В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ИНГУШЕЙ. Назад
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ИНГУШЕЙ.
Фатима Албакова, доктор философских наук, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Особое геополитическое положение, исторически складывавшаяся специфика этнообразовательных процессов не могли не выработать квинтэссенцию существования народов Кавказа, категорию, обладающую глубоко гуманным интегральным эффектом, которая обеспечивала бы стабильность и безопасность. Для ингушского общества такой интегральной категорией стал феномен толерантности, определивший особый психотип человека, ориентированного на поиск альтернативных путей разрешения социальных противоречий и конфликтов. Толерантность - как результат глубокого осмысления жизнедеятельности многих поколений, направленная на обеспечение выживания в длительных социально-политических катаклизмах. Сопряженная с самой идеей существования, она укоренилась в национально-этническом сознании, стала выражением национального характера, ментальности, наконец, через символические фольклорные формы, мифологические идеологемы, стала национально-этнической идеей, В связи с этим, было бы небесполезным сделать некоторый ретроспективный обзор и обратиться к вопросам генезиса ингушского народа, формирования национально-этнического сознания и его проявления через феномен толерантности.

Кавказ, как и Закавказье, является древнейшим очагом обитания человека, "калейдоскопом" разноязычных культур. Не случайно в национально-этнической среде северо-кавказских народов наблюдается такое разнообразие антропологических типов, обычаев, языков и религий. Здесь отмечены следы язычества, зороастризма, иудаизма, христианства, а с XIII века превалирует мусульманство.

В соответствии с антропологической концепцией изоляционизма, кавкасионная ветвь понтийского типа, к которой относятся ингуши, рассматривается учеными как реликтовая форма антропологического пласта эпохи верхнего палеолита и неолита, сохранившаяся почти без изменений до современности в условиях высокогорной изоляции, потомки которых первыми освоили центральные предгорья Главного Кавказского хребта. Известный антрополог В. Алексеев в своей книге "Происхождение народов Кавказа" отмечает, что Кавказ являлся локусом расообразовательного процесса не только для кавказских, но и для средиземноморских народов. Так с территории Малой Азии предки нынешних средиземноморских и кавказских народов расселялись одновременно в северо-западном (Балканский полуостров) и северо-восточном (Кавказ) направлениях [1].

Вопросами этногенеза ингушей занимался и другой известный антрополог В. Бунак, который также отмечал, что "в отдаленную эпоху... Северный Кавказ был заселен двумя потоками народа; одним - двигавшимся по западной окраине Кавказа, другим - по восточной. Оба эти потока родственны с народами Малой Азии. В центре Кавказа они встретились и образовали собственный своеобразный тип, в разных видоизменениях встречающийся к югу от главного Кавказского хребта, но в известной мере проникший и на северные склоны. Среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов" [2].

Переднеазиатские этногенетические корни, родство культур с народами древних переднеа-зиатских цивилизаций и Междуречья подтверждают и другие ученые-кавказоведы Е. Шиллинг, И, Шеблыкин, Е. Крупнов, В. Марковин, Л. Семенов и многие другие исследователи.

Проходили тысячелетия исторического процесса освоения Кавказа ингушами, его современной территории, в течение которого формировалась толерантность как идейное ядро этнического самосознания, как стратегия внутреннего развития и существования вовне.

Здесь, на протяжении длительного времени, происходили медленная кристаллизация ингушских племен в единый этнос и формирование уникальных черт культуры в рамках кавказской цивилизации. Прежде всего - языка, мифологии, древней символики, фольклора, орнамента, четко оформленной религиозной системы, культами, специфическими особенностями хозяйственно-экономической жизни.

Ингушское общество на протяжении веков вырабатывало социально-политические институты, регулирующие основные вопросы права, морали, домохозяйствования. Здесь идея толерантности, работающая в ключе самосохранения народа, определяла приоритеты общинной формы хозяйствования над индивидуально-имущественной дифференциацией. Такое отношение обеспечивало сохранность и ретрансляцию во времени наиболее значимых ценностей: опыта жизнеобеспечения, социальной справедливости, умеренного соотношения индивидуального и коллективного, с приоритетами общественных интересов над личностными, то есть такой формы внутри социальной толерантности, которая обеспечивала бы воспроизводство, саморегуляцию этнической системы, самосохранения этноса во времени и пространстве.

Следует отметить наиболее важный социально-политический институт ингушей как Мехка-кхел - Совет страны, консолидирующий и интегрирующий не только ингушское общество. В особо сложные периоды жизни народов Северного Кавказа совещательная и миротворческая деятельность Совета нередко была направлена на решение общекавказских проблем. В компетенцию Совета страны входило формирование основных стратегий внутренней и внешней политики, члены собрания решали правовые вопросы общества, занимались проблемами преодоления общественных и политических противоречий, препятствующих прогрессивному развитию народов. Поэтому на собрания Совета часто приглашались представители соседних народов Грузии, Осетии, Чеченских обществ.

Мощные миграционные потоки, периодически захлестывавшие Кавказ, усиливали в среде ингушей процессы выработки особых социокультурных феноменов, регулятивных, управленческих институтов и механизмов общекавказского значения. Так, на территории Ингушетии в доисламскую эпоху функционировали множество языческих храмов, святилищ и других культовых сооружений, приуроченных древнеингушским языческим божествам. Сюда в дни справления больших культовых празднеств стекались сопредельные народы.

В истории ингушского народа другим, не менее важным, социально-культурным институтом являлось жречество. Его сословие выступало не только ревнителем древних религиозных воззрений, но и в рамках соответствующего мировоззрения развивало иерархию ценностей и общественных приоритетов, среди которых наиболее важным представлялось экологическое сознание, определяющее практику использования окружающей природной среды. Полагалось, что если "убывает с одной стороны, то непременно должно пополняться с другой, пусть и в ином качестве и состоянии".

Регулируя жизнь общества через культы и различные обряды, жречество продуцировало в обществе принципы непотизма - родственной коллективной солидарности, готовности пожертвовать личным ради сохранения коллективного, общественного. Непотистское сознание реализовывалось как определенная "балансирующая сила", обеспечивающая непрерывность мирового процесса, этноэкологическое равновесие. Таким образом, сила индивидуального и родового характеров рассматривалась относительно существующего уровня толерантности к внешне интенсивному миру и порогу терпимости как выражения готовности жертвовать настоящим ради безопасности и будущего.

Надо отметить, что в истории ингушского народа довольно часто возникали периоды переживания пороговых состояний толерантности. Однако глубокие ментальные установки формировали устойчивую модель толерантного поведения, цепь которого - преодоление разрушительных социальных явлений, природных катаклизмов. В результате на подсознательном уровне усиливалось непотистское поведение, направленное на сохранение "общекавказского дома" - "точки весов земного шара", - как писал о Кавказе знаменитый немецкий исследователь XVIII века И. Гердер [3].

В процессе развития и впитывания внешних цивилизационных импульсов ингуши, как и другие народы Кавказа, еще в раннем средневековье адаптировали символические контексты христианства, поступавшие со стороны культурно родственной Грузии.

С VIII по IX века начинается распространение ислама, преимущественно в восточной части Кавказа. Процесс христианизации прерывается опустошительными войнами Чингизидов, а с XVI-XVII веков вновь распространяется христианство из Грузии, но уже под влиянием Российской империи и духовенства, которые несли материальные расходы по миссионерской деятельности на Кавказе. Это время интенсивных связей Ингушетии с Россией и Грузией. Последняя, считая Ингушетию "по-прежнему христианской", оформляет свои политические взаимоотношения не только по кавказскому, но и по христианскому обычаю, не встречая при этом какого-либо значительного непонимания. Укорененные в ментальности ингушей принципы добрососедства, межэтнической и межконфессиональной толерантности традиционно определяли их поведенческие коды и политические взаимоотношения с соседними народами.

Период XVI-XVII веков обусловлен, также более чем когда-либо, тесными экономическими, политическими и культурными связями Ингушетии с северокавказскими народами. На этот раз глубоко объединяющим кавказские народы фактором стал постепенно утверждавшийся на Кавказе ислам.

XIX век заявил о себе как время бурных социально-политических процессов в России и, в частности, на Северном Кавказе, связанных с кавказскими войнами, с антиколониальной борьбой горцев и, как следствие, ростом этнополитического сознания горских народов, актуализацией религиозного фактора и стремительным распространением среди них идей имама Шамиля.

Надо отметить, что немаловажным обстоятельством, ускорившим и окончательно закрепившим в сознании людей исламское мировоззрение, явились кавказские войны. Именно в это время возрастает роль религии, политическая активность духовенства, проповедовавших единство кавказских народов на основе мусульманского единения. В этих условиях особую политическую значимость приобретает фигура Шамиля, который в 1828 году основал теократическое государство, просуществовавшее вплоть до 1852 года. После поражения Шамиля в русско-кавказской войне, а затем, в результате победы России в Крымской войне, Кавказ окончательно был закреплен за Россией.

Несмотря на то, что утверждение ислама на Кавказе проходило в сложной политической обстановке, когда на судьбах народов отражались интересы восточно-исламского мира и Российской империи, принятие ислама, надо отметить, было глубоко прогрессивным явлением, не только для ингушей, но для многих народов Кавказа. Распространение ислама было связано с проникновением на Кавказ письменности, книжной культуры, научных знаний Востока, морально-нравственных ценностей и других гуманистических аспектов мусульманской религии.

Эти обстоятельства способствовали развитию политических сознания и культуры ингушского народа, который сумел конструктивно использовать гуманистический и социально-политический потенциал ислама. Сумел эффективно встроить в мусульманские концепты основные смыслообразующие идеи, традиции, высокую этику общественных взаимоотношений, безопасного сосуществования в общероссийском контексте. Понимая высокую миссию имама Шамиля, ингуши, тем не менее, осознанно предпочли его политическим идеям духовное учение Кунта-Хаджи Кишиева, который предвидел итоги кавказско-российского противостояния, а поэтому проповедовал толерантность, призывал к примирению враждующие стороны - во имя сохранения жизни народов Кавказа, во имя мира и ненасилия. Все это подтверждает мысль о том, что ингушское общество исторически было свободно от этноцентризма, национализма и других негативных стереотипов, препятствовавших его прогрессивному развитию.

Современное сложное переходное состояние Российской государственности, неоднозначные социально-политические процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, направленные на возрождение и формирование демократических институтов, актуализиоовали региональные проблемы Кавказа, сопряженные с ростом политического сознания населяющих его народов, в том числе и ингушского.

Нынешние стратегии развития Ингушетии ориентируют общество на созидательную деятельность, на обращенность к творческим истокам национально-этнического сознания, ценностным основаниям общежития. Сегодня как никогда востребована традиционная модель толерантного сосуществования народов Северного Кавказа в контексте Российского государства. Очевидно, что это не может не вызывать известного отношения деструктивных сил как внутри страны, так и за ее пределами к происходящим переменам.

Как показывает многовековой опыт, способность ингушского общества к консолидации и актуализации наиболее значимых смыслов существования в особо сложные периоды позволит найти пути решения социальных противоречий, избежать эскалации конфликта, противостоять насилию.

Именно в этих целях был создан Общественный Совет при Президенте Республики Ингушетия, в который вошли лучшие представители ингушского общества; старейшины, религиозные деятели, представители научной и творческой интеллигенции и других слоев населения. В своей деятельности Совет, руководствуясь опытом прошлого, опираясь на принципы толерантности, консолидирует ингушское общество и направляет его на решение созидательных задач.

1. Алексеев В.А. Происхождение народов Кавказа. - М., 1974. - С.132-134.
2.    Бунак В.В. Антропологическое изучение чечено-ингушского народа // Грозненский рабочий. 1935. -5 марта. - С. 4.
3.    Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С. 459.

http://www.ingush.ru/fab_6.asp

Док. 648983
Перв. публик.: 06.04.00
Последн. ред.: 06.04.12
Число обращений: 0

  • Албакова Фатима Юсуповна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``