В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Красные бутсы Йожефа Сабо Назад
Красные бутсы Йожефа Сабо
ВСЕГО ЛИШЬ ЭПИЗОДЫ...
Если бы директором был я... Присвоил бы футболисту киевского "Динамо" Йожефу Сабо звание Героя Украины. Давным-давно, когда наша политэлита ходила в коротких штанишках, Йожеф Йожефович (его тогда называли Иосифом, а чаще на украинский манер - Йосипом) сражался за честь Киева и Украины с рвением и спортивной злостью, которые и не снились многим нынешним инфантильным "профи". Красно-белая форма московского "Спартака" действовала на пятого номера "Динамо" посильней, чем такого же цвета тряпка на быка.
Речь не только и не столько о применении Йожефом грубых и неспортивных приемов. Хотя однажды, потеряв над собой контроль, он сломал ногу подающему надежды торпедовцу Сидорову - ту игру динамовцы проиграли с невероятным счетом: 1:7, а полузащитник автозаводцев так больше и не появился на поле. Тот печальный инцидент произошел 13 июля 1963 года на поле стадиона имени Ленина в Лужниках. Матч непримиримых соперников запомнился на редкость грубой игрой, судья показал несколько желтых карточек игрокам обеих команд, а также три красные - были удалены один игрок "Торпедо" и два игрока "Динамо".
На следующий день поступок полузащитника киевлян стал поводом к появлению на страницах "Комсомольской правды" заметки "Грубиянам не место в футболе" (публикация вышла без подписи). О Сабо в ней писалось следующее:
"Судья выгоняет нападающего динамовцев Сабо, который сломал ногу молодому торпедовцу Сидорову.
Сабо уже снискал себе печальную популярность грубияна на футбольном поле. Он не впервые удаляется с поля, много раз наказывался судьями, но по-прежнему своим поведением портит впечатление от выступления всей команды киевлян, которые неоднократно доказывали, что могут побеждать противников умной, техничной игрой.
Сабо противопоставляет себя коллективу. Например, совсем недавно после кубкового матча со "Спартаком" он демонстративно отказался ехать в Ленинград, где должен был выступать за олимпийскую сборную СССР. Вчерашний поступок Сабо переполняет чашу терпения. Таким не место в нашем футболе...>>
Почин "Комсомолки", как по мановению дирижерской палочки, подхватили другие московские издания, например, "Советский спорт", после чего 17 июля на свое заседание собралась спортивно-техническая комиссия. Она вынесла решение: дисквалифицировать Сабо до 1 августа 1964 года с тем, чтобы через год вновь вернуться к этому вопросу и в зависимости от поведения наказанного решить его дальнейшую судьбу. Однако все разрешилось куда как быстрее, и уже 28 марта 1964 года дисквалификация с него будет снята, и он вступит в новый сезон в составе киевского "Динамо" и первой сборной страны. На чемпионате мира 1966 года в Англии уже ему сломает ногу Беккенбауэр.
Вспоминается и другой, не менее впечатляющий эпизод: в матче со "Спартаком" в Киеве Сабо расстреливает мячом лежащих после столкновения на траве спартаковских игроков после свистка арбитра. Но то - вот именно - всего лишь эпизоды.
ПОЛУЗАЩИТНИК НОВОГО ТИПА
Сабо был фанатом футбола и предан киевскому "Динамо" как собака. Вместе с другим представителем закарпатской школы, многолетним капитаном киевлян Василием Турянчиком, он пришел в клуб из ужгородского "Спартака" 19-летним "зеленым" юнцом, но сразу же, без апробации в дублирующем составе, составил компанию в центе поля самому Юрию Войнову. Пройдет три года, и Войнов, уходя, скажет: "У меня надежная смена, Сабо - полузащитник нового типа". Энергия била через край, вопрос состоял в том, чтобы использовать ее с максимальной пользой для команды - в самом начале карьеры Йожеф забил три мяча... в свои ворота.
Позже известный специалист, наставник сборной СССР Михаил Якушин, с которым отношения у Сабо никогда не складывались, все же отдаст ему должное: "Киевского динамовца Йожефа Сабо без всяких околичностей можно было назвать бойцом до мозга костей. Настоящий спортсмен, жесткий и азартный, он стремился выйти победителем в любом эпизоде матча, что делало его чрезвычайно ценным командным игроком".
К их взаимоотношениям мы еще вернемся, сейчас же акцентируем на главной черте характера Сабо - за команду любому горло мог перегрызть. От него доставалось не только чужим, но и своим. Если по делу - кто угодно мог схлопотать подзатыльник - если не на поле, так в раздевалке. Никакие регалии и былые заслуги в зачет не шли. "Алло! Нападение! Играть сегодня будем?!" - раздавался над полем его характерный высокий голос. - "Просыпаться давно пора!". И, действительно, глядишь, Бышовец с Хмельницким и Пузачем, встряхнувшись, переходили к активным действиям.
Ему ничего и никогда не давалось легко. Жесткая игра в отборе, умелый перехват мяча, прекрасный выверенный первый пас, атлетизм в сочетании с отличной техникой, уверенная игра на "втором этаже" - вывели Сабо в число лучших полузащитников тогдашнего Союза.
А знаменитый, фирменный удар, после одного из которых Владимир Маслаченко в сердцах швырял перчатки и уходил из ворот! Голкипер ушел, ворота пустые, никто ничего не понял, а Сабо вдогонку "пуляет" еще один гол. Нет, он никому и никогда ничего не прощал, за что его не любили не только соперники, но и функционеры, заправлявшие тогда в советском футболе.
Затаив обиду, они долго терпели "выходки" Сабо, который, по их мнению, "совсем распоясался". Если бы играл только за клуб, ему бы "лапти сплели" в момент. Заодно выбили бы у киевского "Динамо" стержневого игрока: команда замахнулась на третий подряд титул чемпиона Союза - раньше такое удавалось только армейцам Москвы, да и то - после войны. Так ведь сборная, прокладывавшая путь в финальную часть европейского первенства 1968 года, без Сабо обойтись не могла - вот в чем дело!
ИЗ-ЗА ВИНА ПОГИБЛО МНОГО ИГРОКОВ, А САБО БЫЛ "РЕЖИМЩИКОМ"
Удобный повод не заставил себя долго ждать. Проснувшись как-то на базе в Новогорске почти в одиночестве, спросил у скучавшего массажиста: "Где все?" - " В Москву махнули еще вчера ночью, видать, похмеляются с утра". Такие порядки тогда царили в расположении главной команды СССР под руководством старшего тренера Якушина. Добрый и сердобольный Михей, как его называли игроки, сквозь пальцы смотрел на многочисленные и хронические "нарушения спортивного режима" (читай: беспробудные пьянки) ведущих игроков - Воронина, Численко, Стрельцова.
Поговаривали, Михей и сам не против составить "звездам" компанию. Как-то, отвечая на вопрос зарубежного журналиста, Якушин сокрушался: "Верно говорят, что вино ремеслу не товарищ. Сколько же мы из-за этого вина хороших футболистов потеряли! Не подумайте, большинство, даже подавляющее большинство, игроков и тогда были настоящими спортсменами, но вот некоторые... Ничего не скажу, когда игры шли или подготовка к ним велась, они держали себя в строгости. А вот когда "окно" в календаре образовывалось и по домам разъезжались, жди от них неприятностей".
"Что же мне делать?" - недоуменно спросил "режимщик" Сабо. - "А ты пока возьми мячик, понабивай, потренируйся индивидуально. Хочешь, перекинемся вдвоем, чтобы тебе не скучно?" - предложил массажист.
Йожеф, конечно, высказал ему все, что думал на тот момент и о тренерах, и об игроках сборной, и о необходимости строгого соблюдения дисциплины. Если перевести на дипломатический язык, получалось: "Как же так, мне форму поддерживать надо, "Динамо" предстоят важные матчи, я же команду подвести могу, что ты, нехороший человек, мне предлагаешь?".
Позже в том же "Советском спорте" написали, что полузащитник киевского "Динамо" Йожеф Сабо "самовольно покинул расположение сборной".
...Товарищеский матч со сборной Бельгии в Лужниках 24 апреля, за десять дней до ключевого поединка с сильной венгерской сборной, выдался, мягко говоря, невыразительным. У советской команды игра явно не клеилась, а гости откровенно ставили на ничью. Они бы добились своего, но на последней минуте, оттолкнув от мяча партера, Сабо в сердцах нанес свой "фирменный" удар. 1:0 - сборная СССР выиграла тот поединок. После матча Сабо в сердцах швыряет грязную футболку во второго тренера команды Виктора Царева и уезжает снова в Киев - тренироваться с командой.
Конфликт неуступчивого полузащитника, обвинявшего тренерский штаб в создании в команде обстановки вседозволенности и попустительства, назревал давно. И Якушин, и, естественно, его помощники, не говоря о злостных нарушителях режима, буквально ополчились на игрока. Не исключено, что "ноги" этой вражды росли со стороны руководства федерации футбола, подстрекавшей Якушина на провокации против Сабо. Их цель легко угадывалась - наказать футболиста, чтобы другим было не повадно, дисквалифицировать ведущего игрока киевлян накануне решающих матчей первенства СССР.
Началось все еще с Вены, где предстоял ответный матч с австрийской сборной. В Москве сборная СССР, хоть и не без труда, но победила 4:3 (кто помнит, великолепный гол тогда забил другой киевский динамовец Анатолий Бышовец - в падении через себя, "ножницами", тот эпизод потом несколько лет "крутили" в качестве заставки киножурнала "Новости дня").
Как и в Москве, сборная Союза явно недооценила австрийцев, не клеилась игра в нападении. Еще бы! За несколько дней до отъезда к тренеру Якушину подошел Эдуард Стрельцов: "Ты меня, Михаил Иосифович, уж лучше не бери в сборную, подведу я тебя...>>. Как можно выигрывать, когда полкоманды пьянствует? Вопрос, конечно, риторический. Ничего удивительного, что на венском "Пратере" сборная СССР уступила - 0:1. Удивительно другое: виновником поражения старший тренер Якушин назвал... Сабо:
"Сабо, - сказал тренер журналистам после матча, - вышел на игру в новых бутсах, красного цвета, которые раньше не опробовал ни в тренировках, ни в контрольных матчах. Это факт, к сожалению, прошел мимо моего внимания, в чем я видел и свою промашку. А во время игры заметил, что Сабо, как не пойдет в борьбу, все время падает - такого с ним прежде никогда не случалось. Уже после встречи осмотрели мы его бутсы и убедились, что шипы на них установлены неверно, хотя это делалось заводским способом...>>
Такая вот получилась неувязка - неизвестно откуда взялись новые бутсы, никто про них не знал, игрок падает в них все время, а никто не догадался сменить их, скажем, в перерыве. Понимая, что выглядит не слишком, мягко говоря, убедительным, Якушин заключает: "Не хочу сказать, что только поэтому мы проиграли, но неполноценные действия ведущего полузащитника, несомненно, ослабили команду".
ПРЕССИНГ ПО ВСЕЙ ЖИЗНИ
После "бельгийского" инцидента в раздевалке, когда Сабо "резанул" правду-матку, его судьба была предрешена: дисквалификация последовала незамедлительно. Футболиста начали "прессовать" буквально по всем линиям. Хорошо помню, так как на факультет журналистики Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко поступила команда со стороны "компетентных органов": приостановить прием зачетов и экзаменов у студента-заочника Сабо. Только вмешательство тогдашних руководителей республики разрядило ситуацию.
Сборная же без Сабо, естественно, отправилась в Будапешт. Говорят: из ничего - ничего не выйдет. К ключевому поединку команда оказалась в разобранном состоянии. Впрочем, слово тренеру Якушину:
"Разладилась игра у команды совсем. Больше всего меня расстроили Стрельцов и Численко. Стоят оба как вкопанные, ничего не делают. Выпали совсем из игры. И Банишевскому передач никто не дает, и Стрельцов с Численко продолжают бездействовать. Какая уж тут игра в атаке... После матча в Будапеште я распрощался со Стрельцовым... Вот ведь тоже был игрок от Бога, и парень грамотный, и начитанный, а за собой не следил, к режиму относился спустя рукава. С людьми такого склада разговаривать тяжело...>>
А еще через три недели - новое "ЧП". На этот раз пострадал один из лучших игроков сборной Валерий Воронин, о чьих загулах и похождениях судачила тогда вся Москва. Итог печальный - страшнейшая автокатастрофа, отлучение не только от футбола...
Говорят, где тонко - там и рвется. За месяц с небольшим из сборной СССР по различным причинам выбыло сразу шесть ведущих игроков (Сабо, Стрельцов, Воронин, Численко, Хурцилава, Аничкин). Удивительным потенциалом все же обладал тогдашний советский футбол, если на стартовавшем через несколько дней финальном турнире чемпионата Европы-1968, команда не проиграла ни одного матча, уступив в полуфинале хозяевам и будущим победителям итальянцам только по жребию. Но это уже другая история...
Что же касается дальнейшей судьбы заслуженного мастера спорта СССР и заслуженного тренера Украины Йожефа Сабо - она хорошо известна не только тем, кто увлекается футболом.
И на поле, и за его пределами он не щадил нарушителей режима и разного рода "звездочек", которые и на копейку для клуба ничего не сделали, а возомнили себя... Нет, он, конечно, не дипломат, и лексика иногда - далека от общепринятой. Знаете ли, есть такие люди, которые не привыкли прощать расхлябанности и распущенности ни себе, ни тем, кто рядом, не могут равнодушно наблюдать, молчать, когда всякие безобразия и беспредел творятся. Потому и живется им трудней, и судьба такая выпадает непростая в жизни.
Но, если бы директором был я...
С Днем рождения, Йожеф Йожефович!

http://blogs.korrespondent.net/users/blog/andsav/a58979

Док. 647547
Перв. публик.: 01.03.10
Последн. ред.: 29.02.12
Число обращений: 0

  • Сабо Йожеф Йожефович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``