В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российские потребители верят в светлое будущее Назад
Российские потребители верят в светлое будущее
Россияне в отличие от потребителей в остальном мире в III квартале верили, что в будущем смогут зарабатывать и тратить больше, не откладывали деньги и покупали товары длительного пользования.

Большинство респондентов в мире (64%) считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый пятый европеец и каждый третий американец сообщают, что у них нет свободных денег. Об этом свидетельствуют данные индекса потребительского доверия Nielsen. В России в III квартале 2011 г. он увеличился на 7 пунктов по сравнению со II кварталом 2011 г. до 89 пунктов, в то время как глобальный индекс снизился на один пункт до 88. Nielsen опрашивает почти 28 000 респондентов в 56 странах мира, в этот раз исследование проводилось с 30 августа по 16 сентября.

"По всей зоне евро процветает долговой кризис и крайне высокая нестабильность финансовых рынков, что снижает уровень доверия потребителей, особенно в Португалии (индекс составил 40 пунктов), Ирландии (64), Греции (51) и Испании (56)", - отметил главный экономист The Cambridge Group Венкатеш Бала (его слова приведены в сообщении Nielsen).

Россияне наперекор мировому тренду в III квартале стали смотреть в будущее оптимистичнее, чем во втором: 50% респондентов оценили состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как "отличные и очень хорошие" (40% во II квартале), 39% сказали, что сейчас хорошее время для покупок (28% за три месяца до этого). "С 2008 г. российские потребители сдерживали свои траты, однако в III квартале 2011 г. они предпочли стратегию "здесь и сейчас", - объяснил региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Пол Уокер.

В III квартале жители России отдавали предпочтение потреблению в ущерб накоплению, соглашается аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. "Причем спрос особенно увеличился на товары длительного пользования: на автомобили, бытовую технику и электронику. Новости о трудностях европейских экономик и снижение курса рубля по отношению к доллару и евро подогрели продажи. Логика потребителей проста: лучше купить сейчас, чем ждать, когда обесценится валюта", - объясняет он. По данным Росстата, в III квартале оборот розничной торговли вырос на 7,6% (8,4% за аналогичный период 2010 г.), а реальные располагаемые денежные доходы населения - на 1,7%.

За III квартал в России было продано в общей сложности 684 936 автомобилей, в июле рост продаж составил 27% год к году, в августе - 32%, в сентябре - 26%, напоминает вице-президент Ассоциации российских автодилеров Олег Мосеев. Но он объясняет это не высокими ожиданиями покупателей, а отложенным спросом - в первом полугодии у автодилеров был дефицит машин. Настроение потребителей, по его наблюдениям, ухудшается. "Это видно по сокращению числа звонков и визитов в автосалоны в столице и регионах", - говорит Мосеев.

Ажиотажного спроса в III квартале не было, соглашается представитель сети магазинов "М-видео", торгующей электроникой. Компания, по его словам, отметила "спокойный потребительский интерес". Продажи "М.видео" по сопоставимым магазинам (LFL) за этот период увеличились всего на 3,6% (за первое полугодие - на 11,4%), что ритейлер объяснил высокой базой прошлого года.

Розничные сети, торгующие продовольствием, в III квартале зафиксировали снижение динамики продаж и количества покупателей. Рост LFL-продаж Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") замедлился до 4% в III квартале с 11% в первом полугодии, а число покупателей сократилось на 4%. Проблемы в мировой и российской экономике уже привели к спаду потребительской активности россиян - потребитель начал экономить, объяснила Х5.

Опрос проходил в период, предшествовавший девальвации рубля, объясняют в Nielsen. Исследователи ожидают, что в IV квартале индекс потребительского доверия россиян может быть ниже. Наиболее уязвимыми сегментами потребительского рынка в условиях кризиса могут стать рынки одежды и обуви, общественного питания и туризма. При уменьшении бюджета на 10% респонденты исследования сказали, что в первую очередь сократят необязательные расходы, особенно в области "одежды и обуви" (-21%) и "посещений ресторанов" (-18%). Потребители также указали на сокращение расходов на "электронику и бытовую технику" (-14%). "Эти три сектора окажутся наиболее уязвимыми при ухудшении экономического климата", - продолжил д-р Бала.

Александра Крекнина
Vedomosti.ru

Док. 649356
Перв. публик.: 03.11.11
Последн. ред.: 17.04.12
Число обращений: 0

  • Мосеев Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``