В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Бабалова: Мафия Мариинке не указ Назад
Мария Бабалова: Мафия Мариинке не указ
В Светлое Христово Воскресение в Москве открылся IX Пасхальный фестиваль. Главный герой самого масштабного музыкального форума России, его основатель и худрук Валерий Гергиев ответил на вопросы обозревателя "Известий" Марии Бабаловой.

Известия: Чем нынешний фестиваль отличается от предыдущих?

Валерий Гергиев: Прежде всего тем, что он проходит в год 65-летия нашей Великой Победы. Мы должны быть частью общего праздника всей страны и, не побоюсь громких слов, той части человечества, которая просто не может пройти мимо этой даты. Отличие 65-летия от 60-летия Победы в том, что многие, кто творил ее, ушли. Тем значительнее ценность того, что сегодня делается для тех, кто еще с нами.

И: Выбор городов, куда на этот раз приедет фестиваль, тоже обусловлен датой?

Гергиев: Да. В Курске и в Волгограде мы выступим впервые. В прошлом году нам удалось побывать в Мурманске, Петрозаводске, Екатеринбурге, Казани, Перми - тысячи километров мы проехали по России на поезде. Иногда приезжаем в какой-то город, и нет даже возможности поужинать после концерта, потому что нас уже ждут в другом месте. Наш маршрут идет, что называется, на последнем звонке, чтобы успеть посетить как можно больше городов. И благодаря нашей дружбе с РЖД, совместно выверенным действиям нам многое удается. Я понимаю, что все города, овеянные воинской славой, в рамках одного фестиваля не объехать. Но есть какие-то особые, легендарные страницы нашей истории. Не скрою, нам хочется выступить в тех местах, где решались важные для всего человечества вопросы.

И: На Пасхальном фестивале прозвучат произведения, которые вы ранее не играли?

Гергиев: И не одно. "Стихира на Тысячелетие Крещения Руси", "Старинная музыка российских цирков" Родиона Щедрина два крупных сочинения. Хоровая симфония Валерия Гаврилина "Перезвоны" - очень интересное, значительное произведение, незаслуженно редко звучащее в Москве. И то, что я сыграю впервые за многие-многие годы Шестую симфонию Чайковского, мне кажется не менее важным. Мы выбираем примерно из ста симфоний, которые есть в репертуаре Мариинского театра. Иногда это малоизвестные симфонии Шостаковича, Прокофьева, Малера, любого другого автора. Но иногда это и Шестая симфония Чайковского. Также афиша фестиваля составлена с учетом наших добровольных обязательств сделать не только программу Года России во Франции, где мы уже участвовали и еще будем крупно участвовать, но и Года Франции в России. Меня к этому не подвигал ни один француз, ни один наш министр. Просто я знаю, что ресурсы Мариинского театра позволяют хорошо исполнять "Дон Кихота" Массне. Шаляпин, судя по запи сям, грандиозно исполнял эту вещь. Но и Фурланетто (итальянский бас. - "Известия"), поверьте мне, поет фантастически. И наши солисты рядом с ним не теряются. А об исполнении "Троянцев" Берлиоза я могу сказать только одно: сегодня ни один российский коллектив, кроме Мариинского театра, не сможет осуществить ничего подобного. Подходу к такой вершине должны предшествовать годы или даже десятилетия работы. В 1997-1998 годах я и не думал, что смогу это сделать. Потому что таких ресурсов певцов, оркестра, хора, постановочного комплекса, финансовой мощи - тогда в России не было. У нас всего-то было три миллиона долларов на весь театр, и те грохнулись в Инкомбанке. А сегодня мы на свои переезды за сезон больше тратим.

И: Кстати, о финансах. Во время последней встречи с Владимиром Путиным вам удалось добиться, чтобы Мариинский театр, как и Большой, имел отдельную строку в федеральном бюджете?

Гергиев: Я не ставил так вопрос. Если поставим, будем очень настойчивы. Но сейчас у нас другие проблемы - мы должны построить хорошую вторую сцену Мариинского театра. Там необходима шикарная акустика, должно быть светло, просторно, удобно и публике, и артистам. И мы этого обязательно добьемся. Дело не в бюджетной строке. Сегодня Мариинский театр трудится независимо от этого. И даже независимо от того, что с нас совершенно неожиданно снимают 28 процентов финансирования. Хотя, естественно, это очень болезненно воспринимается. Ведь мы до конца июля спланировали афишу. И, например, приезд такого оркестра, как Венский филармонический, связан с огромными расходами...

И: Недавно вы привозили в Москву оперу Рихарда Штрауса "Женщина без тени". Это был полноценный спектакль. Почему в отношении "Троянцев" вы ограничиваетесь концертной версией?

Гергиев: Боже мой, о каких "Троянцах" в филиале Большого театра можно говорить? Там и половина декораций не встанет. Еле-еле мы избавились от ужасного чувства страха после московского показа "Женщины без тени". Первые пятнадцать минут я, как дирижер, делал все возможное, чтобы чисто акустически услышать оркестр. Колдовал как только мог. Ничего критического не скажу о тех, кто создал этот театр, потому что любой новый театр нужен сегодня. Но уже стало притчей во языцех, что при возведении здания, где звучат крупные музыкальные произведения, акустически и в целом по ощущению пространства должны неукоснительно соблюдаться точные законы строительства.

И: Вопрос строительства второй Мариинской сцены вы оцениваете как проблемный или уже решенный?

Гергиев: После разговора у премьер-министра я его оцениваю как менее проблемный, чем раньше. Мы не дадим построить плохой театр. Не имеем права возводить залы с худшей в мире акустикой, самой неудобной оркестровой ямой, неудобными зрительскими местами и тесными фойе.

И: И сколько придется ждать, пока появится совершенная вторая сцена Мариинки?

Гергиев: Все будет нормально! Объявили: 2011 год, и никому не позволено думать, что, может, это будет 2013-й. Эти разговоры от лукавого. Понятно, если строители будут работать еще три года, значит, они получат еще миллионов двадцать долларов. А если пять лет - уже будет миллионов сорок. И так далее, автоматически. При этом они могут почти ничего не строить. Выкрутятся. Какая же строительная компания откажется растянуть проект лет на восемь? А еще лучше на двенадцать. В Палермо двадцать лет реконструировали театр. Говорят, что это все проделки итальянской мафии... Сегодня есть совершенно жесткое решение главы российского правительства: "конец 2011 года". Я ничего другого не слышал. И не собираюсь.

Пасха по Гергиеву

Программа нынешнего Пасхального фестиваля предлагает до пяти концертов в день. Помимо основной симфонической афиши есть еще три. В благотворительной серии ключевыми событиями станут концерт в МГУ оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева и встреча маэстро с преподавателями и студентами главного вуза страны. А также дневной общедоступный концерт на Поклонной горе 9 Мая.

Самая красивая выдумка фестиваля - "Звонильная неделя". Запланировано несколько десятков звонов в столичных храмах в исполнении лучших звонарей России. Еще одно фирменное изобретение - выступление хоров в концертных залах и храмах. По традиции в финале дадут хоровой гала-концерт, где на одной сцене встретятся и суровые армянские мужчины, и колоритные певцы из Сербии и Белоруссии, и, конечно, российские коллективы.

Отдельная стратегическая тема фестиваля последних лет - провинциальная программа. Этой весной на гастрольной карте значится 34 города. В Ярославль, Воронеж, Курск, Краснодар, Владикавказ и Волгоград приедет лично Валерий Гергиев со своими мариинскими музыкантами. Значится в афише и Петербург, где самая интересная премьера - "Мистерия апостола Павла" Николая Каретникова. И все же репутацию фестивалю делает симфоническая программа в Большом зале Московской консерватории. У официального открытия фестиваля была изысканная "прелюдия". Хор Шведского радио под руководством Фредрика Мальмберга исполнил "Высокую мессу" Иоганна Себастьяна Баха. Само же открытие оказалось сколь торжественным, столь и банальным. Мариинский оркестр, ведомый Валерием Гергиевым, уже в четвертый раз за сезон выступил в Москве с вездесущим пианистом Денисом Мацуевым. Впрочем, фестиваль обещает и по-настоящему эксклюзивные проекты. Такие, как концертные исполнения "Дон Кихота" Массне со знаменитейшим итальянским басом Ферруччо Фурланетто в заглавной партии и "Троянцев" Берлиоза, которые могут стать звездным часом для российского меццо Екатерины Губановой.


http://www.kadis.ru

5 апреля 2010 г.

Док. 647596
Перв. публик.: 05.04.10
Последн. ред.: 01.03.12
Число обращений: 0

  • Гергиев Валерий Абисалович
  • Бабалова Мария

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``