии Генрихом VIII Тюдором7, во время правления которого был казнен его друг и единомышленник Т.Мор, а Библия пополнила список запрещенных книг. Понимание невозможности решения проблемы достоинства человека в условиях не достойной социальности подтверждает "волна утопических раздумий", начавшаяся в 1551г.
В отличие от Старого Света, связывавшего реализацию идеи общества, достойного созданного Творцом "по образу своему" с просвещенной монархией, Новый Свет представил опыт реализации демократической идеи. Однако предпочтительность демократической идеи была определена не столько прогрессивным гуманизмом основателей США, как то настаивают апологеты идеи "американской исключительности", сколько сословным разнообразием миграционных волн, определившим сословное разнообразие нового населения континента.

Античная традиция и
и конкиста XV-XVIвв.

Ренессанс положил начало возрождению интереса к наследию Древней Греции, что позволило найти подтверждение политических притязаний новой элиты в античной традиции. Опыт древних Афин времен реформ Солона идеально отвечал запросам политических амбиций эмигрантов, неосуществимых в условиях монархии. Следует признать, что начатый древними процесс идеализации политического устройства античного полиса был продолжен основателями США не только применительно к политической традиции ушедшей цивилизации, но и собственной практике. Демонстрируя ревностную озабоченность правами человека и историей других народов, американцы предали забвению, что история Нового Света начинается с уничтожения коренного населения, что определило характер и специфику демократии "по-американски".
В противоположность пафосу Возрождения, направленному на раскрытие творческого потенциала человеческого разума, представленный Новым и Старым Светом демократический опыт отмечен направленностью на продолжение ограничения этих возможностей, подчиненным нуждами формальной демократии и жесткими условиями конкуренции системы "спроса и предложения".
Следует учитывать и то, что особенности западноевропейской культуры отмечены не только опытом конкисты у истоков демократии Нового Света, но и опытом Старого Света по уничтожению мужской части коренного населения бриттов пришедшими в Британию воинственными племенами англов и саксов, что определило не в меньшей мере доминирование в политической традиции ставки на насилие. Возможно, это повлияло и на восприимчивость к идеям гуманистов и в западной политической традиции, и в традиции обучения, отличающейся предпочтением узкой специализации, отражающей и возможности сословного представительства эмигрантов, воспитанных на средневековой концепции образования.

Итоги демократического опыта
Нового и Старого Света

США и страны Западной Европы представили опыт реализации идеи формальной демократии в условиях нового и новейшего времени, подтвердивший системный кризис института власти, подчиненной требованиям справедливости права сильного. Как известно, XX и XXI век ни знают не одного мирного дня на планете.
Современная внутренняя и внешняя политика США свидетельствует о верности традиции конкистадоров конца XV-XVI вв. Предпочтение демократическому выбору, как отмечалось ранее, было предопределено сословным разнообразием населения, прибывшего из Европы на освоение новых земель. Памятуя открытие В.В.Путиным неискренности западных партнеров, которым нужны не союзники, а вассалы, следует признать приписывание чрезмерного благодушия этим "партнерам". Судьба последних правителей Ирака, Египта, Ливии, а также планы относительно будущего Сирии засвидетельствовали необходимые требования воинствующей политической элиты Западной Европы и США к образу "идеального" вассала.

Классический либерализм:
особенности
социалистического и капиталистического опыта
власть богатых и власть бедных

Советский Союз представил опыт реализации марксистской интерпретации идей классического либерализма. В отличие от формальных демократий Старого и Нового Света, в которых реализация претензий на участие во власти определялась материальными возможностями представителей разных сословий, диктатура пролетариата в СССР определяла эти возможности принадлежностью к господствующему классу - пролетариату. Таким образом, принципиальное различие капиталистического и социалистического опыта реализации идей классического либерализма, предполагающего безусловное равенство наделенных разумом, определялось властвующим сословием, а принципиальное сходство - ставкой на насилие одного сословия над другими. Следующим принципиальным сходством опыта социализма и формальных демократий является то, что они представили альтернативные варианты общества потребления, подтвердив закономерность исхода этой модели социального развития.

особенности культур

Принципиальные различия капиталистического и социалистического опыта обусловлены особенностями исторического развития западной цивилизации и российской культуры, отдававшей предпочтение реализации великодержавных амбиций посредством "собирания", а не "зачистки" земель других народов.
Победа СССР над фашизмом в арсенале социалистического опыта свидетельствует о верности этой традиции и в советский период. Поставленная в статье В.В. Путина задача "развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и уровня оборонной достаточности",8 также свидетельствует о сохранении преемственности поколений.

особенности концепций
образования

Особенности развития культур обусловили выбор концепций образования, различия названий которых указывают на принципиальность различия из содержания. Идея просвещенной монархия, оказавшей влияние и на российское самодержавие, и на российскую интеллектуальную элиту определили стратегию отечественной системы обучения и воспитания, получившего название системы образования, отвечающей христианской концепции ренессансного человека - не раба, а "образа Божьего". Таким образом, следование стратегии, определенной эпохой Возрождения, обусловили преимущества опыта отечественной и политической, и образовательной традиции. Поэтому, естественно, что российские ученые и космонавты первыми преодолели земное притяжение.
Нереализованность потенциала этой традиции, ценой которой стал распад СССР, обязана установкой на сохранение классовых преимуществ доступа и к участию во власти, и к образованию.

education

Выбор концепции обучения Нового и Старого Света обусловлен выбором в качестве образца для подражания политической традиции античного полиса, представившего древнейшую систему обучения, преднамеренно направленную на программирование сословных ограничений интеллектуальных способностей. В условиях формальной демократии образование является базовой в системе манипуляции общественным сознанием и направлено на моделирование не притязательного человека, устремления которого вполне отражены в названии концепции не гражданского общества, а общества потребления. Отсюда такая невменяемость наших отечественных реформаторов, вопреки протестам общественности "перекроивших" отечественную образовательную традицию на западный лад.
Конечно, революции этот человек не совершит, но и в космос не полетит.

Проблема честности и "прозрачности" выборов
и опыт диалога капитализма и социализма

Председатель Центризбиркома РФ В.Е. Чуров добросовестно информирует соотечественников о мерах по подготовке к выборам. Не вызывает сомнений, что на выборах будут использованы все последние технические достижения, соответствующие уровню великой державы. Известно, что избирательные комиссии на президентских выборах 4 марта будут оснащены прозрачными урнами.
Однако способны ли прозрачные урны и прочие технические новшества обеспечить "прозрачность" и честность выборов? В контексте заявленной проблемы особый интерес представляет опыт демократий в США и странах Западной Европы, которые для России являются образцами цивилизованной и современной демократии, а для зарубежных ученых - предметом научных предпочтений.
Как известно, вторая мировая война стала тем периодом в истории ХХ в., когда объединенные борьбой с фашизмом США и СССР получили шанс перейти от конфронтации к диалогу. Лозунгом эпохи, которой было не суждено сбыться, звучит название книги Л.Уайта и Р.Лейга.9 В этот период c целью изучения проблем свободы СМИ была создана специальная комиссия под руководством президента Чикагского университета Р.Хатчинса, заместителем которого стал профессор З.Чайфи. В работе комиссии среди других авторитетов приняли участие Г.Лассуэлл и У.Хоккинг, имена которых вполне отражают разность научных интересов и мнений.
В ходе исследований ученые сделали поразившее их неожиданное открытие, прозвучавшей приговором формальной демократии: соотечественники не способны сделать выбор достойной социальности - они не знают, в каком обществе хотели бы жить.10
Таков закономерный итог ставки не на раскрытии творческого потенциала человека - непременного условия социального прогресса, а на манипуляцию общественным сознанием, основанным на программировании сословных ограничений интеллектуальных способностей, необходимых для сохранения статус кво,

Выводы

Обращение к истории подтверждает глубины истоков процессов "глобальной трансформации"11, обусловленных отказом от подлинной демократии. Именно этому процессу человечество обязано общим кровавым прошлым и настоящим. Справедливость требует признать, что начало глобальной трансформации, запустившей механизм самоуничтожения человечества, стало результатом исключительно эволюционных процессов, извинительных для скромных возможностей ушедших, но не современной эпохи. Сегодня отсутствие способности создать достойную человека социальность предполагает отсутствие способности человечества достойно ответить на вызовы III тысячелетия.
Упомянутые В.В. Путиным возможности России, владеющей 40 процентами мировых природных богатств на 2 процента населения планеты12, позволяют не только решить, безусловно, важную проблему модернизации оборонного комплекса. Действительно, приходиться считаться с непреодолимой страстью западных партнеров к бесконечным "играм в войнушки". Однако в современных условиях решение проблемы сильного государства предполагает решение основной проблемы, определяющей слабость государства - социального неравенства, лишающего общество единства. Эта главная проблема и эффективного управления, и национальной безопасности страны.

1. http:// putin 2012. ru /#article-6
2. Там же.
3. Путин В.В. Строительство справедливого общества. Социальная политика для России:http://kr. ru/daily/3759/2807793/
4. См.: http: case law. Ip/findlaw.com/data/constitution/amendment//
5. См. например: Backer C. Freedom and responsibility in the American way of life. N.Y., 1945;l Glenn M. Civil liberties under the Constitution. Columbia, 1981; Cohen Jr. Congress shall make no law...: Oliver Wendell Holms, The first amendment and judicial decision making. Iowa, 1989, etc.
6. См. например: Chafee Z. How human rights got into the constitution. N.Y, 1931.
7. Cм. например: Caspari F. Humanism and social order in Tudor England. Chicago, 1954.
8. Putin...2012...article 6.
9. White L., Leigh R. Peoples speaking peoples. Chicago, 1946.
10. См. материалы работы комиссии: Free and responsible press: a general report on mass communication: Newspaper, radio, motion, pictures, magazines and books. By the commission on freedom of the press/ With foreword by R.M. Hutchins. N.Y.,1947; Hocking W.E. Freedom of the press: a framework of principle: A report from the commission on freedom of the press. Chicago., 1947, etc. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск.,2005.
11. Putin 2012...article 6.
12. Путин В.В. Строительство справедливости...

Брестовицкая Надежда

Док. 647317
Перв. публик.: 22.02.12
Последн. ред.: 01.03.12
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Чуров Владимир Евгеньевич
  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``