В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эммануил Виторган: `Люди, надо жить по человечески. Нормально` Назад
Эммануил Виторган: `Люди, надо жить по человечески. Нормально`
- Эммануил Гедеонович, Вы снялись более, чем в 100 фильмах. Конечно, чувствуется себя востребованным актером?

- Должен сказать, что я - дитя театра. Театр - основное здание в моей профессиональной жизни. Что же касается фильмов, то это просто подарок для меня. Фильмография, и еще большее количество сыгранных спектаклей говорят сами за себя. И сейчас пока я востребован, но все чаще хочется полежать на диване, почитать современную литературу.

- Которую Вы неплохо знаете.

- Да. Я ее знаю и люблю. Но, конечно же, это небольшое кокетство с моей стороны. Безусловно, самое важное в жизни - это быть нужным.

- В актерской профессии проблема востребованности стоит очень остро, Вы согласны?

- Да, безусловно.

- Вы довольны тем, как сложилась Ваша актерская жизнь?

- Мне грех жаловаться на что-то. У меня были потрясающие родители. Мне повезло в том, что я сразу после 10 класса поступил в театральный институт, это было то, о чем я просто грезил. У меня были замечательные педагоги. В последующей жизни мне посчастливилось работать с такими режиссерами, о которых может мечтать любой артист.

- Вы имеете в виду Товстоногова?

- Я имею в виду Товстоногова, Гончарова, Марию Васильевну Кнеппель, Леонида Хейфица, Анатолия Васильева, Кама Гинкаса, Романа Виктюка. Я с ними со всеми работал. Поэтому, если бы я свалился с пальмы - то обязательно чему - нибудь научился.

- У Вас нет ярко выраженного амплуа положительного героя. Достаточно часто и убедительно Вы играете злодеев, Что - то свое, личное, вкладываете в эти роли?

- Конечно, я никогда не отказывался от так называемых ролей отрицательных героев. Я от положительных отказывался. Потому что ранее, положительные образы выписывались драматургами и сценаристами очень странно. Возможно, это было связано с политической системой. Они практически, были "вне ошибок". Сегодня, слава Богу, и положительные герои ошибаются. Но отрицательных играть очень интересно потому, что мне казалось, и кажется до сих пор, хотя это уже наверное и наивно, что зрители, смотря спектакль или фильм, видели, что такой способ проживания жизни - не самый лучший, и никогда не поздно что - то изменить в своей жизни. Своими ролями я говорю: "Люди, надо жить по человечески. Нормально".

- А можно сказать, что в зле есть свое отрицательное обаяние?

- Безусловно, конечно есть. Но главное, куда направить все это. Можно направить на продолжение или усугубление, а можно понять, что нельзя подменять злом добро.

- Вы больше 30 лет близко дружили с Высоцким, Володиным. Какая основа была у этой дружбы?

- Это не совсем так. С Владимиром Семеновичем Высоцким я не дружил близко, мы были знакомы, общались при встречах. К сожалению, я никогда не бывал в Володиных компаниях, не видел его в домашней остановке. Просто здоровались, как коллеги, при моем, надеюсь взаимном уважении. Что же касается Саши Володина, то это были долгие годы крепкой дружбы. Думаю, что для любого человека, который знал Александра Моисеевича, или видел пьесы и фильмы, снятые по его сценариям, общение с таким человеком - просто счастье. И Володя Высоцкий, и Александр Володин прожили, разрывая себе душу. Только для того, что бы сказать - "Человеки! Давайте жить по человечески".

- Как Вы относитесь к политике, к власти? Вы аполитичны или все - таки занимаете чью - то сторону?

- Нет, я абсолютно вне политики. Считаю, что люди моей профессии должны служить человеку, а не партии.

- Но очень часто, творческие люди при определенных обстоятельствах, становятся этакими духовными лидерами нации.

- Я же не пример, и говорю только о своей точке зрения.

- Судя по Вашему ответу, Вы поддерживаете точку зрения президента Медведева.

- Наташа, почему Вы так решили? (Смеется).

- Не знаю, внутренне ощущение. Отсюда следующий вопрос. Верите ли вы в то, что по словам президента, Россия войдет в новое общество страной, населенной образованными, умными людьми?

- Нашей стране еще надо многому учиться. Государственная история показывает, что Россия на протяжении многих веков все испытала на своем пути развития - голод и разруху, и счастье, и несчастье, и войны, и мир. Все это наша страна имела в полной мере.

- Это принесло тот ценный опыт, который формирует нацию?

- Конечно. Хотя, иногда бывает неловко за то, что происходит в стране. Но хочется верить, что цивилизация победит полностью.

- Эммануил Гедеонович, Вы всю жизнь прожили в России - стране не совсем толерантной, по отношению к евреям. Вас коснулась ксенофобия?

- Ну, все это было очень давно. Это произошло в моей жизни всего два раза, и не имело серьезных последствий. Я родился и жил в типичной советской семье, как и большинство наших граждан.

- Ваши родители были коммунистами?

- Да, папа был партийным.

- Как Вы относитесь к тому, что сейчас власть "дружит" с религией?

- Честно говоря, мне трудно представить себе молящихся Брежнева или Хрущева. Сейчас руководители государства делают это, но здесь их личное дело.

- Недаром говорят, что у каждого - своя дорога к храму.

- Возвращаюсь к Вашему вопросу. У меня в этом смысле было все нормально. Я - народный артист, хотя и получил все звания довольно поздно, и я даже не радовался по этому поводу. Зато родители были счастливы, и это самое главное. Для меня ни звания, ни награды не имеют значения.

- И не было никакой обиды, что вы все поздно получали?

- Нет, я был настолько занят работой, что мне некогда обижаться. Громко говоря, мне было некогда "мелко существовать". Что касается нации, то здесь я ничего нового Вам не скажу. Эта нация преследовалась и подвергалась гонениям во все века.

- Вы считаете себя хорошим плохим евреем. Почему?

- Я нехороший еврей. Я ничего не знал о традициях своего народа. У нас было обыкновенная коммунистическая семья, поэтому не праздновались никакие национальные праздники. Это я только сейчас узнаю про Хануку и Пурим. А раньше были только 7 ноября и 1 Мая.

- Вы были партийным товарищем?

- Нет, партийным я никогда не был. Был пионером, комсомольцем. Жил, как громадное большинство людей в нашей стране. У меня нет конкретных нареканий в адрес страны. Но моего папу несколько раз исключали из партии, просто так, в связи с известными событиями. Он был крупным специалистом в области мукомольной промышленности, но никогда не работал ни директором завода, ни управляющим трестом. Он всегда был только главным инженером. Евреев не назначали на руководящие должности. Так или иначе, но 5 пункт всегда присутствовал.

- Вы один из немногих актеров старшего поколения, которые достаточно удачно вписались в современный кинематограф. Как Вам работается с молодежью? Не наступают на пятки?

- Нет знаете, не наступают. Как мне кажется, я не ворчун. Моему поколению очень повезло. Молодым менее везет в это смысле, не в каждом поколении рождаются свои Высоцкие. Сейчас нет таких ярких личностей, но я верю, что они обязательно появятся. Причем, в любой области, будь то техника или культура.

- Замечательный прогноз, спасибо. Переход из репертуарного театра в антрепризу как-то повлиял на профессиональные качества?

- Нет что Вы, совсем нет. Я как работал, так и работаю. Как честно относился к своему делу, так и отношусь. Надо когда-то уходить "из-под начальства".

- Вы считаете, что антреприза - это свобода?

- Да, безусловно. Я все сам выбираю, начиная от сценария. Т.е. я выбираю пьесу, режиссера, партнеров. Антреприза принята во всем мире, и в Германии, кстати тоже. Русский классический театр также создавался из антрепризных постановок. Это достаточно востребованный вид искусства.

- Юрий Михайлович Соломин в интервью сказал мне, что антреприза - это узнаваемые лица. Вы тоже считаете, что успех спектакля зависит от фамилии "Виторган" на афише?

- Я не импресарио, и меня немного раздражает, когда мое начальство говорит только о медийных лицах, хотя конечно, в этом ничего плохого нет. Но что такое медийные лица? Или это замечательные и прекрасные актеры, или же ребята, которые снялись в 1 - 2 фильмах или сериалах, и из них уже создается фетиш. Людям хочется видеть привычные лица, они не хотят тратить время на узнавание новых. Я знаю замечательных актеров, которым просто не так повезло, как другим. Зачастую, они не менее, а даже более талантливы, чем те артисты, которых хочет видеть зритель.

- Актер - профессия зависимая. Насколько Вы лично зависите от режиссера при всей своей самостоятельности?

- И я, и другие актеры зависимы от всех. От сценариста, от режиссера, если речь идет о кино-то в большой степени от оператора, от партнера. А главное, мы зависим от зрителя, который приходит в зрительный зал, и это прекрасно. Такая вот замечательная зависимость и огромная ответственность.

- Вы актер старой классической школы. Не раздражает, что сейчас театр больше рассматривают как чисто развлекательное заведение, а не как истинный храм искусства?

- Вот говорят, что люди устали и не хотят ни о чем думать, приходя в зрительный зал. Им надо расслабиться, отдохнуть, но я считаю, что для этого существуют совершенно определенные театры - театр Сатиры, театр Комедии. Драматический театр призван заставить людей думать, сопереживать, сопоставить свою жизнь с увиденным на сцене, даже смеяться по-умному, потому что глупостей и так хватает в нашей жизни.

- В ужасающей нищете живут и уходят из жизни замечательные актеры Михаил Кононов, Георгий Вицин, Тамара Носова, Борис Иванов. Почему такое отношение у государства, у общества?

- То о чем Вы сказали, это такая больная тема! Я об этом никогда не стеснялся говорить в присутствии любого начальства.

- Это давало какие-то результаты?

- Нет, конечно. К моему огромному сожалению. Но я убежден, что, то государство, в котором культура по финансированию занимает одно их последних мест, такое государство будет таким, какое оно есть.

- Хотите сказать, что имеем то, что имеем?

- По большому счету, - да. Я понимаю, что у государства много и других забот, но культура ждать не может. Она может только разлагаться.

- Эммануил Гедеонович, Ваша породистость, - она откуда? Когда я задала такой вопрос Вячеславу Васильевичу Тихонову, он все "свалил" на свой Павловский Посад.

- Не знаю откуда. У меня в семье все технари, ни одного родственника старшего поколения, который был бы "из культуры". Вот более молодое поколение - другое дело. Среди моих близких и дальних родственников сейчас есть и музыканты, и писатели, и художники.

- Что главное для Вас в жизни? Профессия, любовь, дети?

- Все. Все вместе взятое, - это жизнь.

- Каждый юбилей - время подведения некоторых итогов. Кто я, что я, чего достиг. Ваша оценка самого себя?

- Пусть лучше обо мне другие говорят, но я знаю, что я никогда в своей жизни не предавал, ни профессию, ни человека.

- О чем жалеете, как о невозвратном?

- О том, что возвратить нельзя и пониманием того, что возврата быть не может. Никуда.

- Что бы Вы хотели изменить в своей жизни, если бы начать все сначала?

- Ничего.

- Большое спасибо за интервью, Эммануил Гедеонович. Я поздравляю Вас с юбилеем!

Наташа Николаева
декабрь 2009
http://www.kino-teatr.ru/teatr/person/161/

viperson.ru

Док. 650449
Перв. публик.: 18.12.09
Последн. ред.: 20.09.12
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Брежнев Леонид Ильич
  • Хрущев Никита Сергеевич
  • Кононов Михаил Иванович
  • Соломин Юрий Мефодьевич
  • Тихонов Вячеслав Васильевич
  • Виктюк Роман Григорьевич
  • Виторган Эммануил Гедеонович
  • Вицин Георгий Михайлович
  • Володин Александр Моисеевич
  • Носова Тамара Макаровна
  • Товстоногов Георгий Александрович
  • Высоцкий Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``