В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Наша любовь с каждым годом все сильнее` Назад
`Наша любовь с каждым годом все сильнее`
"Жить и работать могу только здесь - где родился, там и пригодился. Большое впечатление произвели Нью-Йорк, Амстердам, Мюнхен. Но жить там могу лишь пару недель"

Родился 5 февраля 1962 года в Москве В школе занимался дзюдо По окончании ГИТИСа (1984, курс Андреева) был принят в Театр Ленинского комсомола Стал известен после фильма "Убить дракона" (1988) - Занят в ведущих ролях в "Ленкоме", много снимается Народный артист России (2003) Женат, есть сын от первого брака и дочь от второго.

Вопреки расхожему мнению о богемной легкомысленности актеров он состоит в счастливом браке уже 19 лет. Вообще-то, Раков не расположен откровенничать о личной жизни: "Это если кто-то хочет добиться дешевого пиара, выдумывает всякую всячину. Мне такое не интересно". Хотя и здесь не все однозначно: актер особенно не любит говорить о неудачном первом браке и делает исключение для счастливого второго. А во втором браке через год он отпразднует фарфоровую свадьбу!

- Виктор, что значит для вас семейный опыт?

- Это все идет из детства. Хотя у меня, наверное, более сложный опыт, чем у моих родителей. Однако не я был инициатором развода в первом браке. От него у меня остался сын Борис.

- Ваша первая жена Ольга была актрисой?

- Мы учились на одном курсе... Второй раз я женился на совершенно удивительной женщине, ставшей цементирующим звеном в нашей семье. Людмила - психолог. Правда, сейчас она свободный художник. Родила мне дочку Настю. Марк Захаров как-то говорил, сколь важно для актера, кто с ним рядом, какие у него тылы. Если все хорошо, актер начинает расти, совер-шенствоваться. Если нет - деградирует. Мне с женой очень повезло. Людмила обладает прекрасной интуицией и женской мудростью.

- Сын пошел по вашим стопам?

- Нет, он окончил книготорговый колледж. Занимается своего рода бизнесом. Никита, сын моего брата, мой крестник, тоже бизнесмен.

- Много времени уделяете дочке?

- Она уже в таком возрасте, когда никого не слушают. Ей 18 лет, Настя считает: наши ро-дительские функции закончены. Конечно, она глубоко ошибается, и я так ненавязчиво с ней беседую. Пока "товарищ в контакте". Разговаривал с друзьями, у кого дети примерно такого же возраста, у всех те же самые проблемы общения. У восемнадцатилетних другие приоритеты. Я не считаю себя пожилым человеком, но к нам эти молодые люди относятся как к динозаврам... Настя поступила в институт, учится на продюсера, окончила музыкальную школу, и не просто окончила, она увлечена музыкой. Разносторонне развитый ребенок. И в футбол играла, на мечах дралась, занималась боевым танцем капоэира. Это когда под там-тамы крутят ножками как вентиляторы.

- Разногласия с женой по поводу Насти бывают?

- Да. Очень не хочется, чтобы Настя совершала ошибки. Я считаю, надо учиться на чужих ошибках, а не на своих. Но боюсь, наша дочка будет учиться на своих. Просто смотрю на нее и вижу себя.

- В творческой среде много династий. Но о вашей семье, о ваших родителях этого не скажешь.

- Да, они отношения к театру не имели. Хотя отец очень хорошо пел, был лирическим тенором. Но, к сожалению, не продолжил образование, хотя в общем-то всегда был к этому расположен.

- А когда у вас появилось желание стать артистом?

- В детстве часто показывал, как моя бабушка ходит, как она кряхтит. Передразнивал, одним словом. Надевал платочек, ее халат, брал палочку и с этой палочкой перед родными, смущаясь ужасно, изображал бабушкину походку.

- Подзатыльники получали?

От бабушки - нет. Они все хохотали, а бабушкин родной брат сказал: "Витька, тебе нужно в цирковое, на клоуна надо идти". Тогда во мне этот "клоун" где-то засел, и я еще пуще прежнего дурачился.

- Вернемся к вашим родителям. Они москвичи?

- Да, оба. Их застала война, когда им было по 10-11 лет. Тяжелое время, нечего есть, приходилось донашивать чьи-то обноски. Папа, Виктор Александрович, выучился, стал инженером. Мама, Ольга Александровна, работала на производстве, потом в женсовете занималась столом заказов. Тогда что-то нормальное из еды стало появляться на столе. Но вот вещи старшего брата я часто донашивал, те, что были в хорошем состоянии. Конечно, родители пытались нас баловать, однако не сказать, чтобы мы шиковали. Но все равно мое детство с родительским не сравнить. Я-то родился, когда, того гляди, будет развитой социализм, потом коммунизм наступит, а им было очень трудно.

- Какая у вас с братом разница в возрасте?

- Восемь лет. Я чувствовал его защиту, у меня никогда не было проблем во дворе. Ко мне никто не приставал. Для меня старший брат Саша всегда являлся примером. Я довольно рано приобщился к Beatles и к Led Zeppelin, и к Высоцкому. Был немного продвинут в этом смысле. И вот когда стал подрастать, думать, куда идти учиться, решил, что лучше пойти в театральное, а не в цирковое, как мне прочили. Показалось, что профессия актера дает больше для самовыражения, чем профессия клоуна. В первый год после школы не поступил, работал, как и отец, на заводе "Молния". Получил третий разряд монтажника радиоаппаратуры и приборов. И только через год поступил в ГИТИС на актерский факультет. Это был год Олимпиады (московской, в 1980-м.).

- Как родители относились к вашим творческим метаниям?

- Отец молчаливо поддерживал, а мама недоумевала и сомневалась. Правда, во время экзаменов оба очень переживали. Мама даже что-то советовала, но это было, конечно, наивно. И лишь когда в конце концов поступил, мама окончательно согласилась с тем, что я могу быть артистом. А позже, помню, в картине "Любить по-русски" я снимался как в комедии. Но потом оказалось, что фильм имеет какую-то социальную нагрузку. И моя мама, посмотрев первую серию, сказала: "Ой, какое хорошее кино, как мне нравится!"

- Как начиналась студенческая жизнь в ГИТИСе?

- Как у всех. После третьего тура и сдачи экзаменов поехали на картошку. Под Волоколамск. Курс оказался дружный, разве что поначалу какое-то время держались кучками. Но у меня проблем не было, я ни к одной кучке не принадлежал. Из самых известных сокурсников-Лена Яковлева из "Современника", Вадик Цыганов, муж Вики Цыгановой, который стал ее поэтом и продюсером. Руководитель курса - Владимир Алексеевич Андреев, тогда еще народный артист России. Позже он получил народного СССР, мы приходили его поздравлять. И я, когда сам стал заслуженным, а потом и народным артистом России, сказал ему огромное спасибо за то, что он взял меня к себе, за то, что я у него учился, был при деле, а не на улице болтался.

- Как вы попали в "Ленком"? Вас пригласили?

- Нет, никто меня не приглашал, хотя режиссеры на выпускные спектакли, конечно, приходили. Мы сами показывались в разных театрах, в том числе и в "Ленкоме". Там на художественном совете я показал этюд "драка и ковбойские шутки". Мне повезло, в этом театре всегда ценили не только актерские способности, но и умение двигаться, пластику.

- Вы у Марка Захарова уже 25 лет. Никогда не хотелось сменить место работы?

- Были, грешным делом, мысли. Но, видимо, не настолько они мной овладели, чтобы покинуть театр. И правильно сделал, что никуда не ушел. Бывали антрепризы, но это не значит, что надо куда-то уходить. Просто сама по себе антреприза - это возможность еще что-то сыграть, хотя для бесконечных поездок нужно много здоровья.

- Выглядите вы прекрасно, подтянутый, спортивный.

- Стараюсь держать форму. В детстве бегал, плавал, занимался дзюдо. Конечно, благодарен и за то, что передали по наследству папа с мамой. Вообще, пацаном очень хотел заниматься боксом, но родители не согласились, мама сказала: "Тебе мало сотрясения мозга, хочешь еще?!" Мечтал также о карате. Но оно тогда было запрещено, и я стал заниматься дзюдо в АЗЛК (Автозавод им. Ленинского Комсомола, имел разветвленную социальную сеть.).Конечно, все это шло в актерскую копилочку. Когда пришел в институт на сценическое движение, уже очень многое умел, вполне сносно владел своим телом. И думал, что, если окончу институт и меня не возьмут в театр, пойду на кафедру преподавать сцендвижение.

- Однако в театре вы не только двигаетесь, но еще и поете.

- Меня взяли в "Ленком" на роль главного героя в рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Позже играл Смерть в этом же спектакле. Потом пел в "Королевских играх" - это своеобразная опера для драматического театра. Играл Фернандо Лопеса в рок-опере "Юнона" и "Авось", позже - графа Резанова. Паша Смеян написал рок-оперу по "Князю Серебряному", я там пел, но это аудиоверсия. Мне всегда нравилось петь. Особенно - с подросткового возраста, когда произошла ломка голоса. Хотя музыкальной школы я не оканчивал.

- Но вот уже и с Вивальди-оркестром Светланы Безродной работаете?

- У Безродной оказался случайно. Мне позвонил Андрюша Рапопорт, актер из Театра Моссовета, с которым мы снимались в фильме "Закон", и сказал: "Ты же поешь, давай приезжай на репетицию". Я приехал, познакомился со Светланой Борисовной, со Славой Черным, ее супругом, с оркестром. Мне дали огромный список названий довоенных, военных и послевоенных песен (это было к 60-летию Победы). Я выбрал несколько песен, порепетировали и потом исполнили в зале Чайковского. После этого мы еще собирались на разные праздники: Дмитрий Назаров, артист МХТ, Андрей Рапопорт, Владимир Зельдин, Николай Чиндяйкин,
Михаил Державин, певцы - Саша Ф. Скляр, Иосиф Кобзон. В общем, очень хорошая крепкая команда.

- У вас много друзей?

- Дружба для меня много значит. Правда, друзей у меня меньше, чем казалось раньше, жизнь отсеяла. Есть дружок Андрюша Дружкин, который в одно со мной время пришел в театр. Мы с ним на гастролях, что называется, съели пуд соли. Он уже не служит у нас, но крепкой дружбе это не мешает. Буквально три дня назад вместе приехали из загородного домика... Друзей настоящих и не должно быть много.

- Подарки друзьям вы своими руками делаете. У вас такое редкое увлечение - керамика!

- Да, я леплю из глины. Мы за городом выстроили домик, у меня там есть мастерская, гончарный круг, муфельная печка... Еще в школе, вслед за братом Сашей, я много рисовал. Это был, пожалуй, единственный урок, на который любил ходить (а вообще, учился не очень хорошо). Также в детстве резал по дереву. Пробовал вышивать бисером - но потом забросил. А когда уже был актером, благодаря актрисе нашего театра Ирине Серовой познакомился с лепкой. И в какой-то момент понял, что объемные вещи у меня получаются лучше, чем картины.

- Ваша керамика стоит на полочке или вы из нее едите, пьете?

- Что-то было подарено, что-то я продал, потому что надо было окупить затраты, они немаленькие. Мы из этой посуды не едим и не пьем, это все сувениры и подарки. Хотя керамика многими не считается художественным произведением, но для нас эти предметы - результат настоящего творчества. Жена сейчас увлеклась авторскими художественными куклами. Я тоже чуть-чуть попробовал. Сейчас работаю над большой куклой "Панк", ростом сантиметров 40-50. Он должен быть забавным, потому что к панкам я отношусь с долей иронии. Своеобразная культура, как эмо, готы и так далее. Он получится немножко эклектичным, одет в кожу, конечно же, бритая голова с ирокезом... Но главное для меня - керамика. Куклы же делаю параллельно.

- У вас загородный дом, вы любите проводить там время?

- Мои родители, имея шесть соток, на все школьные каникулы вывозили меня туда с бабушкой. И я очень-очень хорошо знаю, что такое земля. Жена поначалу сказала, что цветами заниматься не будет, а потом так этим заинтересовалась. У нее уже прикопаны разные кусты роз. И я теперь все больше времени уделяю земле. Дачно-деревенская жизнь особенно нравится ле-том. Мы много гуляем, я хожу за грибами, могу дерево посадить, могу рыбку половить, могу ребенка родить.

- А как насчет того, чтобы пойманную рыбку потом приготовить?

- Не скажу, что я большой кулинар, но приготовить могу, и это будет вполне прилично. У меня жена вкусно готовит. Если еще говорить об отдыхе, то я люблю путешествовать. Благодаря театру поездил по миру. Например, познакомился с Лондоном. Потом захотелось, чтобы и мои девочки увидели, как там хорошо, - съездили вместе. Еще без меня жена с дочкой побывали в Японии, Италии...

- Во что вы верите, о чем мечтаете?

- Меня крестили в Вишняковской церкви, потом я крестил там сына. Чувствую какую-то поддержку, часто сбывается то, о чем мечтаю, и в плане работы, и в плане досуга, и в плане творчества. Причем уверен, что важно мечтать не вообще, а очень подробно, конкретно, и тогда, скорее всего, то, чего так желал, свершится. Этому есть объяснение и с точки зрения психологии. Более того, я открыт таким мечтам, а порой и неожиданностям. Надо не терять интерес к жизни, представлять, фантазировать, и все будет осуществляться.

- А о чем вы мечтаете "подробно, конкретно"?

- О квартире для дочки и о квартире для сына. Еще мечтаю, чтобы все близкие были здоровы.

- Как вы считаете, с годами любовь в семье меняется, может быть, уходит?

- Не уходит. А если и меняется, то с каждым годом становится сильнее и сильнее.

Дата публикации: февраль 2010

И. Рудакова, журнал "Имена"
http://www.rakovvv.ru/press/17-2010-/178--q-l-l-rq

Док. 649923
Перв. публик.: 28.02.10
Последн. ред.: 28.04.12
Число обращений: 0

  • Кобзон Иосиф Давыдович
  • Державин Михаил Михайлович
  • Захаров Марк Анатольевич
  • Зельдин Владимир Михайлович
  • Раков Виктор Викторович
  • Высоцкий Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``