В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Мишина: Ностальгия как телевизионный брэнд Назад
Ирина Мишина: Ностальгия как телевизионный брэнд
Меня замучила ностальгия. Нет, я не тоскую по прошлому. На мой взгляд, это абсолютно бесполезное занятие : если жить минувшим днем, ты перекрываешь себе путь в будущее. Дело в том, что по разным телеканалам в разных передачах мне рассказывают о том хорошем, что было когда-то. Дикторы старой школы, кадры из доперестроечной программы "Время", советские фильмы - на любом телеканале все это сегодня едва ли не правило хорошего тона.

Главный телепроект нового века

Все началось с проекта "Намедни". Леонид Парфенов вернул нас в прошлое, впервые представив часть нашей с вами жизни как историю. Через несколько лет он продолжит эту идею в проекте "Какие наши годы" на Первом канале. Там все будет масштабно ностальгично: настоящие правительственные "Чайки" и иностранные "Линкольны" в студии, дорогие выгородки с редкой советской мебелью, постановочные танцевальные номера в стиле ретро, живая музыка, живые свидетели века... На Первом канале знают, на что тратиться. И закладывая на этот проект гигантский бюджет, конечно имели в виду эффект воздействия на аудиторию. Без просчета этого эффекта в государственных масштабах на федеральных каналах не делают ничего...

Но все эти траты кажутся копеечными в сравнении с целыми телеканалами, главная идея и суть которых - ностальгия. В 2004 году в системе СТРИМ начал вещание спутниковый телеканал "Ретро". Сначала он показывал передачи прошлых лет - "Песню года", "Бенефис", "Кабачок 13 стульев", старые документальные фильмы. А потом начали выходить оригинальные программы , например, "20-й век с Дмитрием Дибровым". Постепенно в России стали появляться "специалисты по ностальгии". Дибров, похоже, возглавил этот список, начав вести программу "Битломания" еще на одном "канале о прошлом", который так и назывался: "Ностальгия". Он появился практически вслед за "Ретро" и занял примерно ту же нишу.

Любовь к прошлому , очевидно, относится к особенностям нашего национального телевещания. Так считает Александр Политковский, который вел на телеканале "Ностальгия" программу "Назад, в СССР!": " Я не видел ничего подобного нигде в мире. Недавно был на Филиппинах, там 90 телеканалов, есть все вплоть до черно-белого кино и жизни животных, а ностальгического канала о прошлом нет! Нет этой ниши на испанском канале TVE, который я люблю и часто смотрю, поскольку знаю испанский. Нет вообще ни на одном крупном европейском и американском телеканале! У нас же программы и каналы о прошлом имеют очень приличную аудиторию. Когда я вел "Назад, в СССР!", был шквал звонков от зрителей. Люди вспоминали про запуски космических кораблей, советские сигареты, газеты, выбирали советский секс-символ, вспоминали рецепты каких-то старых блюд... Очевидно, эти воспоминания затрагивают что-то очень важное на уровне нашего подсознания и эмоций".

Тем временем, в мире кабельного и спутникового телевидения разыгралась настоящая "война ностальгий". Нишевые каналы начали друг с другом ссориться и конкурировать едва ли не как "Первый" с "Россией-1". "Ретро" предлагал зрителю повтор программ 90-х годов, а "Ностальгия" отвечала на это советскими художественными фильмами. "Ретро" "бил" раритетными "Голубыми Огоньками", а "Ностальгия" выдавала "козыри" хроникальными кадрами Гостелерадиофонда. "Ретро" "давил" вип-гостями в лице кумиров прошлых лет вкупе с архивом КВН, а "Ностальгия" парировала удар гремучей смесью из Севы Новгородцева, бардовских песен, Елены Ханги и студийной выгородки под заводскую столовку середины 20-го века (в которую зазывали исключительно рафинированных интеллектуалов прошлого, усаживая их на узенькие плебейские стулья). "Ретро" реагировал на это "бомбой" в виде записи концертов "Queen" и "Битлз", а "Ностальгия" предъявляла винтажную газировку и разливное пиво "по-советски" в студии.

Периодически один из центральных каналов отвечает на все это художественным фильмом или сериалом о советском прошлом. Последний "шедевр" этого жанра - сериал "Сделано в СССР", показанный на "России-1" в прайм-тайм незадолго до выборов. Зрителя с головой окунули в эпоху "позднего застоя" с партсобраниями, мясным дефицитом, разборкой морально неустойчивых граждан и Высоцким, которого слушают дома. Но все это были не безобидные воспоминания. Это был просто парад несчастий. Отец семейства, ветеран Великой Отечественной и полный кавалер Ордена славы, оказывается побежденным в борьбе с партийными бюрократами. Его старший сын Григорий после выполнения в Анголе пресловутого "интернационального долга" становится инвалидом и живет на нищенскую пенсию. Дочь теряет работу после ухода из семьи. Зять, жертва антисиметизма, уволен и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Одним словом, всеми силами режиссерского и сценарного искусства нам доказывают ужас социалистической действительности. Молодое поколение, не жившее в ту пору, как говорится, "в шоке". Зачем же зрителю столько ностальгии?

Пилюля от реальности

Недавно я поспорила в Livejournal с главным редактором кабельного канала "Ностальгия" Михаилом Галичем о том, с чем сравнима эта самая ностальгия в телевизионном варианте. Редактор написал, что это "раритетный сыр с плесенью по 900 рублей за кило, который потребляют гурманы". Я ответила, что это скорее килька в томате - прекрасный продукт для тех, кому есть, что вспомнить. Сейчас я думаю, что ошибалась. Потому что ностальгия, выходящая в эфир в столь массовом количестве, превратилась в продукт массового потребления типа попкорна или чипсов, которые едят все подряд и пользы от которых никакой. Или в таблетки - пилюли от реальности. Кто же нам их "прописал"?

Что касается федеральных каналов, то тут все просто. Любой здравый человек понимает, что накануне выборов все эти рассказы про "жуткое социалистическое прошлое" в исполнении раскрученных гламурных актеров современности ни что иное, как упреждающий удар по коммунистам - фаворитам опросов и рейтингов. Но зачем нас мучают ностальгией на кабельных и спутниковых каналах?

Все эти программы и каналы о недавнем советском прошлом начали появляться на телевидении в конце девяностых - начале двухтысячных. То было время, когда все уже "наелись" демократии. Прошли "лихие девяностые" с их бандитскими разборками, разделом собственности, нелепыми ваучерами и малиновыми пиджаками. В обществе возник и начал расти фактор неудовлетворенности жизнью. Постепенно стал формироваться "класс недовольных" - тех, кто испытывал социальный дискомфорт. Это были пенсионеры, обделенные социальной справедливостью, представители малого бизнеса, пострадавшие в результате рейдерских захватов, хозяева разорившихся предприятий, безработные и бюджетники, журналисты, с которыми власть попросту перестала считаться, обманутые вкладчики... Этот длинный список с каждым годом рос и пополнялся новыми социальными группами. Вот выдержка из кандидатской диссертации на тему " Электоральное поведение граждан России конца 90-х - начала двухтысячных годов", которую защитили на юридическом факультете МГУ: " Переживания и чувства российского избирателя наиболее точно можно описать словами "Замешательство" и "Усталость". При этом гражданам России отнюдь не все равно, где жить. Они интересуются политикой".

"Золотая жила" продюсеров и коммунистов.
Поскольку способов построения светлого будущего больше никто не предлагал, проворные телепродюсеры решили использовать момент и вернуть людей в прошлое, где было, по крайней мере, лучше, чем в реальности. С коммерческой выгодой, разумеется. Это была попытка сравнить наихудшее из настоящего с наилучшим из прошлого. Так что ностальгия - это прежде всего бизнес, построенный на не оправдавшихся социальных ожиданиях. А этот фактор, как известно, всегда с успехом использовали коммунисты. Они, к слову, давно были обделены временем на центральных телеканалах... Но кто сказал, что кабельные и спутниковые каналы не могут быть ресурсом в идеологической борьбе?

На телеканале "Ностальгия" есть такая рубрика: "No comments". Хроникальные материалы оттуда - про путевки на курорты, оплаченные профсоюзами, про трудовые вахты и диспансеризацию - сплошь видеоиллюстрация к программе КПРФ. Случайность это или закономерность, я не знаю. Для меня важнее факты. Я не верю официальным данным Центризбиркома, верю только Интернету. Так вот согласно опросу портала "Утро", проведенному в ноябре среди Интернет-пользователей России, 36 процентов из 20 тысяч проголосовавших отдали предпочтение КПРФ, оставив далеко позади другие партии. Немалая заслуга в этом принадлежит ностальгии как телевизионному направлению. Так что ностальгия - это сегодня брэнд политический и предвыборный. Кстати, любопытно заметить, что предвыборные ролики для "Справедливой России" были изготовлены в минувшем году силами режиссеров телеканала "Ностальгия"...

Лекарство или прикол?

У Ностальгии есть, на мой взгляд, еще одна функция - медицинская. В Университете Суатгемптона в результате специального исследования выяснили, что люди для восстановления своих душевных сил и подавления чувства одиночества чаще всего прибегают к ностальгии. В результате ученые сделали вывод: ностальгия вполне применима в клинической психотерапии как средство против негативных последствий социальной изоляции. Авторы исследования также решили, что ностальгию можно использовать как лекарство в случае недостатка социальной поддержки. Кстати, эту "пилюлю" зрителю могло "прописать" само государство, без рецептов коммунистов и ушлых продюсеров.

Александр Политковский, телеведущий: "Человек всегда ищет позитивные ситуации, чтобы компенсировать негатив. Почему, к примеру у нас на телевидении такая популярность у сериалов про "хороших ментов"? Почему зритель любит "Возвращение Мухтара", "Улицы разбитых фонарей"? Дело в том, что в реальной жизни человек видит, что с преступностью, правопорядком и нормальными блюстителями закона в стране дела обстоят плохо. А тут ему показывают не только профессионального, но и человечного милиционера... То же самое и ностальгия. Нам показывают прошлое, которое вызывает позитивные эмоции. Эмоции - это вообще в нашей жизни главное, я считаю, на этом построена вся наша жизнь".

Последнее свойство ностальгии я бы назвала просто: прикол. Почему любители за сумасшедшие деньги покупают автомобили "Победа" и 21-ю "Волгу" с оленем на капоте? Почему женщины украшают себя пучками "под шестидесятые"? Изыски пресыщенных оригиналов? Претензия на оригинальность? А может, просто желание выделиться в толпе простым способом, над которым не надо ломать голову?
...Недавно я нашла для себя совершенно неожиданный ответ на вопрос, почему ностальгия снова в моде. На журфаке МГУ я увидела студента, на руке которого была татуировка " Made in USSR". Это был представитель поколения, которое живет Интернет-жизнью, не смотрит "Ретро" с "Ностальгией" и не склонно к сложным рефлексиям. Вопрос, который я задала, был простым и искренним: "Ты понимаешь, что это останется на всю жизнь?".- "Конечно", - было мне ответом. Второй мой вопрос был еще проще: "Зачем?". На него я получила неожиданный ответ: " Во-первых, это модно. Я давно хотел тату, но проблема была в выборе. Многие наносят глупые рисунки или иероглифы, перевода которых не знают. А я действительно рожден в СССР, и что в этом плохого?" . Тогда я спросила молодого человека, что он знает об СССР. Тот пожал плечами и ответил, что это была "большая сильная страна, в которой "бабло" не было решающим фактором, люди были готовы бескорыстно помочь друг другу, бандитов называли бандитами, а не авторитетными бизнесменами, в институтах там учили бесплатно , дети каждый год отдыхали где-то за счет государства , а еще это была страна, которая победила фашистов".

... Это было больше, чем ностальгия. Это была мечта о лучшем будущем.
Ирина Мишина, тележурналист, режиссер.

Док. 647994
Перв. публик.: 07.03.12
Последн. ред.: 16.03.12
Число обращений: 0

  • Парфенов Леонид Геннадиевич
  • Ханга Елена
  • Мишина Ирина Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``