В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История успеха Камиля Курмакаева и Максима Фалдина Назад
История успеха Камиля Курмакаева и Максима Фалдина
В гостях: Камиль Курмакаев и Максим Фалдин, директора компании "Wikimart"

ЛИХАЧЕВА: 9.07 в столице. Доброе утро. Вы слушаете "Финам FM". Меня зовут Елена Лихачева. Здравствуйте!

Действительно, зачем он нужен? Возможно, это дань моде? Может, это новое направление торговли? Возможно, это всего лишь еще один, дополнительный инструмент для успешного бизнеса. Если, конечно, он у вас уже есть, этот успешный бизнес. А если его до этого не было? И, возможно, вот это и есть сам по себе, уже успешный бизнес? Мы говорим об Интернет-магазине. Кстати, с нашими сегодняшними гостями мы обсудим, вообще, что это такое, в принципе, Интернет-магазин, зачем его делать, стоит ли его делать, какие ниши здесь открыты пока еще, а какие-то, может быть, уже схлопнулись и закрылись, и делать там нечего.

Мы сегодня обсудим все эти темы, не только, конечно же, эти темы с нашими сегодняшними гостями. Я их представлю. Это владельцы, создатели Интернет-магазина, пока давайте такой оставим термин, под названием "Wikimart". Зовут их Камиль Курмакаев и Максим Фалдин. Доброе утро.

КУРМАКАЕВ: Доброе утро.

ФАЛДИН: Здравствуйте.

ЛИХАЧЕВА: Давайте сначала рубрику "Статус", а потом продолжим разговор.

СТАТУС: Камиль Курмакаев и Максим Фалдин. Директора компании "Wikimart". Камиль - не женат. Окончил Физтех, потом школу бизнеса в Стэнфорде. Первый раз попробовал себя в роли руководителя в горной школе МГУ, где работал инструктором по горному туризму. Работал консультантом по стратегии в "Стратегике", участвовал в создании национальной программы поддержки и развития чтения в Российской Федерации. Любит ходить по горам и городским улицам, читать, спорить о высоких материях и готовить плов для друзей.

Максим - женат. Воспитывает двоих детей. Окончил экономический факультет МГУ. Работал управленцем в английской страховой компании, финансистом в Сибуре и человеком, отвечающим за все, в американской компании прямых инвестиций. Шесть лет назад открыл свой ресторан. В 2004 году построил бухгалтерскую компанию, которая в 2008 заняла 75-е место в рейтинге журнала "Эксперт" среди ста ведущих аудиторских компаний России. Свободное время проводит с семьей, удачно совмещает занятия спортом с вином, сигарами и дорогим виски.

В 2008 году в Стэнфордской школе бизнеса Камиль и Максим основали компанию "Wikimart" - онлайн торговый центр.

ЛИХАЧЕВА: Доброе утро. Спасибо за то, что вы сегодня, все двое, к нам пришли. Давайте начнем, действительно, с терминов. Когда мы с вами до эфира разговаривали об Интернет-магазине, вы мне сказали: "Слушайте, вообще-то у нас не Интернет-магазин. У нас нечто другое, что по-русски может еще, с натяжкой, называться Интернет-магазин, но в английском есть специальное слово". Давайте вы сначала озвучьте, что это за специальное слово, и чем обычный Интернет-магазин отличается от того, чем сейчас владеете вы. Камиль?

КУРМАКАЕВ: Да, наверное, давайте я начну. В английском языке есть термин market place или online shopping mall - наверное, проще всего просто взять аналогии из обычного оффлайнового мира. Есть обычные магазины, а есть большие торговые центры, которых уже немало построено по стране. Отличие между торговым центром и магазином в том, что у магазина есть товар, магазин разбирается хорошо в своем товаре и, в общем, его бизнес в том, чтобы правильно подбирать товар, находить покупателей и его продавать.

ЛИХАЧЕВА: То есть, монобрендовый магазин, собственно говоря, да?

КУРМАКАЕВ: Он может быть многобрендовый, но важно, что обычно есть какая-то товарная категория, в которой этот магазин хорошо разбирается.

ЛИХАЧЕВА: То есть, он либо многобрендовый, либо там, допустим, только электроника, или только одежда. Понятно, да.

КУРМАКАЕВ: Да, да, совершенно верно. Торговый центр - в нем, как правило, очень много магазинов, и на самом деле, бизнес торгового центра в том, чтобы правильно находить эти магазины и выстраивать с ними отношения, помогать им быть успешными.

ЛИХАЧЕВА: Это, в принципе, просто здание, которое сдается в аренду? По определенным правилам, за определенные деньги.

КУРМАКАЕВ: Абсолютно верно.

ЛИХАЧЕВА: Так. И это - именно то, чем вы сейчас владеете, чем вы сейчас занимаетесь, да?

КУРМАКАЕВ: "Wikimart" - это ровно такая же штука, только в Интернете. То есть, это большая площадка, на которой работает много, на сегодняшний день уже больше тысячи магазинов, собственно, Интернет-магазинов.

ЛИХАЧЕВА: Это, кстати, интересно. Слушайте, давайте сейчас сначала опрос вы мне прокомментируйте, пожалуйста, который мы проводили на Чистопрудном бульваре, и потом вы по шагу, пожалуйста, расскажите, действительно, а если товара нет, то есть, оффлайн-бизнеса торгового нет, а хочется, скажем, бизнес в Интернете. Как сотворить такую штуку, которую сотворили вы, с чего нужно начинать, какие ниши? Вот эти все вопросы мы обязательно проговорим, но сначала давайте послушаем опрос. Опрос как раз на эту тему - что делать для того, чтобы открыть Интернет-магазин.

(Опрос)

- Я думаю, что это тот бизнес, для которого много денег не нужно как раз. Потому что здесь можно создать портал и договориться с поставщиками, склад не нужен.

- У меня друзья занимаются как раз открытием Интернет-магазина, но я вообще не знаю, что вкладывают. Какие-то компьютерные штуки.

- Интернет-магазин может вообще ничего не стоить, можно в ЖЖ открыть свой блог и там спокойно торговать. А можно построить серьезную структуру с серьезным движком, с возможностью акцептить кредитные карты. Это будет немножко другая история, она будет подороже, тысяч двести-триста долларов.

- На своем опыте могу сказать, что первоначально это затраты на сайт. Около тысячи долларов, но очень хороший сайт, и так далее. А в дальнейшем это просто вложение на закупку всего товара.

- Минимум хотя бы тысяч двадцать долларов. На создание сайта, на рекламу. Вы должны разместить таким образом свою рекламу, чтобы она выскакивала в первых строках запросов. Какой-то эксклюзив работает, какие-то очень хорошие подделки швейцарских часов.

ЛИХАЧЕВА: Вот такой опрос. Давайте, действительно, для начала. Для того, чтобы сделать торговый центр онлайн, сколько нужно денег? Максим.

ФАЛДИН: На торговый центр много нужно денег. Потому что...

ЛИХАЧЕВА: Сколько? Сколько много?

ФАЛДИН: Хотя бы миллион долларов.

ЛИХАЧЕВА: Хотя бы миллион долларов?

ФАЛДИН: Да.

ЛИХАЧЕВА: Такие большие деньги?

ФАЛДИН: На торговый центр - да. На Интернет-магазин - я полностью согласен с теми цифрами, которые в опросе приводились.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. На что тратится этот миллион, сразу?

ФАЛДИН: Он тратится на то, чтобы разработать, прежде всего, площадку, хотя это далеко не самое затратное. Он тратится на то, чтобы выстроить правильно маркетинг. Он тратится на то, чтобы сделать какую-то инфраструктуру по логистике, потому что мало дать человеку площадку, на которую будут приходить покупатели, нужно еще помогать ему этот товар до этих покупателей доставить. И самая большая часть - это маркетинг, потому что для того, чтобы все это работало, должно быть много покупателей.

ЛИХАЧЕВА: Что это значит - выстроить правильный маркетинг? В вашем случае что это означает?

ФАЛДИН: У нас два маркетинга. Один маркетинг с продавцами, другой маркетинг с покупателями.

ЛИХАЧЕВА: Давайте начнем, который с продавцами.

ФАЛДИН: С продавцами все проще, мы предлагаем им бесплатно разместить товары у нас на сайте. То есть, фактически, открыть магазин на "Wikimart".

ЛИХАЧЕВА: В смысле бесплатно, за вашу комиссию с каждого товара?

ФАЛДИН: Нет, размещение бесплатное. Мы берем с них деньги, только если они по факту что-то продали и действительно получили деньги от покупателей. В этом наша модель. То есть, по факту проданных товаров. И работаем в основном на доверии, когда они нам просто говорят: да, вот у нас такие-то продажи прошли.

ЛИХАЧЕВА: А если они не говорят, что прошли продажи? Вы же как-то это отслеживаете у себя на площадке?

ФАЛДИН: Мы, безусловно, отслеживаем. Но, в общем, здесь, во-первых, правильные партнерские отношения выстраиваются. Это же долгосрочные отношения. Если они через нас хорошо продают, то им выгодно с нами вести честно бизнес. Если они через нас плохо продают, то, в общем, нет смысла тогда им вести бизнес с нами, а нам с ними.

ЛИХАЧЕВА: Но за какой период времени можно выстроить честные и долгосрочные отношения, как вы сказали, с тысячью партнерами? То есть, у вас, вы говорили в начале, тысяча примерно уже партнеров, которые через вас торгуют, через ваш торговый центр?

КУРМАКАЕВ: Я думаю, что мы, на самом деле, здесь только начинаем. Мы в самом начале пути, потому что еще летом, когда мы, отучившись в Штатах, приехали в Москву, у нас этих магазинов на "Wikimart" было всего-навсего 15. И эта тысяча - это результат очень активной, хорошей работы за...

ЛИХАЧЕВА: Подождите, вот этим летом было 15, а сейчас тысяча?

КУРМАКАЕВ: Да, совершенно верно.

ЛИХАЧЕВА: А сколько у вас человек работает вообще в компании?

КУРМАКАЕВ: В компании работает на сегодняшний день 27 человек, если не считать курьеров, потому что этим отдельное подразделение занимается.

ЛИХАЧЕВА: Так это сколько же контактов получается? Это прилично, в общем-то, да.

КУРМАКАЕВ: На самом деле, здесь это дань тому, насколько мы угадали со временем запуска "Wikimart". Потому что мы, когда строили свои бизнес-планы, обсуждали их с инвесторами - наш план был, что у нас будет тысяча магазинов на "Wikimart" к концу 2010 года. Сейчас конец ноября девятого года, мы уже его выполнили.

ЛИХАЧЕВА: То есть, на год обогнали.

КУРМАКАЕВ: Обогнали на год просто потому, что фактически мы стали одними из первых, или даже, может быть, первыми создателями торгового центра в Интернете. Когда мы обращаемся к магазинам, просто по оценке тех магазинов, которые начинают интересоваться, говорят: "Ребята, классная идея, почему бы и нет?" - может быть, совершенно непредсказуемо для нас оказался очень высоким.

ЛИХАЧЕВА: А вот самых первых, не знаю, первую десятку своих клиентов вы помните? То есть, вы только создали площадку. Кстати, сколько на площадку нужно денег? Мне прямо хочется цифры. На ту площадку, которая у вас существует. Вы сказали, что это не самая затратная часть, но примерно.

ФАЛДИН: Смотрите, мы ее разрабатывали... Мы три месяца ее проектировали, три месяца программировали, а потом три месяца переделывали. То есть...

ЛИХАЧЕВА: Девять месяцев, как положено. Так.

ФАЛДИН: Девять месяцев работы программистов умножайте на три - стоимость, то есть, три программиста, стоимость программиста в Москве - 2-2,5 тысячи долларов зарплата. В общем, наверное, это самый минимум, который нужно.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. Значит, вложили, действительно, не самые большие в мире деньги. Площадка есть, есть хорошая идея, есть горящие глаза, есть инвесторы уже. Да?

КУРМАКАЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: То есть, они с самого начала, со стартапа у вас были, нет?

КУРМАКАЕВ: Нет, там интересная история получилась. Когда мы придумали делать "Wikimart", это было в 2008 году, никаких инвесторов еще не было, были мы с Максимом вдвоем. И мы так решили, что было бы здорово сделать "Wikimart", но очевидно, что на самом старте на идею, идею в Россию никто нам в долине или в Европе денег не даст. Поэтому...

ЛИХАЧЕВА: А в России поискать инвесторов не приходило в голову?

КУРМАКАЕВ: А тяжело очень было, потому что мы учились предыдущий год в Штатах и, соответственно, следующий год мы тоже провели в Штатах. То есть, у нас было три месяца летом, и был выбор: либо мы их проведем, ходя с идеей по инвесторам, или мы начнем строить компанию, а инвестора будем искать потом. И, по счастью, так получилось, у нас были квартиры в Подмосковье, и у Максима, и у меня, мы решили, что квартира - это хорошо, но бизнес интересней, поэтому квартиры...

ЛИХАЧЕВА: Продали?

КУРМАКАЕВ: Квартиры мы продали в самое время, и на эти деньги начали строить "Wikimart".

ЛИХАЧЕВА: Понятно, то есть, на стартапе никаких инвесторов не было, они присоединились потом? Мы сейчас прервемся, но вопрос я сейчас все-таки задам, и вы, пожалуйста, ответьте через полторы минуты. Итак, инвесторов пока еще не было, но были свободные деньги, вы построили эту площадку. И первые десять клиентов, первые десять тех самых партнеров, к которым вы приходили... "Вот у нас тут есть такая интересная штука, вы хотите у нас поторговать?" Вы их помните? Как вообще это происходило, сложно было, или правда, все так откликались: "О, да, конечно". Давайте мы на эту тему поговорим через полторы минуты. Я еще раз представлю наших сегодняшних гостей. У нас сегодня в гостях - Камиль Курмакаев и Максим Фалдин, директора компании "Wikimart".

(Реклама)

ЛИХАЧЕВА: Еще раз доброе утро. Вы по-прежнему слушаете "Финам FM". Адрес нашего сайта - www.finam.fm, нашим сегодняшним гостям можно задавать вопросы. У нас сегодня в гостях Максим Фалдин и Камиль Курмакаев, директора компании "Wikimart", это торговый центр онлайн. Мы остановились на ваших первых десяти клиентах. Как вы их вообще зацепили, чем вы их заинтересовали? Как это вообще происходило?

ФАЛДИН: Камиль очень хорошо помнит, я думаю, первые десять, даже первые сто клиентов, потому что он лично их сам подписал. Прежде, чем начала работать вся команда, он самостоятельно порядка, наверное, сто или больше магазинов на "Wikimart" привлек.

КУРМАКАЕВ: Под сотню, наверное, да. На самом деле, совсем непростой был цикл, потому что мы, как правильно обученные стэнфордские MBA, решили, что еще до окончания разработки продукции надо начинать искать клиентов и пытаться с ними общаться, что же им нужно. Поэтому пока мы с Максимом были еще в Штатах, в ноябре, год назад наша команда здесь, в Москве начала первые контакты с клиентами. Еще сайта не было. Ребята ходили, общались с клиентами, и ничего у них не получалось. И это продолжалось довольно долго, до, наверное, середины весны, когда мы получили, может быть, первые три-четыре магазина. Уже к тому времени начал работать потихонечку сайт, но все это было в очень, я бы сказал, пассивном режиме. Мы, когда приехали в середине июня в Москву, в общем-то...

ЛИХАЧЕВА: Подождите, это просто ваши коллеги уже, или просто заинтересованные друзья, которые... Кто это были, что за люди?

КУРМАКАЕВ: Один или два магазина - это были просто знакомые, которым мы продали идею, когда еще ничего не работало. Но по факту получилось так, что когда мы вернулись в середине июня в Москву, здесь с точки зрения магазинов ничего еще не было. Было самое-самое начало. И мы с Максом так посмотрели друг на друга, решили: "Слушай, надо что-то с этим делать".

ЛИХАЧЕВА: Засучили рукава...

КУРМАКАЕВ: Засучили рукава...

ЛИХАЧЕВА: И вышли в поле такие, да? По магазинам.

КУРМАКАЕВ: Реально так и было. Сели за телефон, и вперед, начали звонить. На самом деле, было жутко полезно вообще для развития бизнеса, потому что мы такой объем информации получили о том, что реально волнует Интернет-магазины, какие у них проблемы, что они думают вообще о таких проектах, как наш, есть ли такие проекты или нет. Вся эта информация из первых рук - это было ужасно полезно.

ЛИХАЧЕВА: Интересно, Максим, что действительно волнует, беспокоит Интернет-магазины?

ФАЛДИН: Прежде всего, продажи.

ЛИХАЧЕВА: Это на поверхности, да. А что именно, что они такие низкие, или почему они такие низкие?

ФАЛДИН: Их беспокоит, первое, трафик покупателей, какой мы им обещаем. Второе - конверсия, это значит, какой процент из заходивших на сайт людей что-то у них купят. И, в-третьих, просто сам цикл выполнения заказа, как это все будет происходить. Потому что то, что мы отстраивали, в общем, не было еще в России отстроено.

ЛИХАЧЕВА: А что именно?

ФАЛДИН: Что человек... В России 50% людей покупают - это, кстати, к открытию Интернет-магазинов - 50% людей покупают, позвонив.

ЛИХАЧЕВА: Да, кстати.

ФАЛДИН: Причем большая масса - это, в общем, совершенно не характерная для всего мира черта.

ЛИХАЧЕВА: Мы любим общаться просто.

ФАЛДИН: Нам инвесторы говорят, что это просто ранняя стадия развития коммерции. Что люди не верят реально, что сайт существует, что заказы доходят, что менеджеры адекватно реагируют. И им, в большинстве случаев, надо просто узнать, что товар есть в наличии, цена реальная, которая вывешена, вообще кто-то отвечает на этот телефон. После того, успокоившись, они делают заказ в Интернете. И большинство людей, которые позвонят, в общем, так и делают.

Сейчас у нас есть call-центр на "Wikimart", который обслуживает таких покупателей. И, в общем, мы спокойно их обслуживаем именно в этом ключе. Но часть людей, которые звонят, хотят узнать побольше про товар. И здесь мы ничего сделать не сможем, потому что у нас на "Wikimart" сейчас 300 с лишним тысяч товаров и мы, конечно, не разбираемся. То есть, человек звонит, говорит: "Я хочу заказать такую-то пилу, у нее такой-то диск, а вы знаете, как этот диск реально прикрепляется?" Конечно, у нас оператор call-центра не знает, как диск прикрепляется. Все, что мы отвечаем - это то, что есть описание, мы обязательно скажем магазину, что этого описания недостаточно, а пока оформите предварительный заказ, магазин тут же с вами свяжется и расскажет вам про диск. И в большинстве случаев это работает.

ЛИХАЧЕВА: Вообще это, конечно, слабое, наверное, место?

ФАЛДИН: Это слабое место.

КУРМАКАЕВ: Есть, есть такой момент. И, наверное, кроме этого еще один момент, который был проблемный, по ощущениям. Это общий такой заряд, для нас, еще приехавших, опять-таки, из Калифорнии, это был, наверное, такой очень большой шок. Настрой изначальный многих Интернет-магазинов на то, что им звонят, чтобы их кинуть. Звонят какие-то ребята, что-то предлагают - наверное, что-то дурят. И сломать этот барьер...

ЛИХАЧЕВА: А сколько вы в Штатах прожили?

КУРМАКАЕВ: Два года.

ЛИХАЧЕВА: Что, за два года прямо забыли, какие тут настрои в России? Прямо приехали и удивились?

КУРМАКАЕВ: Честно, это так и было. Это из таких...

ЛИХАЧЕВА: Да? Калифорния за два года буквально меняет просто мозг?

ФАЛДИН: Не Калифорния, Стэнфорд меняет. Это же бизнес-школа, там же очень интенсивно учат бизнесу. И учат бизнесу, то, как понимают его в Стэнфорде. И когда ты с этим со всем перемещаешься в Россию, ты, конечно, помнишь, что ты отсюда вышел, и я делал бизнесы до Стэнфорда в России. Но, все-таки, как-то хочется, чтобы подходы, которым учат, работали - а они натыкаются на этот барьер. Который, в общем, на самом деле, не так тяжело ломать, как раз о работе на доверии. Но, тем не менее, изначально это воспринимается странно: "А что, вы правда будете у нас брать только деньги потом? А как вы будете"... Почти все задавали вопрос, Камиль поправит, если я не прав: "Как вы будете проверять, что действительно, все эти заказы прошли или не прошли? Мы же можем потом отказаться, сказать, что этого не было".

ЛИХАЧЕВА: Но это был один из первых моих вопросов, кстати.

ФАЛДИН: Конечно.

ЛИХАЧЕВА: И как вы это преодолеваете? Просто смотрите честными глазами.

КУРМАКАЕВ: Мы людям говорим простую вещь, что мы с вас не берем деньги до того, пока вы ничего не продали. Поэтому это, наверное, очень сильно нам помогает, потому что ты зарегистрировался, ты выставил свои товары, и ничего еще не заплатил. Ты что-то продал, и вот это, наверное, то, что люди видят реальную работу. А потом, все-таки, стараемся по-человечески общаться. Объясняем, что делаем, откуда компания взялась, какие у нас цели.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. А есть какая-нибудь статистика, сколько людей уже кинули вас, Максим?

ФАЛДИН: В смысле, сколько нам не платят?

ЛИХАЧЕВА: Да, то есть, они что-то продали через вас, но не поставили вас об этом в известность?

ФАЛДИН: В прошлом месяце мы отключили один магазин за неуплату, в этом месяце, так как их число растет...

ЛИХАЧЕВА: Кинувших?

ФАЛДИН: Да, пять. Ну, это не кинувших, они, на самом деле, потом включаются. Они потом говорят: "Да, не добрался". Но это просто люди, которым мы выставили счета, они не прошли формальную сверку с нами, не отреагировали на наши счета, нам было больше делать нечего, как отключать.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. Какие еще есть слабые места в такой структуре, которую вы создаете?

КУРМАКАЕВ: Есть, наверное, фундаментальное слабое место вообще всей e-коммерции в России - это проблема с логистикой. Потому что то, что мы делаем - это совсем не характерно, скажем, для развитого рынка, когда компания пытается одновременно строить какой-то Интернет-бизнес сайт, и строить какую-то службу курьерской доставки, тем более, с приемом наличных от покупателей. Когда все это мы рассказывали инвесторам из Штатов и из Европы, для всех был шок. Нам все говорили: "Ребята, вы строите два бизнеса одновременно. Зачем вы это делаете? Найдите себя партнера, и пусть он за вас все логистические проблемы"...

ЛИХАЧЕВА: Который обеспечит вам всю логистику, да?

КУРМАКАЕВ: Да. В России, к сожалению, не получается очень часто.

ЛИХАЧЕВА: А почему не получается? Что, нет партнеров таких достойных? Которые выстроят, действительно, грамотно?

ФАЛДИН: Я бы вам так ответил, что...

ЛИХАЧЕВА: Давайте.

ФАЛДИН: ...Это просто большая часть бизнеса, или, скажем так, важная часть бизнеса, которую аутсорсить тяжело. То есть, просто рискованно. Если мы нашли партнера, мы в него поверили, если завтра, например, у нас это перестало работать, то это сильный удар...

ЛИХАЧЕВА: То все, это катастрофа.

ФАЛДИН: Это не катастрофа, это сильнейший удар по всему "Wikimart".

ЛИХАЧЕВА: А во сколько обходится вам содержание в месяц, скажем, вашей логистической системы?

КУРМАКАЕВ: Логистика себя, фактически, окупает. То есть, в нее инвестиции почти не идут. Там, собственно, и структура достаточно простая. Есть курьеры, есть два менеджера, которые всем этим управляют. Поэтому инвестиций это не требует. Это операционно большая головная боль. Максим с утра до ночи этим занимается.

ФАЛДИН: Реально это просто часы в день, в неделю, которые мы тратим на это. Вот это наши косты. Потому что все остальное - это...

ЛИХАЧЕВА: То есть, просто развести, правильно выстроить, чтобы туда поехали те, которые должны туда поехать, привезли именно то, что они должны были привезти, по той именно цене, получить именно столько денег...

ФАЛДИН: Да-да-да. И для того, чтобы она себя окупала, она должна быть эффективной, у нее unit economics, то есть, каждая единица должна окупать себя. На это приходится тратить время. Плюс постоянно, когда ты делаешь несколько сотен заказов каждый день, просто по теории вероятности возникают какие-то случаи, скажем так.

ЛИХАЧЕВА: Сколько процентов случаев происходит на данный момент?

ФАЛДИН: Пока удивительно мало, потому что, наверное, мы просто очень хороших курьеров очень тщательно отбираем.

ЛИХАЧЕВА: Конкурс?

ФАЛДИН: Фактически. То есть, мы не зарабатываем на логистике, мы практически все деньги отдаем курьерам, остальное просто покрываем собственные общие расходы. Но за счет этого у нас очень хорошо зарабатывающие, и хороших курьеров много.

ЛИХАЧЕВА: До того, как мы послушаем краткие новости, ответьте еще на один вопрос. Вы продали, допустим, не знаю, чайник за полторы тысячи рублей. Сколько вы берете себе?

КУРМАКАЕВ: Мы берем 3% от стоимости фактически проданного товара.

ЛИХАЧЕВА: Это, в общем-то, немного. Но эти 3%... Когда это, помните, в 90-х годах говорили: "Умножаем на три, на эти 3% и живем". Сейчас немного по-другому, но цифры практически те же. Ладно, прервемся на краткие новости. Еще раз представлю наших сегодняшних гостей. У нас сегодня в гостях Максим Фалдин и Камиль Курмакаев, компания "Wikimart". Мы продолжим через три минуты.

ЛИХАЧЕВА: И еще раз здравствуйте. Еще раз напомню адрес нашего сайта - www.finam.fm, меня зовут Елена Лихачева, моих сегодняшних гостей зовут Камиль Курмакаев и Максим Фалдин. Это компания "Wikimart", они, собственно говоря, сделали ее голыми руками. Сколько, два года назад вы начали, приступили к созданию этой компании... Или нет? Вы как-то меня смотрите...

КУРМАКАЕВ: Полтора.

ЛИХАЧЕВА: Да, примерно полтора. На стартапе инвесторов не было, они появились у вас, когда уже, в принципе, идея была реализована. С инвесторами проблем не было, когда вы уже все это сделали?

ФАЛДИН: Скажем так, это был долгий цикл. Начиная от сентября 2008 года, разговоры с первым инвестором, выпускником тоже Стэнфорда, в самом Стэнфорде, до...

ЛИХАЧЕВА: Полезная какая школа, все-таки.

ФАЛДИН: Очень полезная. До мая месяца, когда мы получили даже больше инвесторов, чем нам можно было себе позволить.

ЛИХАЧЕВА: Отбились уже те деньги? Вы должны были иметь в партнерах около тысячи магазинов к концу 2010 года. На самом деле, вы сейчас уже выполнили эту задачу поставленную. С инвесторами какие у вас сейчас отношения? То есть, вы практически все деньги уже вернули? Или как?

КУРМАКАЕВ: Нет, нет, деньги еще не вернули. Эти деньги, собственно, на развитие компании. До конца, как мы рассчитываем, 2010 года их должно хватить, потому что по магазинам мы растем быстро, и, соответственно, еще расходы у нас тоже...

ЛИХАЧЕВА: И расходы тоже растут, да?

КУРМАКАЕВ: Расходы тоже идут. На самом деле, бизнес "Wikimart" такой, что чтобы он был успешным - он должен сильно расти. Поэтому мы себе так предполагаем, что если мы правильно всю свою работу сделаем, то на следующий год мы опять пойдем к инвесторам, уже на..

ЛИХАЧЕВА: На расширение, да?

КУРМАКАЕВ: Да, на следующий этап.

ЛИХАЧЕВА: Скажите, пожалуйста, когда вы, например, планируете уже серьезную прибыль получать с этого предприятия?

ФАЛДИН: Года через три, наверное.

ЛИХАЧЕВА: Года через три. Помимо расширения, что еще должно произойти за эти три года, чтобы план осуществился?

КУРМАКАЕВ: Сильно, на самом деле, все зависит от того, насколько быстро будет развиваться вообще e-коммерция в России. Просто, может быть, такая...

ЛИХАЧЕВА: Когда вы говорите е-коммерция, это значит, электронная коммерция, да?

КУРМАКАЕВ: Электронная коммерция.

ЛИХАЧЕВА: Собственно, да, продажи онлайн.

КУРМАКАЕВ: Продажи онлайн. Просто такая простая метрика. На сегодняшний день общий размер всего рынка ритейла в России и в Германии сопоставим. Это примерно 600 миллиардов долларов годовой весь. При этом в Германии е-коммерция, то есть, продажа через Интернет - это примерно 60 миллиардов, то есть, 10%. А в России это три, четыре, по разным оценкам, может быть, пять миллиардов. То есть, потенциал роста электронной коммерции в России огромный. Но вопрос в том, насколько быстро этот потенциал реально реализуется. Е-коммерции последние три-четыре года росла сумасшедшими темпами, рынок вырос примерно в 10 раз за последние три года.

ЛИХАЧЕВА: А кризис замедлил этот рост в последний год, или наоборот?

КУРМАКАЕВ: Такое ощущение, что скорее даже ускорил. То, что мы... Наш пример вряд ли здесь показателен, потому что мы просто очень маленькие, но мы смотрим на лидеров рынка, что у них происходит, и, все-таки, что говорить, экономика онлайнового ритейлера интереснее, чем экономика оффлайнового ритейлера. Поэтому онлайновые игроки растут.

ЛИХАЧЕВА: Как обстоят дела у ваших основных конкурентов?

ФАЛДИН: Совсем прямых конкурентов у нас прямо на сегодня нет, так, чтобы они делали все то же самое, что и мы, и бежали рядом. Но мы, в общем, отдаем себе отчет, что в ближайшие несколько месяцев они появятся, и мы четко знаем, кто. Прежде всего, это есть компания, называется "Молоток", с которой мы в какой-то...

ЛИХАЧЕВА: Есть же сейчас уже "Молоток"...

ФАЛДИН: ...В какой-то степени конкурируем. Единственное, что "Молоток" - это сайт аукционов, где продается бэушный товар, то есть, бывший в употреблении. И по именно аукционной цене. Мы продаем новый товар, по фиксированной цене, и не от физиков, а от профессиональных ритейлеров, скажем так.

ЛИХАЧЕВА: А физики - это физические лица?

ФАЛДИН: Да. Но прекрасно отдаем себе отчет, что "Молоток" будет в эту сторону смещаться, просто ему нужны источники роста, и, в общем, мы где-то будем, конечно, с ними конкурировать.

ЛИХАЧЕВА: Вы сказали, что сейчас, действительно, замечательное время, и вы обогнали на год ваш бизнес-план, и все как-то удачно для вас складывается. А я хочу спросить, помимо ниши незанятой, скорее всего, действительно, вы правы, вот этих торговых центров онлайн, есть еще какие-нибудь интересные ниши, которые сейчас пока еще не заняты здесь, в России, и которые будут развиваться в связи просто, действительно, тем, что онлайн-торговля будет развиваться в принципе у нас?

КУРМАКАЕВ: Мне кажется, что вообще, если говорить про Интернет-бизнес в России, то он довольно долго как-то так воспринимался, что это в основном медийный бизнес. То есть, это газеты, это разные сообщества. А таких фундаментальных, что ли, бизнес-процессов в Интернет не перекочевывало. А то, что на самом деле произошло на многих развитых рынках, в Штатах, в Европе, когда, я не знаю, можно получить бухгалтерские услуги через Интернет. Когда можно многие логистические процессы вести через Интернет. В России всего этого пока еще не происходит, но наверняка будет происходить. То есть, на мой взгляд, бизнесы просто гораздо глубже будут мигрировать в Интернет, и использовать его намного больше, чем сейчас.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо. Максим, у меня знаете, такой вопрос, прямо совсем попсовый. Вот представьте, денег нет, но есть большое желание, и есть много энергии, есть те самые горящие глаза. Что бы такое начать продавать в Интернете - мы сейчас говорим уже не о торговом центре, может быть, такого большого масштаба, с привлечением инвесторов, с миллионом долларов на старт. Может быть, что-то скромнее. Как бы заработать деньги в Интернете, как вы думаете?

ФАЛДИН: Я бы выбрал просто какую-то интересную вертикаль. Не электронику и не бытовую технику, потому что там очень сильная конкуренция сейчас.

ЛИХАЧЕВА: Да, тут уже кто только не продает, да.

ФАЛДИН: И есть очень эффективные игроки. Выбрал бы что-то типа спортивных товаров, детских товаров, еще каких-то вещей, косметики, и попробовал бы выстроить там что-то интересное. Здесь люди говорили на опросах, нужен склад, не нужен склад - это, вообще говоря, тоже очень сильно зависит от товарной категории.

ЛИХАЧЕВА: А все-таки, как нужно так выстроить эту правильную вертикаль, помимо склада, чтобы отличаться в выгодную сторону для себя? Потому что вы сейчас называете категорию, допустим, детские товары - но это тоже уже такая, по-моему...

ФАЛДИН: Несколько ключевых моментов. Во-первых, нужно..

ЛИХАЧЕВА: ...Не оригинальная ниша. Да, извините.

ФАЛДИН: ...Найти товары, которые действительно внутри этой категории интересны людям и обладают хорошей наценкой, чтобы бизнес работал. Нужно выстроить логистику, то есть, это склад плюс доставка, и рассматривать курьера, как, в общем, продолжение собственных продаж. Потому что покупатель может отказаться на этапе вручения заказа, это тоже...

ЛИХАЧЕВА: Почему, потому что им не понравился вид курьера?

ФАЛДИН: Нет, потому что ему не понравилось, например, то, что, в гарантийном талоне не то написано, или цвет немножко не тот. Здесь курьер может, в общем, убедить его взять заказ. И третье, может быть, очень важное здесь - то, что человек, который сидит на телефоне, который поднимает трубку, должен очень хорошо знать свой товар и эффективно его продавать по телефону. Потому что многие покупатели звонят просто поговорить о товаре, или они хотят что-то купить, но до конца не уверены, надо их убедить.

ЛИХАЧЕВА: То есть, люди, в принципе, на первом месте. Люди, люди и еще раз люди, плюс грамотная логистика, склад и, собственно, маркетинг двусторонний.

ФАЛДИН: Да.

КУРМАКАЕВ: Здесь, может быть, маленькая добавка. То, что вообще очень долго в России Интернет воспринимался как место, где можно только дешево купить. То есть, там очень дешево, сервис будет плохой, но очень дешево. На самом деле, сейчас активно будут развиваться магазины, которые делают классный сервис. Мы это видим на примере тех вертикалей, о которых Максим говорил. В бытовой технике есть такие игроки, в потребительской электронике есть такие игроки. В детских товарах, в спортивных товарах, в тех же товарах для животных качественных Интернет-магазинов, которые бы давали классный сервис покупателю, практически нет, на сегодняшний день.

ЛИХАЧЕВА: Камиль, а услуги?

КУРМАКАЕВ: Услуги какие?

ЛИХАЧЕВА: Не знаю, любые. То есть, не товар по факту пришел, привез, расписался, деньги получил, привез. А услуги через Интернет - это тоже рынок, который будет развиваться?

КУРМАКАЕВ: Развиваться будет. Большая проблема в том, что там с монетизацией проблемы. Это традиционный интернетовский термин, то есть, мало придумать какую-то идею, надо сделать так, чтобы это был бизнес, который зарабатывает деньги. Бизнесы, которые фокусируются только на услугах, таких ярких примеров суперуспешных бизнесов я даже, честно говоря, сходу и не вспомню. Может быть, Максим, добавишь?

ФАЛДИН: Если мы говорим о телекоме, то там есть услуги оплаты Интернет, за телефонию и так далее. Если мы говорим об услугах, о которых Камиль изначально начал говорить, что все бизнес-процессы - та же бухгалтерия, или что-то еще. Или юридические услуги.

ЛИХАЧЕВА: Да, консультация, я не знаю, бухгалтерские, маркетинговые, какие-нибудь.

ФАЛДИН: Я толком не знаю примеры в России. Я думаю, это огромная ниша, которая будет заниматься.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо. Я еще раз, давайте, вас представлю. У нас сегодня в гостях два человека, которые сделали, можно сказать, с нуля, потом с привлечением инвесторов, но изначально с нуля собственную компанию, она называется "Wikimart", это такой торговый центр онлайн. Директора компании "Wikimart" у нас сегодня в эфире "Финам FM", зовут их Камиль Курмакаев и Максим Фалдин. Вы познакомились в Стэнфорде, вы сказали, получали MBA в Калифорнии, Стэнфордская школа. Могли бы вы поподробнее рассказать, она действительно что ли настолько меняет человека, насколько мы с вами уже тут упоминали так, краешком коснулись?

КУРМАКАЕВ: Мой ответ - да.

ЛИХАЧЕВА: Да?

ФАЛДИН: Мой ответ - однозначно, да.

ЛИХАЧЕВА: А каким образом? Каким образом она меняет, давайте через полторы минуты расскажите, пожалуйста. Что такого происходит с человеком там, в Калифорнии, в Стэнфордской школе бизнеса? Прервемся.

(Реклама)

ЛИХАЧЕВА: Доброе утро еще раз. Адрес нашего сайта - www.finam.fm, можно задавать вопросы нашим сегодняшним гостям. Здравствуйте еще раз, еще раз спасибо за то, что вы к нам сегодня пришли. У нас сегодня в гостях два человека, которые сделали компанию "Wikimart". Это торговый центр онлайн, мы сегодня о нем очень много говорили. Максим Фалдин и Камиль Курмакаев. Вы познакомились в Калифорнии, в Стэнфорде, когда получали там MBA. Вы сказали до паузы, что это такая штука, которая, как говорят, взрывает мозг? То есть, меняет вообще человека до неузнаваемости. Так, внутри, скажем так. А каким образом она его меняет? Давайте, не знаю, Максим, давайте с вас начнем.

ФАЛДИН: В моем случае это просто были такие ожидаемые изменения, что я просто гораздо глубже понял, что мне хочется от жизни, не только в плане карьеры, но и в жизни в целом, в чем мои приоритеты долгосрочные, что для меня самое важное в этой жизни...

ЛИХАЧЕВА: Неужели в бизнес-школе учат этому, понимать свои приоритеты, в долгосрочной... Что ты хочешь от жизни.

ФАЛДИН: Да, в высшей степени.

ЛИХАЧЕВА: Серьезно?

ФАЛДИН: В высшей степени, да.

ЛИХАЧЕВА: И что вы хотите от жизни?

ФАЛДИН: Я хочу свободы, счастья. Много что, так сразу не скажешь.

ЛИХАЧЕВА: Свободы, счастья... Через бизнес, да?

ФАЛДИН: Бизнес - это инструмент, безусловно, и предпринимательство, в частности, для меня как способ просто вести ту жизнь и так, как я ее хочу вести, и руководствуясь теми принципами, которыми я хочу руководствоваться. Свобода же многогранна, это же не только деньги или возможность перемещаться по миру. Это еще возможность свои приоритеты в жизни задавать. Если ты хочешь заниматься спортом - ты занимаешься спортом, если ты хочешь много работать - ты много работать, если ты хочешь делать это, а не то, в плане бизнеса, организовать свою компанию и куда она пойдет - это тоже, в общем, решаешь ты. Это для меня великая вещь, которую я ни на что не променяю.

ЛИХАЧЕВА: А принципы, по которым вы выстраиваете свою жизнь? Вы упомянули такой термин. Это что?

ФАЛДИН: Это такой глубокий вопрос.

ЛИХАЧЕВА: Мы не боимся здесь глубоких вопросов.

ФАЛДИН: Как, порядочность, честность перед самим собой очень важно, и окружать себя людьми, это как раз часть, которую я очень хорошо в Стэнфорде понял, что надо окружать себя людьми, которые тебя делают лучше. Как принцип просто выстраивания отношений с людьми.

ЛИХАЧЕВА: Вот этот момент меня всегда смущает, знаете, в ответах людей, когда говорят "честен перед самим собой". А перед другими?

ФАЛДИН: Я готов пояснить. Просто можно выстраивать свою жизнь, исходя... Мы все так делаем - мы смотрим на себя со стороны и пытаемся понять, как нас другие люди оценивают, и пытаемся оценить себя изнутри. И где что перевешивает? Иногда ты делаешь вещи, которые ты понимаешь, что ты их оцениваешь на пять, а другие на четыре, иногда наоборот. То есть, ты хочешь быть самым лучшим в мире бизнесменом с точки зрения других, или ты хочешь самым лучшим бизнесменом быть с точки зрения себя, прежде всего. И вот мне этот баланс для меня важен.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, а что-нибудь еще, может быть?

ФАЛДИН: В чем изменения произошли?

ЛИХАЧЕВА: Да, да. То есть, вы сейчас как-то совсем глобально, а конкретные вещи....

ФАЛДИН: Я уехал... То есть, когда ты поступаешь в MBA, тебя заставляют писать разные эссе. И тебя уже на этапе поступления заставляют неким образом свою карьеру описывать. И если ты ее убедительно опишешь, тебя возьмут в бизнес-школы. Вот все, что я там написал, многое из того, кроме фундаментальных вещей, в части свободы и порядочности, у меня поменялись в Стэнфорде, очень сильно поменялись. То есть, я уезжал туда, думая, что вот, я сделал пару мелких бизнесов, я вернусь, буду...

ЛИХАЧЕВА: Компания, подождите, это ресторан, и вторая была бухгалтерская компания, да?

ФАЛДИН: Да-да-да. И, в общем, я вернусь и да, буду делать большой бизнес, но буду делать его как инвестор, буду таким финансистом. Там я очень хорошо понял, что я хочу построить еще одну компанию, просто большую, с большим именем, которую можно, вы до эфира упомянули, что можно говорить про книжки, которые читаешь. Вот мы с Камилем на чем изначально сошлись - мы читали одну и ту же книжку, "От хорошего к великому" Коллинза, тоже бывший стэнфордский профессор, еще задолго до бизнес-школы, даже до выбора MBA мы ее прочли независимо друг от друга. И на обсуждении ее, в общем, мы и начали сходиться с ним, как бизнес-партнеры. Вот такую компанию, о которой можно такую книгу написать, я бы хотел построить.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, Камиль, а у вас какие изменения произошли?

КУРМАКАЕВ: Мне, наверное, с практической точки зрения хотелось бы начать. Здесь какой момент происходит - что я работал консультантом больше трех лет, и это в какой-то момент...

ЛИХАЧЕВА: Напомните, в какой области? Может быть, кто-то не с начала нас слушает.

КУРМАКАЕВ: Консультант по стратегии. Компания сейчас и называется - "Strategy Partners", тогда она называлась "Стратегика". Мы помогали большим компаниям, средним компаниям как-то лучше видеть свое будущее и строить планы развития. И офисная работа имеет тенденцию затягивать. То есть, ты как-то так впадаешь в какую-то рутину и начинаешь в ней жить, с утра приходя на работу и вечером уходя с нее. Стэнфорд - это два года без этой рутины. И не просто два года в отрыве, а два года в окружении совершенно замечательных людей. Без всякого пафоса это говорю, у нас было 360 одноклассников с Максимом, и это, наверное, было для меня самый большой источник вообще какого-то внутреннего развития...

ЛИХАЧЕВА: Вдохновения, наверное.

КУРМАКАЕВ: Вдохновения, да. Это без всякого, опять-таки, может быть, преувеличения. Когда я только приехал, через месяц, может быть, после приезда в Мексике случилось наводнение, и один из наших одноклассников, мексиканец, собирал просто пожертвования среди стэнфордцев на то, чтобы там восстановить один или два дома. И мне тогда, когда я только приехал, это показалось какой-то, честно говоря, глупостью. Куча дел в бизнес-школе, просто огромная куча дел. Тебе надо успевать учиться, тебе надо думать про карьеру, тебе надо делать массу вещей. Зачем он тратит свое личное время на такую вещь, которая, в общем...

ЛИХАЧЕВА: Да вы были прожженным циником просто.

КУРМАКАЕВ: Наверное, был просто реалистом. А ближе к концу Стэнфорда, в общем, взгляд на эти вещи у меня изменился. И мне уже не казалось, что это лишняя трата времени.

ЛИХАЧЕВА: И кому вы собираете пожертвования сейчас?

КУРМАКАЕВ: Сейчас мы строим "Wikimart", надеюсь, что он в какой-то, может быть, небольшой степени, но улучшит жизнь окружающих нас людей, магазинов, покупателей, сотрудников наших. Стараемся строить вообще компанию внутри, по каким-то таким стэнфордским, что ли, ценностям. То, что Максим упомянул, книжку Джима Коллинза, действительно, это, наверное, очень важно, когда у основателей компании есть какие-то общие ценности, общее понимание, вообще, куда все это идет. У нас на уровне такого внутреннего понимания, как должна компания внутри работать, наверняка, есть.

ЛИХАЧЕВА: Знаете, меня немножко смущают такие вещи от бизнесменов, когда они говорят, что: "Я во имя добра, справедливости и улучшения Вселенной открыл торговый центр. И руководствуясь принципами такими-то, такими-то", очень все высоким штилем, пафосно. Я готова в этом поверить, но с другой стороны, я думаю: "Ну, хорошо, если все так, как вы говорите, может быть, стоило открыть не торговый центр, а не знаю, может быть. детский центр, все что угодно, реабилитационный центр. И тоже, кстати, можно это каким-то образом монетизировать даже, есть такие люди, которые это делают.

КУРМАКАЕВ: А это, наверное, еще одна из вещей, которые в Стэнфорде как-то так меняются в голове. То, что бизнес, такой бизнес в понимании традиционном, совсем не плохой. В нем нет такого какого-то изначального зла...

ЛИХАЧЕВА: Да нет, нет, в нем зла нет. Я не к тому, что это какое-то зло, такое, знаете, мировое. Просто немножко смущает, когда это нечто, бизнес, который действительно, не плохой, не хороший, начинает облекать в такие пафосные лозунги. То есть, мы, руководствуясь, и благодаря, и вопреки, и во имя, ты-ры, ты-ры-ты-ры. Это немножко как-то...

ФАЛДИН: Нет, смотрите. Мерой эффективности в бизнесе, безусловно, является количество денег, которые ты зарабатываешь. В том или ином виде - в стоимости компании, или в прибыли, которую ты получаешь.

ЛИХАЧЕВА: Да, отнюдь не в пользе...

ФАЛДИН: Абсолютно.

ЛИХАЧЕВА: ...Которую вы принесли людям, понимаете.

ФАЛДИН: Да, но это мера эффективности. А цель, которую мы перед собой ставим, как раз в этой книжке Джима Коллинза и в нашем понимании, что такое великая компания, а не в стоимостях исчисляется. И тут разница между целями и мерой эффективности.

ЛИХАЧЕВА: "Coca-Cola" - великая компания?

ФАЛДИН: Да.

ЛИХАЧЕВА: Какая высокая идея движет "Coca-Cola"?

ФАЛДИН: Она, кстати...

ЛИХАЧЕВА: Кроме того, что она травит, просто, не знаю, людей.

ФАЛДИН: Можно зайти на сайт "Coca-Cola" и посмотреть ее миссию. Но об этой компании написано в книжке Джима Коллинза.

ЛИХАЧЕВА: Вот, да. Именно об этом я сейчас и говорю. Не знаю.

КУРМАКАЕВ: По крайней мере, это компания, которая 130 лет существует, или сколько-то там, и, в общем...

ЛИХАЧЕВА: И приносит огромную пользу человечеству?

КУРМАКАЕВ: Наверное, да.

ЛИХАЧЕВА: Есть еще один у меня такой вопрос. Я, честно говоря, люблю его задавать. Вы вернулись в Россию. То есть, вы будете здесь и дальше строить бизнес, или вы его так построите, а потом обратно в Калифорнию, не знаю, на Тенерифе, куда угодно? Так, если только честно.

КУРМАКАЕВ: Мне, честно говоря, сложно ответить. Почему - потому, что я уверен, что в ближайшие пять-семь лет я буду в России строить "Wikimart".

ЛИХАЧЕВА: Так. А потом, когда вы его построите?

КУРМАКАЕВ: А потом будет видно. Потому что есть всякие мечтания, есть всякие идеи, чем еще можно было бы заняться, но...

ЛИХАЧЕВА: Например?

КУРМАКАЕВ: Да, наверное, рано еще просто про это говорить. Потому что...

ЛИХАЧЕВА: Это нечто глобальное, Камиль, да?

КУРМАКАЕВ: Мы же из Стэнфорда.

ЛИХАЧЕВА: То есть, это почти секта, я так понимаю? В хорошем смысле слова, да. "Мы же из Стэнфорда". Хорошо, ладно. Максим, а у вас?

ФАЛДИН: У меня практически такой же ответ. С чуть, может быть, большей определенностью, что я да, пять-семь лет собираюсь строить "Wikimart". Тоже хочу делать следующую глобальную вещь, и у меня тоже уже есть задумка. Но...

ЛИХАЧЕВА: Но вы раскройте, хоть приоткройте.

ФАЛДИН: Нет, я скажу: я хочу инвестициями заниматься. Я хочу глобально заниматься инвестициями в российскую экономику.

ЛИХАЧЕВА: В российскую.

ФАЛДИН: Да. Просто у меня есть, интересный выработался подход, мне кажется, но рано еще его конкретизировать, потому что, в общем, много еще белых пятен в нем. Что касается жизни в принципе, в России или в Америке, то мне сложно ответить. Я думаю, что скорее в Америке, чем в России. Это если честно.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо за честность и откровенность. У меня практически последний вопрос. Мы упоминали тут про книжки, которые действительно... Вот одна книга Коллинза, "От большого к великому" называется.

КУРМАКАЕВ: "От хорошего к великому".

ЛИХАЧЕВА: "От хорошего к великому". Она, кстати, в переводе уже есть у нас?

ФАЛДИН: Она очень давно есть в переводе.

ЛИХАЧЕВА: Очень давно есть в переводе. Хорошо. Просто я читала отрывки и на английском языке, это было достаточно давно, и я поэтому не знаю, есть она на русском или нет. Есть, да? Точно, продается давно, да? Хорошо. Есть еще какие-нибудь, назовите каждый по три книги, которые для вас стали знаковыми?

КУРМАКАЕВ: Ох, сложно как.

ЛИХАЧЕВА: Это не обязательно могут быть бизнес-книги. Все, что угодно. Вы можете назвать, я не знаю, хоть "Три поросенка".

КУРМАКАЕВ: Слушайте, вот я сейчас скажу, вы меня опять в пафосности обвините.

ЛИХАЧЕВА: Да, конечно, обвиню.

КУРМАКАЕВ: Я между первым и вторым годом в бизнес-школе, когда мы только начинали строить "Wikimart", перечитывал самую большое, наверное, по размеру произведение, или одно из самых больших - "Войну и мир", и я тогда, наверное, первый раз для себя его вообще хоть как-то понял. И обвиняйте, не обвиняйте, для меня это, наверное, было очень значимо.

ЛИХАЧЕВА: "Война и мир", скажу вам по секрету, это по моим наблюдениям, самая популярная книга среди российских бизнесменов. Несмотря на ваш Стэнфорд, вы все-таки сюда тоже примкнули. Хорошо, еще две назовете книги, Камиль?

КУРМАКАЕВ: Да нет, я думаю, что она считается.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Максим?

ФАЛДИН: Да, я назову другую самую популярную книжку российских бизнесменов.

ЛИХАЧЕВА: Я прошу по три, вы все время называете одну, так сокращаете мою сказочку. Так, ладно.

ФАЛДИН: Есть у Драйзера "Финансист", "Титан", "Стоик", трилогия "Желание". Вот вам три.

ЛИХАЧЕВА: А. Выкрутились Хорошо. Ладно, спасибо вам большое. Знаете, я хочу пожелать, чтобы та идея, которую вы себе сейчас держите в голове, несмотря на то, что она действительно слушается немножко пафосно и выглядит немножко пафосно, но мне кажется, она вполне искренняя, по крайней мере, от вас исходит такой посыл, что она есть и она искренняя. И пожелаю вам, чтобы она обязательно реализовалась именно так, как вы хотите.

КУРМАКАЕВ: Спасибо.

ФАЛДИН: Спасибо.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо вам большое. У нас сегодня в гостях были Камиль Курмакаев и Максим Фалдин, директора компании "Wikimart". Это была программа "Они сделали это!" Эту программу помогали делать продюсеры Ирина Колоскова, Элина Буцкая, корреспондент Валентина Васильева. За пультом сегодня был Тихон Сезонов. Я с вами прощаюсь до завтра. Счастливо!



Читать полностью: http://finam.fm/archive-view/1915/

Док. 648566
Перв. публик.: 14.12.09
Последн. ред.: 27.03.12
Число обращений: 0

  • Фалдин Максим

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``