В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ладожский Сергей: Вернется ли в Азов осетр? Назад
Ладожский Сергей: Вернется ли в Азов осетр?
Информационным поводом для написания этой статьи послужило письмо, которое недавно показал мой приятель - ихтиолог "в отставке", кандидат биологических наук Михаил Павлович Яковчук - один из старейших кубанских рыбоводов. Это письмо ему прислал коллега из Дальнего Востока - ведущий сотрудник Владивостокского ФГУП "ТИНРО-Центр" (Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр), заведующий лабораторией производства рыб Евгений Рачек.
Честно говоря, содержание письма зацепило. Я совсем не спец в области аквакультуры и рыбоводства, но автор письма весьма доходчиво рассказал, как в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке развивается перспективное направление рыбохозяйственной отрасли - воспроизводство осетровых пород.
Вот поэтому и стал меня тревожить один-единственный вопрос: почему в Сибири и на Дальнем Востоке можно заниматься осетровым рыбоводством, а на Кубани это сегодня стало невозможным делом?

"...В мае провели нерест осетровых, получили под 180 кг пищевой икры. В третьей декаде мая прямо в садках при 16-17°С начали нереститься пятигодовики стерлядей-альбиносов, которые были не разделены по полу, т. к. раньше они созревали только в 6-7 лет. Осенью 2011 г. более 1800 шт. альбиносов разделили по полу, нашли 660 зрелых самок, весной 2012 г. будем получать икру от них. Надеемся получить несколько десятков килограммов светлой "царской" икры...>>, - пишет в письме Евгений Рачек и далее сообщает, что с Владимировского завода (это осетровый завод под Хабаровском - авт.) "выпустили 80 тыс. шт. молоди амурского осетра и калуги навеской 18-20 г". Коллеги из Китая, присутствовавшие при выпуске рыбы в Амур, были в шоке от увиденного, вспоминает Евгений Иванович.

Как известно, осетр и родственные ему породы рыб - предпочитают обитать в теплых водах, таких, как Каспий, Азов, к также в реках Волге, Дону, Кубани. Сейчас его нет нигде, почти нигде. По крайней мере, в Азовском море и в реке Кубань его точно не осталось.
Много лет назад, чтобы поддерживать популяцию осетровых в Азовском бассейне, несколько десятков осетровых рыбоводных заводов в Краснодарском крае, Ростовской области регулярно выпускали в реки малька стерляди, осетра, веслоноса, белуги. Сегодня этим занимаются только частные хозяйства, но их старания сведены к минимуму из-за расцветшей буйным цветом в крае браконьерской мафии, которая вылов рыбы (не только осетровых, но и других пород), поставила на промышленную основу.
Многие кубанские рыбоводы уже в открытую говорят, что не только браконьеры уничтожают биоресурсы региона - государство тоже приложило к этому руку. Ведь подавляющее большинство предприятий рыбохозяйственного комплекса до сих пор сохраняют статус федеральных государственных предприятий (ФГУП). Находятся на бюджете, но на модернизацию материально-технической базы не получают ни гроша уже больше 10 лет. Да что там модернизация? Государственные заказы на продукцию заводов вынуждают работать эти заводы на 3-5% мощности.
Первый удар по кубанским биоресурсам государство нанесло в 70-м, когда Кубань решили превратить в рисовую житницу страны. Для этого одноименную реку перегородили дамбой под Краснодаром и тем самым обрезали миграционный путь осетровых, которые, уходя на нерест из Азова, поднимались раньше вверх по Кубани почти до Лабинского района, это около 200 км.
Затем развал Союза развалил между делом и отрасль, а теперь рыбоводческие предприятия просто стали заложниками государственной политики по отношению к ним по принципу "тащить и не пущать". Госбюджет не хочет избавляться от федеральных предприятий, расположенных по всей России от Тихого океана до западных границ, с одной стороны, но и не торопиться выделять средства на их развитие - с другой. Вот вам и вся арифметика.
На одном из самых крупных некогда Темрюкском осетровом рыбоводном заводе (тоже ФГУП) сегодня работает коллектив в 50 человек. За прошлый год сменилось три директора. Последний - Константин Овчинников - только недавно принял завод, переехав на Кубань с Камчатки, где работал на одном лососевых РВЗ.
- Мне пока сложно делать какие-либо выводы - я пока вникаю в суть дела, но одно могу сказать точно. Главная беда большинства рыбоводных заводов в Краснодарском крае - это их возраст. Построены они были давно, в них не вкладывали средств десятки лет. Почему Дальний Восток вырвался вперед? Просто повезло. Япония в виде компенсации России за квоты по вылову лосося построила больше 10 лососевых и осетровых рыбоводных заводов, оснащенных современным оборудованием, с мощной производственной базой.
Если здесь найти инвестора, то дело тоже можно сдвинуть, - считает Овчинников.
А вот директор частного предприятия - славянского ООО "Рыбколхоз им. Куйбышева" Николай Карпенко в оценке сложившейся в отрасли ситуации более категоричен:
- Мы отстали в рыбной отрасли намного. Это касается не только проблемы осетровых - в этом мы не сможем конкурировать ближайшие 100 лет ни с Ираном, ни с Азербайджаном, ни с Китаем.
Что там осетр? Судака на Азове не осталось! В 2000-м году квота на его вылов составляла 100 тонн, а сегодня - 4,5. Если учесть, что у нас закупают судака по 80-90 руб за кг, то из-за такого количества выход в море становится нецелесообразным. Чешуя станет золотой у такого судака.
А чтобы реанимировать осетровое рыбопроизводство на Кубани, надо произвести техническое переоснащение заводов, и разработать государственную программу поддержки предприятий рыбохозяйственной сферы, не зависимо от форм собственности. Существует же программа поддержки фермерства и крестьянства? Нашему предприятию, чтобы выйти на производство 75 тонн товарного осетра и 10 тонн товарной икры в год, необходимо произвести реконстрцукцию производственных мощностей на 15 млн евро. Разумеется, мне такой кредит не даст ни один банк, если не будет государственной гарантии.
Но иногда создается впечатление, что кто-то намеренно губит эту отрасль. Например, недавно обанкротили Новочеркасский рыбокомбинат. У них в прошлом году из-за сильных дождей выбило подстанцию. Завод отключили энергетики, а в садках - малек осетра. Сдали его за копейки, чтобы не погиб.
В Семикаракорске Ростовской области осетровый завод немцы построили в 2000 году (огромные мощности, современное оборудование) - работает только на выращивание малька, выпускает его в Дон всего 2 млн штук в год. Возвращается на нерест не более 3%. Это же смешно!
Кстати, Семикаракорский осетровый завод, о котором говорит Карпенко, построен на деньги, которые Япония выделила в плане компенсации за дальневосточного лосося.

А вот, что пишет Рачек о Владимировском заводе:
"...Завод оснащен современным немецким оборудованием, выращивание рыбы производится только в бассейнах, которых там 500 шт. Отгрузку рыбы из бассейнов в емкости для перевозки по 2 м производили рыбонасосами. Затем рыбу сливали в бассейны на специально построенной барже "Рыбовод Амура" с аэрацией и протокам воды. Затем вывозили на стрежень амура и выпускали. Крупную молодь в количестве 10% от плана выпуска завода начали выпускать в два последних года, и только после этого вблизи Хабаровска начали ловиться калужата и осетры по 100-300 г. Когда выпускали мелких наши и китайцы, их не могли затем обнаружить в реке...>>.

Сегодня, как мне рассказал начальник управления рыбохозяйственным комплексом департамента сельского хозяйства Краснодарского края Михаил Ганченко, на Кубани действуют всего три осетровых РВЗ: ФГУП "Темрюкский осетровый рыбоводный завод", ФГУП "Гривенский осетровый рыбоводный завод" и федеральное бюджетное госучреждение "Ачуевский осетровый рыбоводный завод" (Славянский район):
- Совсем недавно стали банкротами два осетровых завода - в хуторе Коржевском (Славянский район) - ФГУП "Кубанский осетровый завод" и ООО "Кубанский осетровый завод", расположенный на территории Адыгеи.
Продолжающие работать предприятия заняты главным образом, выращиванием и последующим выпуском мальков осетра, севрюги, стерляди в реки Кубань, Протоку, Азовское море. В год 5-6 млн штук навеской 3-5 грамм. (Дальневосточные рыбоводы, как писал Рачек, выпускают навеской 18-20 г - авт.). Но из трех этих видов осетровых на воле больше выживает стерляди, поскольку период полового созревания у нее наступает раньше, чем у осетра и севрюги.
Из трех заводов ремонтно-маточное стадо (для производства икры) имеется лишь на Темрюкском заводе. Остальные предприятия не имеют технической возможности его содержать. К тому же, это стадо надо чем-то кормить, а корма не хватает.
Михаил Ганченко согласен с мнением Константина Овчинникова, что устаревшее оборудование, сам возраст заводов являются сдерживающим фактором развития осетрового рыбоводства на Кубани. Почти все заводы строились 50-60 лет назад. Все они были государственными предприятиями и сегодня большинство из них такими остались.
В некоторых районах появились в последнее время частные осетровые фермы, и энтузиасты, которые взялись за это дело, заслуживают всяческого поощрения. Можно было бы, например, создать таким частным рыбоводам льготный налоговый режим взамен, скажем, выращивания и выпуска мальков осетра, или за доступность цены на товарную рыбу. Сейчас ведь мясо осетрины купить можно по цене 800-900 руб за кг. , что пока недоступно среднестатистическому жителю Кубани. И очевидно, недоступно будет еще долго. По крайней мере, на Кубани.

Сергей ЛАДОЖСКИЙ

www.viperson.ru

Док. 648473
Перв. публик.: 23.03.12
Последн. ред.: 21.11.12
Число обращений: 0

  • Ладожский Сергей (Ткаченко Сергей Викторович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``