В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ждать - это тоже часть профессии` Назад
`Ждать - это тоже часть профессии`
Виктор РАКОВ - сегодня один из немногих артистов, кто не мельтешит на телеэкране и не пускается в пространные откровения о личном в средствах массовой информации. Не то чтобы он вовсе не говорит любопытствующим журналистам о своей семье, но делает это как-то в меру и достойно. Приоритет в его публичных высказываниях неизменно остается за профессией, да и поводом к очередному интервью, как правило, служит новая работа. Он прежде всего актер, чем и интересен.

- Мне всегда сложно абстрагироваться от роли и увидеть себя на экране как некий персонаж. Должно пройти какое-то время, два или три года, чтобы я смог посмотреть картину как зритель.

- Вы так долго отходите от роли? Наверное, плохо спите после спектакля?

- Я? Ну бывает, что не сразу засыпаю, но, в общем, на мою психику это не сильно влияет. Я с большим скептицизмом отношусь к актерским разговорам, что вот он так вжился в роль, что потом в больницу попал. Каждый раз хочется спросить: "А сыграть он не пробовал?" Это же играется все. Проживается, да, но никакого отношения к психиатрии не имеет. А если имеет, то нужно говорить об актерском непрофессионализме. Значит, он ничего не понял в деле, которым занимается. Помню, Олега Табакова в какой-то телевизионной передаче попросили заплакать. Он посидел немножко - и заплакал. Это профессия, и ей учат. То есть меня не учили в институте плакать. Но меня жизнь научила. И Табакова тоже.

Другой вопрос, что сейчас неинтересно, ЧТО ты играешь, сейчас интересно, КАК ты играешь. Только опыты с собственным организмом. Когда актерский организм живой, когда он в состоянии импровизации, когда он ищет выход из предложенной режиссером ситуации... Это, если хотите, часть техники. Но именно таким путем мы сейчас идем в Ленкоме.

- Многие актеры признаются, что роли влияют на их личность, на вашу, значит, не влияют? Никогда не просачиваются внутрь?

- Я просачиваюсь в роль, а не роль в меня. Потому что я реальный человек, а роль всего лишь написана. На самом деле все есть в каждом из нас, просто надо уметь это вытащить.

- Вопрос часто в том, чтобы потом еще и назад затолкать!

- Ну это же вытаскивается, когда нужно. А когда не нужно, не надо и вытаскивать.

- Подобную закалку трудно получить вне театра. Гибкость актерского аппарата развивается в действии, одно из главных условий которого - непрерывность. Даже в рамках одного спектакля возможны бесконечные изменения. Чего кинематограф актеру предложить не может.

- Да, в театре мы репетируем, узнаем себя, оттачиваем мастерство, а в кино уже используем тот опыт, что накоплен в театре. Кинематограф - это соковыжималка. Там редко бывает, чтобы... Хотя вот с Глебом Панфиловым было. На "Матери" мы до начала съемок собирались на репетиции. И должен вам сказать, что это не было потерянным временем и потом сработало в картине.

- Сегодня актер уже не воспринимается властителем дум. Журналисты чаще спрашивают о том, что он ест на завтрак или где любит отдыхать, чем о профессии. Вы готовы принять эти правила игры?

- Я начну с того, что актеры все равно публичные люди, мы работаем для зрителя. И зрителям интересно узнать, как живут артисты. Интервью - это тоже часть профессии. Нельзя недооценивать СМИ, но и переоценивать, наверное, тоже не надо. Я, по-моему, достаточно рассказал про личную жизнь. Конечно, необходимо подкреплять все это трудом, новыми картинами. Сняться в одном-двух фильмах (даже если это были хорошие фильмы) и потом всю жизнь тусоваться на разных тусовках... Мне кажется, это не самое интересное занятие.

- Иногда возникает ощущение, что артисты тусуются непосредственно на голубом экране. Какой телеканал ни включишь, везде одни и те же лица. Через какое-то время они начинают просто раздражать.

- Мне понравилось, что по этому поводу недавно сказал Евгений Весник: он находит странным, что, часто снимаясь в многосерийных картинах, некоторые актеры играют самих себя и не играют образ. На мой взгляд, это исключительно вопрос подхода к работе. С одной стороны, самого себя сыграть гораздо проще, с другой стороны, это очень невыразительно. Мало кому интересно на протяжении многих серий смотреть актера Витю Ракова в предлагаемых обстоятельствах. А вот сделать некий образ уже гораздо интереснее. И для актера, и для зрителя.

- Убедительно "сделать образ" в слабой картине - стоит ли игра свеч? К сожалению, качество подавляющего большинства современных телесериалов, мягко говоря, не особенно высоко.

- И все равно они необходимы: время такое. Старшему поколению удалось завоевать зрительскую любовь в прежние годы, когда снималось много полнометражных картин. Сейчас и студий осталось мало, и на большие фильмы денег, как правило, нет. Сегодня выгоднее снять многосерийную картину в двадцать серий, которая стоит столько же, сколько одна полнометражная, но длится не два часа, а почти двадцать. Экранное время должно быть заполнено. Чтобы не заполнять его мексиканскими изделиями, показывают наши. И надо сниматься, потому что, во-первых, это профессия. Во-вторых, как иначе заработать популярность? Я сейчас говорю не о себе, а о молодых актерах, которые поступают в театральные институты, учатся там и мечтают о карьере и славе.

- Достаточно сняться всего в одном, но действительно качественном сериале, например в "Бригаде", - и все будет в ажуре. Тебя все будут знать, и незачем мелькать во всем подряд, лишь бы засветиться.

- До нее надо дожить, до этой "Бригады", досидеть как-то. А может быть, она и не придет никогда? Хотя ждать - это тоже часть профессии...

Сложный вопрос. Я у Никиты Михалкова, например, не снимался. Ему удается все-таки не останавливаться, он по-прежнему снимает и делает это замечательно. Но я не в его команде. Что же мне теперь, ждать съемок у Михалкова? Или у Панфилова? Нет, я не жду. К счастью, в моей жизни появился Александр Велединский, с которым мы работали на многосерийной картине "Закон" (настаиваю - телевизионной художественной картине!) и сейчас работаем в полнометражном фильме "Русское".

- Работа в "Законе", на мой взгляд, стоит особняком в ряду того, что вы играли до сих пор. После Крохмаля стало ясно, что вы - трагический актер. Каково соотношение в такого рода ролях ремесла и личного опыта?

- Все зависит от того, какие задачи себе ставить. "Закон" попал на тот период, когда в моей профессиональной жизни происходила переоценка ценностей и открывались новые горизонты. Велединский, кстати, очень здесь помог. Не то чтобы он специально настраивал или психологические тестирования проводил, нет. Просто ему почему-то веришь, и хочется делать то, чего ты еще не делал.

- И все-таки о соотношении личного опыта и профессионального мастерства...

- Личный опыт - это мои близкие. Я знаю, что такое родное существо. И если бы в моей жизни, не дай Бог, произошло нечто подобное тому, что случилось в жизни Крохмаля, я бы, конечно, надеялся на закон, но не исключено, что взял бы берданку. Я знаю, что такое терять близких, что такое быть на грани потери близких. И знаю, что такое стоять в церкви, молиться и рыдать.

- Внешне вы производите впечатление мягкого и покладистого человека. Но говорят, в тихом омуте черти водятся. Легко ли режиссерам с вами работать?

- Ну, это надо у режиссеров спросить!.. Нет, думаю, что я легкий. Хотя у меня есть своя точка зрения, и я могу ее отстаивать, если возникнет необходимость. Но... режиссер же снимает это кино, не я. Режиссер ставит спектакль, а не я. Я - исполнитель. Поэтому должен как минимум то, что просит режиссер, сделать. А если мне нравится картина, то я еще могу что-то и предложить. И, может быть, даже убедить режиссера в том, что так будет лучше.

- Вы являетесь художественным руководителем второго курса актерского факультета в Российской академии театрального искусства. Зачем вам это?

- Мне кажется, что какие-то вещи в актерской профессии я знаю, и готов этим поделиться. К тому же, когда мы начинаем с самых азов, я и сам эту школу еще раз прохожу. И правильно, это нужно время от времени делать. Скажем, в Америке артисты - даже звезды - берут тайм-айт и идут в актерскую школу. Чтобы оставаться квалифицированными профессионалами. Так что это очень полезная штука.

Дата публикации: апрель 2003

В. Звездова, http://www.kultura-portal.ru/

Док. 649890
Перв. публик.: 27.04.03
Последн. ред.: 27.04.12
Число обращений: 0

  • Панфилов Глеб Анатольевич
  • Табаков Олег Павлович
  • Весник Евгений Яковлевич
  • Велединский Александр Алексеевич
  • Раков Виктор Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``