В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Досье актера Караченцова Назад
Досье актера Караченцова
"Меня теперь спрашивают знакомые: "Ты любишь пить огненную воду?".

Караченцову скоро пятьдесят пять. Отмечать юбилей он категорически отказался. Во-первых, что это за юбилей? Так проходящая, некруглая дата. Во-вторых, (спасибо профессии, которая требует держать себя в форме!) возраста своего он не чувствует: некоторые молодые не могут повторить того, что он делает на сцене. Ну а в третьих: - Если это повод для моих друзей, чтобы им было весело и радостно, - пожалуйста. Д самому мне не нужно: это дополнительная нервотрепка, заботы. Чем тише все пройдет, тем мне спокойнее. Важно другое: вовремя остановиться и подумать, правильно ль живешь? Что сделал, что нужно еще успеть. Неизвестно, сколько тебе отпущено.

И все-таки на свое пятидесятипятилетие артист не остался без подарка. К дате вышел новый альбом Николая Караченцова "Высший пилотаж" с песнями Елены Суржиковой (агентство "Новый звук"). Презентацию по этому поводу актер тоже решил не закатывать: "Люди голодают, а тут пир во время чумы..." Но кое-что рассказал. Знакомство с автором песен произошло при самых невероятных обстоятельствах. Елена написала рассказ о том, как один очень известный актер по фамилии Одинцов поет песню никому не известного автора. Рассказ посвящался Караченцову, Одинцовым он, собственно, и был. Николай Петрович его прочел. И песню послушал, которую по сюжету спел. Потом и другие, которые вошли в "Высший пилотаж".

- А если бы эти песни попали к другому исполнителю?

- К этому я отношусь спокойно. И так каждый день на каком-то канале звучу, и песни мне каждый день несут. Есть композиторы, с которыми я работаю много лет:

Максим Дунаевский или Лора Квинт. Есть начинающие. Те, которым подойти боязно, и те, которые осаждают, звонят, пичкают, несут: "Послушайте мои лучшие сто песен". Когда-то жилось легко: у меня был музыкальный редактор. Кордон, через который все проходило. А сейчас он уехал в другую страну, и мне приходится самому весь этот ворох перебирать. Хорошо, что появились песни Лены Суржиковой. Они мне нравятся, потому что они выстраданы. Эти песни не статья доходов. Они заказаны ее собственной душой.

- Ваша диснография на сегодняшний день...

- Не сосчитать. Потому что не считал я. Давайте озаглавим "The best of..." и пошли... Если бы я был в первую очередь эстрадным певцом, этим бы специально занимался. Крутился бы в шоу-бизнесе, выпускал альбомы. Но в первую очередь я - актер. У меня две любви - театр и кино. И есть одна грань, через которую я перехожу с опаской, - эстрадная песня. С опаской потому, что висит надо мной обвинение: куда он со свиным рылом в калашный ряд! Но ведь есть целое направление "актерская песня". Как замечательно пели Марк Бернес, Андрей Миронов. Как блистательно поют Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко. У наших эстрадных ведущих певцов песня начинает стрелять, когда она поется сердцем. И тогда все женщины сходят с ума и хотят такую же любовь, о которой поется. К песне я отношусь, как бы банально это ни прозвучало, как к маленькому спектаклю.

Мне важно не столько спеть песню, сколько ее сыграть. Нет пропасти между актером и певцом. Вы же чувствуете в театре, когда актер начинает не играть, а наигрывать, фальшивить. Фальшь - музыкальный термин. Евгений Павлович Леонов все шутил:

"Где мне найти ружье, чтобы застрелить того медведя, который наступил мне на ухо". Но настолько он был музыкален, что, выходя на сцену, в которой музыка уже сложилась, не был диссонансом, не фальшивил, а только развивал и поддерживал свою тему в музыке спектакля. Этому учиться надо. Актерская профессия вообще воспитывает самостоятельность. Потому что в его судьбе обязательно наступает такой момент, когда все занимают свое место. Автор остается на бумаге, режиссер - за кулисами, а на сцену выхожу я. Передо мной сидит тысяча человек, и я не имею права что-то сделать плохо, ниже той красной черты, которую я сам себе определил.

- Черту с Дубровским вы определили правильно.

- Мне понравился сценарий: лихо закрученная интрига. Съемочная группа боялась, что я откажусь сниматься, и мне приносили по пять серий. Читать было так интересно, что я сказал: "Скорее несите дальше".

- А ведь ваш герой никакой не Дубровский. В книжке Льва Гурсного, по которой снимался сериал "Д.Д.Д.", зовут его Яковом Штерном.

- Романтики мы добавили и игры. Это же современный Робин Гуд. В то же время он не выхолощенный супермен, не Джеймс Бонд. Он может растеряться, может влюбиться в кого не надо по уши. Сценарий ироничный. Все фамилии героев говорящие: Дубровский, генеральный прокурор Саблин, а его хитроватый и трусоватый помощник - Курочкин. Там есть персонажи - я был против, мне казалось, это перебор - Громопуколо и Копчик.

- Да вы провокатор! Есть среди говорящих имен и Маша. Вы произнесете коронную реплику: "Спокойно. Маша. я - Дубровский"?

- Дубровский много чего говорит. И это мне тоже нравится. Смотрит, например, на себя в зеркало и произносит: "Я не Пушкин". Уже хорошо. Сейчас ко мне подходят знакомые и спрашивают: "Ты любишь пить огненную воду?" Приходится отказываться. В фильме мы все время валяем дурака, чтобы не было всерьез, не было моря кровищи и страха. Хотя в конце концов все заканчивается очень серьезно, и я один встаю против всех. Теряю друзей.

- И с Резановым вашим то же самое происходит. Получается одиночество - удел благородного человека?

- Нет. Это просто совпадение. Резанов - личность уникальная. Как один из самых богатых людей России мог решиться идти туда, куда никто не ходил? Зачем ему какая-то Калифорния? Откуда берутся Циолковские и Гагарины? Что это за страсть - шагнуть в темноту? В спектакле есть слова:

"Он мечтал закусив удила свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку спасибо". Такова сила личности, масштаб характера, грандиозность мыслей.

- У вас авантюры бывают?

- Да.

- Часто?

- Так я и признался. В нашей профессии есть что-то сродни авантюристам-первооткрывателям. Если ты играешь роль классического репертуара - делаешь это по-своему. Ты ее делаешь в первый раз.

Лариса Алексеенко.

Источник газета "Версия"
http://pressarchive.ru/versiya/1999/10/12/20197.html

Док. 650620
Перв. публик.: 23.05.12
Последн. ред.: 15.06.12
Число обращений: 0

  • Караченцов Николай Петрович
  • Леонов Евгений Павлович
  • Миронов Андрей Александрович
  • Фрейндлих Алиса Бруновна
  • Гурченко Людмила Марковна
  • Дунаевский Максим Исаакович
  • Суржикова Елена Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``