В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Главред РБК Dаily Петр Кирьян: Деловая журналистика похожа на бокс - где-то удар наносим мы, где-то они...` Назад
`Главред РБК Dаily Петр Кирьян: Деловая журналистика похожа на бокс - где-то удар наносим мы, где-то они...`
Главный редактор РБК Daily Петр Кирьян рассказал ЖурДому о себе, коллегах и конкурентах

- Петр, наверное, этот вопрос тебе задают очень часто, но, все-таки, расскажи, как в таком молодом возрасте ты стал редактором газеты федерального уровня?

- Это произошло случайно. Прежде чем газета стала выходить на бумаге, она была электронной. Она появилась на свет в 2003-2004 годах. Соответственно я пришел работать в редакцию сайта, а не газеты.

Тогда, как вы понимаете, он выглядел несколько иначе. В течение дня на сайте появлялось от трех до пяти: новость, комментарии, какая-то аналитика. Параллельно с этим была запущена первоначальная версия нынешнего сайта.

Первым главным редактором РБК Daily стал Петр Власов. Костяк команды составили журналисты, ушедшие вместе с Власовым из "Эксперта". В их числе был и я.

Уже в 2005 году, если не изменяет память, было принято решение запустить бумажную версию газеты. Процесс был запущен достаточно бодро.

- В РБК Daily ты начал с должности простого журналиста?

- Нет, я пришел на должность редактора отдела. Редакционная структура нашего издания несколько отличается от общепринятых структур. Наши отделы подразделяются на отрасли, а не на направления. Ну, собственно, затем я занял должность зама главного редактора, потом стал первым замом.

Потом был небольшой перерыв, я уходил из газеты. Уже в августе 2009 года меня пригласили вернуться обратно - на должность главреда.

Не знаю, рано я стал редактором (в плане возраста) или поздно. Профессионально заниматься журналистикой я стал в 17 лет, в 29 я уже занял свою нынешнюю должность. Соответственно считайте - 13 лет, грубо говоря. Нормально, как мне кажется.

- А средний возраст в редакции какой?

- Средний возраст в редакции - где-то 26-29 лет.

- То есть ты один из самых старых?

- Ну да... (смеется). Но есть и те, кто будет меня постарше. Например, мой заместитель.

Наверное, как и везде, коллектив в нашей редакции обновляется волнами. Есть мое поколение, есть поколение, кому 26-29, а есть те, кому еще только 22 года.

- Текучка у вас большая?

Естественно, самый большой отток кадров был во время последнего кризиса. Мы, как и все редакции, так или иначе ужимались. Нельзя сказать, что ушел каждый второй, но в каждом отделе по одной ставке стало меньше (в отделе обычно работает четыре-пять человек). Насчет зарплаты - кризис их не срезал - остановился рост, но тратить люди меньше не стали, все же дорожает. Индексации не было, как обычно. Но я не понимаю, почему журналисты не должны разделить тяготы собственного издательства.

В целом, у нас текучка не очень большая.

- Традиционными конкурентами бумажной версии назвать легко: Ведомости и Коммерсант. РБК Daily прочно удерживает здесь "бронзу". Какие издания ты считаешь своими основными конкурентами?

- Да, традиционными конкурентами бумажного РБК Daily являются Коммерсант и Ведомости. В некоторых темах сильны "Известия". Тут все однозначно просто потому, что другие газеты не доминируют по той тематике, по которой выходим мы и эти издания. Естественно, что Коммерсантъ стоит особняком, потому в нем большой политический блок, спорт, культура. И деловой блок набирается все-таки не по принципу полоса-отрасль, а по принципу, что важно, что интересно, что можно представить.

В интернете конкуренция за читателя намного сильнее. К вышеперечисленными изданиям я бы добавил еще Маркер и Слон. ру. Если они раскапывают что-то серьезное, то возникает резонанс не меньший, чем от публикаций в Коммерсанте, Ведомостях или у нас.

- Если твои журналисты упускают какую-то тему.....

- Довольно часто можно увидеть "отработку тем", например, в Ведомостях. Скажем, Коммерсант написал о какой-то сделке, после в Ведомостях выходит некое легкое продолжение темы, этакая кавер-версия. Это не значит, что они переписали, журналист тоже нашел подтверждение, он тоже написал про эту сделку, это в каком-то смысле работа над ошибками, жесткая такая. Но мы так не делаем. Мы стараемся понять, почему мы не сделали данную заметку, чего нам не хватает. Я не очень расстраиваюсь, если мы что-то пропустили. Все покрыть нельзя. Деловая журналистика похожа на бокс. Где-то удар наносим мы, где-то они. Есть, где они сильны, есть - где мы сильны.

- А журналы в качестве конкурентов не рассматриваешь?

- Не рассматриваю, причем уже давно. У них своя боль, свои печали. Газеты давно их обогнали, вобрав в себя все форматы, которые были у журналов. Газеты, например, берут большие интервью, что раньше было прерогативой журнала. Правда и сейчас, в принципе, считается более престижно дать интервью журналу, нежели газете. Но это, я уверен, вопрос времени.

У газет гораздо более мощные сайты, чем у журналов. Газеты научились играть журнальными форматами, то есть мы делаем огромные обзорные статьи, не чураемся аналитики, исторических статей. В принципе, можем опубликовать рейтинг самых богатых, знаменитых. Но большого смысла в этом я не вижу. Например, Коммерсант делает рейтинг близости к власти. В принципе, начинание интересное, но практического смысла в использовании данного рейтинга я для себя не вижу. Это скорей некий прикол. Я к этому так отношусь, возможно, редакция вкладывает другой смысл. Поэтому журналы, нет, я не считаю, что они конкуренты.

Сейчас разворачивается битва между интернетом и газетами.

- У газет есть одна важная деталь - это тактильные ощущения, определённый ритуал чтения

- Трагедия или, может быть, фарс деловых газет и журналов в том, что они хотят, чтобы их читали топ-менеджеры, люди, которые принимают решения. Да, приятно представить образ человека, который садится с утра за завтраком или в машину читать газету, но это какая-то утопия. Такая аудитория, может быть, составляет процентов пять.

Они вас, может быть, и читают, но гораздо больше вас читают те, кто просто занимаются бизнесом, чем-то там интересуются, или какие-то трейдеры индивидуальные, частные трейдеры, которые следят за конкретными новостями, которые на их взгляд могут сыграть какую-то роль. То есть аудитория размыта.

- Сейчас активно развиваются технологии, например, уже появилась первая газета, заточенная специально для IPad - The Daily. А вообще в будущем планирует ли холдинг РБК подобное издание, ориентированное в первую очередь на аудиторию, использующую планшеты?

- Я пока этого не слышал. Возможно, какие-то технические возможности для этого есть. Но на самом деле, я не понимаю смысла в России запускать издание специально для планшетников. Потому что проще адаптировать готовое издание, получить виджет, и нажимать ссылки, читая газету. Это вопрос не только формата, это вопрос контента. Потом, это вопрос монетизации. Сколько людей скачают твою программу? Допустим, скачает 10 000 человек, условно, пусть даже, 20 000. Насколько это большая аудитория? Соответственно, как дорого ты сможешь продавать рекламу? Если это твой контент, а если не твой, договоришься ли ты с его владельцами на републикацию? Будет ли это оперативная републикация? Много вопросов, которые возникают с точки зрения производства. Если это будет производство, похожее на бумажную продукцию, деловой продукт, который будет тяжело отбивать исключительно в интернете. Поэтому я не вижу в этом большого смысла. Планшетник - это формат. Он легче компьютера, он довольно быстр, он позволяет подключаться к интернету, вот и все. Я, конечно, слежу за тем, что происходит с The Daily, но, мне кажется, эта история немного не про нас пока.

- А Вы не рассматривали возможность платного доступа к части сайта, или ко всему сайту?

- У нас позиция холдинга такая, что информация должна быть доступной и бесплатной.

- А покрывать затраты за счет рекламы?

- Я не знаю не одной модели в России, когда сугубо платный доступ к сайту СМИ позволял бы проекту быть популярным.

Беседовал Алексей Яушев
Фото: газета "КоммерсантЪ"

Источник: ЖурДом

Док. 649870
Перв. публик.: 03.11.11
Последн. ред.: 27.04.12
Число обращений: 0

  • Власов Петр Васильевич
  • Кирьян Петр Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``